Дело № 3а-131/2022
42OS0000-01-2022-000132-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.,
при секретаре Горн Н.Е,
с участием прокурора Фроловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«31» мая 2022 года
административное дело по административному иску открытого акционерного общества «Северо-Кузбасская энергетическая компания» о признании нормативного правового акта недействующим в части
УСТАНОВИЛ:
14 февраля 2022 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее также РЭК Кузбасса, регулирующий орган) принято постановление № 23 «Об установлении необходимой валовой выручки, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» и сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» (далее также Постановление № 23).
Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru, 14 февраля 2022 года (том 1 л.д. 87).
Пунктом 2 постановления ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области – Кузбассе на 2021 год.
Пунктом 3 постановления установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год (период с 01 января 2021 года по 31 мая 2021 года) (том 1 л.д. 63 – 66).
Открытое акционерное общество «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (далее по тексту ОАО «СКЭК», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с момента издания постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 14 февраля 2022 года № 23 «Об установлении необходимой валовой выручки, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» и сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» в приведенной выше части по причине не соответствия их нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В обоснование требований указывает, что Постановление № 23 утверждено во исполнение решения Кемеровского областного суда от 14 июля 2021 года по делу № 3а-80/2021 и является замещающим нормативным правовым актом постановлений РЭК Кузбасса № 844 и 845 от 31 декабря 2020 года, которые устанавливали необходимую валовую выручку Общества и парные индивидуальные тарифы для взаиморасчетов с сетевыми организациями на 2021 год. Однако при принятии замещающего нормативного правового акта РЭК Кузбасса не учтены выводы, сделанные судом, необходимая валовая выручка (далее также НВВ) Общества и тарифы на услуги по передаче электрической энергии утверждены в прежнем размере. Тем самым оспариваемое Постановление № 23 направлено на преодоление вступившего в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель административного истца –ФИО1, действующий на основании доверенности № 260/2-2.2 от 20 декабря 2019 года, сроком действия на 3 года, заявленные требования поддержал в полном объеме по тем основаниям, что изложены в иске и дополнениях к нему (том 1 л.д. 71 - 73).
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО2, действующая на основании доверенности № 1 от 09 января 2020 года, сроком действия на 3 года, в судебном заседании возражала против требований административного истца, письменные возражения, приобщены к материалам дела (том 1 л.д. 82 - 85).
Представитель заинтересованного лица Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» ФИО3, действующая на основании доверенности № 42/23 от 30 марта 2022 года, сроком действия по 28 апреля 2025 года, возражала против заявленных требований, пояснив, что удовлетворение требований административного истца повлечет нарушение прав и законных интересов смежных сетевых организаций.
Заинтересованные лица ФАС России, АО «Оборонэнерго» (филиал АО «Забайкальский» «Оборонэнерго»), ООО «Регионэнергосеть», ООО ХК «СДС-Энерго», ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД»), АО «Специализированная шахтная энергомеханическая компания», ООО «Энергосервис», АО «Сибирская промышленная сетевая компания», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь», ООО «Электросетьсервис», ООО «Ресурсоснабжающая компания» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Фроловой Т.В., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с подп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно п. 3 ст. 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кузбасса в пределах предоставленных полномочий.
Проверив форму и вид, в которых РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения его в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.
В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
Из них Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Необходимая валовая выручка пунктом 2 Основ ценообразования определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).
Судом установлено, что ОАО «СКЭК» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Для Общества определен долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы. Долгосрочные параметры регулирования и НВВ на долгосрочный период регулирования Обществу определены в постановлении РЭК Кемеровской области от 31 декабря 2016 года № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области» (в редакции 2019 года).
31 декабря 2020 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», пунктом 14 приложения № 2 к которому для территориальной сетевой организации ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» утверждена необходимая валовая выручка (без учета потерь) на 2021 год в размере 1 391 678, 46 тыс. руб.
Также 31 декабря 2020 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» пунктом 14 таблицы 2 приложения № 1 к которому утверждена необходимая валовая выручка ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области – Кузбассе на 2021 год, в размере 1 391 678, 46 тыс. руб.; пунктами 16, 21, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 37, 49, 60, 70 приложения № 3 к постановлению утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год.
Решением Кемеровского областного суда от 14 июля 2021 года по делу № 3а-80/2021 перечисленные выше нормативные правовые акты, принятые 31 декабря 2020 года, признаны недействующими в приведенных частях (том 2 л.д. 177 – 190).
В ходе рассмотрения административного дела об оспаривании вышеуказанных постановлений Региональной энергетической комиссии судом установлено, что расчет необходимой валовой выручки для ОАО «СКЭК» не является экономически обоснованным, необходимая валовая выручка ОАО «СКЭК» на 2021 год в размере 1 391 678, 46 тыс. руб. рассчитана неправильно, вследствие чего размер индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «СКЭК» и сетевыми организациями АО «Оборонэнерго» (филиал «Забайкальский» АО «Оборонэнерго»), ООО «Регионэнергосеть», ХК ООО «СДС-Энерго», ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС», ОАО «РЖД» (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД», АО «Специализированная шахтная энергомеханическая компания», ООО «Энергосервис», АО «Сибирская промышленная сетевая компания», ООО «Территориальная сетевая организация «Сибирь», ООО «Электросетьсервис», ООО «Ресурсоснабжающая компания» на 2021 год, которые определены (рассчитаны), в том числе, на основании НВВ административного истца, также подлежат пересчету.
На Региональную энергетическую комиссию Кузбасса возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие названные постановления в отмененной части.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 02 декабря 2021 года решение Кемеровского областного суда оставлено без изменения (том 2 л.д. 168 - 176).
Во исполнение решения Кемеровского областного суда от 14 июля 2021 года по делу № 3а-80/2021 14 февраля 2022 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление № 23 «Об установлении необходимой валовой выручки, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» и сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» (том 1 л.д. 63 – 66, 86).
Экономическое обоснование принятого нормативного правового акта и расчет необходимой валовой выручки Общества на 2021 год, приведены в экспертном заключении (том 1 л.д. 90 – 250, том 2 л.д. 1 - 161).
По результатам дополнительного анализа представленных документов регулирующим органом Обществу рассчитана необходимая валовая выручка на 2021 год в сумме 2 715 196,70 тыс. руб., что нашло свое закрепление в пункте 1 Постановления № 23 (том 1 л.д. 113, 86). В указанной части нормативный правовой акт не оспаривается.
Далее, РЭК Кузбасса пришла к выводу о необходимости оставить НВВ Общества без учета оплаты потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области – Кузбассе на 2021 год, на прежнем уровне – 1 391 678,46 тыс. руб., в виду ограничения роста предельных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год при расчете котловых и индивидуальных тарифов. Разницу в размере 1 323 518,24 тыс. руб. определено на основании пункта 7 Основ ценообразования учесть в последующих периодах регулирования как величину экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов (том 1 л.д. 86 оборот, 113).
В результате осуществленного регулирования НВВ Общества без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области – Кузбассе на 2021 год, а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «СКЭК» и иными сетевыми организациями, сохранены на уровне, установленном постановлениями РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 и № 845, признанными судом в указанной части недействующими.
Данное обстоятельство регулирующим органом не оспаривается.
Частью 8 статьи 5 Федерального Конституционного закона от 7 февраля 2011 года № 1 «О судах общей юрисдикции» закреплено, что вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации (абзац 13 пункта 7 Основ ценообразования).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты. Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
Оспариваемый нормативный правовой акт по смыслу разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 4 и 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», является замещающим актом, принятие которого направлено на установление экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «СКЭК» и иными сетевыми организациями на 2021 год.
Однако в рассматриваемом случае осуществленное регулирование, оформленное Постановлением № 23, принятое во исполнение решения Кемеровского областного суда от 14 июля 2021 года по делу № 3а-80/2021, не обеспечило его исполнение и, по сути, сохранило необходимую валовую выручку и действие тарифов, признанных экономически необоснованными, в нарушение принципов соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечения недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности, закрепленных в части 1 статьи 6 Федерального закона «Об электроэнергетике».
Таким образом, принципиальное значение решения, как акта защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов стороны административного процесса, не нашло своей реализации, право регулируемой организации на установление экономически обоснованных НВВ и тарифов не восстановлено.
С утверждением административного ответчика о правомерности примененного подхода в целях недопущения превышения предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, вследствие чего НВВ ОАО «СКЭК» и индивидуальные тарифы были сохранены в прежнем размере, суд не может согласиться.
Действительно, в соответствии со статьей 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственному регулированию на оптовом и (или) розничном рынках подлежат как цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, так и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (пункт 4).
Из них предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения (абзац 1).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы, для расчета которых на территории субъекта РФ на каждом уровне напряжения суммируется необходимая валовая выручка всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения (абзац 4 пункта 81 Основ ценообразования, пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания 20-э/2)).
Таким образом порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, регламентированный положениями действующего законодательства в области электроэнергетики, предусматривает наличие предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на данные услуги.
При этом изложенное не освобождает органы регулирования, действующие в пределах указанных уровней, от нормативно установленной обязанности формировать экономически обоснованные тарифы в соответствии с принципами государственного регулирования, закрепленными в статье 23 Федерального закона «Об электроэнергетике».
По смыслу абзаца второго пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», в случае превышения предельных уровней тарифов органу регулирования надлежит направить заявление о согласовании решения об установлении тарифов на уровне выше максимального в соответствии с Порядком согласования.
Порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержден приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года № 1483/19 (далее также - Порядок согласования) и предусматривает подачу соответствующего заявления, а также перечисленных в данном Порядке документов (пункты 2 – 7).
Приказами ФАС России № 1163/20 и № 1162/20 от 26 ноября 2020 года на территории Кемеровской области – Кузбасса утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год.
В свою очередь Региональная энергетическая комиссия Кузбасса сформировала единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2021 год, на уровне максимальных значений, содержащихся в приказах ФАС России, утвердив их в постановлении от 31 декабря 2020 года № 845.
В указанной части постановление РЭК Кузбасса № 845 было предметом судебной проверки. В ходе рассмотрения административного дела № 3а – 74/2021 при оспаривании территориальной сетевой организацией схожего регулирования – снижения НВВ в целях не превышения предельного уровня тарифов, регулирующим органом доказательств соблюдения Порядка согласования превышения предельного уровня тарифов при утверждении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2021 год, в целях принятия всех мер к установлению экономически обоснованных тарифов, не представлено. Решением по данному делу постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 в части установления приложением № 1 единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2021 год признано недействующим с даты принятия (том 3 л.д. 1 - 9).
Помимо этого, несоблюдение РЭК Кузбасса нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу, при утверждении цен (тарифов) на 2021 год установлено Федеральной антимонопольной службой России, в результате чего издан приказ № 394/21 от 23 апреля 2021 года об отмене с 1 июня 2021 года постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 и возложении на РЭК Кузбасса обязанности установить и ввести в действие не позднее 1 июня 2021 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Принятым во исполнение решения Кемеровского областного суда от 30 апреля 2021 года по административному делу № 3а – 74/2021 года постановлением РЭК Кузбасса № 440 от 26 октября 2021 года, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2021 год, утверждены в том же размере, что и ранее в постановлении № 845 (том 2 л.д. 246 – 248).
Невозможность соблюдения Порядка согласования превышения предельных уровней тарифов на 2021 год при принятии РЭК Кузбасса постановления № 440 от 26 октября 2021 года, о чем утверждает представитель административного ответчика, предметом проверки в рамках данного дела не является. Вместе с тем доказательств обращения с соответствующим заявлением суду не представлено.
При установленных обстоятельствах исключение из состава НВВ Общества на основании пункта 7 Основ ценообразования экономически обоснованных расходов, с целью компенсации разницы между тарифом, исчисленным с учетом обосновывающей документации сетевой организации, и утвержденным предельным значением тарифа, не соответствует порядку ценообразования в области электроэнергетики.
Мнение регулирующего органа о невозможности учесть увеличенный размер НВВ Общества для последующего расчета тарифов на 2021 год по тому основанию, что ОАО «СКЭК» единые котловые тарифы не оспаривало, суд находит ошибочным.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона «Об электроэнергетике» и пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Единые (котловые) тарифы устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный, одноставочный (пункт 81 Основ ценообразования, пункт 49 Методических указаний 20-э/2).
Согласно пункту 49 Методических указаний 20 – э/2 расчет единых (котловых) тарифов производится на основе необходимой валовой выручки, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации и дифференцированной по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимые валовые выручки всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Суммарная необходимая валовая выручка всех сетевых организаций применяется в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов и используемой при расчете одноставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии (пункты 50, 51 Методических указаний 20-э/2).
В силу пункта 52 Методических указаний 20-э/2 необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Соответственно в условиях котловой экономической модели потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единым (котловым) тарифам, которые в свою очередь суммируют необходимые валовые выручки всех сетевых организаций субъекта Российской Федерации по каждому уровню напряжения.
Полученная котловая выручка распределяется между получателем платежей по единым (котловым) тарифам и сетевыми организациями посредством индивидуальных тарифов, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой сетевой организации.
Таким образом, необходимая валовая выручка каждой территориальной сетевой организации, определенная на соответствующий период регулирования, является одной из базовых величин для расчета единых (котловых) тарифов на передачу электроэнергии, и от нее зависит конечный размер соответствующих тарифных ставок.
В силу названных норм изменение установленной необходимой валовой выручки предполагает перерасчет как индивидуальных тарифов, так и суммарной необходимой валовой выручки всех сетевых организаций и, соответственно, величины единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии.
В противном случае не обеспечивается соблюдение общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики и принципов установления тарифов, таких обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, сохранения баланса интересов всех сетевых организаций и потребителей услуг (статьи 6, 23 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
Следует отметить, что абзац 13 пункта 7 Основ ценообразования требует от органа тарифного регулирования исполнить решение суда о признании недействующим нормативного правового акта об установлении тарифного решения и возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт в полном соответствии с действующим законодательством в области электроэнергетики. При этом действующее законодательство в области электроэнергетики механизма изменения установленной необходимой валовой выручки без последующего изменения тарифных решений не содержит.
Поскольку для расчета единых (котловых) тарифов в регионе суммируются необходимые валовые выручки всех сетевых организаций по каждому уровню напряжения, пересмотренная органом регулирования во исполнение решения суда необходимая валовая выручка также подлежит включению в расчет этих тарифов в измененном размере, что соответствует порядку ценообразования.
Таким образом сохранение в замещающем нормативном правовом акте НВВ Общества в экономически необоснованном размере по тому основанию, что единые котловые тарифы Обществом не оспорены, не может рассматриваться как правомерное регулирование. Иное исключало бы возможность восстановления прав сетевой организации посредством судебной защиты в том случае, когда единые (котловые) тарифы ранее уже являлись предметом судебной проверки, что имело место в рассматриваемом случае (том 3 л.д. 10 – 11).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и проанализировав приведенные выше нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что установленные выше нарушения, допущенные органом регулирования, свидетельствуют о том, что постановление РЭК Кузбасса от 14 февраля 2022 года № 23 «Об установлении необходимой валовой выручки, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» и сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» в оспариваемой части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушает права и законные интересы административного истца.
В связи с этим у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не действующим в оспариваемой части постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 14 февраля 2022 года № 23.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, следовательно, оспариваемое административным истцом Постановление № 23 следует признать не действующим в части с момента его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 2, 3 постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 14 февраля 2022 года № 23 «Об установлении необходимой валовой выручки, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год».
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названное выше постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанное не действующим в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.
Председательствующий: С.В. Киклевич
Мотивированное решение составлено 8 июня 2022 года.