Дело № 3а-132/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 10 августа 2018 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
при секретаре Михейкиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области о ликвидации Ленинградского регионального отделения Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса»,
установил:
24.10.2013 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Ленинградском региональном отделении Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» за основным государственным регистрационным номером <данные изъяты>.
Лицами, имеющими право действовать без доверенности от имени Организации, являются Председатель Ленинградского регионального совета – Б и Первый заместитель председателя регионального совета С, о чем внесены сведения в ЕГРЮЛ.
Управление Минюста России по Ленинградской области обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Ленинградское региональное отделение Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» (далее –Региональное отделение) и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование административного иска указано, что основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ послужили документы, представленные С, а именно устав Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса», не зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В ЕГРЮЛ, а также ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций сведения об Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» отсутствуют. Управление было введено в заблуждение относительно территориальной сферы деятельности как Ленинградского регионального отделения Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского корпуса», так и Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса».
Таким образом, Региональное отделение зарегистрировано в качестве юридического лица, а общероссийская общественная организация в качестве юридического лица не зарегистрирована, что является нарушением ст.21 Федерального закона №82-ФЗ. В нарушение ч.6 ст.14 Федерального закона №82-ФЗ Региональное отделение использует в своем наименовании слово «общероссийской». В нарушение ч.4 ст.18 Федерального закона №82-ФЗ в п.п.1.1, 1.4 устава Общероссийской Общественной организации «Офицерское собрание 30 Гвардейского Армейского корпуса» закреплены положения, которые распространяются только на юридических лиц, между тем поименованная общественная организация не является юридическим лицом(далее-Устав). В нарушение ст.24 Федерального закона №7-ФЗ отдельные направления деятельности, указанные в п.3.1 главы 3 Устава не отражены в наименовании общественной организации и выходят за рамки уставных целей деятельности общественной организации. Ранее, административным истцом по фактам выявленных нарушений выносило предупреждения, которые до настоящего времени Региональным отделением не устранены. В адрес Управления Региональным отделением направлены письменные претензии, которые содержат доводы о том, что деятельность Организации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, свидетельствующие о том, что Организация не имеет намерений устранять выявленные Управлением нарушения как в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, так и после вынесения уполномоченным органом предупреждения в адрес Организации. Таким образом Региональным отделением грубо и неоднократно не исполнялись требования действующего законодательства, что в соответствии с абз.3 ч. 1 ст.44 Федерального закона №82-ФЗ является правовым основанием для ликвидации общественного объединения.
К участию в деле привлечено в качестве административного ответчика Ленинградское региональное отделение Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса», а в качестве заинтересованных лиц: Общероссийская Общественная организация «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса», Избирательная комиссия Ленинградской области.
В письменном отзыве представитель Избирательной комиссии Ленинградской области ФИО1 указала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Избирательной комиссии Ленинградской области.
В судебном заседании представители административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области – ФИО2 и ФИО3 просили удовлетворить заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика – Ленинградского регионального отделения Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского корпуса», а также представители заинтересованных лиц – Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса», в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом с соблюдением требований ч.3 ст.263 КАС РФ.
Заинтересованное лицо-Избирательная комиссия Ленинградской области о слушании дела извещена надлежащим образом. В ходатайстве от 08.08.2018 заместитель председателя Избирательной комиссии Ленинградской области М просил административное дело рассмотреть в отсутствие представителя комиссии, указав о том, что административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области о ликвидации Ленинградского Регионального отделения Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» поддерживает.
Изложенные обстоятельства в силу положений ст.263 КАС РФ не являются правовым препятствием для рассмотрения дела по существу.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"(далее-Федеральный закон №82-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Согласно ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях" для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.
Частью 10 статьи 21 Федерального закона №82-ФЗ определено, что решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации (абз.2 ст. 21 Федерального закона "Об общественных объединениях").
Статьей 29 Федерального закона №82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца третьего части 1 статьи 44 Федерального закона №82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом.
20.01.2016 Управлением Минюста России по Ленинградской области в адрес Регионального отделения направлено письмо о необходимости представления в срок до 01.03.2016 документов, подтверждающих создание в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса».
14.09.2016 Управление Минюста России по Ленинградской области вынесло предупреждение Региональному отделению в связи с выявлением следующих нарушений законодательства Региональным отделением: не предоставление Организацией отчета по форме №ОН0003; не опубликован отчет об использовании имущества за 2015 год; в ЕГРЮЛ, а также в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций сведения Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» отсутствуют; в нарушение ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ Организация использует в своем наименовании слово «общероссийской». Установлен срок для устранения нарушений до 01.12.2016.
28.11.2016 Региональное отделение направило в адрес Управления Минюста России по Ленинградской области претензию, в которой первый заместитель председателя Ленинградского Регионального Совета указал, что вся информация о деятельности Регионального отделения предоставляется в установленные сроки; документы, подтверждающие осуществление деятельности Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации со своими структурными подразделениями неоднократно предоставлялась. Соответственно, Региональное отделение полагало, что информация, изложенная в предупреждении от 14.09.2016, не соответствует действительности.
16.01.2017 Управление Минюста России по Ленинградской области вынесло повторное предупреждение Региональному отделению, в котором отразило, что в Едином государственном реестре юридических лиц, а также в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций сведения об Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» отсутствуют. В нарушение ч.6 ст.14 Федерального закона №82-ФЗ Региональное отделение использует в своем наименовании слово «общероссийской». Несмотря на направленное предупреждение от 14.09.2016 №, выявленные нарушения не устранены. Управление Минюста Российской Федерации по Ленинградской области указало на необходимость привести Региональному отделению свои учредительные документы в соответствие с действующим законодательством, представить отчет по форме ОН0003, разместить отчет об использовании своего имущества на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, или предоставить в средства массовой информации для опубликования. Установлен срок для устранения нарушений до 10.03.2017.
07.03.2017 Региональное отделение направило в адрес Управления Минюста России по Ленинградской области повторную претензию, в котором указало, что все отчеты о деятельности Регионального отделения сданы своевременно и в полном объеме; в соответствии со ст.29 Федерального закона №82-ФЗ Региональное отделение ежегодно публикует Отчеты об использовании своего имущества в установленном порядке. Организация является региональным отделением Общероссисйкой Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса». В соответствии с ч.4 ст.3 Федерального закона №82-ФЗ общественные объединения могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Документы, подтверждающие осуществление деятельности Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации со своими структурными подразделениями неоднократно предоставлялась. Региональное отделение сообщило о том, что предупреждения оспорены в вышестоящий орган- Министерство юстиции Российской Федерации.
23.01.2018 Управлением Минюста России по Ленинградской области вынесено распоряжение №-р «О проведении плановой документарной проверки Ленинградского регионального отделения Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского корпуса»» в период с 01.06.2018 по 29.06.2018.
Согласно акту проверки от 29.06.2018 в ходе проведения проверки выявлены нарушения требований ч.6 ст. 14, ч.2 ст.27 Федерального закона №82-ФЗ; ст. 24 Федерального закона №7-ФЗ; подп. 25 ст. 2 Федерального закона №67-ФЗ; выявлены факты невыполнения предупреждений от 14.09.2016 и от 16.01.2017 (в части использования в наименовании слова «общероссийской»).
Устав Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» утвержден на учредительном съезде 25.04.2013(далее-Устав).
В пункте 1.1 Устава отражено, что Общероссийская Общественная организация «Офицерское Собрание 20 Гвардейского Армейского Корпуса»(далее-Организация)- это общественное объединение, созданное для участия офицеров запаса и офицеров в отставке Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе служивших в частях, на кораблях, в подразделениях Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войсках СССР, в общественной жизни страны, для защиты их общественных, социальных и экономических интересов, посредством формирования и выражения их общественной воли, участия в общественных мероприятиях, в выборах и референдумах.
Пунктом 1.2 Устава установлено, что Организация проводит свою деятельность на всей территории России, во всех субъектах Российской Федерации, имеет общероссийский территориальный статус.
В пункте 1.4 Устава предусмотрено, что организация является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, заключать договоры и контракты, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном и третейских судах, открывать расчетные и иные счета в рублях и в валюте в банковских учреждениях, иметь печать, штамп и иные реквизиты, утвержденные и зарегистрированные в установленном законом порядке.
Местонахождение постоянно действующего руководящего и исполнительного коллегиального органа организации-Центрального Совета Организации: <адрес> (п.1.8 Устава).
Цели Организации приведены в пункте 2.1 Устава.
Согласно пункта 3.1 Устава Организация имеет, в том числе следующие права: учреждать средства массовой информации, участвовать в выборах и референдумах всех уровней, осуществлять рекламную деятельность, образование для взрослых, деятельность лечебных учреждений, розничную торговлю.
В пункте 6.1 Устава указано, что решение о создании и прекращении деятельности Регионального отделения Организации принимается Центральным Советом Организации. С момента государственной регистрации Регионального отделения Организации является юридическим лицом.
Из представленных скриншотов, выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, ответа Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 07.08.2018 следует, что Общероссийская Общественная организация «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» не зарегистрировано в качестве юридического лица и в указанном государственном реестре, а также в Едином государственном реестре налогоплательщиков отсутствует.
Из представленной в суд копии повторной претензии Регионального отделения, оставленной на бланке Организации видно, что названная Организация расположена по адресу: <адрес>.
Согласно представленной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.07.2018 Ленинградское Региональное отделение Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» внесено в реестр 24.10.2013, государственный регистрационный №.
Региональное отделение имеет юридический адрес: <адрес>.
Таким образом, является обоснованным суждение административного истца о том, что несмотря на отсутствие регистрации Организации в качестве юридического лица, Региональное отделение зарегистрировано в качестве юридического лица, что не соответствует смыслу и содержанию ст.21 Федерального закона №82-ФЗ.
Сравнительный анализ положений Федерального закона №82-ФЗ и Устава показывает, что в нарушение ст.27 Федерального закона №82-ФЗ, п\п25 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в пунктах 1.1, 3.1 Устава закреплено право на участие в выборах и референдуме, между тем Организация не зарегистрирована в установленном порядке.
В пункте 1.4 Устава содержатся положения, которые распространяются только на юридических лиц, однако Организация к таковым не относится.
Является обоснованным и утверждение административного истца о том, что ряд видов деятельности Организации, указанные в пункте 3.1 (такие как рекламная деятельность, образование для взрослых, деятельность лечебных учреждений, розничная торговля) выходят за рамки уставных целей деятельности Организации.
Так как Организация не зарегистрирована в порядке, предусмотренном ст.21 Федерального закона №82-ФЗ является правомерным и указание на нарушение ч.6 ст.14 названного Федерального закона, так как Региональным отделением не представлено доказательств того, что Организация является всероссийской, а разрешение на использование в наименовании слова «общероссийской» Региональным отделением не представлено.
Приведенные нарушения являются существенными.
Однако, несмотря на неоднократные предупреждения, Региональное отделение в течение длительного времени не приняло мер к устранению выявленных нарушений законов Российской Федерации; доказательства того, что указанные предупреждения признаны вышестоящим органом незаконными, отсутствуют. В судебном порядке поименованные предупреждения не оспаривались.
В настоящем судебном разбирательстве административным ответчиком также не представлено доказательств, опровергающих доводы административного истца.
В силу п.3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 №705, п.74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 №26 Управление Минюста РФ по субъекту вправе обратиться в суд с административным иском о ликвидации общественного объединения (регионального отделения).
С учетом изложенного, допущенные нарушения являются существенными и грубыми, достаточными для ликвидации общественного объединения, соответственно административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области подлежит удовлетворению, а Ленинградское региональное отделение Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» подлежит ликвидации по основаниям абзаца третьего части 1 статьи 44 Федерального закона №82-ФЗ.
Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области удовлетворить.
Ликвидировать Ленинградское региональное отделение Общероссийской Общественной организации «Офицерское Собрание 30 Гвардейского Армейского Корпуса» (регистрационный №), исключив сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Е.Е. Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено 12 августа 2018 года.