ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-132/2022 от 10.03.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-132/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 10 марта 2022 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.,

при секретаре Ласой А.А.,

с участием прокурора Хроленок Т.А.,

представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., представителя заинтересованного лица- ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области Прокудиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гавричковой Елены Александровны об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 ноября 2020 года, определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220 в указанный Перечень внесены изменения. Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 01 января 2021 года.

Приказ управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 01 марта 2022 года.

В указанный Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220), включены объекты недвижимости, в том числе, помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый (пункт Перечня 8590).

Административный истец Гавричкова Е.А. обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании указанного Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в части включения в него принадлежащего административному истцу помещения, расположенного по адресу:<адрес>, кадастровый , ссылаясь на то, что данный объект недвижимости не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Включение указанного объекта в оспариваемый Перечень нарушает права административного истца, т.к. неправомерно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Приобщенные к материалам дела фотографии объекта недвижимости свидетельствуют о том, что в указанном нежилом помещении какая-либо деятельность не ведется, что подтверждает тот факт, что нежилое помещение в настоящее время не является административно-деловым и торговым центрами, а также не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Административный истец Гавричкова Е.А. и представитель административного истца Фурсова О.С. в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении дела не заявляли. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом по адресам, указанным в административном исковом заявлении, согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Почты России, судебное извещение, направленное Гавричковой Е.А., возвращено в суд в связи с неполучением адресатом и истечением срока его хранения, представителем административного истца Фурсовой О.С. судебное извещение получено 03 марта 2022 года.

Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В. административный иск не признала, против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что спорный объект подлежал включению в оспариваемый Перечень в соответствии с подп.2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве торгового объекта по наименованию, т.к. по сведениям из ЕГРН спорный объект имеет назначение «нежилое здание», наименование «нежилое помещение-магазин», по техническому паспорту ГБУ БТИ от 24 мая 2007 года объект имеет наименование «магазин». Считает, что включение принадлежащего административному истцу указанного выше объекта недвижимости в оспариваемый Перечень на 2021 год соответствует требованиям действующего законодательства и просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области Прокудина М.В. рассмотрение спора оставила на усмотрение суда, пояснив, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости на дату определения оспариваемого Перечня – 27 ноября 2020 года принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым имел следующие характеристики: вид-помещение, назначение – нежилое, наименование – нежилое помещение-магазин, площадь 129,1 кв.м, кадастровый номер родительского объекта , который представляет собой здание, назначение-нежилое здание, наименование – административное здание, площадь 2488,6 кв.м, и расположен на земельном участке с кадастровыми , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для использования административного здания и гаража. Сведений о внесении изменений в характеристики спорного объекта недвижимости с кадастровым не имеется.

Заинтересованное лицо – Брянская городская администрация о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель Брянской городской администрации не явился, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В соответствии с требованиями статей 150, 152, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Гавричковой Е.А., представителя административного истца Фурсовой О.С., представителя заинтересованного лица – Брянской городской администрации.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., представителя заинтересованного лица – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области Прокудиной М.В., специалиста ФИО1, заключение прокурора Хроленок Т.А., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым

данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 «О налоге на имущество физических лиц» на территории города Брянска установлен и введен в действие с 01 января 2016 года налог на имущество физических лиц и установлены налоговые ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2 процентов.

В силу требований подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом

Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.

Официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается первая публикация их полных официальных текстов в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).

Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220, издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов и порядка их опубликования.

Проверяя содержание оспариваемого Перечня в части включения в него принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них ( подпункт 1) ; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В силу требований пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, который действовал на момент включения спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723.

Данный Порядок регулирует отношения, связанные с определением вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения и определяет порядок осуществления мероприятий, направленных на установление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения. Указанные мероприятия выполняются в целях их включения в Перечень либо исключения соответствующих объектов из Перечня и осуществляются территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования объектов путем обследований объектов в натуре; на определение назначения (предназначения) объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости. Результатом обследования является акт обследования. Виды фактического использования и (или) назначение (предназначение) объектов определяются на основании положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, результатов обследований, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии. Объекты, включенные в Перечень по результатам проведения Мероприятий в предыдущем году, могут быть включены в Перечень на очередной год на основании Камерального обследования, без обязательного Обследования в натуре, только при наличии достаточных данных, полученных в результате Камерального обследования, о соответствии Объекта, включенного в Перечень предыдущего года, критериям для налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом критерии достаточности данных определяются Методикой. При недостаточности указанных данных либо при наличии у любого из Уполномоченных органов информации об изменении характеристик Объекта в предыдущем или текущем налоговом периоде, влияющих на правомерность нахождения Объекта в Перечне текущего года, на отнесение его в Перечень на очередной налоговый период, такой Объект подлежит обязательному Обследованию в натуре. Перечень формируется и определяется ежегодно. На новый налоговый период определяется новый Перечень ( пункты 1, 9, 10, 12,15).

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.

В ходе рассмотрения дела установлено, что спорный объект недвижимости с кадастровым находится в пределах объекта недвижимости с кадастровым , который согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение: нежилое здание, наименование: административное здание, площадь 2 488,6 кв.м, и расположен на земельном участке с кадастровыми , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для использования административного здания и гаража, по адресу: <адрес>,

Доказательств, подтверждающих, что здание с кадастровым , в составе которого находится спорное нежилое помещение, отвечает признакам административно-делового или торгового центра в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения административного дела, не представлено.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пунктом 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, торговый объект – это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Для того, чтобы признать помещение торговым объектом, его площадь, согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должна включать в себя помещения для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а для включения такого объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, необходимо, чтобы назначение, разрешенное использование или наименование объекта предусматривало размещение торговых объектов, либо объект фактически использовался в указанных целях.

Как следует из материалов административного дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 19 января 2016 года АВ Гавричкова Е.А. является собственником нежилого помещения-магазина, назначение:нежилое, площадью 129,1 кв.м, этаж , адрес (местонахождение) объекта: <адрес>.

В соответствии с кадастровым паспортом помещения с кадастровым от 19 мая 2015 года назначение помещения:нежилое.

Согласно информации от 18 января 2022 года, предоставленной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области по запросу суда, на момент определения оспариваемого Перечня на 2021 год, т.е. по состоянию на 27 ноября 2020 года, спорный объект с кадастровым согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости имел назначение: нежилое, наименование: нежилое помещение-магазин.

Исследовав в судебном заседании представленное по запросу суда инвентарное дело № 193 на объект недвижимости, расположенный по адресу:<адрес>, назначение: административное здание, использование: административное здание, судом установлено, что в составе данного здания имеются помещения с наименованием:

подвал: «подсобное помещение», площадью 14,6 кв.м, 56,9 кв.м, 28,5 кв.м, 49,7 кв.м,14,6 кв.м, 6,7 кв.м, 7,9 кв.м;

1 этаж: «торговое», площадью 65,6 кв.м, 66 кв.м, 44,3 кв.м, 81,2 кв.м, 43,3 кв.м, «кабинет» – 15,3 кв.м, «тамбур» – 3,4 кв.м,3,6 кв.м, «туалет» – 1,6 кв.м, «умывальная» – 2,1 кв.м, «подсобное помещение» – 1,7 кв.м, 1,8 кв.м, «коридор» – 7,5 кв.м, «лестница» – 5,4 кв.м, «касса» -2.2 кв.м

Из объяснений специалиста – начальника производственного отдела Межрайонного отделения № 2 ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» ФИО1 следует, что технический паспорт на здание, расположенное по адресу:<адрес>, был составлен по состоянию на 05 августа 2006 года, в последующем в него были внесены изменения в 2007 года и частично здание обследовалось в 2008 и 2010 годах. Отдельно технический паспорт на помещение с кадастровым не составлялся. Представленные в материалы дела копии экспликации к поэтажному плану здания и планы подвального и первого этажей здания составлены по результатам обследования, проведенного в мае 2007 года, с этого времени изменения в указанные сведения не вносились. Спорное помещение с кадастровым на плане 1 этажа и в экспликации помещений 1 этажа указано как позиции 2 – 4, из которых два помещения – торговые, площадью 66 кв.м и 44,3 кв.м, и кабинет, площадью 15,3 кв.м.

Иной технической документации в отношении нежилого помещения с кадастровым в ходе рассмотрения административного дела не представлено.

При этом из материалов реестрового дела на объект недвижимости с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, представленного по запросу суда ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области, следует, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 26 июля 2000 года ОАО «Брянскстрой» на праве собственности принадлежало нежилое помещение, общей площадью 129,1 кв.м, состоящее из двух торговых залов, приемного отделения и кабинета, расположенное в здании по адресу: <адрес>.

13 марта 2002 года Советом Директоров ОАО «Брянскстрой» принято решение о продаже данного помещения ООО «ОКОР». 23 марта 2002 года между ОАО «Брянсктрой» (продавец) и ООО «ОКОР»(покупатель) заключен договор купли - продажи нежилого помещения, согласно которому продавец продает, а покупатель приобретает в собственность встроенные нежилые помещения, общей площадью 129,1 кв.м, в составе: торговый зал, обозначенный на плане за , площадью 65,6 кв.м, торговый зал, обозначенный на плане за , площадью 26,4 кв.м, приемное отделение, обозначенное на плане за , площадью 19,3 кв.м, кабинет, обозначенный на плане за , площадью 17,8 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 22 июля 2002 года ООО «ОКОР» (продавец) продал, а ФИО2 (покупатель) купил недвижимое имущество:нежилое помещение-магазин, общей площадью 129,1 кв.м, расположенное по адресу:<адрес>. Согласно техническому паспорту на указанное помещение, составленному по состоянию на 25 июля 2002 года, в его составе имеются помещения с наименованием: торговый зал, площадью 65,6 кв.м, 26,4 кв.м, приемное отделение- 19,3 кв.м и кабинет 17,8 кв.м.

27 октября 2008 года между ФИО2 (продавец) и ФИО3 (покупатель) заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, согласно которому продавец продал, а покупатель купил нежилое помещение-магазин, общей площадью 129,1 кв.м, расположенное по адресу:<адрес>, принадлежащее продавцу на основании договора купли - продажи недвижимого имущества от 22 июля 2002 года.

В соответствии с договором купли-продажи нежилого помещения от 21 мая 2009 года ФИО4, действующий по доверенности от имени ФИО3 (продавец), передал в собственность покупателю ФИО5. нежилое помещение-магазин, назначение:нежилое, площадью 129,1 кв.м, этаж , адрес объекта: <адрес>. 01 июня 2009 года ФИО5 подано заявление в управление Росреестра по Брянской области о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества: нежилое помещение-магазин, адрес:<адрес>, на основании договора купли-продажи от 21 мая 2009 года.

21 декабря 2015 года между ФИО5 и Гавричковой Е.А. заключен брачный договор , нотариально удостоверенный нотариусом Брянского нотариального округа Брянской области Шаталовой И.В., согласно которому в собственность Гавричковой Е.А. передано, в том числе, нежилое помещение – магазин, находящееся по адресу:<адрес>.

Согласно выданному свидетельству о государственной регистрации права от 19 января 2016 года АВ право собственности Гавричковой Е.А. на нежилое помещение-магазин, назначение:нежилое, площадью 129,1 кв.м, этаж , адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, зарегистрировано на основании договора купли-продажи нежилого помещения от 21 мая 2009 года, акта приема-передачи помещения от 21 мая 2009 года, брачного договора от 21 декабря 2015 года, удостоверенного нотариусом Брянского нотариального округа Брянской области Шаталовой И.В.

Таким образом, согласно правоустанавливающим документам и документам технического учета на спорный объект недвижимости, имевшимся на момент определения оспариваемого Перечня на 2021 год, данный объект недвижимости имел наименование «нежилое помещение-магазин», в составе которого имеются помещения с наименованием «торговое», общей площадью 110,3 кв.м. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, административным истцом не представлено.

Как следует из указанных выше положений подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, при наличии следующих условий: его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, т.е. каждое из приведенных обстоятельств является достаточным основанием для включения помещения в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база которых исчисляется из кадастровой стоимости.

С учетом приведенных правовых норм наименование нежилого помещения является самостоятельным основанием для признания нежилого помещения объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах доводы, изложенные в административном исковом заявлении Гавричковой Е.А. о том, что спорное нежилое помещение не отвечает критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и в нем не ведется какая-либо деятельность, в том числе и торговая, суд находит необоснованными, поскольку критерием установления особенностей определения налоговой базы является не совокупность условий, а наличие хотя бы одного из условий, предусмотренных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, наименование нежилого помещения является одним из критериев включения объекта недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включаются такие здания (строения, сооружения), помещения, которые используются или могут быть использованы, в целях делового, административного или коммерческого назначения, т.е. объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, в связи с чем налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.

Таким образом, принимая во внимание, что на основании указанных выше договора купли-продажи от 21 мая 2009 года и брачного договора от 21 декабря 2015 года административный истец Гавричкова Е.А. является собственником нежилого помещения с наименованием «нежилое помещение-магазин», т.е. объекта недвижимости, наименование которого предусматривает и допускает возможность его использования под торговый объект (магазин), что исходя из приведенных правовых норм является самостоятельным основанием для включения данного объекта в оспариваемый Перечень, и позволяет отнести принадлежащий административному истцу спорный объект к объектам недвижимого имущества, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом определение вида его фактического использования и составление акта обследования в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года N 747-п, не являлось обязательным условием для решения вопроса о включении принадлежащего административному истцу объекта в оспариваемый Перечень.

При таких обстоятельствах, учитывая наименование спорного объекта на момент определения оспариваемого Перечня, которое подтверждается имевшимися в юридически значимый период правоустанавливающими документами и документами технического учета, включение принадлежащего административному истцу нежилого помещения с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не противоречит требованиям действующего законодательства. Оснований для применения положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в данном случае не имеется.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Гавричковой Е.А. о признании недействующим оспариваемого Перечня в части включения в него нежилого помещения, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления Гавричковой Елены Александровны о признании не действующим Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2020 года № 1723 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 25 февраля 2022 года № 220 года), в части включения в него нежилого помещения, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 24 марта 2022 года.