ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-132/17 от 09.03.2017 Рязанского областного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ

именем

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 марта 2017 года Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Воейкова А.А.,

при секретаре – Русановой О.М.,

с участием:

представителя прокуратуры Рязанской области – Яковлевой Т.Н.,,

представителя административного истца ООО «Тяжпрессмаш» – Клиновой Г.А.,

представителя административного истца ООО УК «Сервис СК» - Стефаненко Д.В.,

представителя административного ответчика Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области – Харина В.Ю.,

представителя заинтересованного лица МУП «РМПТС» - Черных В.М.,

представителя заинтересованного лица ПАО «Квадра» - Аржакова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело, по административным исковым требованиям ООО «Тяжпрессмаш», ООО УК «Сервис СК» к Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области о признании недействующими в части - постановления Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 18 декабря 2015 года № 365 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ПАО «Квадра» на территории города Рязани» (в действующей редакции), постановления Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 14 января 2016 года №1 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ГУ РЭК Рязанской области»,

у с т а н о в и л:

ООО «Тяжпрессмаш» и ООО УК «Сервис СК» обратились в суд с административными исками к Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области (далее ГУ РЭК) о признании недействующим пункта 13 постановления ГУ РЭК от 14 января 2016 года №1 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ГУ РЭК Рязанской области».

В обоснование своих требований указали, что в 2015 году являлись потребителя тепловой энергии, вырабатываемой ПАО «Квадра».

В силу пункта 1 постановления ГУ РЭК от 18 декабря 2015 года № 365 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ПАО "Квадра" на территории города Рязани» был установлен тариф для потребителей тепловой энергии ПАО «Квадра» - с 1 января 2016 года 962 рубля 27 копеек за 1 Гкал.

Пунктом 13 постановления ГУ РЭК от 14 января 2016 года №1 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ГУ РЭК Рязанской области» в постановление ГУ РЭК от 18 декабря 2015 года № 365 внесены изменения, в результате которых по данному тарифу тепловую энергию у ПАО «Квадра» может приобретать только единственный покупатель - МУП «РМПТС», являющееся в силу Приказа Министерства энергетики РФ № 704 от 30 сентября 2015 года единой теплоснабжающей организацией (далее ЕТО).

В силу этого положения все другие покупатели тепловой энергии ПАО «Квадра», в том числе и административные истцы, вынуждены покупать тепловую энергию у ЕТО, в отношении которой постановлением ГУ РЭК от 18 декабря 2015 года № 370 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП «РМПТС»» установлены иные тарифы - с 1 января 2016 года 1523 рубля 56 копеек за 1 Гкал.

Административные истцы считают, что пункт 13 постановления ГУ РЭК от 14 января 2016 года №1 противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее закон №190-ФЗ), постановлению Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжении», утвердившем «Основы ценообразования в сфере теплоснабжения» (далее Основы ценообразования), «Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее «Правила регулирования цен»); «Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 года №808 (далее «Правила организации теплоснабжения»).

В частности, оспариваемые нормы противоречат пунктам 113, 114 «Правил организации теплоснабжения» поскольку не заключены новые договоры между ЕТО и административными истцами, на 2016 год у них сохранялись договорные отношения с ПАО «Квадра»; законом не предусмотрен срок, с которого все полномочия по теплоснабжению потребителей города Рязани передаются ЕТО; в нарушение пункта 6 «Правил регулирования цен» тарифы для потребителей тепловой энергии ПАО «Квадра» установлены позже 20 декабря 2015 года; в нарушение ст.4, 422 ГК РФ оспариваемому акту придана обратная сила (он опубликован 20 января 2016 года, тогда как устанавливает оплату тепловой энергии, с 1 января 2016 года).

ООО УК «Сервис СК» дополнительно указало на то, что наряду с собственным потреблением тепловой энергии (содержание офисов) оно также, представляет интересы потребителей – граждан (собственников помещений в многоквартирном доме). Повышение тарифов в 1,5 раза, противоречит статье 157.1. Жилищного кодекса РФ, распоряжению Правительства РФ от 1 ноября 2014 г. №_2222-р «Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов», допускающих увеличение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в данный период не более чем на 8,9%.

Суд определением от 2 марта 2017 года объединил дела по административным искам ООО «Тяжпрессмаш» и ООО УК «Сервис СК».

В ходе рассмотрения дела ООО УК «Сервис СК» уточнило свои требования и просило признать недействующими пункты 1 и 4 постановления ГУ РЭК от 18 декабря 2015 года №365 (в действующей редакции) в той мере, в какой они не предусматривают с 1 января 2016 года тарифов на тепловую энергию для иных потребителей ПАО «Квадра», кроме ЕТО, при этом, по единым с ЕТО ценам.

Суд считает, что несмотря на изложение различных административных исковых требований, фактически административные истцы заявляют о нарушении их прав тем, что в результате принятия оспариваемых норм они утратили возможность получения тепловой энергии в зоне действия ЕТО от иной теплоснабжающей организации и по другим, более дешевым тарифам, чем предусмотренным для потребителей ЕТО. При этом, ООО УК «Сервис СК» говорит о наличии у него такого права с 1 января 2016 года и в последующие периоды тарифного регулирования, а ООО «Тяжпрессмаш» с 1 января по октябрь 2016 года (до даты введения в эксплуатацию собственной котельной).

Представитель административного ответчика заявленные требования не признал, указав на то, что оспариваемые акты не противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. Так, приказом Министерства энергетики РФ № 704 от 30 сентября 2015 года утверждена схема теплоснабжения города Рязани, согласно которой едиными теплоснабжающими организациями по городу Рязани утверждены МУП «РМПТС» и Ново-Рязанская ТЭЦ (для потребителей тепловой энергии в паре, расположенных в пределах Южного Промузла г.Рязани).

Согласно данной схемы единой теплоснабжающей организацией для ООО «Тяжпрессмаш» и ООО УК «Сервис СК» является МУП «РМПТС» (ЕТО). В силу статей 2, 11, 15, 29 закона №190-ФЗ, пункта 94 Основ ценообразования ГУ РЭК обязано установить единый тариф для всех потребителей тепловой энергий в зоне деятельности ЕТО, в том числе и для потребителей, ранее имевших прямые договоры с ПАО «Квадра». Такой тариф установлен постановлением ГУ РЭК от 18 декабря 2015 года № 370 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП «РМПТС».

Положения названных статей закона не позволяют ПАО «Квадра» продавать тепловую энергию потребителям напрямую, минуя ЕТО. В связи с чем, в первоначальной редакции оспариваемого постановления, единственным потребителем ПАО «Квадра» могла быть только ЕТО; эксперты, при составлении экспертного заключения и определении размера тарифа, также исходили из единственного потребителя (ЕТО), но при издании постановления №365 была допущена техническая ошибка – вместо потребителя, указали потребителей, данная техническая ошибка исправлена оспариваемым постановлением №1. Такая ошибка не может нарушать прав административных истцов, так как пункты 113, 114 «Правил организации теплоснабжения» предписывали им до 1 декабря 2015 года решить вопрос о заключении договора теплоснабжения с ЕТО, а с 1 января 2016 года (нового периода тарифного регулирования) быть ее потребителями.

Представитель МУП «РМПТС» полагал заявленные требования административных истцов необоснованными, поскольку с 30 сентября 2015 года МУП «РМПТС» является ЕТО в г.Рязани, с 1 января 2016 года начинается очередной период тарифного регулирования, для всех потребителей (кроме южного промузла, где ЕТО является Ново-Рязанская ТЭЦ), в силу требований закона №190-ФЗ, Основ ценообразования, «Правил организации теплоснабжения» МУП «РМПТС» является единственным поставщиком тепловой энергии по единому тарифу, поэтому ПАО «Квадра» не может быть поставщиком тепловой энергии для иных покупателей (кроме ЕТО) с иными тарифа, отличающимися от единого тарифа для потребителей ЕТО.

Представитель ПАО «Квадра» также полагал заявленные требования административных истцов необоснованными, поскольку на территории г.Рязани созданы две ЕТО, к ним ПАО «Квадра» не относится. После создания ЕТО поставлять тепловую энергию иным потребителям (кроме ЕТО) ПАО «Квадра» не имеет права. Кроме того, ПАО «Квадра» не имеет технической возможности поставлять тепловую энергию иным потребителям в силу отсутствия мощностей, всю вырабатываемую ПАО «Квадра» энергию выкупило ЕТО (МУП «РМПТС»). При отсутствии тепловой энергии у ПАО «Квадра», в силу статьи 539 ГК РФ, оно не имеет правовых оснований и к заключению договоров поставки этой энергии с иными потребителями. С административными истцами долгосрочные договоры на поставку тепловой энергии не заключались (имелись договоры на один год с их возможной пролонгацией). С 1 января 2016 поставка тепловой энергии административным истцам не осуществляется, никаких платежей с 1 января 2016 года им не начисляется. Постановлением ГУ РЭК от 18 декабря 2015 года № 365 мог быть определен только один потребитель тепловой энергии ПАО «Квадра» - ЕТО (МУП «РМПТС»).

Суд, выслушав представителей ООО «Тяжпрессмаш», ООО УК «Сервис СК», ГУ «РЭК» Рязанской области, МУП «РМПТС», ПАО «Квадра», исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административных исков отказать, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 57 Устава (Основного Закона) Рязанской области правительство Рязанской области формирует исполнительные органы государственной власти Рязанской области.

Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области действует в соответствии с Положением о главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области, утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 2 июля 2008 года № 121 «Об утверждении положения о главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области» и является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в указанных сферах.

ГУ «РЭК» Рязанской области приняты постановления от 18 декабря 2015 года № 365 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ПАО «Квадра» на территории города Рязани», от 14 января 2016 года №1 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ГУ РЭК Рязанской области», от 14 декабря 2016 года №368 «О внесении изменений в Постановление ГУ РЭК Рязанской области от 18 декабря 2015 г. №_365 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ПАО «Квадра» на территории города Рязани». Данные постановления опубликованы в газете «Рязанские ведомости» №238(5032) от 19 декабря 2016 года, №7 (5048) от 20 января 2016 года, № 237 (5278) от 20 декабря 2016 года.

Суд считает, что в силу Федерального закона «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года №190-ФЗ, Устава (Основного Закона) Рязанской области, постановления Правительства Рязанской области от 2 июля 2008 года № 121 к компетенции ГУ «РЭК» Рязанской области относится принятие оспариваемых нормативных актов.

В силу пункта 1 постановления ГУ РЭК от 18 декабря 2015 года № 365 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ПАО «Квадра» на территории города Рязани» был установлен тариф для потребителей тепловой энергии ПАО «Квадра» - с 1 января 2016 года 962 рубля 27 копеек за 1 Гкал.

Пунктом 13 постановления ГУ РЭК от 14 января 2016 года №1 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ГУ РЭК Рязанской области» в постановление ГУ РЭК от 18 декабря 2015 года № 365 внесены изменения, в результате которых потребителем тепловой энергии ПАО "Квадра" по данному тарифу выступает МУП «РМПТС», являющееся в силу приказа Министерства энергетики РФ № 704 от 30 сентября 2015 года единой теплоснабжающей организацией (ЕТО) в г.Рязани.

Постановлением ГУ РЭК от 14 декабря 2016 года №368 внесены изменения в размеры тарифов.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, установленными частью 1 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 года, среди которых: обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, а также повышение их экономической и энергетической эффективности.

Основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, порядок регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения определены постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжении» (вместе с «Основами ценообразования в сфере теплоснабжения», «Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения»); «Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 года №808.

В силу пункта 13 «Правил регулирования цен» регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.

Во исполнение этого положения ПАО «Квадра» 28 апреля 2015 года представило в ГУ «РЭК» заявление об установлении цен (тарифов), приложив обосновывающие документы.

На основании пункта 28 «Правил регулирования цен» орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).

Экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования (пункт 29 «Правил регулирования цен»).

Из представленного административным ответчиком заключения экспертной группы ГУ «РЭК» Рязанской области от 15 декабря 2015 года следует, что в ней проведен и отражен анализ расчета тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ПАО «Квадра», в том числе: анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

При составлении заключения экспертная группа руководствовалась тем фактов, что приказом Министерства энергетики РФ № 704 от 30 сентября 2015 года утверждена схема теплоснабжения города Рязани, согласно которой едиными теплоснабжающими организациями по городу Рязани утверждены МУП «РМПТС» и Ново-Рязанская ТЭЦ (для потребителей тепловой энергии в паре, расположенных в пределах Южного Промузла г.Рязани).

Суд считает, что данное экспертное заключение соответствует требованиям пункта 29 «Правил регулирования цен».

18 декабря 2015 года ГУ РЭК Рязанской области принято постановление №365, основанное на выводах, изложенных в заключении экспертной группы.

Суд полагает, что в постановлении ГУ РЭК Рязанской области от 18 декабря 2015 года №365 допущена техническая ошибка в части, допускающей установление тарифа для неопределенного круга потребителей тепловой энергии ПАО «Квадра».

К такому выводу суд приходит на том основании, что оспариваемое постановление принималось на новый период тарифного регулирования после издания приказа Министерства энергетики РФ № 704 от 30 сентября 2015 года.

В силу части 4 статьи 11 закона №190-ФЗ установление тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в целях необходимости обеспечения единых тарифов для потребителей тепловой энергии (мощности), теплоносителя, находящихся в одной зоне деятельности единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 94 «Основ ценообразования» Единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.

Для всех потребителей в зоне деятельности ЕТО установлен единый тариф постановлением от 18 декабря 2015 года №370 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей МУП «РМПТС». Поэтому являлось недопустимым установление для неопределенного круга потребителей 2-го поставщика тепловой энергии в зоне деятельности ЕТО с самостоятельными тарифами.

ГУ РЭК правомерно исправил названную техническую ошибку постановлением от 14 января 2016 года №1, приведя тем самым возникшие правоотношения в сфере теплоснабжения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Довод административных истцов о том, что оспариваемыми актами нарушены их права, так как они, при наличии договорных отношений с ПАО «Квадра», вынуждены с 1 января 2016 года оплачивать тепловую энергию по более дорогим тарифам - несостоятелен, поскольку они, находясь в зоне деятельности ЕТО, вне зависимости от принятия ГУ РЭК оспариваемой нормы, в силу требований нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, обязаны с 1 января 2016 года руководствоваться едиными тарифами, установленными для потребителей ЕТО.

Наличие у потребителей ранее заключенных договоров с ПАО «Квадра» (на один год с возможной пролонгацией) не предоставляет им право быть потребителями тепловой энергии ПАО «Квадра» с использование иных тарифов, чем для потребителей ЕТО, в зоне деятельности ЕТО. На недопустимость возникновения таких правоотношений указывают пункты 113, 114 «Правил организации теплоснабжения» – таким потребителям до 1 декабря 2015 года следовало разрешить разногласия с ЕТО, соответственно заключить договора теплоснабжения с ЕТО. Для последней заключение такого договора являлось обязательным.

Утверждения административных истцов о том, что законом не предусмотрен срок, с которого все полномочия по теплоснабжению потребителей города Рязани передаются ЕТО; в нарушение пункта 6 «Правил регулирования цен» для них, как потребителей, тарифы установлены позже 20 декабря 2015 года»; оспариваемому акту в нарушение статей 4, 422 ГК РФ придана обратная сила, также несостоятельны, поскольку все разногласия между потребителями и ЕТО в зоне деятельности ЕТО подлежали разрешению до 1 декабря 2015 года (о чем указывалось выше), а действующий «расчетный период регулирования» (финансовый год) для потребителей ПАО «Квадро» и МУП «РМПТС» заканчивался 31 декабря 2015 года, соответственно новый тариф для потребителей г.Рязани, находящихся в зоне действия ЕТО, подлежал установлению ГУ РЭК с 1 января 2016 года.

Довод представителя ООО УК «Сервис СК» о недопустимости повышения тарифов для граждан (собственников помещений в многоквартирном доме) в 1,5 раза, не влечет признания недействующим оспариваемого нормативного акта, так как положения статьи 157.1. Жилищного кодекса РФ, нормативных актов Правительства РФ, Рязанской области закрепляют предельные индексы в отношении общей суммы платежей граждан за коммунальные услуги (оплата электрической энергии, газа, холодной и горячей воды, водоотведения и другие), тогда как оспариваемое постановление регулирует иные правоотношения - установление тарифа для ресурсоснабжающей организации. В случае, если плата за коммунальные услуги превысит названные индексы, то граждане имеют право на меры социальной поддержки в целях соблюдения утвержденных предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой ими платы за коммунальные услуги.

В силу п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые нормы не противоречат федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую, поэтому в удовлетворении административных исков следует отказать.

Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ООО «Тяжпрессмаш», ООО УК «Сервис СК» к Главному управлению «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области о признании недействующими в части – пунктов 1 и 4 постановления Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 18 декабря 2015 года № 365 «О тарифах на тепловую энергию для потребителей ПАО «Квадра» на территории города Рязани» (в действующей редакции), пункта 13 постановления Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 14 января 2016 года №1 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты ГУ РЭК Рязанской области» - отказать.

Опубликовать сообщение о принятом судом решении в газете «Рязанские ведомости» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Рязанский областной суд.

Судья: подпись.

Копия верна: судья Воейков А.А.