ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1334/2023 от 28.08.2023 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара 28 августа 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2

с участием прокурора Никитиной Е.С.,

представителей административных истцов ФИО17

и ФИО18

представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО16

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1334/2023 по административному исковому заявлению ФИО10ФИО1 к Собранию представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

решением Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 25.12.2013 № 107 «Об утверждении Правил землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области» утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области (далее по тексту также – Правила землепользования и застройки с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области, Правила землепользования и застройки).

Решением Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 23 марта 2022 года № 103, размещенным на официальном сайте администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области (https://tchernorechje.ru) и в информационной газете «Чернореченские вести» № 7 от 25.03.2022, «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области» (далее по тексту - Решение от 23 марта 2022 года № 103), в том числе

пунктом 1.1 изложены в новой редакции карты градостроительного зонирования сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, согласно приложениям № 1, № 2, к решению,

пунктом 1.3 изложены в новой редакции раздел II «Карта градостроительного зонирования территории поселения» и раздел III «Градостроительные регламенты» согласно приложению № 5 к решению.

Административные истцы ФИО11 обратились в Самарский областной суд с настоящим административным иском и с учетом уточнений просят признать недействующим Решение от 23 марта 2022 года № 103 в части установления территории комплексного развития в границах земельных участков, принадлежащих административным истцам: <данные изъяты> с кадастровыми номерами

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит ч.1 ст. 65, ст. 70 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В результате издания оспариваемого нормативного акта нарушены права административных истцов, поскольку собственники лишены права осваивать земельные участки без документации по планировке территории, то есть влечет обязанность по заключению с исполнительным органом договоров о комплексном развитии территории.

В судебном заседании представители административных истцов ФИО5 и ФИО6, действующие на основании доверенностей, заявленные административные требования с учетом уточнений поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме, дополнив, что ФИО12 получен отказ в получении градостроительного плана земельного участка со ссылкой на установленную «Территорию комплексного развития».

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица администрации с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области ФИО13 действующий на основании доверенностей, в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями не согласился, просил отказать по доводам, изложенным в письменных отзывах дополнив, что в целях привидения Правил землепользования и застройки в соответствии с действующим законодательством были внесены оспариваемые изменения.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы настоящего дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ, к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта относятся: соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; наличие нарушений прав административного истца; соблюдение требований устанавливающих: форму и вид нормативного акта, полномочия, процедуру его принятия, введения в действие, опубликования и вступления в силу.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ГрК РФ), пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ), утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения. Правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.

Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).

Частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 ГрК РФ).

Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки поселения, а также внесения в них изменений, определена статьями 31, 32, 33 ГрК РФ.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки с.п. Черновский м.р. Волжский Самарской области от 25.12.2013 № 107 в редакции Решения от 23 марта 2022 года № 103 установлено комплексное развитие территории, которое предполагает функционирование и жизнеобеспечение граждан объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также объектами по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции.

Оспариваемый нормативный правовой акт Решение от 23 марта 2022 года № 103 принято компетентным органом, в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения в действие и по этому основанию не оспаривается.

Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами, изложенными выше, по адресу: <адрес>.

Заключениями кадастрового инженера Лигор А.В. ООО «СЕВ» установлено, что все рассматриваемые земельные участки полностью расположены в границах «Территории комплексного развития», установленной Решением от 23 марта 2022 года № 103.

Данное обстоятельство не оспаривалось представителем административного ответчика.

По обращению ФИО14 заявлением по услуге «Выдача градостроительного плана земельного участка» получено решение администрации м.р. Волжский Самарской области об отказе в предоставлении услуги, поскольку отсутствует утвержденная документация по планировке территории, размещение объекта на земельном участке без утвержденной документации не допускается. При этом, орган местного самоуправления ссылается на расположение земельного участка заявителя в границах комплексного развития территории Карты градостроительного зонирования с.п. Черноречье м.р. Волжский Самарской области Правил землепользования и застройки в редакции оспариваемого Решения от 23 марта 2022 года № 103.

Согласно положениям статьи 64 ГрК РФ целями комплексного развития территории являются обеспечение сбалансированного и устойчивого развития поселений, городских округов путем повышения качества городской среды и улучшения внешнего облика, архитектурно-стилистических и иных характеристик объектов капитального строительства; обеспечение достижения показателей, в том числе в сфере жилищного строительства и улучшения жилищных условий граждан, в соответствии с указами Президента Российской Федерации, национальными проектами, государственными программами; создание необходимых условий для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, благоустройства территорий поселений, городских округов, повышения территориальной доступности таких инфраструктур; повышение эффективности использования территорий поселений, городских округов, в том числе формирование комфортной городской среды, создание мест обслуживания и мест приложения труда; создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования обновления застроенных территорий.

Положениями статьи 65 ГрК РФ установлены следующие виды комплексного развития территории:

1) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены многоквартирные дома, указанные в части 2 настоящей статьи (далее - комплексное развитие территории жилой застройки);

2) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены объекты капитального строительства, указанные в части 4 настоящей статьи (далее - комплексное развитие территории нежилой застройки);

3) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства, при условии, что такие земельные участки, объекты капитального строительства не обременены правами третьих лиц (далее - комплексное развитие незастроенной территории);

4) комплексное развитие территории, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости (далее - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей.

Согласно части 1 статьи 66 ГрК РФ комплексное развитие территории осуществляется самостоятельно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридическим лицом, определенным Российской Федерацией, юридическим лицом, определенным субъектом Российской Федерации (далее - юридические лица, определенные Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации), или лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории.

Порядок принятия и реализации решения о комплексном развитии территории регламентирован статьей 66 ГрК РФ.

Реализация комплексного развития территории по инициативе правообладателей осуществляется в соответствии со статьей 70 ГрК РФ.

Так, из положений ст. 70 ГрК РФ следует, что комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах комплексного развития территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством.

При этом участие указанных лиц, не являющихся собственниками земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества (далее в настоящей статье также - правообладатель), в комплексном развитии территории по инициативе правообладателей допускается в случае, если срок действия его прав на земельный участок составляет на день заключения в соответствии с настоящей статьей договора о комплексном развитии территории не менее чем пять лет (при наличии письменного согласия собственника указанного земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества и (или) при наличии письменного согласия исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных соответственно на предоставление такого земельного участка, распоряжение таким объектом недвижимого имущества, в случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества находятся в государственной или муниципальной собственности).

В случае, если земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества находятся в государственной или муниципальной собственности и мероприятия по комплексному развитию территории не предусматривают изменение вида разрешенного использования земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, письменное согласие исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных соответственно на предоставление такого земельного участка, распоряжение таким объектом недвижимого имущества, не требуется.

При этом в границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, не могут быть включены земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, не принадлежащие таким правообладателям, если иное не предусмотрено настоящей частью. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в границы территории, подлежащей комплексному развитию, могут включаться земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обремененные правами третьих лиц, при условии, что такие земельные участки являются смежными по отношению к одному или нескольким земельным участкам правообладателей земельных участков. Порядок такого согласования устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2).

Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (часть 3).

В соответствии с требованиями части 2 статьи 62 КАС РФ на административных ответчиков возложено бремя доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, а также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Однако, административный ответчик доказательств соответствия оспариваемого Решения от 23 марта 2022 года № 103 положениям ст. 64 и ст. 70 ГрК РФ суду не представил, в судебном заседании представитель необходимых пояснений не дал.

Доводы представителя административного ответчика о принятии комплексного развития территории в целях привидения Правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ судом во внимание не принимаются, поскольку озвученная цель не поименована в ч.1 ст. 64 ГрК РФ.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства и вышеприведенные положения закона, суд приходит к выводу, что установление в Правилах землепользования и застройки и отображение на Картах градостроительного зонирования территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому ее развитию, осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих административным истцам с нарушением требований статьи 65, статьи 70 ГрК РФ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административные истцы, являясь правообладателями вышеперечисленных земельных участков, с инициативой комплексного развития территории в установленном порядке не обращались, участвовали в проведении публичных слушаний и высказывали несогласие с включением принадлежащим им земельных участков в территорию комплексного развития территории. Договоры о комплексном развитии территории с административными истцами, как с собственниками земельных участков, не заключались. Волеизъявлений об осуществлении комплексного развития территории, заключение договоров о комплексном развитии территории в отношении рассматриваемых земельных участков административные истцы не проявляли; также не подготавливали и не предоставляли органу местного самоуправления документацию по планировке территории комплексного развития.

Исходя из установленных обстоятельств, с учетом положений градостроительного законодательства, суд считает, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для включения принадлежащих административным истцам земельных участков в границы территории комплексного развития.

Оспариваемый нормативный правовой акт в части отнесения в территорию комплексного развития земельных участков административных истцов нарушают их права и законные интересы, поскольку влекут изменение правового режима, порядка и условий пользования земельными участками.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные административные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует приведенным выше требованиям федерального законодательства, суд приходит к выводу о признании Решения от 23 марта 2022 года № 103 противоречащим действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, и недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Поскольку оспариваемый нормативный акт был размещен в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области (https://tchernorechje.ru) и опубликован в газете «Чернореченские вести», суд считает возможным возложить на администрацию сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте (https://tchernorechje.ru) и в газете «Чернореченские вести».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск ФИО15 удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области, утвержденные Собранием представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области 25 декабря 2013 года № 107, в редакции решения Собрания представителей сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области от 23 марта 2022 года № 103, в части включения в границы территории комплексного развития земельных участков с кадастровыми номерами:

Возложить обязанность на администрацию сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении в газете «Чернореченские вести» и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области (https://tchernorechje.ru).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 08.09.2023.

Судья И.А. Щетинкина