Дело № 3а-244/2020 (3а-1324/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Брянский областной суд в составе
председательствующего Цуканова Д.А.
при секретаре Шалатоновой Т.С.,
с участием
прокурора Дзех К.А.,
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим пункта 3326 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 (в редакции приказа от 26 декабря 2019 года № 1783),
УСТАНОВИЛ:
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 25 ноября 2016 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).
Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 26 декабря 2019 года № 1783 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2017 года.
Приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 26 декабря 2019 года № 1783 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 декабря 2019 года.
В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 26 декабря 2019 года № 1783), включен принадлежащий административному истцу объект недвижимости – нежилое здание, с наименованием: гостиничный комплекс с встроенным рестораном площадью 1 509,3 кв. м с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> (пункт 3326).
Административный истец ФИО1 обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений исковых требований просит признать недействующим с 01.01.2017 г. приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 26 декабря 2019 года № 1783), в части включения в него объекта с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что объект общественного питания (ресторан) в принадлежащем ему здании, имеющем наименование: гостиничный комплекс с встроенным рестораном, занимает площадь 161,4 кв. м. Процентное отношение площади, фактически используемой как предприятие общественного питания, к общей площади здания составляет 10,69 %, в связи с чем оснований для его включения в Перечень на 2017 год не имеется. Обследование в отношении принадлежащего ему здания с целью установления его фактического использования не производилось. Здание расположено на земельном участке, одним из видов разрешенного использования которого является размещение гостиниц. В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Брянска данный земельный участок расположен в зоне О1, в которой одним из основных видов разрешенного использования является гостиничное обслуживание. Считает, что включение здания в Перечень не основано на сведениях документов технического учета и сведениях о фактическом использовании здания.
Представителем административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области – ФИО2 представлены возражения на административный иск и дополнительные письменные пояснения, согласно которым Управлением была соблюдена процедура утверждения и опубликования оспариваемого нормативно-правового акта. По сведениям ЕГРН объект с кадастровым номером 32:28:0031323:98 имеет назначение «нежилое здание», наименование «гостиничный комплекс с встроенным рестораном». В соответствии с техническим паспортом от 03.07.2007 г. назначение объекта значится «гостиничный комплекс со встроенным рестораном», использование «по назначению». Согласно экспликации к техническому паспорту в составе здания в лит. А (подвал, цоколь) имеются помещения: обеденный зал, горячий цех, холодный цех, мясорыбный цех, бар, сцена, цех хранения сыпучих продуктов, оздоровительный комплекс. Площадь помещений, предназначенных для использования нежилого здания в качестве объекта общественного питания в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст. 378.2 НК РФ, составляет 28,6 %. Учитывая предназначение объекта, включение его в Перечень соответствует подпункту 2 пункта 4 ст. 378.2 НК РФ. С учетом изложенного просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал уточненные исковые требования в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области - ФИО2 иск не признала, ссылаясь на то, что на основании сведений ЕГРН и технического паспорта, составленного по состоянию на 03.07.2007 года, спорный объект недвижимости был включен в Перечень на 2017 год в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст. 378.2 НК РФ – по предназначению как объект общественного питания, т.к. назначением объекта являлось «гостиничный комплекс со встроенным рестораном», и он использовался по назначению. Ресторан находится в подвале и цоколе. Согласно экспликации в подвале имеются помещения: обеденный зал, горячий цех, холодный цех, мясорыбный цех, цех хранения сыпучих продуктов, холодильные камеры, бар и сцена, площадь которых составила 191,2 кв. м. В цоколе расположены помещения: оздоровительный комплекс, обеденные залы, зимний сад, площадь которых составила 240,6 кв. м. В совокупности площадь указанных помещений составила 28,6 % от общей площади гостиничного комплекса. Акт фактического обследования спорного здания в 2016 году не составлялся. Предоставленные административным истцом технические паспорта, составленные по состоянию на 2015 год и на 2019 год, не могут учитываться в качестве допустимых доказательств.
Выслушав объяснения административного истца ФИО1, представителя административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области ФИО2, заключение прокурора Дзех К.А., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацем первым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. На законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года № 80-З «Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об Управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, Управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа от 26 декабря 2019 года № 1783) издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.
Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет его соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07 ноября 2019 года административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости, имеющий назначение: нежилое здание, наименование: гостиничный комплекс с встроенным рестораном, площадью 1 509,3 кв. м, количество этажей: 6, в том числе подземных: 1, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
В оспариваемый Перечень указанный объект недвижимости включен под пунктом 3326.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области - ФИО2, указанный объект недвижимости включен в оспариваемый Перечень по предназначению на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ) в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ в подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, действовавшим на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410, был утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.
Мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме: межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества; обследований объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 6 вышеназванного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Управлением имущественных отношений Брянской области на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, информации, полученной от государственных органов, и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса копий кадастровых паспортов объекта недвижимого имущества и земельного участка; выписок из Единого государственного реестра недвижимости на объекты недвижимого имущества; копии технического паспорта, изготовленного до 1 января 2013 года, поэтажного плана, технического плана, экспликации объекта недвижимого имущества; копий разрешительной документации на проведение перепланировки помещений объекта недвижимого имущества (в случаях проведения перепланировки помещений).
Запрашиваемая информация, материалы и акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества предоставляются в Управление имущественных отношений Брянской области в срок не позднее 1 мая года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 8 названного Порядка).
В соответствии с требованиями частей 8 и 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, для признания законным включения объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, административный ответчик в соответствии с требованиями статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что объект недвижимости либо расположен на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Между тем таких доказательств административным ответчиком не представлено.
Как следует из материалов дела, спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером №.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № № от 15.06.2016 г. земельный участок, общей площадью 1000 кв. м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование – для иного использования.
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, нельзя сделать однозначный вывод о том, что данный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. В связи с этим оснований для включения спорного объекта в оспариваемый Перечень по указанному признаку не имеется.
Суд также находит, что отсутствуют основания для включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в оспариваемый Перечень и по критерию его предназначения как объекта общественного питания, исходя из сведений, содержащихся в документах технического учета.
При этом суд не принимает в качестве доказательства представленный административным истцом технический паспорт спорного здания, составленный филиалом АО ««Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Центральному федеральному округу по состоянию на 15.10.2019 г., поскольку он не имеет отношения к спорному периоду, так как составлен после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с представленным административным ответчиком техническим паспортом нежилого здания, имеющего наименование «гостиничный комплекс с встроенным рестораном», составленным Брянским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 03.07.2007 г., принадлежащий административному истцу объект имеет назначение «гостиничный комплекс с встроенным рестораном», использование «по назначению».
Вместе с тем, указанное назначение спорного здания без установления назначения помещений, поименованных в абзаце втором подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20 процентов площади здания, не позволяет отнести здание к указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектам.
Из технического паспорта составленного Брянским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» по состоянию на 03.07.2007 г., следует, что общая площадь гостиничного комплекса с встроенным рестораном составляет 1509,3 кв. м. Согласно экспликации к поэтажному плану нежилого помещения в его составе имеются помещения:
- в подвале: помещение, общей площадью 86,6 кв. м, поименованное как «обеденный зал» (позиция 1), помещение, общей площадью 5,2 кв. м, поименованное как «склад чистой посуды» (позиция 2), помещение, общей площадью 9,7 кв. м, поименованное как «моечная» (позиция 3), помещение, общей площадью 22,7 кв. м, поименованное как «горячий цех» (позиция 4), помещение, общей площадью 12,9 кв. м, поименованное как «холодный цех» (позиция 6), помещение, общей площадью 4,8 кв. м, поименованное как «мясорыбный цех» (позиция 9), помещение, общей площадью 10,6 кв. м, поименованное как «цех хранения сыпучих продуктов» (позиция 10), помещение, общей площадью 12,5 кв. м, поименованное как «бар» (позиция 15), помещение, общей площадью 28,6 кв. м, поименованное как «сцена» (позиция 16);
- в цоколе: помещение, общей площадью 19,9 кв. м, поименованное как «офисное помещение» (позиция 1), помещения, поименованные как «оздоровительный комплекс» (позиции 2, 3, 7, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20) общей площадью 12,9 кв. м, 40,0 кв. м, 31,2 кв. м, 11,0 кв. м, 4,9 кв. м, 2,7 кв. м, 21,0 кв. м, 4,8 кв. м, 6,5 кв. м, 4,6 кв. м, 8,9 кв. м, соответственно, помещения, поименованные как «обеденный зал» (позиции 23, 24), общей площадью 33,5 кв. м и 29,6 кв. соответственно;
- на этаже № 1 - помещение, общей площадью 14,0 кв. м, поименованное как «офисное помещение» (позиция 1);
- на этаже № 2 - помещения, поименованные как «кабинет» (позиции 16, 17), общей площадью 24,3 кв. м и 9,8 кв. м соответственно;
- на этаже № 3 - помещения, поименованные как «кабинет» (позиции 16, 17), общей площадью 24,3 кв. м и 10,8 кв. м соответственно.
Вместе с тем, положения абзаца второго подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ, предусматривающие возможность учета разрешенного использования и наименования помещений, входящих в состав здания (строения, сооружения), еще не действовали на момент принятия приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410, поэтому в данном случае наименования помещений, приведенные в экспликациях к поэтажным планам, не могли служить основанием при включении административным ответчиком спорного объекта недвижимости в Перечень на 2017 год.
Кроме того, согласно представленному административным истцом техническому паспорту, составленному Брянским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по состоянию на 05.02.2015 г., спорный объект имеет назначение «нежилое здание», использование «по назначению». Согласно экспликации на нежилые и жилые строения, имеющие встроенные нежилые помещения, в подвальном этаже данного нежилого здания расположены помещения с назначением: «склад чистой посуды» площадью 5,2 кв. м, «горячий цех» площадью 22,7 кв. м, «холодный цех» площадью 12,9 кв. м, «бар» площадью 12,5 кв. м. В силу положений «ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» указанные помещения, исходя из их назначения, относятся к объектам общественного питания, Общая площадь указанных помещений составляет 53,3 кв. м, что составляет 3,53 % от общей площади здания. Иных помещений, назначение которых бесспорно свидетельствует об их использовании в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, в спорном здании не имеется.
С учетом изложенного предусмотренные подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ основания для включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в Перечень на 2017 г. по критерию его предназначения для использования у административного ответчика отсутствовали.
Как следует из представленного административным ответчиком акта обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования, составленного по состоянию на 14 марта 2017 г., наименование объекта с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1509,3 кв. м указано как гостиничный комплекс с встроенным рестораном. Разрешенное использование здания и земельного участка под ним в акте не указано. В заключении о виде фактического использования объекта указано: «используется».
В отсутствие конкретных данных об использовании нежилого здания под торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, на основании данного акта нельзя сделать вывод о том, что спорный объект подлежит включению в Перечень на 2017 г.
В соответствии с пунктом 7.7. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее – Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, в акте обследования указываются: 1) дата и место составления акта обследования; 2) дата и номер распоряжения главы администрации муниципального района, городского округа Брянской области на проведение обследования; 3) фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводивших обследование; 4) фамилии, имена, отчества и должности специалистов и (или) экспертов, привлеченных к участию в обследовании; 5) наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, гражданина, являющегося собственником объекта недвижимого имущества, а также фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, гражданина, присутствовавшего при проведении обследования; 6) дата, время и место проведения обследования; 7) вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с указанием отношения площади фактического использования объекта для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания к общей площади объекта недвижимого имущества.
Акт обследования подписывается всеми членами рабочей группы органов местного самоуправления, участвовавшими в проведении обследования (пункт 7.8.). Материалы фото- и (или) видеосъемки и проведенных измерений объекта недвижимого имущества являются неотъемлемой частью акта обследования (пункт 7.9.).
Суд приходит к выводу, что Акт обследования спорного объекта недвижимости не соответствует требованиям, предъявляемым к составлению таких актов.
В нарушение подпункта 2 пункта 7.7. Порядка, в представленном Акте обследования спорного объекта не указана дата и номер распоряжения главы администрации муниципального района Брянской области на проведение обследования.
В нарушение подпункта 7 пункта 7.7. Порядка, в Акте не отражен вид фактического использования спорного здания и помещений с указанием отношения площади фактического использования объекта для размещения объектов общественного питания к общей площади объекта недвижимого имущества.
Между тем, в соответствии с пунктом ?5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, для отнесения спорного объекта по фактическому использованию к объектам общественного питания, в Акте должна содержаться достоверная информация о том, что не менее 20 процентов общей площади спорного здания используется для размещения объектов общественного питания, подтвержденная соответствующими расчетами.
Допустимые и достоверные материалы фото- и (или) видеосъемки и проведенных измерений спорного объекта недвижимого имущества, являющиеся согласно пункту 7.9. Порядка неотъемлемой частью акта обследования, административным ответчиком не представлены. Приложенная к акту распечатка из информационно-коммуникационной сети «Интернет», не содержащая сведений о дате осуществления съемки, к таким материалам отнесена быть не может.
Суд полагает, что Акт обследования спорного объекта недвижимого имущества не может быть признан надлежащим доказательством по делу, поскольку не отвечает установленным требованиям и не содержит необходимых сведений о фактическом использовании спорного здания в качестве объекта общественного питания.
Кроме того, данный акт не является надлежащим доказательством, подтверждающим фактическое использование здания в качестве объекта общественного питания и в силу следующего. Из системного толкования положений п. 8 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года № 471-п, следует, что акты обследования объектов недвижимого имущества для определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества и включения их в перечень на соответствующий налоговый период, составляются до начала налогового периода.
Однако представленный акт составлен 14 марта 2017 г., т.е. после начала действия оспариваемой части нормативно-правового акта.
С учетом этого оснований для включения спорного нежилого здания в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется из их кадастровой стоимости, на 2017 г., на основании абзаца 3 подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не имелось.
Таким образом, судом не добыто и административным ответчиком не представлено доказательств того, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости является объектом, который на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта по своему предназначению или фактическому использованию соответствовал предусмотренным в пунктах 1, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условиям и подлежал включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2017 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень не основано на сведениях документов технического учета (инвентаризации) о его назначении и сведениях о фактическом использовании объекта.
При указанных обстоятельствах оснований для включения указанного здания в Перечень на 2017 год, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не имелось.
С учетом изложенного, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ФИО1
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан не действующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельных его положений не действующими с 01 января 2017 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать не действующим с 01 января 2017 года пункт 3326 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 24 ноября 2016 года № 1410 (в редакции приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 26 декабря 2019 года № 1783) «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Брянска Брянской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в части включения в него нежилого здания, наименование: гостиничный комплекс с встроенным рестораном, площадью 1 509,3 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-коммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.А. Цуканов
Мотивированное решение изготовлено 07.02.2020 г.