ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-132/20 от 18.02.2022 Смоленского областного суда (Смоленская область)

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-2/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 февраля 2022 г. г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

судьи Смоленского областного суда Холиковой Е.А.,

при секретаре Смородиной А.В.,

с участием прокурора Накцевой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Горэлектро» о признании нормативных актов Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике недействующими,

установил:

17 декабря 2013 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Горэлектро» (далее по тексту – ООО «Горэлектро»), основным видом деятельности которого является «передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным сетям» и «распределение электроэнергии» (л.д. 36-40 Том 2).

24 декабря 2019 г. Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике на основании Заключения Экспертного совета Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике по проверке представленных материалов для установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020-2024 г.г. и долгосрочных параметров регулирования для взаиморасчетов между сетевыми организациями по электрическим сетям ООО «Горэлектро» от 19 декабря 2019 г. приняты:

Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 362 «Об установлении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, индивидуальных предпринимателей на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» (далее по тексту - Постановление Департамента № 362);

Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 364 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Центра» (на территории Смоленской области) и территориальными сетевыми организациями, индивидуальными предпринимателями» (далее по тексту - Постановление Департамента № 364);

Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 365 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальной сетевой организации» (далее по тексту - Постановление Департамента № 365).

Вышеуказанные Постановления опубликованы на официальном сайте Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике - https://rek.admin-smolensk.ru/docs/post-2019-god/ и в официальном печатном издании – Вестник Смоленской Областной Думы и Администрации Смоленской области (часть 5) от 31 декабря 2019 г. (л.д. 156-160 Том 2).

Постановлением Департамента № 362 установлена необходимая валовая выручка в отношении ООО «Горэлектро» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) и согласно пункту 5 приложения составляет: на 2020 год – <данные изъяты> тыс. руб., на 2021 год – <данные изъяты> тыс. руб., на 2022 год – <данные изъяты> тыс. руб., на 2023 год – <данные изъяты> тыс. руб., на 2024 год – <данные изъяты> тыс. руб.

Постановлением Департамента № 364 установлены с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г. индивидуальные тарифы на услуги по передачи электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «МРСК - Центра» (на территории Смоленской области) и территориальными сетевыми организациями, индивидуальными предпринимателями согласно приложению.

Так, Пунктом 4 приложения для ООО «Горэлектро» на 2020 год установлены: ставка за содержание электрических сетей - <данные изъяты> руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - <данные изъяты> руб./МВт.ч, одноставочный тариф - <данные изъяты>./кВт.ч. (1 полугодие); ставка за содержание электрических сетей - <данные изъяты> руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - <данные изъяты> руб./МВт.ч, одноставочный тариф - <данные изъяты>./кВт.ч. (2 полугодие).

Пунктом 1 Постановления Департамента № 365 утверждены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению.

Согласно пункту 2 указанного Постановления долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, индивидуальных предпринимателей действуют с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г.

Пунктом 4 приложения к Постановлению Департамента №365 для ООО «Горэлектро» установлен базовый уровень подконтрольных расходов <данные изъяты> млн. руб.

Решением Комиссии Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - ФАС России) от 25 августа 2020 г. были частично удовлетворены требования ООО «Горэлектро», указанные в заявлении о разногласиях с органом регулирования, о дополнительном учете в необходимой валовой выручке на 2020 год расходов на общую сумму <данные изъяты> тыс. руб., в том числе корректировка операционных расходов.

Решением Комиссии ФАС России расходы по разногласиям с филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго», учтенные в необходимой валовой выручке 2019 года, признаны необоснованно исключенными из необходимой валовой выручки ООО «Горэлектро» на 2020 год.

Также отмечено, что фактическая и плановая заработная плата по предприятию значительно превышает заработную плату, которая в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования, определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений; ООО «Горэлектро» в адрес ФАС России и органа регулирования не были представлены данные по форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», а также иные материалы, подтверждающие фактическую численность персонала за 2018 год, расчет расходов на оплату труда в соответствии с таблицей № П1.16 приложения 1 к Методическим указаниям № 20-э/2, учетная политика на 2020 год.

Департаменту Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике предписано в срок до 01 октября 2020 г. произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) на основании мотивировочной части данного решения по статьям затрат: «Расходы на оплату труда»; «Отчисления на социальные нужды»; «Налог на прибыль по факту 2018 года»; «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного убытка и на основании этого пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Горэлектро» на 2020 год, также с учетом требований пункта 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, пересмотреть необходимую валовую выручку, единые (котловые) и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Горэлектро» на 2020 год.

Во исполнение названного решения ФАС России 30 сентября 2020 г. Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике приняты Постановления № 54 «О внесении изменений в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24 декабря 2019 г. №364» (далее по тексту – Постановление Департамента № 54), и № 55 «о внесении изменения в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24 декабря 2019 г. №365» (далее по тексту – Постановление Департамента № 55).

Постановлением Департамента № 54 пункт 4 приложения к Постановлению №364 изложен в новой редакции, согласно которой на 2 полугодие ставка за содержание электрических сетей - <данные изъяты> руб./МВт.мес., одноставочный тариф - <данные изъяты> руб./кВт.ч.

Постановлением Департамента № 55 пункт 4 приложения к Постановлению Департамента № 365 изложен в новой редакции, согласно которой базовый уровень подконтрольных расходов установлен <данные изъяты> млн. руб.

ООО «Горэлектро» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими Постановление Департамента № 365 от 24 декабря 2019 г. «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, индивидуальных предпринимателей, в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальной сетевой организации» в части установлении долгосрочных параметров регулирования в отношении территориальной сетевой организации ООО «Горэлектро» (п. 4 Приложения к постановлению № 365), Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 362 от 24 декабря 2019 г. «Об установлении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, индивидуальных предпринимателей на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» в части установления необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации ООО «Горэлектро» (п. 5 Приложения к постановлению № 362), Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 364 от 24 декабря 2019 г. «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Центра» (на территории Смоленской области) и территориальными сетевыми организациями, индивидуальными предпринимателями» (п. 4. Приложения к постановлению № 364), Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 54 «О внесении изменений в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24 декабря 2019 г. № 364», Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 55 «О внесении изменения в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24 декабря 2019 г. № 365», как не соответствующие законодательству Российской Федерации (л.д. 3-27 Том 1).

В уточненном исковом заявлении от 22 марта 2021 г. ООО «Горэлектро», помимо вышеуказанных постановлений, просило также признать недействующим Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 372 от 30 декабря 2019 г. «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям территориальных сетевых организаций Смоленской области» (далее по тексту - Постановление Департамента № 372), Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике №53 «О внесении изменений в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24 декабря 2019 г. «№ 362» (далее по тексту – Постановление Департамента № 53, Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 56 «О внесении изменений в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 372» (далее по тексту – Постановление Департамента № 56) (л.д. 176-179 Том 2).

Определением суда от 13 августа 2021 г. принят отказ ООО «Горэлектро» от административного иска в части признания недействующими постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 30 декабря 2019 г. № 372 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям территориальных сетевых организаций Смоленской области» и постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 30 сентября 2020 г. № 56 «О внесении изменений в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 372» с прекращением производства по делу в этой части.

Уточнив административное исковое заявление, в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ООО «Горэлектро» просило признать Постановления Департамента №№ 362, 364, 365 в части, касающейся ООО «Горэлектро» и полностью Постановления Департамента №№ 53, 54, 55 не действующими с момента вступления в законную силу решения суда (л.д. 52-57 Том 5).

ООО «Горэлектро», ссылаясь на нарушение требований Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э, указало, что оспариваемые тарифы и необходимая валовая выручка установлены в меньшем размере, чем было заявлено ООО «Горэлектро», являются экономически необоснованными, что нарушает права и интересы сетевой организации. Постановления Департамента № 54 и № 55 приняты Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике с нарушением процедуры принятия. Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике неправомерно исключены либо уменьшены заявленные расходы при определении необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) по статьям затрат: фонд оплаты труда; отчисления на социальные нужды (страховые выплаты); амортизация основных фондов; корректировка НВВ; корректировка НВВ в соответствии с п. 7 Основ ценообразования.

Протокольными определениями от 1 апреля 2021 г. и 1 июля 2021 г., вынесенными при рассмотрении дела в предварительном судебном заседании, для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральная антимонопольная служба России и Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области (л.д. 18-23 Том 3, л.д. 208 - 212 Том 4).

В письменных возражениях относительно административных исковых требований административный ответчик Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике административный иск не признал, ссылаясь на то, что порядок принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюден. Оспариваемые постановления не противоречат нормативным правовым актам в сфере энергетики и тарифного регулирования, имеющим большую юридическую силу, и прав административного истца не нарушают.

В письменных объяснениях заинтересованное лицо ФАС России указало, что Постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24 декабря 2019 г. №№ 362, 364, 365 и от 30 декабря 2019 г. № 372 в редакции постановлений Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике административный от 30 сентября 2020 г. №№ 53, 54, 55, 56, соответствуют Решению ФАС России от 02 сентября 2020 г. и законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в связи с чем, по мнению ФАС России, не имеется оснований для признания их недействующими.

Заинтересованное лицо Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области письменные возражения относительно административных исковых требований не представил.

В судебном заседании представители административного истца Брей Р.А., Бычков Д.А., Беляев В.В. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика - Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике Борисов Н.И. административные исковые требования не признал, поддержал письменные возражения, представленные на административный иск.

Заинтересованные лица ФАС России, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения данного дела, явку своих представителей в суд не обеспечили.

Заслушав объяснения представителей административного истца Брея Р.А., Бычкова Д.А., Беляева В.В., возражения представителя административного ответчика Борисова Н.И., исследовав и оценив материалы дела, материалы тарифного дела, принимая во внимание заключение прокурора Накцевой И.С., полагавшей заявленные требования административного истца подлежащими удовлетворению, Смоленский областной суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» обращено внимание на необходимость при проверке содержания оспариваемого акта или его части выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П и от 21 января 2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и к злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 разъяснено, что нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы или иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ст. 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 г. № 98-э.

В силу статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию.

В соответствии с п. 3 ст. 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 09 июля 2012 г. № 432, Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере реализации на территории Смоленской области единой государственной политики в области энергетики, энергоэффективности и государственного регулирования тарифов.

Согласно пункту 3.1.3. Положения Департамент устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.

ООО «Горэлектро», является территориальной сетевой организацией, владеющей на законном основании электросетевыми объектами, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей, в связи с чем является субъектом спорных правоотношений, регулируемым оспариваемым нормативным правовым актом.

Проверяя в порядке ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.

В силу п. 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, Решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.

Для принятия решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики в Департаменте Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике образуется коллегиальный орган - Правление Департамента (пункт 4.1 Положения), состав которого утвержден распоряжением Администрации Смоленской области от 10 августа 2012 г. № 1107-р/адм «Об утверждении состава Правления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике».

Абзацем третьим пункта 6 Типового положения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. № 97 (далее - Типовое положение) определено, в частности, что «Руководитель органа регулирования является председателем коллегиального органа...».

Судом установлено, заседание Правления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, на котором были приняты Постановления Департамента №№ 53, 54, 55 проходило 30 сентября 2020 г.

В указанное время исполняющий обязанности начальника Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике Борисов Н.И., являющийся, согласно распоряжению Администрации Смоленской области от 10 августа 2012 г. № 1107-р/адм «Об утверждении состава Правления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике» председателем Правления, находился в очередном отпуске, что подтверждается копией распоряжения Губернатора Смоленской области от 16 сентября 2020 г. № 1057-р «об отпуске Н.И. Борисова» (л.д. 170 Том 2).

На период отпуска Борисова Н.И. его обязанности, согласно распоряжению Губернатора Смоленской области от 16 сентября 2020 г. № 1058-р «Об исполнении обязанностей начальника Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике» исполняла заместитель начальника Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике А. (л.д. 171 Том 2).

Соответственно, на момент проведения заседания Правления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике 30 сентября 2020 г., А. являлась руководителем органа регулирования и могла являться председателем коллегиального органа - Правления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

Абзацем 4 пункта 6 Типового положения определено, что члены коллегиального органа, не являющиеся работниками органа регулирования, извещаются о проведении заседания коллегиального органа и по планируемым к рассмотрению вопросам им представляются на электронном носителе материалы к заседанию коллегиального органа.

Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» и К., доктор технических наук, профессор кафедры электроэнергетических систем филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, представитель ассоциации «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» были извещены о проведении заседания Правления с предоставлением необходимой информации (л.д 174 Том 2).

Абзацем 7 пункта 6 Типового положения определено, что если член коллегиального органа не может присутствовать на заседании коллегиального органа, он имеет право заблаговременно представить свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменной форме которое учитывается при определении кворума и голосовании.

Руководствуясь вышеуказанными нормами, а также учитывая требования санитарного законодательства в осуществлении противоэпидемических мероприятий в отношении новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), и в целях предупреждения возникновения и распространения заболеваний, учитывая возраст (более 65 лет), К. была представлена Позиция по голосованию представителя ассоциации «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» на заседании 30 сентября 2020 г. К. в соответствии с Директивой Совета рынка УРЦ-03-04/67-20/49, которой определено мнение о голосовании по всем вопросам повестки дня - «против» (л.д 175 Том 2).

Таким образом, 30 сентября 2020 г. заседание правления органа регулирования состоялось при наличии необходимого кворума, с участием директора ООО «Горэлектро» Бычкова Д.А., на котором большинством голосов членов правления принято решение о внесении изменений в Постановления Департамента №№ 362, 364, 365 от 30 декабря 2019 г., что подтверждается протоколом заседания правления от 30 сентября 2020 г. № 37.

Постановления Департамента №№ 53, 54, 55 от 30 сентября 2020 г. опубликованы в печатном издании «Смоленская газета» 14 октября 2020 г. (<данные изъяты>) (л.д. 161 Том 2).

Пунктом 7 статьи 1 Закона Смоленской области от 07 мая 2002 г. № 48-з «О порядке опубликования, вступления в силу и действии областных нормативных правовых актов» предусмотрено, что датой официального опубликования областного нормативного правового акта считается дата первой публикации его полного текста в газетах «Смоленская газета», «Рабочий путь», «Смоленские новости», в информационном бюллетене «Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области», в «Вестнике Смоленской областной Думы» или дата его первого размещения (опубликования) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах компетенции Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, подписаны уполномоченным должностным лицом, приняты с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.

Доводы административного истца об обратном не могут быть приняты судом в качестве оснований для удовлетворения административного иска.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона об электроэнергетике к основным принципам, которые должны соблюдаться при государственном регулировании цен (тарифов) относятся, в частности, определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2).

Во исполнение положений Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).

Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов, с приложением обосновывающих документов. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов (пункты 8, 12, 17, 22, 35).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством.

Административный истец является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Смоленской области.

Как следует из материалов дела, при установлении тарифов на 2020 год Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в отношении ООО «Горэлектро» применял метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт Основ ценообразования).

В силу пунктов 15, 16, 17 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (Далее - Методические указания № 98-э) долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются. Базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами, относится к долгосрочным параметрам регулирования.

В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования цен (тарифов) организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней.

К заявлению, направленному в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы, перечень которых приведен в пункте 17 Правил регулирования цен (тарифов).

ООО «Горэлектро» 26 апреля 2019 г. обратилось в Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике с заявлением об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, представив комплект обосновывающих документов (тарифное дело: часть 1 стр. 23-176).

В соответствии с п. 17 Правил регулирования цен (тарифов) отсутствовали следующие документы и материалы:

- бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;

- расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности (в том числе расчет фактических выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, определяемых в соответствии с Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой) с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

- разработанные в соответствии с установленными требованиями программы энергосбережения в случаях, когда разработка таких программ предусмотрена законодательством Российской Федерации;

- оценка экономически не обоснованных расходов (доходов), расходов, не учтенных в составе тарифов, дохода, недополученного по независящим от регулируемой организации причинам в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в том числе дополнительно полученных сетевой организацией доходов, возникших в предшествующий период регулирования вследствие взыскания стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии с лиц, осуществляющих бездоговорное потребление электрической энергии;

- документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).

Для экономического обоснования фактических расходов за 2018 год и планируемых затрат на 2020 год ООО «Горэлектро» и в связи с отсутствием вышеуказанных документов и материалов Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике запросил у ООО «Горэлектро» дополнительные материалы, в том числе и информацию о доходах и расходах по видам деятельности (№ 2466/3 от 20 августа 2019 г.) (приложение тарифное дело ООО «Горэлектро» на 2020 год ч.1 стр. 8-9).

В нарушение п. 19 Правил ООО «Горэлектро» была представлена дополнительная информация в Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике 03 сентября 2019 г. (приложение тарифное дело ООО «Горэлектро», Индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии в 2020 году, Папка № 2, стр. 62 с перечнем прилагаемых документов (стр. 63-516); от 10 октября 2019 г. договора аренды (стр. 1-60)).

В связи с неполным пакетом запрашиваемых обосновывающих документов Обществом Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике 11 сентября 2019 г. и 16 октября 2019 г. были запрошены дополнительные материалы.

В дополнение к ранее представленным материалам ООО «Горэлектро» представило скорректированное предложение по объему необходимой валовой выручки на 2020 год (от 11 сентября 2019 г. исх. № 710), которое не было опубликовано Обществом на официальном сайте в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектов оптового и розничного рынков электрической энергии» (Папка № 3 с описью материалов стр. 4-422); от 10.10.2019 исх. № 801 (на 1 л. в 1 экз. стр. 1-2); от 29.10.2019 исх. № 871 (Папки № 4 и 5 с реестром документов); от 30.10.2019 исх. № 876 (Папка № 6 с реестром документов стр. 120-289), от 14.11.2019 исх. № 930 (Папки № 1-4 стр. 66- 393; стр. 1-371; стр. 1-350; стр. 1-333); 16.12.2019 исх. № 1060 Папка № 6 стр. 44- 100); 17.12.2019 исх. № 1069 (прилагаются в тарифном деле).

Экспертным Советом Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике рассматривались и принимались во внимание все представленные ООО «Горэлектро» документы, имеющие значение для составления доказательного и независимого экспертного заключения. Эксперты исходили из того, что всю ответственность за достоверность представленных документов несет ООО «Горэлектро».

Критерием экспертизы являются нормативно-правовые акты, определяющие порядок ценообразования и тарифную политику по регулируемой деятельности, а также указания, инструкции, правила и нормы технической эксплуатации объектов и другие документы, обязательные для исполнения хозяйствующими субъектами.

Согласно пп. 5, 6 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Также в целях обеспечения прозрачности ведения учета доходов и расходов ООО «Горэлектро» обязано представлять отчетность, содержащую данные раздельного учета, в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденным приказом Минэнерго от 13 декабря 2011 г. № 585 (далее - Порядок), вместе с бухгалтерской отчетностью организации.

По итогам рассмотрения Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике представленных материалов выявлено, что в нарушение законодательства ООО «Горэлектро» не осуществляет раздельный учет доходов и расходов на передачу, технологическое присоединение к электрическим сетям, прочую деятельность.

Также в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» информация Обществом опубликована не в полном объеме, отсутствует бухгалтерская и статистическая отчетность и приказ по учетной политике.

Таким образом, оценка экономически обоснованных статей затрат, подлежащих включению в необходимую валовую выручку ООО «Горэлектро», Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике осуществлялась экспертно с учетом имеющихся фактических данных, норм и нормативов, бухгалтерской отчетностью.

По результатам проведенной экспертизы об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020-2024 г.г. и долгосрочных параметров регулирования для взаиморасчетов между сетевыми организациями по электрическим сетям ООО «Горэлектро» регулирующим органом 19 декабря 2019 г. составлено и утверждено экспертное заключение (л.д. 87-102 Том 1).

ООО «Горэлектро», не согласившись с доводами Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, изложенными в экспертном заключении от 19 декабря 2019 г. и, соответственно, с принятыми постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 362, № 364, № 365 обратилось в ФАС России с заявлением о рассмотрении разногласий в части установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемых ООО «Горэлектро» для ПАР «МРСК- Центра» (на территории Смоленской области).

По итогам рассмотрения разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «Горэлектро» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике Комиссией ФАС по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденной приказом ФАС России от 22 августа 2018 г. № 1178/18 (далее - Комиссия), вынесено решение от 02 сентября 2020 г. , которым требования ООО «Горэлектро», указанные в заявлении о разногласиях с органом регулирования, о дополнительном учете в необходимой валовой выручке на 2020 год расходов на общую сумму <данные изъяты> тыс. руб., в том числе корректировка операционных расходов, удовлетворены Комиссией частично.

Согласно пункту 3 решения Комиссии расходы по разногласиям с филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Смоленскэнерго», учтенные в необходимой валовой выручке 2019 года, признаны необоснованно исключенными из необходимой валовой выручки ООО «Горэлектро» на 2020 год.

В соответствии с пунктом 4 решения Комиссии ФАС России Департаменту предписано произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) на основании мотивировочной части данного решения по статьям затрат: «Расходы на оплату труда»; «Отчисления на социальные нужды»; «Налог на прибыль по факту 2018 года»; «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного убытка в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э».

ФАС России отметило, что ООО «Горэлектро» в адрес ФАС России и органа регулирования не были представлены данные по форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», а также иные материалы, подтверждающие фактическую численность персонала за 2018 год, расчет расходов на оплату труда в соответствии с таблицей № П1.16 приложения 1 к Методическим указаниям № 20-э/2, учетная политика на 2020 год; фактическая и плановая заработная плата по предприятию значительно превышает заработную плату, которая в соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования, определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений.

Согласно пункту 5 решения срок исполнения решения органом регулирования был установлен 01 октября 2020 г.

Пунктом 6 решения установлен срок письменного информирования ФАС России органом регулирования об исполнении решения - в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных решением Комиссии от 02 сентября 2020 г. .

Во исполнение решения Комиссии ФАС России Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике у ООО «Горэлектро» запросил недостающие материалы (исх. от 14 сентября 2020 г.). ООО «Горэлектро» были направлены расчет расхода на оплату труда Таблица № П1.16, и расшифровка доходов и расходов организации за 2018 год.

Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике было подготовлено экспертное заключение от 25 сентября 2020 г. в соответствии с которым были приняты постановления от 30 сентября 2020 г. № 53, № 54, № 55.

Письмом 06 октября 2020 г. № 2704/3 Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике направил в ФАС России информацию об исполнении решения Комиссии ФАС России с приложением необходимых материалов (экспертное заключение, постановления). Информации о некорректном и неправильном исполнении решения ФАС России в Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике не поступало.

В соответствии с протоколом от 13 ноября 2020 г. заседания Комиссии ФАС России по вопросам о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) № 1 ФАС России, по результатам анализа представленных Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике материалов об исполнении решения ФАС России от 02 сентября 2020 г. проголосовало «за» и считает, что данное решение Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике исполнено.

В ходе рассмотрения дела, поскольку для разрешения требований административного иска необходимы специальные экономические познания, и по ходатайству административного истца, определением от 10 сентября 2021 г. по настоящему делу была назначена судебная экономическая экспертиза, проведение которой поручено Институту проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ФГАОУВО Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) (далее по тексту - ВШЭ).

Учитывая предмет и основания заявленных административным истцом требований, на разрешение комиссии экспертов были поставлены следующие вопросы:

1. Являются ли экономически обоснованными установленные постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 30.09.2020 г. № 53, № 54, № 55 для ООО «Горэлектро» тарифы по статье «Расходы на оплату труда»?

2. Являются ли экономически обоснованными установленные вышеуказанными постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для ООО «Горэлектро» тарифы по статье «Отчисления на социальные нужды»?

3. Являются ли экономически обоснованными установленные вышеуказанными постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для ООО «Горэлектро» тарифы по статье «Амортизация основных фондов»?

4. Являются ли экономически обоснованными установленные вышеуказанными постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для ООО «Горэлектро» тарифы по статье «Корректировка НВВ»?

5. Влияет ли правильность расчета по указанным статьям расходов на каждый из оспариваемых тарифов?

Экспертное заключение представлено суду 28 декабря 2021 г.

Как следует из заключения по результатам проведенной судебной экспертизы, комиссия экспертов пришла к следующим выводам.

1. Нормативная численность персонала на деятельность по передаче электрической энергии определена ООО «Горэлектро» в размере 52,29 чел. (с учетом численности центра обслуживания потребителей услуг – 2 чел., которые, по данным ООО «Горэлектро», относятся на деятельность по тех.присоединению), Департаментом – в размере 29,25 чел. (общая нормативная численность определена Департаментом в размере 41,9 чел., а затем распределена между видами деятельности).

По мнению экспертов, отклонение численности, определенной Департаментом, от расчета ООО «Горэлектро», обусловлено преимущественно тем, что Департаментом нормативная численность административно-управленческого и цехового персонала распределена между видами деятельности «передача электрической энергии» и «технологическое присоединение» пропорционально объему выручки между данными видами деятельности.

Экспертами ВШЭ в рамках судебной экспертизы выполнен расчет нормативной численности персонала и величина нормативной численности персонала на передачу электрической энергии составила 41,40 чел.

Указанный расчет произведен экспертами на основе Приказа Госстроя России № 68.

Фактическая численность персонала, которую ООО «Горэлектро» относит на деятельность по передаче электрической энергии, за 2018 г. составила 60 чел. (общая фактическая численность персонала ООО «Горэлектро» за 2018 г. – 64 чел., в т.ч. 4 чел. – численность на деятельность по технологическому присоединению), что превышает определенную экспертами нормативную численность на 46%.

Экспертами на основе данных представленной расчетной ведомости за 2018 г. проведен анализ кадрового состава персонала ООО «Горэлектро» (без учета внутренних совместителей), по результатам которого эксперты пришли к выводу, что фактическая численность руководителей, специалистов, служащих более чем в 3 раза превышает фактическую численность основного производственного персонала (рабочих).

Эксперты полагают, что в отношении численности персонала ООО «Горэлектро» необходимо проведение процедур по оптимизации. Включение расходов на оплату труда исходя из фактической численности, значительно превышающей нормативную, в тарифы ООО «Горэлектро» приведет к необоснованному увеличению тарифной нагрузки на потребителей.

Исходя из установленной экспертами нормативной численности персонала ООО «Горэлектро» 41,40 чел., нормативных данных Отраслевого тарифного соглашения, экспертами произведен расчет расходов на оплату труда на 2020 г. в размере <данные изъяты> руб., которая на <данные изъяты> руб. превышает величину, учтенную Департаментом при пересмотре тарифов на 2020 г.

Эксперты, руководствуясь п. 8.4.2.4. Отраслевого тарифного соглашения, обоснованно применили процент выплат по итогам года к месячному окладу 33%, что составляет 3,96 должностных окладов за полный год, а не 3,96% от месячного оклада как применил Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.

2. Расходы по статье «Отчисления на социальные нужды», учтенные при установлении постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для ООО «Горэлектро» тарифов на 2020 г., являются экономически необоснованными, так как величина расходов на оплату труда на 2020 г., являющаяся базой для начисления страховых взносов, определена Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике некорректно.

Как указано экспертами, суть спора по данной статье между ООО «Горэлектро» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике заключается в размере базы для начисления страховых отчислений, разногласия в части применяемой ставки страховых отчислений 30,4% между сторонами отсутствуют.

В соответствии со ст.425 Налогового кодекса РФ тариф страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование составляет 30%. Тариф страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний для ООО «Горэлектро» составляет 0,4%. Следовательно, применение Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике тарифа в размере 30,4% является обоснованным.

Эксперты ВШЭ посчитали обоснованным выполнить расчет величины страховых взносов исходя из расчета величины оплаты труда в размере <данные изъяты> руб., в связи с чем экономически обоснованная величина страховых взносов по расчету экспертов составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> руб. * 30,4%), что на <данные изъяты> руб. превышает величину, учтенную Департаментом при пересмотре тарифов на 2020 г.

3. Расходы по статье «Амортизация основных фондов» являются экономически необоснованными, поскольку величина амортизации определена Департаментом по данным налогового, а не бухгалтерского учета, что не соответствует п. 27 Основ ценообразования.

Общая экономически обоснованная сумма амортизационных отчислений ООО «Горэлектро» на 2020 г., определенная экспертами в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования, составляет <данные изъяты> руб. и превышает уровень затрат, определенных Департаментом, на <данные изъяты> руб.

4. Исходя из предоставленных материалов следует, что ООО «Горэлектро» оспариваются следующие корректировки НВВ ООО «Горэлектро» за 2018 г., отраженные в Экспертном заключении Департамента от 25 сентября 2020 г.:

4.1 Корректировка подконтрольных расходов;

4.2 Корректировка неподконтрольных расходов;

4.3 Корректировка с учетом полезного отпуска и цен на электрическую энергию;

4.4 Корректировка НВВ в соответствии с п. 7 Основ ценообразования.

С учетом указанного факта, эксперты не проводили анализ неоспариваемых корректировок: - по доходам от осуществления деятельности по передаче электрической энергии; - по надежности и качеству оказываемых услуг.

4.1 Расчет корректировки подконтрольных расходов осуществляется по формуле 5 пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее - Методические указания).

Корректировка подконтрольных расходов за 2018 г., учтенная при установлении постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для ООО «Горэлектро» тарифов на 2020 г., является экономически необоснованной в виду того, что Департаментом в расчете применен ИПЦ на 2018 г., не соответствующий официальным данным из Прогноза социально-экономического развития РФ, Департаментом применен ИПЦ на 2018 г. в размере 2,7%, ООО «Горэлектро» - в размере 2,9%. Остальные параметры, примененные ООО «Горэлектро» и Департаментом в расчете, идентичны.

4.2 Корректировка неподконтрольных расходов определяется по формуле 7 пункта 11 Методических указаний путем определения отклонения фактических расходов от утвержденных на год, предшествующий текущему году, в котором подается тарифная заявка. В последующие годы долгосрочного периода регулирования корректировка неподконтрольных расходов происходит с таким же временным шагом.

Корректировка неподконтрольных расходов за 2018 год, учтенная при установлении постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для ООО «Горэлектро» тарифов на 2020 год, является экономически необоснованной.

Экспертами проведен постатейный анализ плановых и фактических неподконтрольных расходов ООО «Горэлектро» за 2018 г.

- расчет Департамента по статье «корректировка по отчислениям на социальные нужды» экономически необоснованным

Эксперты установили, что фактические расходы по статье «отчисления на социальные нужды» (т.е. страховые взносы с фонда оплаты труда) определены Департаментом в размере <данные изъяты> руб., рассчитав её исходя их принятых параметров фонда оплаты труда в тарифных решениях. При этом эксперты отмечают отсутствие в Экспертном заключении Департамента детализированного расчета указанной величины (<данные изъяты> руб.) с приведением значений использованных в расчете показателей.

При этом эксперты считают обоснованным определение величины страховых взносов за 2018 г., подлежащих учету при расчете корректировки за этот период исходя из величины фонда оплаты труда в составе операционных расходов, утвержденных на 2018 г. (ФОТ производственных рабочих – <данные изъяты> руб., ФОТ АУП – <данные изъяты> руб., итого <данные изъяты> руб.), и доли отчислений на страховые взносы в размере 30,4%. Таким образом, эксперты определили экономически обоснованную величину фактических расходов ООО «Горэлектро» на страховые взносы за 2018 г. <данные изъяты> руб.

По расчетам экспертам экономически обоснованная величина корректировки по отклонению фактических расходов по рассматриваемой статье от плановой составляет <данные изъяты> руб.

- расчет по статье «корректировка по амортизации основных фондов» является экономически необоснованным, поскольку величина фактической амортизации принята Департаментом с нарушением Основ ценообразования по расчету амортизации, в связи с чем, эксперты, применив п. 27, посчитали целесообразным определить фактическую экономически обоснованную величину амортизации ООО «Горэлектро» с учетом пообъектного анализа корректности применения максимальных сроков полезного использования объектов основных средств.

По результатам расчетов, эксперты определили величину фактической экономически обоснованной амортизации ООО «Горэлектро» за 2018 г. в размере <данные изъяты> руб.

По расчетам экспертам экономически обоснованная величина корректировки по отклонению фактических расходов по рассматриваемой статье от плановой составляет (- <данные изъяты> руб.).

- расчет по статье «корректировка аренды» является экономически обоснованным, поскольку при изучении экспертами 13 договоров аренды электросетевого оборудования, действовавших в 2018 г., установлено, что ни один из них не содержит расчета арендной платы в соответствии с п.п. 5 п. 28 Основ ценообразования, в связи с чем позиция Департамента по исключению расходов по данным договорам обоснованной.

Также по результатам анализа эксперты подтвердили обоснованность расчета Департамента по величине расходов на аренду нежилых помещений в размере <данные изъяты> руб.

- расчет по статье «корректировка по прочим неподконтрольным расходам» является экономически обоснованным, соответственно, общая величина корректировки, рассчитанная Департаментом и учтенная при установлении тарифов на 2020 г. в размере (<данные изъяты> руб.), является экономически обоснованной.

- расчет по статье «корректировка по налогам» является экономически необоснованным, поскольку Департаментом включен в состав фактических расходов на уплату госпошлин экономически необоснованных расходов на уплату судебных госпошлин. Эксперты считают, что оплата госпошлин в суды осуществляется в случае отказа в удовлетворении исковых требований, а это, в свою очередь, говорит об отсутствии оснований для подачи иска, соответственно, эксперты считают такие расходы последствием некорректных управленческих решений и признают их экономически необоснованными.

В соответствии с данными Экспертного заключения Департамента №201 от 25 декабря 2017 г. по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «Горэлектро», Департаментом на 2018 год учтены расходы на налоги в сумме <данные изъяты> руб. Таким образом, величина расходов по рассматриваемой статье, учтенная Департаментом в качестве плановой при расчете корректировки по данной статье, признается экспертами экономически обоснованной.

Эксперты установили, что в Экспертном заключении Департамента «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год для ООО «Горэлектро» от 25 сентября 2020 г. указано, что фактические расходы по статье «налоги» определены Департаментом в размере <данные изъяты> руб., при этом пояснений по порядку расчета данной величины в тексте заключения не приведено.

Расходы на уплату госпошлин за 2018 г. определены экспертами в размере <данные изъяты> руб. на основании результатов анализа реестра уплаченных госпошлин с учетом исключения расходов на уплату 12 госпошлин за обращение в суды различных инстанций в размере <данные изъяты> руб.

По результатам расчетов, эксперты определили величину фактических экономически обоснованных расходов по налогам ООО «Горэлектро» за 2018 г. в размере <данные изъяты> руб.

По расчетам экспертам экономически обоснованная величина корректировки по отклонению фактических расходов по рассматриваемой статье от плановой составляет (-<данные изъяты> руб.).

- расчет по статье «корректировка по налогу на прибыль» является экономически необоснованным, в связи с тем, что определенная Департаментом плановая величина налога на прибыль на 2018 г. в размере <данные изъяты> руб. признана экспертами экономически необоснованной, а фактическая в размере <данные изъяты> руб. экспертами признан экономически обоснованной.

4.3 Расчет корректировки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию осуществляется по формуле 8, содержащейся в пункте 11 Методических указаний.

Корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию за 2018 г., учтенная при установлении постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для ООО «Горэлектро» тарифов на 2020 г., является экономически необоснованной, поскольку величина корректировки, определенная экспертами (<данные изъяты> руб.), на <данные изъяты> руб. превышает величину корректировки, определенную Департаментом (<данные изъяты> руб.), поскольку расчет объема отпуска в сеть, принятого Департаментом, со ссылками на материалы, на основании которых он был определен (<данные изъяты> тыс. кВтч.), в Отзыве или Экспертном заключении Департамента отсутствует; принятая экспертами величина фактического объема поступления электрической энергии в сеть (отпуска в сеть) за 2018 г. (<данные изъяты> тыс. кВтч.), соответствует отчетным данным, представленным ООО «Горэлектро».

4.4 Корректировка НВВ в соответствии с п. 7 Основ ценообразования за 2018 г., учтенная при установлении постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для ООО «Горэлектро» тарифов на 2020 г., является экономически необоснованной за 2018 г., учтенная при установлении постановлениями Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике для ООО «Горэлектро» тарифов на 2020 г., является также экономически необоснованной, поскольку расходы на вырубку просек в указанном размере <данные изъяты> руб. были учтены Департаментом при установлении тарифов для ООО «Горэлектро» на 2018 г. в составе статьи неподконтрольных расходов «Прочие неподконтрольные расходы», и соответственно, исключены при проведении корректировки по данной статье неподконтрольных расходов, дополнительное исключение учтенных при установлении тарифов на 2018 г. расходов ООО «Горэлектро» в рамках данной корректировки является необоснованным, т.к. приводит к двойному учету, что недопустимо в рамках тарифного регулирования.

5. ООО «Горэлектро» оспаривает индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Центра» и ООО «Горэлектро».

Индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии территориальных сетевых организаций определяются исходя из планового объема оказываемых услуг по передаче электрической энергии и величины необходимой валовой выручки территориальной сетевой организаций.

В соответствии с п. 11 Методических указаний в состав необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации в части содержания электрических сетей входят расходы на оплату труда (в составе подконтрольных расходов), отчисления на социальные нужды (в составе неподконтрольных расходов), амортизация основных фондов (в составе неподконтрольных расходов), а также величина корректировок за отчетный период.

Следовательно, правильность расчета затрат по вышеуказанным статьям расходов влияет на корректность расчета необходимой валовой выручки, в состав которой входят данные затраты.

Так как величина тарифа на передачу электрической энергии имеет прямую зависимость от величины НВВ территориальной сетевой организации, правильность расчета расходов по статьям затрат «расходы на оплату труда», «отчисления на социальные нужды», «амортизация основных фондов», «корректировки НВВ», влияет на оспариваемые тарифы.

Заключение комиссии экспертов составлено с соблюдением требований ст. 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является ясным и полным, выводы комиссии экспертов носят категорический характер и не являются противоречивыми, какие-либо сомнения в обоснованности заключения у суда отсутствуют.

Оценивая в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу заключение судебной экспертизы, суд полагает о том, что данное доказательство отвечает принципам достаточности и достоверности, оно содержит подробную, аргументированную информацию в отношении проведенного исследования, мотивированные выводы на все поставленные вопросы, объективно согласуется с другими собранными по делу доказательствами.

Заключение комиссии экспертов составлено лицами, обладающими правом на проведение подобного рода исследования, имеющими специальное высшее образование, соответствующую квалификацию, стаж экспертной деятельности, не заинтересованными в исходе дела, и предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Оснований подвергать сомнению выводы комиссии экспертов по вышеуказанной судебной экспертизе не имеется, вследствие чего суд полагает, что данное доказательство отвечает требованиям относимости, допустимости, достаточности и достоверности.

Допрошенный в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи эксперт Б. поддержал заключение в полном объеме.

Доказательств, опровергающих выводы комиссии экспертов, лицами, участвующими в деле, в порядке ст.ст. 62, 63, 83, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено и в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым основывать свои выводы на заключении комиссии экспертов по результатам проведенной судебной экспертизы.

Вопреки мнению ответчиков, у суда нет оснований для сомнений в достоверности вышеприведенного экспертного заключения по следующим основаниям.

Компетенция экспертов у суда сомнений не вызывает, поскольку эксперты имеют соответствующее профильное образование, экспертные специальности по производству судебных бухгалтерской и финансово-экономической экспертиз, длительный стаж экспертной работы по специальности. Экспертное исследование проведено в соответствии с компетенцией экспертов, определяемой их образованием и стажем работы. Ответы на поставленные вопросы даны в пределах компетенции экспертов. Какие-либо сведения о прямой или косвенной заинтересованности экспертов в исходе дела в пользу одной из сторон у суда отсутствуют. До начала экспертизы эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем имеется подпись экспертов. При проведении экспертизы, эксперты располагали определением суда о ее назначении от 10 сентября 2021 г., в котором разъясняются права и обязанности, предусмотренные ст. 49 Кодекса административного производства Российской Федерации. Нарушений нормативных положений, установленных указанной статьей, экспертами допущено не было. В экспертном заключении отсутствуют сведения об использовании при проведении экспертизы каких-либо дополнительных материалов (документов), помимо тех, которые были представлены им в установленном порядке. Экспертное заключение содержит описание проведенных исследований в виде информационного анализа, сопоставления данных, содержащихся во взаимосвязанных документах, документарного контроля, математического контроля, встречной проверки, а также мотивированные, последовательные и ясные выводы, к которым пришли эксперты в ходе проведенных исследований.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Постановления Департамента №№ 362, 364, 365 в части, касающейся ООО «Горэлектро» противоречат Федеральному закону «Об электроэнергетике», Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, и нарушают в связи с этим права и законные интересы административного истца.

С учетом того, что Постановления Департамента №№ 53, 54, 55, которыми были внесены изменения в Постановления Департамента №№ 362, 364, 365 в части касающейся ООО «Горэлектро», приняты во исполнение решения ФАС России, то суд полагает, что они также противоречат законодательству и нарушают права административного истца.

В соответствии со ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспоренных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт частично должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 постановления от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», и учитывая, что нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, и на основании это акта были реализованы права граждан и организации, считает необходимым признать вышеуказанные Постановления Департамента недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о данном решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления ООО «Горэлектро» уплачена государственная пошлина в размере 4500 руб. согласно квитанции от 26 декабря 2020 г. о безналичной оплате услуг (л.д. 28 Том 1).

Исходя из изложенного, а также учитывая разъяснения пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» от 25 декабря 2018 г. № 50, пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» от 21 января 2016 г. № 1, указанные расходы подлежат взысканию с Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в пользу общества с ограниченной ответственностью «Горэлектро».

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Горэлектро» удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу:

Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 362 от 24 декабря 2019 г. «Об установлении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, индивидуальных предпринимателей на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» в части установления необходимой валовой выручки территориальной сетевой организации ООО «Горэлектро» (п. 5 Приложения к постановлению № 362).

Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 364 от 24 декабря 2019 г. «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ПАО «МРСК Центра» (на территории Смоленской области) и территориальными сетевыми организациями, индивидуальными предпринимателями» (п. 4. Приложения к постановлению № 364).

Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 365 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальной сетевой организации».

Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 54 «О внесении изменений в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24 декабря 2019 г. № 364».

Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике № 55 «О внесении изменения в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24 декабря 2019 г. № 365».

Постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике №53 «О внесении изменений в постановление Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 24 декабря 2019 г. «№ 362».

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Взыскать с Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в пользу общества с ограниченной ответственностью «Горэлектро» расходы на уплату государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Холикова

Мотивированное решение составлено 01 марта 2022 г.