ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-131/2023 от 18.01.2024 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2023-000096-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2024 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Поповой А.Ю.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Вегеры А.А.,

представителя административного ответчика Правительства Иркутской области - Сотникова И.С.,

представителя административного ответчика Министерства здравоохранения Иркутской области - Галочкиной Ю.П.,

представителя административного ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области - Шатровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-5/2024 по административному исковому заявлению Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины к Правительству Иркутской области, Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования по Иркутской области, Министерству здравоохранения Иркутской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Иркутской области, Всероссийскому союзу страховщиков, Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Общественной организации «Ассоциация медицинских и фармацевтических работников Иркутской области» о признании незаконным тарифного соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 30.12.2022 в части установления базового тарифа на гемодиализ без индексации, обязании принять заменяющий нормативный правовой акт,

УСТАНОВИЛ:

Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины (далее - НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ) обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным тарифного соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 30.12.2022 в части установления базового тарифа на гемодиализ без индексации, обязании принять заменяющий нормативный правовой акт.

В обоснование административных исковых требований с учетом уточнений указал, что обжалует Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Иркутской области от 30.12.2022 в части непропорциональной индексации тарифов в системе ОМС для одного из тарифов, что ставит учреждения, оказывающие процедуры заместительной почечной терапии в дискриминирующее положение, кроме этого, нарушает права и интересы пациентов, в связи с необходимостью перехода на более дешевые низкокачественные расходные материалы, что связано с сокращением времени жизни пациентов на гемодиализе, их преждевременной смерти.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

В п. 186 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» определено, что включает в себя тариф на оплату медицинской помощи. Пунктом 5 главы 1 раздела 3 тарифного соглашения установлено, что базовый тариф на оплату диализа (код услуги А18.05.002 «Гемодиализ») составляет 5 949 руб.

НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ не согласен с указанным тарифом, поскольку в Тарифном соглашении отсутствует приведенный расчет базового тарифа, Комиссия при заключении указанного тарифного соглашения не учитывает индексацию, установленную коэффициентом Росстата, а также возросшие цены на медицинские препараты, инвентарь, необходимую индексацию заработной платы сотрудникам. Считает, что в соответствии с расчетом, основанном на реальных данных, стоимость базового тарифа должна составлять не менее 9 022,17 руб.

Административный истец приводит в таблицах расчет затрат на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи по данным за 2022 г., расчет затрат на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); расчёт стоимости иных затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) по данным за 2022 г.

Полагает, что установленный тарифным соглашением тариф на оказание медицинской помощи по диализу противоречит положениям Правил обязательного медицинского страхования, ст. 30, п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ, так как не учитывает фактическое состояние экономики, стоимости медикаментов, инвентаря, необходимости проведения индексации заработной платы и другие факторы, влияющие на стоимость тарифа на оказание медицинской помощи населению.

Считает, что Комиссией по разработке территориальной программы ОМС по Иркутской области при заключении тарифного соглашения не были учтены требования 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ. Поскольку структура тарифа в соответствии с ч. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ включает в себя расходы на заработную плату, приобретение лекарственных средств, расходных материалов и т.д., Комиссия по разработке территориальной программы при установлении базового тарифа должна учитывать показатели инфляции, которые отражают общее увеличение цен в Российской Федерации, что влияет на возможность оказания медицинской помощи населению. Согласно Тарифному соглашению на 2023 год базовый размер тарифа гемодиализа не изменился по сравнению с другими действующими тарифами, причина этого в протоколах заседания Комиссии не отражена.

В уточненном административном исковом заявлении указывает, что Тарифным соглашением установлены тарифы на оплату медицинской помощи по ОМС в рамках Территориальной программы ОМС Иркутской области, являющейся составной частью Программы государственных гарантий, их структуры и порядка применения, способов оплаты медицинской помощи и размера неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией тарифов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области. Ссылаясь на положения Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ указывает, что Тарифное соглашение по ОМС на территории Иркутской области подписано Министерством здравоохранения Иркутской области в лице заместителя министра здравоохранения Иркутской области Шелеховым А.В., Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Иркутской области в лице директора Градобоевой Е.В., страховыми медицинскими организациями в лице директора Иркутского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», профессиональным союзом медицинских работников в лице его представителя председателя Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Никифоровой С.В., медицинской профессиональной некоммерческой организации в лице ее представителя председателя общественной организации «Ассоциация медицинских и фармацевтических работников Иркутской области» Гайдаровым Г.М.

Данное Тарифное соглашение размещено на официальном сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области. Кроме того, на официальном сайте Министерства здравоохранения Иркутской области в разделе «деятельность / программы» размещена ссылка на Тарифное соглашение 2022 года, размещенное на сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области.

Указывает, что фактическое размещение тарифных соглашений на сайте Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области при наличии активной ссылки в соответствующем разделе на официальном сайте Министерства здравоохранения Иркутской области свидетельствует об обеспечении цели опубликования нормативного правового акта - доведение его содержания до общего сведения широкого круга лиц.

Считает, что оспариваемое Тарифное соглашение принято в установленном порядке уполномоченным органом в области обязательного медицинского страхования при наличии необходимого кворума для принятия решения, однако работники НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ не являются ни членами профсоюза медицинских работников, ни членами общественной организации. Таким образом, права НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ никто представить не мог (однако по данным основаниям не оспаривается административным истцом в данном процессе).

Кроме того, указывает, что ч. 7 ст. 35 Федерального закона № 326-ФЗ регламентирует структуру тарифа на оплату медицинской помощи. Аналогичные положения по структуре тарифа предусмотрены п. 186 Правил ОМС № 108н. Для установления тарифов используются следующие методы определения затрат: 1) нормативный; 2) структурный; 3) экспертный, что предусмотрено п. 187 Правил ОМС № 108н. В целом расчет стоимости по медицинской услуге производится по таблице, приведенной в п. 209 Правил ОМС № 108н. Одним из элементов тарифа в целом является «Затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги)». Согласно п. 193 Правил ОМС № 108н затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) в качестве одной из группы затрат учитываются в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги). В силу п. 197 Правил ОМС № 108н затраты на материальные запасы определяются исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении и включают в себя затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Таким образом, для определения затрат на приобретение материальных запасов необходимо два элемента: их перечень (объем) и их стоимость. Расчет размера затрат в составе тарифа на материальные запасы должен был быть произведен исходя из расчета «средневзвешенной цены». Положения Правил ОМС № 108н не содержат требований по определению стоимости затрат из расчета «средневзвешенной цены», при этом анализ средней цены нескольких контрактов в целом отвечает принципу определения средней цены и является обоснованным и соответствующим требованиям Правил ОМС № 108н.

Согласно п. 196 Правил ОМС № 108н затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги), в соответствии с действующей системой оплаты труда, включая денежные выплаты стимулирующего характера, в том числе денежные выплаты врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушерам (акушеркам), медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях; врачам, фельдшерам и медицинским сестрам медицинских организаций и подразделений скорой медицинской помощи за оказанную скорую медицинскую помощь вне медицинской организации; врачам - специалистам за оказанную медицинскую помощь в амбулаторных условиях, а также достижения целевых показателей уровня заработной платы медицинских работников, установленных «дорожными картами» развития здравоохранения в субъекте Российской Федерации. Группа затрат по заработной плате, которая участвует в формировании тарифа в целом определена с нарушениями положений п. 196 Правил ОМС № 108н и без учета майских Указов Президента Российской Федерации Путина В.В.

Следующей группой затрат, которая участвует в формирования тарифа п. п. 192, 194 Правила ОМС № 108н выделяют: затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (косвенные затраты). Состав косвенных затрат указан в п. 195 Правил ОМС № 108н. Кроме того, в итоге тариф на медицинскую услугу «Гемодиализ» распространяется на все формы (условия) оказания медицинской услуги и на амбулаторию и на дневной стационар, что также обуславливает необходимость анализа данных по всем условиям оказания медицинской помощи при наличии таких сведений в статистических формах № 14-Ф. Неизвестно, как именно определена группа косвенных затрат, которая участвует в формировании тарифа в целом, считает, что она определена с нарушениями положений п. п. 195, 207 Правил ОМС № 108н. Полагает, что данные несоответствия требованиям Правил ОМС № 108н безусловно влияют на итоговый показатель тарифа по медицинской услуге «Гемодиализ».

Согласно письменным пояснениям по делу административный истец указывает, что Территориальная программа ОМС, как следует из ч. 1 ст. 36 Федерального Закона № 326-ФЗ, является составной частью территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. При этом указанная территориальная программа формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования, и включает в себя, в том числе, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо (ч. 2 ст. 36). В силу ч. 3 ст. 36 Федерального Закона № 326-ФЗ норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования. Финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в случаях, указанных в ч. 3 данной статьи, осуществляется за счет платежей субъектов Российской Федерации, уплачиваемых в бюджет территориального фонда, в размере разницы между нормативом финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования и нормативом финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования с учетом численности застрахованных лиц на территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования согласно ч. 6 ст. 36 Федерального Закона № 326-ФЗ в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации, в том числе структуру тарифа на оплату медицинской помощи, и должна соответствовать требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования. Таким образом, считает, что структура тарифа на оплату медицинской помощи определяется как базовой программой ОМС, так и территориальной программой ОМС на территории субъекта Российской Федерации.

Ссылаясь на п. 192 Правила ОМС № 108н указывает, что расходы в составе базового тарифа на оплату диализа (код услуги А 18.05.002 «Гемодиализ»), установленного п. 5 главы 1 раздела 3 тарифного соглашения с учетом дополнительного соглашения от 30.06.2023 № 9 к Тарифному соглашению, на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Иркутской области от 30.12.2022 на заработную плату не пересматривались, не смотря на то, что до 29.12.2022 в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2022 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» через ТФОМС направлялись дополнительные средства на оплату труда медработников. В 2022 г. внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2022 № 1923, которым были утверждены правила распределения 58,5 млрд руб. на оплату труда медработников в регионах. Согласно указанным изменениям субсидии направлены напрямую в бюджеты субъектов после заключения администрациями регионов соглашений с Минздравом. Заработная плата медицинских работников государственных учреждений здравоохранения увеличивалась за счет субсидий через ТФОМС до 29.10.2022, после этой даты через иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации. Заработная плата негосударственных медицинских организаций, исходя из указанных субсидий, должна быть увеличена через повышение тарифа на медицинские услуги, однако базовый тариф, в частности на гемодиализ, не изменялся.

Считает, что на основании п. 5.1.Приказа Минздрава России от 10.02.2023 № 44н (ред. от 18.12.2023) «Об утверждении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения» при определении размера тарифов на оплату медицинской помощи в амбулаторных условиях должны устанавливаться указанные в данном пункте условия и, начиная с 15.05.2023 должны были быть скорректированы требования к Тарифному соглашению, которое заключают члены Комиссии по разработке территориальной программы ОМС.

Полагает, что фактически понесенные затраты административного истца на оказание медицинской помощи по диализу значительно превышает установленный базовый тариф на оплату, в связи с чем, возникает необходимость проверки тарифного соглашения на 2023 год на предмет соответствия Методики формирования базового тарифа методическим рекомендациям, рекомендованных письмом Минздрава России от 26.01.2023 № 31-2/И/2-1075 «О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования» (вместе с «Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования», утв. Минздравом России № 31-2/И/2-1075, ФФОМС № 00-10-26-2-06/749 26.01.2023).

Просит суд с учетом уточнений признать недействующим Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 30.12.2022 (в редакции дополнительных соглашений № 1 от 26.01.2023, № 2 от 28.02.2023, № 3 от 17.03.2023, № 4 от 31.03.2023, № 5 от 07.04.2023, № 6 от 13.04.2023, № 7 от 28.04.2023, № 8 от 31.05.2023, № 9 от 30.06.2023) в части установления базового тарифа на гемодиализ без индексации, обязать административного ответчика принять заменяющий нормативный правовой акт.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Иркутской области - Сотников И.С., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, указав, что Правительство Иркутской области, являясь постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномочило Министерство здравоохранения Иркутской области на заключение спорного тарифного соглашения, также указав, что состав Комиссии утвержден постановлением Правительства Иркутской области, которое принято в соответствии с Правилами ОМС, данная Комиссия учреждена в силу прямого указания Федерального закона от 29.11.2011 № 326-ФЗ. Также указывает, что требование административного истца об обязании Правительства Иркутской области внести изменения в Тарифное соглашение неподсудно Иркутскому областному суду.

В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Иркутской области - Галочкина Ю.П., действующая на основании доверенности, просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель административного ответчика Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области - Шатрова А.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в отзывах на административное исковое заявление, просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований.

Административный истец - НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, директор Богдасарьян В.В. представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца, изложив письменную позицию по делу, согласно которой просит удовлетворить административные исковые требования с учетом уточнений в полном объеме.

Административный ответчик - Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования по Иркутской области в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила. Ранее представляла отзыв на административное исковое заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в отсутствие Комиссии.

Административный ответчик - Всероссийский союз страховщиков в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от директора Иркутского филиала АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» Сосовой К.В., являющейся полномочным представителем, поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Административные ответчики - Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Общественная организация «Ассоциация медицинских и фармацевтических работников Иркутской области» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, прокурора, руководствуясь ст. 213 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2022 № 1110-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Приложением № 3 к данной Территориальной программе установлен Перечень медицинских организаций, оказывающих плановый амбулаторный гемодиализ в рамках территориальной программы ОМС, в том числе НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ (п. 3 таблицы).

30.12.2022 Министерство здравоохранения Иркутской области, ТФОМС Иркутской области, Всероссийский союз страховщиков по медицинскому страхованию в Иркутской области, Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Общественная организация «Ассоциация медицинских и фармацевтических работников Иркутской области», включенные в состав Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования по Иркутской области, заключили Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области (далее - Тарифное соглашение).

Предметом настоящего Тарифного соглашения являются согласованные Сторонами способы оплаты медицинской помощи, применяемые в Иркутской области в рамках реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области (далее - Территориальная программа), размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи, размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, расходование средств обязательного медицинского страхования.

В пункте 5 главы 1 раздела 3 Тарифного соглашения был установлен базовый тариф, в том числе на оплату диализа (код услуги A18.05.002 "Гемодиализ") 5 949 руб. без учета коэффициента дифференциации. Оплата за проведение планового диализа в амбулаторных условиях осуществляется по стоимости медицинской услуги в соответствии с тарифами, установленными в Приложении № 9 к настоящему Тарифному соглашению. Установленные тарифы рассчитаны с учетом применения коэффициентов относительной затратоемкости, а также коэффициентов дифференциации к стоимости услуги с учетом доли расходов на заработную плату в составе тарифа на оплату медицинской помощи.

Дополнительным соглашением № 9 абзац 1 пункта 5 главы 1 раздела 3 Тарифного соглашения изложен в новой редакции, действие которой распространяется на правоотношения при оплате медицинской помощи, оказанной с 01.07.2023. Базовый тариф, в том числе на оплату диализа (код услуги A18.05.002 "Гемодиализ") составляет 6 276,20 руб. без учета коэффициента дифференциации.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ является субъектом правоотношений, регулируемых обжалуемым Тарифным соглашением, в связи с чем, в силу ст. 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Проверяя срок действия оспариваемого Тарифного соглашения, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п. 1 главы 5 Тарифного соглашения настоящее Тарифное соглашение вступает в силу 01.01.2023 и действует до завершения расчетов за оказанную медицинскую помощь за 2023 год.

В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения настоящего административного дела расчет за оказанную медицинскую помощь за 2023 год с учреждениями здравоохранения в полном объеме не произведен, таким образом, Тарифное соглашение действует.

Согласно п. 2 ст. 20 КАС РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области заключено 30.12.2022 между Министерством здравоохранения Иркутской области, ТФОМС Иркутской области, Всероссийского союза страховщиков по медицинскому страхованию в Иркутской области, Иркутской областной организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Общественной организацией «Ассоциация медицинских и фармацевтических работников Иркутской области», включенных в состав Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования по Иркутской области (в редакции дополнительных соглашений № 1 от 26.01.2023, № 2 от 28.02.2023, № 3 от 17.03.2023, № 4 от 31.03.2023, № 5 от 07.04.2023, № 6 от 13.04.2023, № 7 от 28.04.2023, № 8 от 31.05.2023, № 9 от 30.06.2023).

Как следует из апелляционного определения судьи судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 16.08.2023, которым отменено определение Иркутского областного суда от 07.06.2023 о передачи административного дела на рассмотрение по подсудности в Кировский районный суд г. Иркутска, Тарифное соглашение в части, оспариваемой административным истцом, отвечает всем признакам нормативного правового акта, так как содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений (в данном случае - в сфере осуществления медицинской деятельности). Надлежащими административными ответчиками по данному административному иску являются Правительство Иркутской области и созданный во исполнение ч. 9 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ коллегиальный орган - Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области, в полномочия которой входит установление оспариваемого тарифа. Таким образом, данное административное дело подлежит рассмотрению по существу в Иркутском областном суде.

Оспариваемое Тарифное соглашение заключено на основании ст. 30 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ), в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н (далее - Правила ОМС), проектом Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Проверяя полномочия Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования по Иркутской области на принятие оспариваемого нормативного правового акта, его форму, вид, процедуру принятия, правила введения в действие, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 9 ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ для разработки проекта территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы ОМС, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда ОМС, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах.

Комиссия формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением (далее - положение о Комиссии), являющимся приложением к Правилам ОМС.

Согласно п. 4 Положения о Комиссии (в редакции, действовавшей на момент заключения Тарифного соглашения) Комиссия, в том числе осуществляет рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения в соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 326-ФЗ.

В соответствии Положением о Комиссии для разработки проекта тарифного соглашения создается рабочая группа по тарифам на оплату медицинской помощи.

Согласно п. 13 Положения о Комиссии в срок до 15 декабря текущего года страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья предоставляются к заседанию рабочей группы данные статистической и финансовой отчетности, необходимые для расчета тарифов на оплату медицинской помощи, и предложения по способам оплаты медицинской помощи и структуре тарифов на оплату медицинской помощи, установленные территориальной программой в соответствии с базовой программой, утверждаемой в составе программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

На основании представленных данных рабочая группа:

1) осуществляет необходимые расчеты для формирования тарифов на оплату медицинской помощи на плановый период в соответствии с Методикой, требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, установленных Федеральным фондом ОМС в соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 326-ФЗ;

2) готовит проект тарифного соглашения;

3) направляет для рассмотрения проект тарифного соглашения членам Комиссии.

Из материалов административного дела следует, что Постановлением Правительства Иркутской области от 12.12.2011 № 394-пп на территории Иркутской области утвержден состав Комиссии в Иркутской области.

Комиссия в Иркутской области в своей деятельности руководствуется нормами действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федеральным законом № 326-ФЗ, Положением о Комиссии.

Решением Комиссии в Иркутской области от 29.07.2019 (протокол № 25 от 29.07.2019) создана Рабочая группа при Комиссии в Иркутской области по тарифам на оплату медицинской помощи (далее - Рабочая группа), утвержден ее состав и регламент работы. По мере необходимости в состав Рабочей группы и регламент работы при необходимости вносились соответствующие изменения.

В соответствии с регламентом работы Рабочая группа осуществляет, в том числе, следующую деятельность:

1) рассматривает документы, представленные в Рабочую группу страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями, министерством здравоохранения Иркутской области, в том числе:

- данные статистической и финансовой отчетности, необходимые для расчета тарифов на оплату медицинской помощи;

- предложения по способам оплаты медицинской помощи;

- предложения по структуре тарифов на оплату медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС в соответствии с базовой программой ОМС;

2) осуществляет необходимые расчеты для формирования тарифов на оплату медицинской помощи на плановый период, в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, Правилами ОМС, Требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, установленными соответствующим нормативным правовым актом;

3) подготавливает проект тарифного соглашения на следующий календарный год;

4) направляет для рассмотрения проект тарифного соглашения членам Комиссии.

В судебном заседании установлено, что Рабочая группа в рамках подготовки проекта Тарифного соглашения на 2023 год:

1) рассмотрела документы, представленные в Рабочую группу страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями, министерством здравоохранения Иркутской области, в том числе:

- данные статистической и финансовой отчетности, необходимые для расчета тарифов на оплату медицинской помощи;

- предложения по способам оплаты медицинской помощи;

- предложения по структуре тарифов на оплату медицинской помощи, установленные территориальной программой ОМС в соответствии с базовой программой ОМС;

2) осуществила необходимые расчеты для формирования тарифов на оплату медицинской помощи на плановый период, в соответствии с Методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС, Правилами ОМС, Требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, установленными соответствующим нормативным правовым актом;

3) подготовила проект Тарифного соглашения на 2023 год;

4) направила для рассмотрения проект Тарифного соглашения на 2023 год членам Комиссии в Иркутской области.

Кроме того, Рабочая группа рассмотрела, в том числе информацию в части установления тарифа на оплату диализа (код услуги A18.05.002 «Гемодиализ»).

В соответствии с Положением о Комиссии, Регламентом Рабочей группы сформированный проект Тарифного соглашения на 2023 год направлен Рабочей группой в Комиссию в Иркутской области (протокол от 30.12.2022).

На основании проекта Тарифного соглашения Министерство здравоохранения Иркутской области, ТФОМС Иркутской области, Всероссийский союз страховщиков по медицинскому страхованию в Иркутской области, Иркутская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Общественная организация «Ассоциация медицинских и фармацевтических работников Иркутской области», включенные в состав Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области, заключили Тарифное соглашение на 2023 год.

Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области на 2023 год на основании ч. 5 ст. 30 Федерального закона № 326-ФЗ размещено на официальном сайте Министерства здравоохранения Иркутской области в установленные действующим законодательством Российской Федерации сроки. Также Тарифное соглашение размещено на официальном сайте ТФОМС Иркутской области 13.01.2023.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к его форме, виду и процедуре принятия. При этом суд учитывает, что требования, предусмотренные Законом Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», который определяет систему правовых актов Иркутской области и регулирует общественные отношения в сфере правотворческой деятельности в Иркутской области, не могут быть применены к оспариваемому нормативному правовому акту, поскольку Тарифное соглашение принято коллегиальным органом - Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования по Иркутской области. Более того, заключение Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию регулируется специальным законом - Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Более того, административный истец в уточенном административном иске указал, что фактическое размещение тарифных соглашений на сайте свидетельствует об обеспечении цели опубликования нормативного правового акта - доведение его содержания до общего сведения широкого круга лиц; что оспариваемое Тарифное соглашение принято в установленном порядке уполномоченным органом в области обязательного медицинского страхования при наличии необходимого кворума для принятия решения.

Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему выводу.

В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется здоровье людей (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

При этом в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливается базовая программа обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы ОМС, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОМС.

Правоотношения в сфере ОМС регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 326-ФЗ законодательство об ОМС основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона № 323-ФЗ, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона № 326-ФЗ, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с ОМС, регулируются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона № 326-ФЗ территориальная программа ОМС - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона № 326-ФЗ установлены основные принципы осуществления ОМС, которыми в том числе являются:

1) обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы ОМС и базовой программы ОМС;

2) устойчивость финансовой системы ОМС, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам ОМС;

3) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи в рамках программы ОМС.

В силу ст. 6 Федерального закона № 326-ФЗ организация ОМС на территориях субъектов Российской Федерации является переданным для осуществления полномочием Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС.

Таким образом, целью территориальной программы государственных гарантий, составной частью которой является территориальная программа ОМС, является реализация прав граждан на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы и оказание востребованных видов медицинской помощи за счет соответствующих средств, а не загрузка имеющихся мощностей медицинских организаций.

В силу ст. 37 Федерального закона № 326-ФЗ право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по ОМС реализуется на основании заключенных в его пользу в соответствии с Федеральным законом № 326-ФЗ договора о финансовом обеспечении ОМС, договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и (или) договора на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Как следует из ч. 6 ст. 39 Федерального закона № 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, осуществляется, в том числе по тарифам на оплату медицинской помощи, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 326-ФЗ.

Согласно ст. 30 Федерального закона № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС (далее - Методика), и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н утверждены Правила ОМС, в составе которых предусмотрена Методика (раздел XII Правил ОМС), согласно которой расчет тарифов осуществляется на единицу объема медицинской помощи, на медицинскую услугу, за вызов скорой медицинской помощи, за законченный случай лечения заболевания, на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц (обслуживаемых медицинской организацией), а также подушевого норматива финансирования медицинской помощи по всем видам и условиям оказания медицинской помощи. Согласно Методике тарифы рассчитываются в соответствии с настоящей главой Правил ОМС и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС (п. 185 Правил ОМС).

При этом в соответствии с Методикой тариф на оплату медицинской помощи включает в себя:

1) расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу в соответствии с ч. 7 ст. 35 Федерального закона № 326-ФЗ;

2) дополнительные элементы структуры тарифа на оплату медицинской помощи, определенные Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 8 ст. 35 Федерального закона № 326-ФЗ;

3) расходы, определенные территориальной программой ОМС в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой ОМС за счет средств субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС и межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в бюджет территориального фонда ОМС (п. 186 Правил ОМС).

Для установления тарифов используются следующие методы определения затрат: нормативный, структурный, экспертный.

Приложением № 3 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2022 № 1110-пп установлен Перечень медицинских организаций, оказывающих плановый амбулаторный гемодиализ в рамках территориальной программы ОМС (далее - Перечень), в том числе НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ.

Таким образом, Рабочей группой в части установления тарифа на оплату гемодиализа были рассмотрены ежеквартально предоставляемые медицинскими организациями, установленные Перечнем, в ТФОМС Иркутской области формы федерального статистического наблюдения № 14-Ф (ОМС) «Сведения о поступлении и расходовании средств ОМС медицинскими организациями» за 2021, которые подтверждают кассовые расходы указанных медицинских организаций при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, а также № 14-МЕД (ОМС) «Сведения о работе медицинских организаций в сфере ОМС» за аналогичный период, которая подтверждает количество случаев оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС соответствующими медицинскими организациями.

Из общего количества показателей формы № 14-Ф (ОМС) были выбраны показатели, соответствующие перечню расходов, установленному Методикой.

Учитывая, что иные медицинские организации наряду с услугами диализа оказывают иные виды медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, указанными медицинскими организациями в Рабочую группу были предоставлены дополнительные данные, необходимые для расчета тарифов на оплату медицинской помощи.

При этом НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ иные документы, подтверждающие соответствующие расходы, представлены не были.

По результатам рассмотрения Рабочей группой соответствующих документов тариф на оплату диализа (код услуги A18.05.002 «Гемодиализ») составил 5 949 руб. без учета коэффициента дифференциации. Оплата за проведение планового диализа в амбулаторных условиях осуществляется по стоимости медицинской услуги в соответствии с тарифами, установленными в Приложении № 9 к Тарифному соглашению. Установленные тарифы рассчитаны с учетом применения коэффициентов относительной затратоемкости, а также коэффициентов дифференциации к стоимости услуги с учетом доли расходов на заработную плату в составе тарифа на оплату медицинской помощи (раздел 3 глава 1 пункт 5 Тарифного соглашения (в редакции, действующей на момент заключения Тарифного соглашения).

Предусмотренный проектом Тарифного соглашения на 2023 год базовый тариф является единым для всех медицинских организаций Иркутской области, оказывающих услуги диализа в рамках территориальной программы ОМС.

Кроме того, Дополнительным соглашением к Тарифному соглашению на 2023 год от 30.06.2023 № 9 базовый тариф на оплату диализа был увеличен на уровень потребительских цен, а именно на 5,5% и составил 6 276, 20 руб.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 30.12.2022 (в редакции дополнительных соглашений № 1 от 26.01.2023, № 2 от 28.02.2023, № 3 от 17.03.2023, № 4 от 31.03.2023, № 5 от 07.04.2023, № 6 от 13.04.2023, № 7 от 28.04.2023, № 8 от 31.05.2023, № 9 от 30.06.2023) в части установления базового тарифа на оплату диализа заключено Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области в соответствии с требованиями Федерального закона № 326-ФЗ, Федерального закона № 323-ФЗ, Правил ОМС, а также с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, с учетом предложений Рабочей группы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что базовый тариф на оплату диализа является экономически обоснованным, принятым в соответствии с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, в связи с чем, доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении и уточнениях к нему, а также в письменной позиции по делу, являются необоснованными.

Довод административного истца, что согласно ранее заключенным тарифным соглашениям на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Иркутской области базовый тариф на оплату диализа также был на уровне 5 949 руб., не имеет правового значения, поскольку предметом рассмотрения данного административного дела является признание недействующим Тарифного соглашения на 2023 год. Более того, в судебном заседании представитель ТФОМС Иркутской области неоднократно поясняла, что изначально тариф на гемодиализ в Иркутской области был установлен в завышенном размере.

Кроме того, суд учитывает, что документов, подтверждающих, что НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ направлял в Рабочую группу документы, необходимые для расчета тарифов на оплату медицинской помощи, в том числе предусмотренные п. 13 Положения о Комиссии, мотивированные предложения об индексации тарифа на услугу «Гемодиализ» в рамках реализации Тарифного соглашения на 2023 год в адрес Комиссии, в материалы дела административным истцом не представлено. Несогласие административного истца с решением Рабочей группы и Комиссии Иркутской области не свидетельствует о несоответствии требованиям закона Тарифного соглашения, поскольку в установленном законом порядке данные решения не признаны незаконными.

Довод административного истца, что Комиссия при заключении Тарифного соглашения не учитывала индексацию, установленную коэффициентом Росстата, а также возросшие цены на медицинские препараты, инвентарь, необходимую индексацию заработной платы сотрудникам, также не имеет правого значения, поскольку действующим законодательством в сфере ОМС такой обязанности как индексировать базовый тариф не предусмотрено. При этом суд учитывает, что возможность проведения индексации установленного тарифа - это право уполномоченного органа при наличии выделенных денежных средств по ОМС, что и было сделано Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области - принято дополнительное соглашение № 9 от 30.06.2023.

Довод, что представленные в материалы административного дела документы не содержат сведений об используемом при установлении тарифа методе определения затрат, правового значения не имеет, поскольку нормативными правовыми актами в сфере ОМС, в том числе Требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, Положением о Комиссии, Регламентом Рабочей группы, не предусмотрено наличие в соответствующих документах сведений об используемом методе определения затрат. Действительно, п. 187 Правил обязательного медицинского страхования № 108н предусмотрено, что для установления тарифов используются следующие методы определения затрат: нормативный; структурный; экспертный. Вместе с тем, требований об указании в самом Тарифном соглашении используемого метода нормативными правовыми актами в сфере ОМС не предусмотрено. Более того, установленный базовый тариф включает в себя все статьи затрат, установленные территориальной программой ОМС.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 30.12.2022 (в редакции дополнительных соглашений № 1 от 26.01.2023, № 2 от 28.02.2023, № 3 от 17.03.2023, № 4 от 31.03.2023, № 5 от 07.04.2023, № 6 от 13.04.2023, № 7 от 28.04.2023, № 8 от 31.05.2023, № 9 от 30.06.2023) в части установления базового тарифа на гемодиализ без индексации не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-176, 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований МУЗ ДО НИИ КЛИНИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ к Правительству Иркутской области, Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования по Иркутской области, Министерству здравоохранения Иркутской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Иркутской области, Всероссийскому союзу страховщиков, Иркутской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, Общественной организации «Ассоциация медицинских и фармацевтических работников Иркутской области» о признании недействующим тарифного соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 30.12.2022 (в редакции дополнительных соглашений № 1 от 26.01.2023, № 2 от 28.02.2023, № 3 от 17.03.2023, № 4 от 31.03.2023, № 5 от 07.04.2023, № 6 от 13.04.2023, № 7 от 28.04.2023, № 8 от 31.05.2023, № 9 от 30.06.2023) в части установления базового тарифа на гемодиализ без индексации, обязании принять заменяющий нормативный правовой акт - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Судья И.В. Ларичева

Мотивированное решение изготовлено 1 февраля 2024 г.