ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-131/2022 от 25.05.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-131/2022

УИД 27OS0000-01-2022-000126-40

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

25 мая 2022 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Федоренко Н.В.,

при секретаре Бритовой П.С.,

с участием прокурора Сырчиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Дальреммаш» о признании недействующим в части постановления Губернатора Хабаровского края от 26 января 2022 года № 3 «Об утверждении критериев включения (исключения) торговых объектов (территорий) в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Хабаровского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты»,

УСТАНОВИЛ:

26 января 2022 года Губернатором Хабаровского края издано постановление от № 3 «Об утверждении критериев включения (исключения) торговых объектов (территорий) в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Хабаровского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты».

Пунктом 1 постановления Губернатора Хабаровского края от 26 января 2022 года № 3 утвержден критерий включения торговых объектов (территорий) в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Хабаровского края, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, - общая площадь торгового объекта (территории) согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости - не менее 800 кв.метров.

АО «Дальреммаш» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления Губернатора Хабаровского края от 26 января 2022 года № 3.

В обоснование заявленных требований (с учетом дополнения к административному исковому заявлению) административный истец указал, что не согласен с определенным указанным постановлением критерием. Приняв за основу критерия выписку из ЕГРН, Губернатор исключил из определения торговый объект, установленное в постановление Правительства Российской Федерации № 19 октября 2017 года № 1273, понятие – часть здания (помещение). Так, на первом этаже здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2 139,6 кв.м., принадлежащем административному истцу на праве собственности, расположен торговый объект – магазин «Выгодный» (отдел «Сади Сам»). Данный арендатор в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 19 октября 2017 года № 1273 является правообладателем помещений общей площадью 810,6 кв.м., используемых им под торговую деятельность на основании договора аренды № 33 от 1 октября 2019 года. Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края письмом от 13 августа 2021 года уведомило административного истца о включении торгового магазина «Сади Сам» в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защищенности. Учитывая, что Губернатором принят критерий только в отношении всего торгового объекта на основании выписки из ЕГРН и не имея критерия в отношении помещений, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов возложена на собственника объекта, то есть на административного истца, исключив понятие – правообладатель, что явно противоречит смыслу постановления Правительства Российской Федерации № 19 октября 2017 года № 1273. Такое исключение подразумевает, что категорированию в интересах антитеррористической защиты подлежит все здание, независимо от вида деятельности как самого собственника, так и других арендаторов, находящихся в этом здании. Считает оспариваемое постановление необоснованным и нарушающим права и законные интересы административного истца, так как он является субъектом правоотношений, регулируемых этим актом. Все мероприятия, которые необходимо провести по обеспечению антитеррористической защищенности торгового объекта требуют не только временных, но и финансовых затрат, а также отвлечения сотрудников предприятия от своих прямых обязанностей. Привязывая оспариваемый критерий к выписке из ЕГРН, Губернатор изменил понятие «торговый объект», так как из выписки ЕГРН берется вся площадь объекта, поставленного на кадастровый учет, а не только площадь торгового зала; сократил понятие правообладатель торгового объекта, так как исключил понятие правообладатель-арендатор.

Административный истец просил суд признать недействующим с 28 января 2022 года пункт 1 постановления Губернатора Хабаровского края от 26 января 2022 года № 3; взыскать с Губернатора Хабаровского края расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Определением судьи от 20 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено министерство сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края.

Определением судьи от 18 мая 2022 года произведена замена заинтересованного лица министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края его правопреемником – министерством промышленности и торговли Хабаровского края.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Дальреммаш» ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске и дополнениях к нему.

В судебном заседании представитель административного ответчика Губернатора Хабаровского края ФИО2 заявленные требования не признал, просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, в которых указано, что оспариваемое постановление принято в верной форме, уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры принятия и опубликования, а также не нарушает права административного истца.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица министерства промышленности и торговли Хабаровского края ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, в которых указано, что федеральный законодатель четко определил, какие виды недвижимого имущества могут быть признаны торговым объектом (территорией) и цель использования таких объектов. Иное толкование данного понятия недопустимо, в связи с чем доводы административного истца о том, что к торговым объектам относятся территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, иные подобные объекты, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности, направленной на получение прибыли от их использования подлежат отклонению. Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)», не содержат ограничений для определения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) критерия для включения в перечень, в связи с чем уполномоченный орган вправе использовать для критерия любую величину, но для её количественного определения обязан использовать только данные из официальных источников, позволяющие установить соответствие объекта недвижимости установленному критерию. При наличии зарегистрированного в установленном законом порядке в ЕГРН права на помещение (часть здания), площадью более 800 кв.м. при условии осуществления в нём торговой деятельности, указанное помещение подлежит включению в перечень, что в полной мере соответствует положениям Требований. При этом наличие в выписке ЕГРН сведений об арендаторе имущества в объекте недвижимости не лишает собственника объекта недвижимости статуса правообладателя и по смыслу пунктов 2 и 3 Требований собственник совместно с арендаторами либо иными правообладателями несет обязанность по организации антитеррористической защищенности торгового объекта. Информация о правообладателях торгового объекта фиксируется в паспортах безопасности, разрабатываемых на торговый объект. При этом степень ответственности и конкретные мероприятия по антитеррористической защите, которые должен выполнять тот или иной правообладатель объекта не зависят от того, внесена о нем информация в перечень или нет. Установление количественного показателя площади равное 800 кв.м. поддержано участниками координационного совещания, проведенного министерством с представителями силовых структур, участвующих в работе Комиссий - Управление ФСБ России по Хабаровскому краю, Федерального государственного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю», Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю и администрацией города Хабаровска. Кроме того, каждый субъект Российской Федерации исходя из своих географических и социально-экономических особенностей, на основании пункта 5 Требований вправе самостоятельно устанавливать критерии для включения торговых объектов в перечень.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Сырчиной Л.Н., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Из статьи 1 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» следует, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

В соответствии с подпунктом 51.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 5.1 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) организует реализацию государственной политики в области противодействия терроризму на территории субъекта Российской Федерации; координирует деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений.

Требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 года № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» (далее – Требования).

В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) возлагается на юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), или использующих земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения для размещения торговых объектов (территорий) на ином законном основании (далее - правообладатели торговых объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников торговых объектов (территорий).

В силу пункта 5 Требований перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, а также критерии включения (исключения) торговых объектов (территорий) в указанный перечень определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), по согласованию с территориальным органом безопасности, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Во исполнение пункта 5 Требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) распоряжением Губернатора Хабаровского края от 16 апреля 2018 года № 155-р министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края определено органом исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченным на определение перечня торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Хабаровского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, а также на осуществление контроля за обеспечением антитеррористической защищенности данных объектов (территорий) посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок.

В соответствии с Положением о министерстве промышленности и торговли Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 24 января 2022 года № 15-пр, правопреемником министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края в части указанных полномочий является министерство промышленности и торговли Хабаровского края (пункты 3,33, 3.33.1, 3.33.2).

Как следует из материалов дела, утвержденный Губернатором Хабаровского края в оспариваемом постановлении критерий включения торговых объектов (территорий) в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Хабаровского края, подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты, в соответствии с положениями пункта 5 Требований был согласован с начальником Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю, начальником Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю, начальником Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, что подтверждается представленными листами согласования от 13 сентября 2021 года, от 16 сентября 2021 года.

Также материалами дела подтверждается, что при подготовке проекта указанного постановления Губернатора Хабаровского края от 26 января 2022 года № 3 проводилась антикоррупционная экспертиза, которая не выявила коррупциогенных факторов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.

Согласно пункту 39.1 Устава Хабаровского края (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) Губернатор края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава края и краевых законов издает постановления и распоряжения.

В соответствии с частью части 1 статьи 4 Закона Хабаровского края от 31 июля 2002 года № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края» официальным опубликованием нормативных правовых актов Губернатора края, нормативных правовых актов Правительства края считается первая публикация их полного текста в краевых периодических изданиях, определенных настоящим законом, и (или) первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), на «Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края» (laws.khv.gov.ru).

Оспариваемое постановление подписано Губернатором Хабаровского края ФИО4

Постановление Губернатора Хабаровского края от 26 января 2022 года № 3 опубликовано 27 января 2022 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 28 января 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что, оспариваемое в части постановление Губернатора Хабаровского края от 26 января 2022 года № 3 принято уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, предоставленной действующим законодательством, опубликовано в установленном законом порядке и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Доводы административного истца о том, что определение критерия для включения в перечень на основе выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости противоречит положениям Требований, суд находит несостоятельными.

Пунктом 1 постановления Губернатора Хабаровского края от 26 января 2022 года № 3 установлено, что включению в перечень подлежит торговый объект (территория), общая площадь которого согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости составляет не менее 800 кв.метров.

Пунктом 2 Требований установлено, что для целей данных требований под торговым объектом (территорией) понимаются земельный участок, комплекс технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельное здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Таким образом, в пункте 2 Требований четко определено, какие виды недвижимого имущества подпадают под понятие «торговый объект» для целей названных требований.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Таким образом, получение информации о площади зданий, строений, сооружений, являющихся торговыми объектами (территориями) на основании выписке из Единого государственного реестра недвижимости, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Доводы административного истца о том, что установленным критерием не учитывается включенная в понятие торгового объекта (территории) часть здания (помещения), суд также находит несостоятельными.

Согласно пункту 24 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о части объекта недвижимости, за исключением случая, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 5 названной статьи.

Из системного толкования названных норм следует, что части зданий не исключены из числа объектов, которые в силу оспариваемого постановления могут быть включены в перечень на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

Учитывая изложенное доводы административного истца о том, что оспариваемое постановление противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нашли своего подтверждения и опровергается вышеизложенным.

По настоящему делу доказательств, объективно подтверждающих нарушение оспариваемым нормативным правовым актом каких-либо прав либо законных интересов административного истца, не представлено.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением порядка принятия, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий, требований к форме и виду нормативных правовых актов, порядка опубликования, оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав административного истца, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликовано в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края laws.khv.gov.ru.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований акционерного общества «Дальреммаш» о признании недействующим пункта 1 постановления Губернатора Хабаровского края от 26 января 2022 года № 3 «Об утверждении критериев включения (исключения) торговых объектов (территорий) в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории Хабаровского края и подлежащих категорированию в интересах их антитеррористической защиты» отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края laws.khv.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Хабаровского краевого суда