ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1321/19 от 04.03.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-242/2020 (3а-1321/2019)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Брянский областной суд в составе

председательствующего Цуканова Д.А.

при секретаре Шалатоновой Т.С.,

с участием

прокурора Сайфутдиновой А.Т.,

административного истца Тищенко С.В.,

представителя административного истца Калашниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тищенко Сергея Васильевича о признании недействующими пункта 13 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1265 (в редакции приказа от 01 апреля 2019 года № 369), пункта 13 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1330 (в редакции приказа от 30 января 2020 года № 111), пункта 207 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа от 18 февраля 2020 года № 213),

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Тищенко С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточненных исковых требований просит признать недействующими:

- с 01 января 2017 года пункт 13 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1265 (в редакции приказа от 01 апреля 2019 года № 369);

- с 01 января 2018 года пункт 13 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1330 (в редакции приказа от 30 января 2020 года № 111);

- с 01 января 2019 года пункт 207 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа от 18 февраля 2020 года № 213).

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что принадлежащее ему на праве собственности вышеуказанное здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Фактически им используется отдельное помещение площадью 75,5 кв. м, что составляет 18 % от общей площади здания, подтверждением чему является акт обследования Клинцовской районной администрации и технический паспорт ГУП «Брянскоблтехинвентаризация». Включение спорного здания в Перечни не основано на сведениях кадастровых паспортов, документов технического учета (инвентаризации) об их назначении и сведениях о фактическом использовании здания.

Представителем административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области – Савенко О.В. представлены возражения на административный иск и дополнительные письменные пояснения, согласно которым спорный объект включен в Перечни по предназначению на основании документов технического учета. По сведениям ЕГРН объект с кадастровым номером имеет назначение «нежилое здание», наименование «здание конторы», общую площадь 425,2 кв. м. В соответствии с экспликацией к техническому паспорту в составе нежилого здания имеются помещения с наименованием «кабинет». Площадь помещений, предназначенных для использования в коммерческих и административных целях, составляет 372,8 кв. м (87 %). При расчете данной площади учитывалась площадь кабинетов. Понятие «кабинет» тождественно понятию «офис». Согласно сведениям ЕГРН часть здания конторы (96,2 кв. м) была передана по договору аренды для розничной торговли ООО «Альянс-С», основным видом деятельности которого является торговля розничная в неспециализированных магазинах. Проведенным 21.01.2019 г. обследованием установлено, что переданная по договору аренды от 17.12.2012 г. площадь используется в торговых целях. Акт обследования, составленный по состоянию на 18.10.2018 г., является недопустимым доказательством, т.к. составлен неуполномоченными лицами. В связи с чем включение спорного объекта по предназначению в Перечень соответствует п. 3 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ. С учетом изложенного просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области - Савенко О.В. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

С учетом требований ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным удовлетворить ходатайство представителя административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области – Савенко О.В. и рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании административный истец Тищенко С.В. и его представитель Калашникова Н.В. поддержали административный иск с учетом уточнений исковых требований в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Административный истец Тищенко С.В. дополнительно пояснил, что в спорном здании второй этаж не функционирует, первый этаж разделен на две половины капитальной стеной. На основании договора аренды 2012 г. он фактически передал в аренду часть здания – торговый зал и два подсобных помещения. В качестве торгового зала в принадлежащем ему здании использовалось помещение площадью 56,6 кв. м. Подсобные помещения с 2014 г. не используются. По результатам обследования комиссией установлено, что площадь помещений, используемых под торговлю, вместе с подсобными помещениями составляет 18 % от общей площади здания. Налог уплачивается им с учетом площади торгового помещения. Помещения с наименованием «кабинет» в качестве офисов не использовались, в аренду не сдавались.

Представитель административного истца Калашникова Н.В. пояснила, что согласно техническому паспорту площадь помещения для осуществления торговли составляет 56,6 кв. м. Уплата налога производилась, исходя из данной площади. Площадь, использовавшаяся в качестве торгового объекта, составляла менее 20 % от общей площади здания. Помещение с наименованием «кабинет» не является торговым, оно не используется. Фактическое использование спорного объекта Управлением имущественных отношений не устанавливалось.

Представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области - Савенко О.В. в ранее состоявшихся судебных заседаниях иск не признала, ссылаясь на то, что спорное нежилое здание включено в оспариваемые Перечни как офисно-деловой центр на основании пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по предназначению и наименованию, поскольку по сведениям ЕГРН имеет наименование «здание конторы», а согласно техническому паспорту в составе здания имеются помещения с наименованием «кабинеты», которые тождественны понятию «офис». С учетом того, что спорный объект был полностью передан для ведения торговой деятельности по договору аренды ООО «Альянс-С», видом деятельности которого является торговля, данный объект по фактическому использованию отвечает критериям п. 4 ст. 378.2 НК РФ. Фактическое обследование здания не производилось. Представленный административным истцом акт обследования считает недопустимым доказательством, поскольку он составлен неуполномоченными лицами.

Выслушав объяснения административного истца Тищенко С.В., его представителя Калашниковой Н.В., заключение прокурора Сайфутдиновой А.Т., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1265, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 октября 2016 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 01 апреля 2019 года № 369 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2017 года.

Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 01 апреля 2019 года № 369 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 05 апреля 2019 года.

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1330, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2017 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2020 года № 111 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2018 года.

Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 30 января 2020 года № 111 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 января 2020 года.

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 03 декабря 2018 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 18 февраля 2020 года № 213 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2019 года.

Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 18 февраля 2020 года № 213 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 февраля 2020 года.

В указанные Перечни объектов недвижимого имущества включен принадлежащий административному истцу объект недвижимости, имеющий назначение: нежилое здание, наименование: здание (контора), площадью 425,2 кв. м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (пункты 13, 13 и 207 соответственно).

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацем первым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. На законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года № 80-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу требований подпунктов 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об Управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1265 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 01 апреля 2019 года № 369), приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1330 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 30 января 2020 года № 111) и приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 18 февраля 2020 года № 213) изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемых Перечней в части включения в них принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет их соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03 декабря 2019 года административному истцу Тищенко С.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости, имеющий назначение: нежилое здание, наименование: здание (контора), площадью 425,2 кв. м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В оспариваемые Перечни указанный объект недвижимости включен под пунктами 13, 13 и 207 соответственно.

Согласно ответам Управления имущественных отношений Брянской области от 14 февраля 2019 г. № 13-1248 и от 22 марта 2019 года № 13-2788 на заявление Тищенко С.В. 06 февраля 2019 года на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения был рассмотрен вопрос об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 32:13:0040401:741 из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и принято решение об отказе в исключении вышеуказанного объекта недвижимости из Перечня.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области - Савенко О.В., указанный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни как административно-деловой центр и торговый центр на основании пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации - по предназначению и фактическому использованию.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с требованиями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, для признания законным включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает размещение или фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или торговых объектов.

Между тем таких доказательств административным ответчиком не представлено.

Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 32:13:0040401:420.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права № 32-АГ 378493 от 15.09.2008 г. земельный участок, общей площадью 855 кв. м, с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование – для размещения и обслуживания здания конторы.

Исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, нельзя сделать однозначный вывод о том, что данный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов. В связи с этим оснований для включения спорного объекта в оспариваемые Перечни по указанному признаку не имеется.

Суд также находит, что отсутствуют основания для включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемые Перечни и по критерию его предназначения как административно-делового и торгового центра (комплекса), исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также в документах технического учета.

В соответствии с выпиской из ЕГРН назначением спорного объекта недвижимости является «нежилое здание», наименованием - «здание (контора)».

Согласно техническому паспорту спорный объект недвижимости имеет назначение «контора, котельная, склад, подвал», использование - «по назначению»

Вместе с тем, само по себе указанное назначение и наименование спорного здания без установления назначения и наименования помещений, поименованных в абзаце втором подпункта 2 пункта 3 и в абзаце втором подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20 процентов площади здания, не позволяет отнести здание к указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Таким образом, для того, чтобы признать объект недвижимости торговым объектом, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо, чтобы общая площадь помещений, предназначенных для торговой деятельности, составляла не менее 20 процентов общей площади этого здания.

В соответствии с техническим паспортом здания (строения), расположенного по адресу: <адрес> (лит. А, Б, В, Г), составленным Клинцовским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» по состоянию на 30.05.2006 г., и экспликации к поэтажному плану здания (строения) указанного объекта - конторы (Литера А) в его составе имеются помещения:

- на этаже № 1: помещения, поименованные как «лестничная клетка» (позиции 1, 14) общей площадью 12,0 кв. м, 12 кв. м соответственно, помещение, общей площадью 55,6 кв. м, поименованное как «магазин (торговый зал)» (позиция 2), помещение, общей площадью 1,0 кв. м, поименованное как «туалет» (позиция 3), помещения, поименованные как «складское» (позиции 4, 6, 7) общей площадью 8,3 кв. м, 10,1 кв. м, 15,4 кв. м соответственно, помещения, поименованные как «коридор» (позиции 5, 11) общей площадью 4,8 кв. м, 5,2 кв. м соответственно, помещения, поименованные как «кабинет» (позиции 8, 9, 10, 12, 13) общей площадью 15,5 кв. м, 11,3 кв. м, 8,9 кв. м, 27,2 кв. м, 28,4 кв. м соответственно, помещение, общей площадью 9,1 кв. м, поименованное как «подсобное» (позиция 15);

- на этаже № 2: помещения, поименованные как «кабинет» (позиции 1, 3, 4) общей площадью 28,2 кв. м, 28,1 кв. м, 31,9 кв. м соответственно, помещение, общей площадью 112,2 кв. м, поименованное как «актовый зал» (позиция 2).

Вместе с тем, такой критерий отнесения объектов недвижимости к объектам налогообложения, налоговая база которых исчисляется из кадастровой стоимости, как наименование введен Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ, вступившим в законную силу с 1 января 2017 года, поэтому в рассматриваемом случае наименование здания, содержащееся в сведениях ЕГРН, а также приведенное в вышеназванном техническом паспорте – контора и наименование входящей в его состав комнаты (магазин (торговый зал)), приведенное в экспликации к плану здания (строения), не могло быть принято во внимание при формировании Перечня объектов недвижимого имущества на 2017 год.

Поскольку с учетом указанной в техническом паспорте общей площади помещения, имеющего наименование «магазин (торговый зал)» - 55,6 кв. м, данная площадь составляет 13 % от общей площади здания конторы – 425,2 кв. м, предусмотренные абзацем 2 подпункта 2 пункта 4 ст. 378.2 НК РФ условия для отнесения данного здания к торговому центру (комплексу) отсутствовали, оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечни на 2018 год и на 2019 год у административного ответчика не имелось.

Суд также исходит из того, что само по себе наименование трех помещений как «складское», в отсутствие доказательств наличия в них площадей для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, не может безусловно свидетельствовать об использовании этих помещений в качестве торговых.

Кроме того, суд не может согласиться с позицией административного ответчика о том, что понятие «кабинет» тождественно понятию «офис». Помещения в спорном здании, поименованные как «кабинет», не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, назначение помещения «кабинет» нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является.

Административным ответчиком не представлено доказательств тому, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) здания в нем предусмотрено не только размещение офисов, но и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Самостоятельным критерием признания нежилого здания административно-деловым и торговым центром (комплексом) является фактическое использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), а также торговых объектов (абзац третий подпункта 2 пункта 3 и абзац третий подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ).

Как следует из материалов административного дела и подтверждено пояснениями представителя административного ответчика, обследование принадлежащего административному истцу здания и помещений в нем на предмет его фактического использования до утверждения Перечней на 2017-2019 годы не проводилось, площадь помещений, используемых для размещения офисов и торговой деятельности, не устанавливалась.

Административным ответчиком представлен акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого помещения, составленный по состоянию на 21.01.2019 г, согласно которому нежилое здание (контора) предназначено для использования в целях административного назначения, что подтверждается сведениями технического паспорта по данным обследования 31.01.2006 г., согласно которым площадь помещений, предназначенных для использования в целях административного назначения в здании, составляет 249,7 кв. м из общей площади 425,6 кв. м, в связи с чем здание соответствует определению п. 3 ст. 378.2 НК РФ. Площадь помещений объекта, используемая для торговли (магазин), составляет 96,2 кв. м, что подтверждается дополнительным соглашением № 1 от 28.11.2018 г. к договору аренды от 17.12.2012 г.

Данный акт не может быть принят судом в качестве допустимого доказательства, поскольку из системного толкования положений п. 8 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, и п. 15 аналогичного Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п, следует, что акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества и включения их в перечень на соответствующий налоговый период, составляются до начала налогового периода.

Однако представленный акт составлен 21.01.2019., т.е. после начала действия оспариваемых нормативно-правовых актов.

Суд также не принимает в качестве допустимого доказательства представленный административным истцом Акт обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования, составленный рабочей группой, состоящей из должностных лиц администрации Клинцовского района, по состоянию на 18.10.2018 г., согласно которому для розничной торговли в здании, расположенном по адресу: <адрес>, используется отдельно взятое помещение площадью 75,5 кв. м от общей площади здания 425,2 кв. м, что составляет 18 %.

В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 26.12.2017 г. № 747-п, мероприятия по определению вида фактического использования нежилых зданий и помещений осуществляются уполномоченным учреждением. Поскольку администрация Клинцовского района на момент составления акта обследования спорного здания не являлась учреждением, уполномоченным на осуществление вышеуказанных мероприятий, составление акта обследования ее должностными лицами не соответствует требованиям действующего законодательства.

Согласно договору аренды от 17.12.2012 г. Тищенко С.В. (Арендодатель) передал в аренду ООО «Альянс-С» (Арендатору) нежилое двухэтажное здание конторы площадью 425,2 кв. м, находящееся на земельном участке общей площадью 855 кв. м с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, в состоянии, позволяющем осуществлять его нормальную эксплуатацию в целях, указанных в настоящем договоре.

Пунктом 1.4 данного договора аренду предусмотрено, что помещение будет использоваться Арендатором для розничной торговли.

Вместе с тем, данный договор аренды не может являться достоверным и достаточным доказательством, подтверждающим использование всего здания площадью 425,2 кв. м для торговой деятельности.

В силу ст. 331 Гражданского кодекса РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Изложенное в пункте 1.4 договора аренды условие о цели использования касается лишь помещения, а не всего здания, при этом площадь помещения, которое Арендатор намерен использовать для розничной торговли, данным договором не определена.

С учетом этого указанное условие договора аренды не позволяет сделать однозначный вывод о фактическом использовании всей площади спорного объекта в указанных в договоре аренды целях на момент его включения в Перечни на 2017-2019 годы.

В соответствии с дополнительным соглашением № 1 от 28.11.2018 г. к договору аренды от 17.12.2012 г., вступившим в силу с даты его подписания, Тищенко С.В. передал в аренду ООО «Альянс-С» часть здания, находящегося на первом этаже, обозначенное на прилагаемом к договору плане строения позициями № 1 – торговый зал площадью 56,6 кв. м, №№ 2, 3, 4, 5, 6 – складские помещения для размещения в нем магазина общей площадью 96,2 кв. м по адресу: <адрес>, из общей площади здания (конторы) 425,2 кв. м.

Содержание данного дополнительного соглашения не позволяет сделать однозначный вывод о том, что все из указанных в нем помещений, передаваемых в аренду под размещение магазина, специально оснащены оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, т.е. предназначены для размещения торгового объекта.

При этом суд учитывает, что в соответствии с налоговыми декларациями по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, представленными в налоговый орган ООО «Альянс-С» за 2017-2019 г., расчет суммы данного налога производился по месту осуществления предпринимательской деятельности: <адрес>, исходя из площади 57 кв. м.

Указанные доказательства подтверждают доводы административного истца об использовании в спорные периоды для осуществления торговой деятельности части принадлежащего ему здания – торгового зала площадью 56,6 кв. м.

Доказательства, опровергающие указанные доводы, а также иные относимые и допустимые доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, указанных в статье 378.2 НК РФ в качестве необходимого условия для признания спорного здания объектом, налоговая база которого исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, судом не добыто и административным ответчиком не представлено доказательств того, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости является объектом, который на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов по своему предназначению или фактическому использованию соответствовал предусмотренным в пунктах 1, 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условиям и подлежал включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017-2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение указанного объекта недвижимости в Перечни не основано на сведениях ЕГРН, документов технического учета (инвентаризации) о его назначении и сведениях о фактическом использовании объекта.

При указанных обстоятельствах оснований для включения указанного здания в Перечни на 2017-2019 годы, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не имелось.

С учетом изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Тищенко С.В.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеет ограниченный срок действия (на 2017, 2018, 2019 годы), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных их положений не действующими с 01 января 2017 года, с 01 января 2018 года и с 01 января 2019 года соответственно.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Тищенко Сергея Васильевича удовлетворить.

Признать не действующим с 01 января 2017 года пункт 13 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 октября 2016 года № 1265 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 01 апреля 2019 года № 369), в части включения в него нежилого здания, наименование: здание (контора), площадью 425,2 кв. м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Признать не действующим с 01 января 2018 года пункт 13 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года № 1330 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 30 января 2020 года № 111), в части включения в него нежилого здания, наименование: здание (контора), площадью 425,2 кв. м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Признать не действующим с 01 января 2019 года пункт 207 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 18 февраля 2020 года № 213), в части включения в него нежилого здания, наименование: здание (контора), площадью 425,2 кв. м, количество этажей, в том числе подземных этажей: 2, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д.А. Цуканов

Мотивированное решение изготовлено 19.03.2020 г.