ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-131/20 от 20.11.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-131/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2020 г. г. Курган

Курганский областной суд в составе:

судьи Варлакова В.В.,

при секретаре Шумиловой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Курганской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании лесохозяйственного регламента Белозерского лесничества, утвержденного приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 6 ноября 2018 г. № 681 (в редакции приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 27 декабря 2019 г. № 684),

установил:

приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее – Департамент) от 6 ноября 2018 г. утвержден лесохозяйственный регламент Белозерского лесничества (далее – лесохозяйственный регламент), сроком действия с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2028 г.

В настоящее время лесохозяйственный регламент действует в редакции приказа Департамента от 27 декабря 2019 г. № 684.

Прокурор Курганской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании лесохозяйственного регламента.

В обоснование требований указывает, что в таблице 3 пункта 1.1.4 лесохозяйственного регламента «Подразделение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» с целевым назначением «эксплуатационные леса» отнесены леса, в том числе участкового лесничества Боровское: ФИО1 мастерский участок в кв. 3 (ч), 7-10, 15-21, 29-45, 50-60, 64-71, 73-75, 79-86, 96-103, 106-112; ФИО2 мастерский участок в кв. 8-12, 21-26, 31-37, 40-45.

Согласно таблице 5 пункта 1.1.6 лесохозяйственного регламента в части территории Белозерского лесничества, в том числе на территории участкового лесничества Боровское (ФИО1 мастерский участок в кв. 14, 16-21, 23, 26, 29-103, 105ч, 106-112 и ФИО2 мастерский участок в кв. 1-7, 13-20ч, 26ч, 27ч, 38ч, 47ч) располагается Белозерский государственный природный зоологический заказник регионального значения.

Прокурор полагает, что включение в таблицу 3 пункта 1.1.4 «Подразделение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» лесов участкового лесничества Боровское: ФИО1 мастерский участок кв. 16-21, 29-45, 50-60, 64-71, 73-75, 79-86, 96-103, 106-112; Боровской мастерский участок кв. 26 в категорию «эксплуатационные леса» противоречит требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Приводит доводы о том, что в связи с отнесением лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий к категории эксплуатационных лесов ряд участков Боровского участкового лесничества передан на правах долгосрочной аренды ООО «ЛПК Кособродский ДОЗ» и ООО «Курганлеспром», в том числе, для заготовки древесины.

Считает, что осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, установленных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, противоречит целям создания государственного природного зоологического заказника.

Полагает, что включение лесных участков, расположенных в особо охраняемой природной территории, в состав эксплуатационных лесов может повлечь за собой последующую их незаконную вырубку, что приведет к нарушению режима памятника природы, причинению существенного ущерба окружающей среде и нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Административный истец указывает, что лесохозяйственный регламент официально опубликован не был. Приказы Департамента от 6 ноября 2018 г. № 681 и от 27 декабря 2019 г. № 684 опубликованы только на официальном сайте Департамента, в то время как официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области является публикация его полного текста в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» либо размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации».

На основании изложенного, прокурор Курганской области просит признать недействующим лесохозяйственный регламент со дня его принятия.

В судебном заседании представитель прокуратуры Курганской области – Поляковская И.В. административное исковое заявление поддержала.

Представители Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области – ФИО3, ООО «Курганлеспром» – ФИО4, ООО «Курганстальмост Лес» – ФИО5, ООО «Лесоперерабатывающий комплекс Кособродский ДОЗ» – ФИО6 против удовлетворения административного иска возражали.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области является исполнительным органом государственной власти Курганской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление в сфере изучения, регулирования и использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, ответственным за реализацию государственной политики в сфере экологического просвещения и формирования экологической культуры на территории Курганской области, а также в сфере обеспечения радиационной безопасности, пожарной безопасности, обеспечения защиты населения и территорий Курганской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, гражданской обороны (пункт 1 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 г. № 338 (далее – Положение о Департаменте).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 13 Положения о Департаменте к полномочиям Департамента в области лесных отношений относятся разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, за исключением лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, законом отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что на территории Белозерского лесничества расположена особо охраняемая природная территория - Белозерский государственный природный зоологический заказник регионального значения.

Департамент, утверждая лесохозяйственный регламент, отдельные лесные участки которого расположены на особо охраняемой природной территории, вышел за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания нормативного правового акта в указанной части недействующим.

В силу части 6 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

В связи с этим, на лесохозяйственные регламенты распространяются положения части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации о том, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно части 3 статьи 51 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (далее – Закон Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444) нормативные правовые акты органов исполнительной власти Курганской области вступают в силу после их официального опубликования, если иной порядок вступления их в силу не установлен соответствующим нормативным правовым актом Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области, органа исполнительной власти Курганской области (но не ранее дня их официального опубликования).

В соответствии с частью 3 статьи 46 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области является публикация его полного текста в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» (в основном номере и (или) в приложении к нему) (далее также - официальное печатное издание) либо размещение (опубликование) нормативных правовых актов Курганской области на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Судом установлено, что первоначальный текст лесохозяйственного регламента в редакции приказа Департамента от 6 ноября 2018 г. № 681, и его последующие изменения в редакции приказа Департамента от 27 декабря 2019 г. № 684 в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир», либо на «Официальном интернет-портале правовой информации» опубликованы не были.

Доводы Департамента о том, что лесохозяйственный регламент и внесенные в него изменения размещены на официальном сайте Департамента и их дополнительного размещения в иных источниках не требуется, основаны на неверном толковании приведенных выше положений закона.

Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» акты, не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью, как не имеющего юридической силы с момента его принятия.

Поскольку нормативный правовой акт не был опубликован в установленном порядке, имеются основания для признания его недействующим полностью независимо от иных оснований и доводов, содержащихся в административном исковом заявлении, со дня его принятия.

Проверяя доводы административного истца о том, что лесохозяйственный регламент не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд находит их заслуживающими внимания.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В судебном заседании установлено, что в структуре лесохозяйственного регламента имеется пункт 1.1.4 с таблицей 3 «Подразделение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которому леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.

Согласно пункту 1.1.6 лесохозяйственного регламента на территории Белозерского лесничества расположена особо охраняемая природная территория – Белозерский государственный природный зоологический заказник регионального значения, которая включает, в том числе, территорию участкового лесничества Боровское (ФИО1 мастерский участок в кв. 14, 16-21, 23, 26, 29-103, 105ч, 106-112 и ФИО2 мастерский участок в кв. 1-7, 13-20ч, 26ч, 27ч, 38ч, 47ч).

Между тем, на территории лесничества не выделена категория защитных лесов «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях».

Напротив, в оспариваемом нормативном правовом акте лесные участки, расположенные на такой территории, отнесены к эксплуатационным лесам.

Так, в границах Белозерского государственного природного зоологического заказника регионального значения к эксплуатационным лесам отнесены леса, в том числе участкового лесничества Боровское: ФИО1 мастерский участок в кв. 3 (ч), 7-10, 15-21, 29-45, 50-60, 64-71, 73-75, 79-86, 96-103, 106-112; ФИО2 мастерский участок в кв. 8-12, 21-26, 31-37, 40-45.

В связи с отнесением вышеуказанных лесных участков к категории эксплуатационных лесов, ряд участков передан Департаментом в аренду ООО «Курганлеспром», ООО «Лесоперерабатывающий комплекс Кособродский ДОЗ», в том числе, в целях заготовки древесины.

Из положений статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1).

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2).

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3).

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В соответствии с приказом Департамента от 17 января 2014 г. № 26 «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Курганской области» Белозерский государственный природный зоологический заказник, организованный на основании постановления администрации Курганской области от 20 августа 1999 г. № 454 «Об утверждении Положений о государственных природных заказниках Курганской области», является особо охраняемой природной территорией регионального значения Курганской области.

В силу части 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом № 33-ФЗ.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Федерального закона № 33-ФЗ).

Таким образом, цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

В результате неправомерного отнесения лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав Белозерского государственного природного зоологического заказника регионального значения к эксплуатационным лесам, на территории последних фактически разрешено осуществление рубок лесных насаждений, и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания заказника, и нарушает права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды.

Поскольку по настоящему делу установлено несоответствие оспариваемого лесохозяйственного регламента положениям статей 12, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, имеющего большую юридическую силу, превышение предоставленных Департаменту полномочий при принятии оспариваемого нормативного правового акта и несоблюдение порядка его опубликования, административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Учитывая изложенное, сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном издании Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Курганской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия лесохозяйственный регламент Белозерского лесничества, утвержденный приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 6 ноября 2018 г. № 681 (в редакции приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 27 декабря 2019 г. № 684).

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном издании Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья В.В. Варлаков