38OS0Номер изъят-76
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е., с участием представителя административного истца Панариной Н.В. – Смольникова Е.Д., действующей на основании доверенности от Дата изъята , рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-132/2020 по административному исковому заявлению Панариной Н.В. к Правительству Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Панариной Н.В., действуя через своего представителя по нотариально удостоверенной доверенности Смольникова Е.Д., обратилась в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости.
В обоснование административных исковых требований Панариной Н.В. указывает, что она является собственником нежилого помещения, назначение: нежилое, этаж Номер изъят, площадь 434,8 кв.м., кадастровый Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят><адрес изъят>, пом. 1001, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята № Номер изъят
Постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений незавершенного строительства) на территории Иркутской области по состоянию на 15 декабря 2015 г.
Кадастровая стоимость принадлежащего Панариной Н.В. нежилого помещения определена в размере 13 331 163,66 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята № Номер изъят выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята № Номер изъят.
С целью определения рыночной стоимости нежилого помещения административный истец обратился в общество с ограниченной ответственностью «Зеленый мыс» (далее по тексту – ООО «Зеленый мыс»).
Согласно отчету ООО «Зеленый мыс» об оценке от Дата изъята рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 15 декабря 2015 г. составляет 4 490 000,00 рублей.
Превышение размера кадастровой стоимости над рыночной стоимостью нежилого помещения влечет для Панариной Н.В. негативные последствия в виде необоснованно завышенного размера налоговой базы, предусмотренной частью 1 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилого помещения, Панариной Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит установить кадастровую стоимость нежилого помещения, назначение: нежилое, этаж Номер изъят, площадь 434,8 кв.м., кадастровый Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, пом. 1001, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 декабря 2015 г. в размере 4 490 000,00 рублей.
Административный истец Панариной Н.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании представитель административного истца Панариной Н.В. - Смольникова Е.Д., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить с учетом заключения эксперта от Дата изъята
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении административных исковых требований к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования город Братска, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв на административное исковое заявление не представило.
Заинтересованное лицо Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Заинтересованное лицо Братский Акционерный Народный коммерческий Банк (акционерное общество) надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Суд, с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, выслушав пояснения эксперта Зыкова А.В. (ООО «Консалт-Оценка»), представившего уточненное заключение эупертизы, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 38:34:011901:2297 установлена Постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области».
Кадастровая стоимость принадлежащего Панариной Н.В. нежилого помещения определена в размере 13 331 163,66 рублей.
Учитывая положения частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Иркутской области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ), а также главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Панариной Н.В. является собственником нежилого помещения, назначение: нежилое, этаж Номер изъят, площадь 434,8 кв.м., кадастровый Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, пом. 1001, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от Дата изъята № Номер изъят
Административный истец в соответствии с положениями статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц, в том числе в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 38:30:010603:177.
В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
На момент подачи административного искового заявления и рассмотрения административного дела уплата налога на имущество физических лиц в Иркутской области осуществляется исходя из инвентаризационной стоимости.
Вместе с тем Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в срок до 1 января 2020 г. установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего Панариной Н.В. нежилого помещения с кадастровым номером Номер изъят могут повлиять на ее права и обязанности как налогоплательщика, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у нее права на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.
В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2015 г. № 500-пп в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 19 февраля 2016 г. № 94-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, обеспечивает в установленном законодательством порядке Министерство имущественных отношений Иркутской области.
На основании Государственного контракта от 19 апреля 2016 г. № 28/2016, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «Оценка и Консалтинг» по результатам определения исполнителя путем проведения конкурса с ограниченным участием протокол № 8-КОУ/16 от 5 апреля 2016 г., обществом с ограниченной ответственностью «Оценка и Консалтинг» проведена работа по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области.
По результатам проведенных работ составлен отчет № 04-КО-16 об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области по состоянию на 15 декабря 2015 г.
Экспертным советом Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Деловой Союз Оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 10 августа 2016 г. № 5758 о соответствии отчета Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.
По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда по состоянию на 15 декабря 2015 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области» в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 13 августа 2018 г. № 572-пп.
Нежилое помещение с кадастровым номером Номер изъят поставлено на кадастровый учет 1 октября 2013 г.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости данного нежилого помещения является 15 декабря 2015 г.
4 декабря 2016 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером Номер изъят в размере 13 331 163,66 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от Дата изъята № Номер изъят
Кадастровый номер, адрес места нахождения, площадь нежилого помещения с кадастровым номером Номер изъят подтверждены собранными по делу доказательствами, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
С целью определения рыночной стоимости нежилого помещения административный истец обратился в общество с ограниченной ответственностью «Зеленый мыс».
В соответствии с отчетом от Дата изъята Номер изъят по определению рыночной стоимости нежилого помещения, назначение: нежилое, этаж Номер изъят, площадь 434,8 кв.м., кадастровый Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, <адрес изъят>, выполненным оценщиком Пономаревым Д.Г. (ООО «Зеленый мыс» оценочная компания) рыночная стоимость данного нежилого помещения по состоянию на 15 декабря 2015 г. составляет 4 490 000,00 рублей.
Считая, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью нежилого помещения является значительной, Панариной Н.В. обратилась в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением.
Административным истцом соблюдены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установленной в отношении нежилого помещения с кадастровым номером Номер изъят, поскольку с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости пятилетний срок не истек.
Учитывая, что при определении рыночной стоимости объектов недвижимости требуются специальные познания в области оценочной деятельности, определением Иркутского областного суда от Дата изъята по ходатайству представителя административного истца Панариной Н.В. – Смольникова Е.Д. назначена судебная экспертиза в целях определения соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, в случае его несоответствия определения рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером Номер изъят, проведение которой поручено эксперту Зыкову А.В. (ООО «Консалт-Оценка»).
Согласно заключению эксперта от Дата изъята Номер изъят/Зсэ-04/20, выполненному экспертом Зыковым А.В. (ООО «Консалт-Оценка»), предупрежденным об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, отчет Номер изъят об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, выполненный оценщиком Пономаревым Д.Г. (ООО «Зеленый мыс» оценочная компания), не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки. Рыночная стоимость нежилого помещения, назначение: нежилое, этаж Номер изъят, площадь 434,8 кв.м., кадастровый Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, жилрайон Центральный, <адрес изъят>, пом. 1001, по состоянию на 15 декабря 2015 г. составляет 7 674 657,00 рублей.
Административным истцом Панариной Н.В. представлены возражения относительно заключения эксперта от Дата изъята Номер изъят/Зсэ-04/20, выполненного экспертом Зыковым А.В. (ООО «Консалт-Оценка»).
С учетом выявленных обстоятельств, представленных представителем административного истца Смольникова Е.Д. в ходе судебного заседания Дата изъята , экспертом Зыковым А.В. (ООО «Консалт-Оценка») представлено уточненное заключение эксперта Номер изъят/Зсэ-04/20 от Дата изъята , согласно которому рыночная стоимость объекта исследования: нежилого помещения с кадастровым номером Номер изъят, рассчитанная с использованием сравнительного подхода, с учетом корректировки на различие в составе инженерного обеспечения части помещений объекта исследования и объектов-аналогов (наличие неотапливаемого помещения – пандуса), составила 9 459 509,00 рублей; рыночная стоимость объекта исследования с учетом пересчета арендопригодных площадей основного и вспомогательного назначения, составила – 5 926 638 рублей; итоговая рыночная стоимость объекта исследования: нежилого помещения, назначение: нежилое, этаж Номер изъят, площадь 434,8 кв.м., кадастровый Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>, по состоянию на Дата изъята составляет 6 519 554 рубля.
По заключению судебной экспертизы на основании статьи 49 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперт Зыков А.В. (ООО «Консалт-Оценка») допрошен в качестве эксперта.
Зыков А.В. суду пояснил, что возражения административного истца относительно заключения эксперта считает не корректными и необоснованными, поддержал выводы, изложенные в заключении эксперта Номер изъят/Зсэ-04/20 от Дата изъята , а также представленные письменные пояснения эксперта. Пояснил, что в соответствии с имеющейся в материалах дела технической документацией на объект исследования (технический паспорт по состоянию на Дата изъята ) информация о том, что комната Номер изъят на поэтажном плане представляет собой неотапливаемое помещение (пандус) отсутствует. В исследуемом отчете об оценке также не приведены данные о наличии у объекта оценки неотапливаемого пандуса, все расчеты произведены без учета данного фактора. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану помещения технического паспорта на объект исследования, помещения Номер изъят, 31 относятся к основным помещениям. В представленных материалах дела отсутствует информация о том, что фактическое использование помещений не совпадает с указанным в технической документации. С учетом выявленных обстоятельств, представленных представителем административного истца в ходе судебного заседания Дата изъята , в заключении эксперта Номер изъят/Зсэ-04/20 от Дата изъята исключено помещение Номер изъят площадью 73,5 кв.м. из состава вспомогательной арендопригодной площади объекта исследования, в рамках расчета доходным подходом, а при определении рыночной стоимости объекта исследования сравнительным подходом рассчитана корректировка на различие в составе инженерного обеспечения части помещений объекта исследования и объектов-аналогов (наличие неотапливаемого помещения – пандуса), исключено помещение Номер изъят и Номер изъят с площадями 10,3 кв.м. и 14,5 кв.м соответственно из основной арендопригодной площади, и включены в состав вспомогательной арендопригодной площади, с учетом их фактического использования, таким образом, основная арендопригодная площадь объекта исследования составила – 85,9 кв.м, вспомогательная арендопригодная площадь составила – 205,5 кв.м. Площадь коридоров, лестниц, санузлов, а также неотапливаемого пандуса, в котором размещены общедомовые коммуникации, не учитывалась в составе арендопригодной площади исследуемого объекта.
Суд, оценивая уточненное заключение судебной экспертизы Номер изъят/Зсэ-04/20 от Дата изъята , учитывая, что эксперт Зыков А.В. (ООО «Консалт-Оценка») предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, принимает его как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку рыночная стоимость принадлежащего административному истцу нежилого помещения установлена экспертом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки с учетом его индивидуализирующих признаков, с использованием метода сравнительного анализа продаж объектов оценки с объектами-аналогами с сопоставимыми характеристиками с использованием выравнивающих корректировок, ранее представленное суду заключение эксперта от Дата изъята Номер изъят/Зсэ-04/20, как имеющее технические ошибки судом во внимание не принято, поскольку они исправлены в уточненном заключении судебной экспертизы Номер изъят/Зсэ-04/20 от Дата изъята , выполненном экспертом Зыковым А.В. (ООО «Консалт-Оценка»), при этом о проведении повторной судебной экспертизы административный истец и другие лица, участвующие в деле не заявляют.
Эксперт Зыков А.В., имеет высшее экономическое и юридическое образование, диплом о профессиональной переподготовке по программе «Судебный эксперт», специализация «Судебная оценочная экспертиза», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Судебная бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Мастер делового администрирования (МВА)», специализация «Стратегические финансы и инвестирование», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств», диплом о профессиональной переподготовке по программе «Оценка стоимости недвижимости», удостоверение о повышении квалификации по программе «Проведение судебной оценочной экспертизы при оспаривании кадастровой стоимости», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка бизнеса», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка движимого имущества», является сертифицированным РОО оценщиком бизнеса и недвижимости, евросертифицированным оценщиком недвижимости, сертифицированным негосударственным судебным экспертом, срок действия договора страхования гражданской ответственности оценщика – с Дата изъята по Дата изъята , занимает должность начальника отдела оценки бизнеса (предприятий) ООО «Консалт-Оценка», является членом Экспертного Совета Саморегулируемой организации «Российское общество оценщиков», членом правления, председателем экспертно-консультационного комитета Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», стаж работы в качестве практикующего оценщика – с 1998 г., в качестве эксперта – с 2007 г.
Таким образом, заключение судебной экспертизы выполнено лицом, обладающим соответствующим образованием, а также правом на проведение оценки в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, которые соответствуют нормам действующего законодательства, в том числе Федерального закона от Дата изъята № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
Исходя из изложенного выше, оснований для сомнений в достоверности заключения судебной экспертизы, для назначения повторной судебной экспертизы суд не усматривает.
При проведении оценки рыночной стоимости нежилого помещения экспертом применен метод оценки стоимости объекта оценки в рамках сравнительного подхода, в соответствии с которым использована достаточно большая выборка объектов-аналогов и с учетом их характеристик за счет использования корректировок определена рыночная стоимость нежилого помещения.
Возражений против заключения эксперта, выполненного экспертом Зыковым А.В. (ООО «Консалт-Оценка») от административных ответчиков, заинтересованных лиц не поступило.
Оценивая собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Панариной Н.В. и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером Номер изъят равной рыночной стоимости по состоянию на Дата изъята в размере 6 519 554,00 рубля.
Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, в резолютивной части решения суда следует указать дату обращения Панариной Н.В. в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, равной его рыночной стоимости – 11 февраля 2020 г.
Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке в том числе нежилого помещения с кадастровым номером Номер изъят выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу, что надлежащим административным ответчиком по данному административному делу является Правительство Иркутской области.
Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований Панариной Н.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отказать.
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Панариной Н.В. к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения, назначение: нежилое, этаж Номер изъят, площадь 434,8 кв.м., кадастровый Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят> равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 декабря 2015 г. в размере 6 519 554,00 (шесть миллионов пятьсот девятнадцать тысяч пятьсот пятьдесят четыре) рубля на период с 1 января 2020 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.
Установить, что датой обращения Панариной Н.В. в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером Номер изъят равной рыночной стоимости является 11 февраля 2020 г.
В удовлетворении административных исковых требований Панариной Н.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено Дата изъята