Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Красногорск,
Московская область 05 марта 2019 года
Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Терещенко А.А.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-132/19 по административному исковому заявлению Дачного товарищества собственников недвижимости «Духанино Парк» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Дачное товарищество собственников недвижимости «Духанино Парк» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности 6-ти земельных участков с кадастровыми номерами:
- 50:08:0040233:1216, общей площадью 14 603 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Ермолинское, д. Духанино;
- 50:08:0040233:1012, общей площадью 14 790 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Ермолинское, д. Духанино;
- 50:08:0040233:1011, общей площадью 15 045 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Ермолинское, д. Духанино;
- 50:08:0040233:1010, общей площадью 1 013 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Ермолинское, д. Духанино;
- 50:08:0040233:937, общей площадью 1 199 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Ермолинское, д. Духанино;
- 50:08:0040233:1000, общей площадью 654 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Ермолинское, д. Духанино.
Административный истец просит суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной в представленном им Отчете об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков.
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельных участков.
С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с указанными кадастровыми номерами Дачное товарищество собственников недвижимости «Духанино Парк» обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области. Решением Комиссии от 30 марта 2018 года заявление Дачного товарищества собственников недвижимости «Духанино Парк», поступившее в Комиссию 15 марта 2018 года, - отклонено (л.д.29-32).
В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорных земельных участков, определенной в отчете об оценке, судом была назначена экспертиза с целью проверки представленного административным истцом отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и, в случае отрицательного заключения, определения действительной рыночной стоимости данных земельных участков. Производство экспертизы было поручено эксперту АО «Международный Центр Оценки» ФИО1
Согласно представленному суду экспертному заключению № 026/19 от 21 января 2019 года оценщиком при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков с указанными кадастровыми номерами допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требования Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости земельных участков, и иные нарушения, которые могли существенно повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости земельных участков.
Экспертом определена рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату их кадастровой оценки.
После получения заключения эксперта представитель административного истца уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату оценки в экспертном заключении.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области в представленных суду письменных пояснениях не возражала против удовлетворения требований административного истца. Не оспаривала право истца на установление кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, полагал, что действительная рыночная стоимость земельных участков определена в заключении эксперта, и именно эта стоимость должна быть установлена в качестве кадастровой стоимости данных земельных участков.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, об отложении рассмотрения дела не просили, письменных возражений против удовлетворения требований административного истца суду не представили.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, полагает уточненное административное исковое заявление Дачного товарищества собственников недвижимости «Духанино Парк» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков подлежащим удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
Пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленной в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.
В силу положений п. 3-7, п. 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного земельного участка.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, - в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абз. 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4).
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО №4).
Для вновь образованного объекта недвижимости, в соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ, датой определения его кадастровой стоимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).
Судом установлено, что Дачному товариществу собственников недвижимости «Духанино Парк» на праве собственности принадлежат 6 земельных участков с кадастровыми номерами:
- 50:08:0040233:1216, общей площадью 14 603 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Ермолинское, д. Духанино;
- 50:08:0040233:1012, общей площадью 14 790 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Ермолинское, д. Духанино;
- 50:08:0040233:1011, общей площадью 15 045 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Ермолинское, д. Духанино;
- 50:08:0040233:1010, общей площадью 1 013 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Ермолинское, д. Духанино;
- 50:08:0040233:937, общей площадью 1 199 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Ермолинское, д. Духанино;
- 50:08:0040233:1000, общей площадью 654 кв. м., расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, с.п. Ермолинское, д. Духанино.
Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 12-17).
В соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 08 февраля 2013 года №34-РМ «О проведении государственной кадастровой оценки земель Московской области в 2013 году» на территории Московской области в 2013 году проведена очередная государственная кадастровая оценка земель.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года №564-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области» утверждены – по состоянию на 01 января 2013 года - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель данной категории по кадастровым кварталам, по муниципальным районам, городским округам Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.
Земельные участки с указанными кадастровыми номерами являются вновь образованными, не вошли в перечень объектов недвижимости, сформированный на 01 января 2013 года для целей проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости 03 сентября 2015года и 21 апреля 2016 года.
Стоимость вновь образованных земельных участков, определенная в соответствии с удельным показателем кадастровой стоимости данных земель, утвержденным Распоряжением №564-РМ и составила, как следует из представленных кадастровых справок от 1657844,22 руб. до 38138021,85 руб. в зависимости от площади земельного участка от 654 кв.м до 15 045 кв.м.
В соответствии с представленным суду экспертным заключением № 026/19 от 21 января 2019 года рыночная стоимость спорных земельных участков на дату оценки – 03 сентября 2015 года составляла:
- с кадастровым номером 50:08:0040233:1012 в размере 7547 929 руб.;
- с кадастровым номером 50:08:0040233:1011 в размере 7678 065 руб.;
- с кадастровым номером 50:08:0040233:1010 в размере 787 111 руб.;
- с кадастровым номером 50:08:0040233:937 в размере 931 635 руб.;
- с кадастровым номером 50:08:0040233:1010 в размере 4159 064 руб.;
- рыночная стоимость земельного участка на дату оценки – 21 апреля 2016 года составляла:
- с кадастровым номером 50:08:0040233:1216 в размере 7627147 руб.
Суд, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков должна быть установлена равной их рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на дату их оценки в заключении эксперта.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Оценивая данное экспертное заключение с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимосвязи этого доказательства в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.
Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного земельного участка, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
С учетом изложенного сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает, суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорного земельного участка.
Исходя из изложенного, уточненное административное исковое заявление Дачного товарищества собственников недвижимости «Духанино Парк» подлежит удовлетворению, а именно: рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть определена в размере, установленном в экспертном заключении:
- с кадастровым номером 50:08:0040233:1012 в размере 7547 929 руб.;
- с кадастровым номером 50:08:0040233:1011 в размере 7678 065 руб.;
- с кадастровым номером 50:08:0040233:1010 в размере 787 111 руб.;
- с кадастровым номером 50:08:0040233:937 в размере 931 635 руб.;
- с кадастровым номером 50:08:0040233:1010 в размере 4159 064 руб.;
- с кадастровым номером 50:08:0040233:1216 в размере 7627147 руб.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.
В данном случае заявление Дачного товарищества собственников недвижимости «Духанино Парк» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области 15 марта 2018 года и именно эта дата подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Дачного товарищества собственников недвижимости «Духанино Парк» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040233:1216, общей площадью 14 603 кв. м., равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 21 апреля 2016 года, в размере 7627147 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040233:1012, общей площадью 14 790 кв. м., равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 03 сентября 2015 года, в размере 7547 929 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040233:1011, общей площадью 15 045 кв. м., равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 03 сентября 2015 года, в размере 7678 065 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040233:1010, общей площадью 1 013 кв. м., равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 03 сентября 2015 года, в размере 787 111 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040233:937, общей площадью 1 199 кв. м., равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 03 сентября 2015 года, в размере 931 635 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:08:0040233:1000, общей площадью 654 кв. м., равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 03 сентября 2015 года, в размере 508 165 рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков, включая дату подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области «15 марта 2018 года».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А. Терещенко
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года.
Судья А.А. Терещенко