ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-132/19 от 04.09.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-132/2019 (10OS0000-01-2019-000137-93)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04.09.2019 г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе

судьи Данилова О.И.,

при секретаре Сафоновой М.В.,

при участии прокурора Иовлева Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующими в части решений Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 №XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и от 11.03.2010 № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа»,

установил:

ФИО1 обратилась с административным иском по тем основаниям, что она является собственником здания жилого дома с кадастровым номером 10:01:0070101:194, площадью 81,6 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0000000:16773, площадью 659 кв.м. категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство, по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, м. Бараний Берег; земельный участок является ранее учтенным, кадастровый номер присвоен 16.05.1994.

15.02.2019 административный истец обратился в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка в целях архитектурно-строительного проектирования и реконструкции объекта капитального строительства. Письмом администрации Петрозаводского городского округа от 19.03.2019 № 5.3-09-56-О административному истцу сообщено, что земельный участок и здание жилого дома согласно документам территориального планирования входят в состав территории государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский», включены в зону запрещения нового жилищного строительства и зону особо охраняемых природных территорий (зону «Ро»).

Считая, что установление Петрозаводским городским Советом (далее – Совет, административный ответчик) в Правилах землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (далее – Правила землепользования и застройки) и в Генеральном плане города Петрозаводска (далее – Генеральный план) в отношении одного участка несколько территориальных и функциональных зон, а также включение его в состав территории государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский» без соблюдения требований статей 9, 23, 30, 34, 36 ГрК РФ и статьи 85 ЗК РФ нарушают права собственника, поскольку ограничивают возможность реконструкции объекта капитального строительства, административный истец просил признать вышеназванные нормативные акты в части включения земельного участка и расположенного на нем здания жилого дома в состав территории государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский», отнесения его к особо охраняемым природным территориям, включения в зону запрещения нового жилищного строительства, зону коллективных садоводств, отнесения указанного земельного участка к лесным участкам не действующими.

Совет в отзыве на административный иск полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В отзывах на административный иск Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу указывают на несоответствие границ, отображенных в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки, фактическим границам государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский». Кроме того, в дополнительных отзывах сообщают, что земельный участок административного истца не входит в состав земель лесного фонда и в состав особо охраняемой природной территории регионального значения – государственный комплексный (ландшафтный) заказник регионального значения «Заозерский».

В ответе на запрос суда от 29.08.2019 № 167 Бюджетное природоохранное рекреационное учреждение Республики Карелия «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия» сообщило о том, что не имеет сведений о включении земельного участка и жилого дома, принадлежащих административному истцу, в состав территории государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский».

В отзыве на административный иск администрация Петрозаводского городского округа также не оспаривает факт несоответствия отображения в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки границ государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский» с его фактическими границами, указывая, что в материалах по обоснованию Генерального плана площадь заказника указана по состоянию на 2004 год (2710 га), в то время как с 17.09.2012 площадь заказника составляет 2658 га.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 доводы административного иска поддержал, представитель административного ответчика ФИО3 против удовлетворения заявленных требований возражала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Иовлева Д.С., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 24, 32 ГрК РФ, подготовка и утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 №ХХV1/ХХ-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» утверждены изменения в Генеральный план города Петрозаводска, которыми установлено функциональное зонирование территории г. Петрозаводска, отраженное в схемах: планируемых границ функциональных зон (основной чертеж), границ зон с особыми условиями использования территории.

Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска.

Указанные решения приняты уполномоченным органом и надлежащим образом опубликованы.

Согласно материалам дела, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 16.05.1994 ФИО1 является собственником жилого дома 1960 года постройки с кадастровым номером 10:01:0070101:194, который ранее принадлежал ее матери на основании договора купли-продажи от 17.04.1963; запись о регистрации в ЕГРН внесена 12.08.2013. Указанный жилой дом находится на земельном участке площадью 659 кв.м с кадастровым номером 10:01:0000000:16773, расположенном по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, м. Бараний берег, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство. Земельный участок является ранее учтенным, дата присвоения кадастрового номера 16.05.1994, границы определены и описаны; запись о регистрации внесена в ЕГРН 16.11.2018.

Письмом от 19.03.2019 администрация Петрозаводского городского округа отказала ФИО1 в выдаче градостроительного плана земельного участка, указав на то, что согласно Правилам землепользования и застройки земельный участок расположен в зоне особо охраняемых природных территорий (Ро), в которой в соответствии с пунктом 63 Правил землепользования и застройки жилищное строительство не предусмотрено, кроме того, согласно Генеральному плану земельный участок расположен в зоне запрещения нового жилищного строительства.

В отзыве на административный иск Совет указывает на то, что земельный участок расположен в границах государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский», то есть входит в зону особо охраняемых природных территорий.

Согласно выкопировке из карты зон с особыми условиями использования территории и карты планируемых границ функциональных зон Генерального плана, а также картам зон градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования Правил землепользования и застройки, земельный участок административного истца одновременно находится в следующих функциональных зонах: зоне коллективных садоводств, в зоне запрещения нового жилищного строительства, в зоне лесов, в зоне ландшафтного заказника «Заозерский», а также отнесен к территориальной зоне – особо охраняемых природных территорий (Ро).

ФИО1, оспаривая нормативные правовые акты, полагает, что они противоречат требованиям градостроительного и земельного законодательства и нарушают ее права и законные интересы в использовании земельного участка по целевому назначению.

По мнению суда, оспариваемые акты приняты с нарушением закона и нарушают прав административного истца.

В соответствии с частью 3 статьи 4 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия Генерального плана) к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.

На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются, в том числе, границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения (пункт 3 части 6 статьи 23 ГрК РФ).

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1 статьи 35 ГрК РФ).

В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (часть 12 статьи 35 ГрК РФ).

Согласно статье 22 (в редакции, действовавшей на момент принятия Генерального плана) Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1). Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков (пункт 2). Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (пункт 3).

Пунктами 6 и 7 статьи 2 Федерального закона № 33-ФЗ предусмотрено, что особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 23 Федерального закона № 33-ФЗ).

Государственный ландшафтный заказник местного значения «Заозерский» в Прионежском районе Карельской АССР создан в соответствии с постановлением Совета Министров Карельской АССР от 31.01.1991 № 19 на территории лесопарковой части зеленой зоны Петрозаводского лесхоза общей площадью 2888 гектаров в <...>, 22-23, 31-32, 41, 50-51, 59-80 Заозерского лесничества.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.06.2004 № 72-П в постановление Совета Министров Карельской АССР от 31.01.1991 № 19 внесен ряд изменений, в том числе уменьшена площадь заказника с 2888 га до 2710 га.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 17.09.2012 № 292-П государственному ландшафтному заказнику местного значения «Заозерский» в Прионежском районе Карельской АССР придан статус государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения.

Указанным постановлением утверждено Положение о государственном комплексном (ландшафтном) заказнике регионального значения «Заозерский», согласно пункту 2 которого ландшафтный заказник расположен на территории Петрозаводского городского округа и Прионежского муниципального района на северо-западном побережье Петрозаводской губы Онежского озера. Общая площадь территории ландшафтного заказника составляет 2658 га, в том числе лесного фонда – 2658 га (<...>, 22-23, 31-32, 41, 50-51, 59-64, 67-80 Заозерского лесничества (по материалам лесоустройства) Заозерского участкового лесничества Прионежского лесничества).

В силу пунктов 4 и 9 указанного Положения границы и особенности режима особой охраны территории ландшафтного заказника учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.

Охрану территории ландшафтного заказника, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддерживанию в естественном состоянии природных комплексов и объектов на территории ландшафтного заказника осуществляет бюджетное природоохранное рекреационное учреждение Республики Карелия «Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Карелия».

Таким образом, Генеральный план должен отображать границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, однако, как установлено материалами дела и не оспаривается административным ответчиком, начиная с момента придания заказнику «Заозерский» статуса заказника регионального значения и изменения его площади, а также после вступления в силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 № 75-КГ16-5, которым признан недействующим Генеральный план в части включения в границы Петрозаводского городского округа лесных участков, информация, содержащаяся в Генеральном плане и в Правилах землепользования и застройки в отношении границ государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский», является недостоверной.

Поскольку судом установлено, что земельный участок административного истца и расположенный на нем жилой дом не входят в территорию государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский», постольку отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки земельного участка административного истца в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский» является неправомерным.

Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющему стратегию градостроительного развития территорий и содержащему в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями части 1 статьи 34, статьи 35 ГрК РФ.

В силу пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.

Как указано выше, земельный участок административного истца расположен в четырех функциональных зонах – в зоне коллективных садоводств, в зоне запрещения нового жилищного строительства, в зоне лесов, в зоне ландшафтного заказника «Заозерский», а согласно Правилам землепользования и застройки земельный участок истца расположен в территориальной зоне особо охраняемых природных территорий.

Между тем в соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Аналогичное требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне установлено пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ.

Нахождение земельного участка административного истца в нескольких функциональных зонах создает неопределенность его правового режима, поскольку приведение Правил землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом вызовет несоблюдение требований части 4 статьи 30 ГрК РФ и пункта 2 статьи 85 ЗК РФ, поскольку земельный участок будет находиться в нескольких территориальных зонах.

Таким образом, Совет при принятии оспариваемых актов в части осуществления градостроительного зонирования земельного участка административного истца допустил нарушения положений статей 23, 30, 34, 35 ГрК РФ, статьи 85 ЗК РФ.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемых нормативных правовых актов, на основе которых реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает их не действующими в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

Пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Суд полагает достаточным возложение на административного ответчика обязанности по публикации сообщения о принятии настоящего решения.

Поскольку административный истец является инвалидом первой группы, что освобождает его от уплаты государственной пошлины (подпункт 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ), а административный ответчик также освобожден от уплаты государственной пошлины (подпункт 19 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ), то суд возвращает административному истцу уплаченную им государственную пошлину в размере 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления в законную силу решения суда: решение Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» в части включения материалами по обоснованию Генерального плана города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа в виде карт (основным чертежом, опорным планом, схемой инженерной подготовки территории, схемой развития транспортной инфраструктуры, картой зоны охраны памятников истории и культуры) земельного участка с кадастровым номером 10:01:0000000:16773, площадью 659 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, м. Бараний Берег, и здания жилого дома, с кадастровым номером 10:01:0070101:194, площадью 81,6 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, м. Бараний Берег, д. б/н, в состав территории государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский», отнесения их к особо охраняемым природным территориям, включения в зону запрещения нового жилищного строительства, зону коллективных садоводств, отнесения указанного земельного участка к лесным участкам;

решение Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части включения картой градостроительного зонирования, картой зон с особыми условиями использования территории Петрозаводского городского округа земельного участка с кадастровым номером 10:01:0000000:16773, площадью 659 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Петрозаводск, м. Бараний Берег, и здания жилого дома, с кадастровым номером 10:01:0070101:194, площадью 81,6 кв.м, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, м. Бараний Берег, д. б/н, в состав территории государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский», в зону особо охраняемых природных территорий (зону «Ро»), отнесения указанного земельного участка к лесным участкам.

Обязать Петрозаводский городской Совет опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании административного ответчика.

Вернуть ФИО1 государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную по чек-ордеру от 05.06.2019.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья О.И. Данилов

Мотивированное решение изготовлено в порядке части 2 статьи 177 КАС РФ 09.09.2019, последний день подачи апелляционной жалобы 09.10.2019.