Дело № 3а-133/2019
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 июля 2019 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре А.С.Наседкиной,
с участием прокурора Е.Г.Криковцовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Богомяковой А.П. о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 9 от 12 июля 2019 года № 4/10 «О регистрации Рошка Ю.А. кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9»,
у с т а н о в и л:
Постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 30.05.2019 года № 2087 назначены выборы депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Хабаровского края от 20.11.2015 года № 160/1302-6 сформирована территориальная избирательная комиссия Хабаровского района.
Постановлением избирательной комиссии Хабаровского края от 30.04.2019 года № 118/865-7 на территориальную избирательную комиссию Кировского района города Хабаровска возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва в Кировском одномандатном избирательном округе № 9.
Постановлением окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 9 от 12.07.2019 года № 4/10 кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу зарегистрирован Рошка Юрий Александрович, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Хабаровском крае».
Постановлением окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 9 от 18.07.2019 года № 5/15 кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Хабаровскому одномандатному избирательному округу зарегистрирована Богомякова Анна Петровна, выдвинутая избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партии «Родина» в Хабаровском крае».
Богомякова А.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором оспаривает постановление окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 9 от 12.07.2019 года № 4/10 о регистрации кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Хабаровскому одномандатному избирательному округу Рошка Ю.А. и просит его отменить. Свои требования она обосновала тем, что при выдвижении кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу были нарушены требования Федерального закона «О политических партиях», выразившиеся в том, что конференция, на которой принято решение о выдвижении кандидата в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края, была проведена местным отделением («Комсомольским-на-Амуре городским отделением) политической партии «Справедливая Россия», хотя в соответствии с уставом политической партии такие решения вправе принимать только региональное отделение.
Административный истец также ссылается на то, что в нарушение требований подпункта «в» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться Рошка Ю.А. указал, что имеет высшее профессиональное образование, которое получил в ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», окончив его в 1992 году; указал номер и дату выдачи диплома. Но документ об образовании не представил. Кроме того, сведения об образовании не соответствуют действительности, так как указанное учебное учреждение было создано только в 2002 году. В заявлении о согласии баллотироваться Рошка Ю.А. указал место работы и должность, и представил подтверждающую справку учреждения. Но имеются размещенные в общедоступных источниках сведения, что в указанный заявителем период он работал в ином месте и занимал иную должность. По мнению административного истца, при наличии таких обстоятельств и с учетом положений подпунктов «б», «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основанных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», у избирательной комиссии отсутствовали основания для принятия решения о регистрации кандидата в депутаты Рошка Ю.А..
В судебном заседании представители административного истца Кордюков А.А. и Косенкова С.В. (полномочия подтверждены удостоверенной нотариусом доверенностью № от 18.07.2019 года сроком действия один год) полностью поддержали заявленные требования и приведенные в их обоснование доводы.
Административный истец Богомякова А.П., представитель окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 9 в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не просили, о причине неявки не сообщили. Учитывая, что они были извещены о времени и месте проведения судебного заседания, исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, признав причину неявки неуважительной, суд посчитал возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
В письменных возражениях представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 9 – председатель комиссии А.П. Сорока, выразил несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что кандидатом в депутаты Рошка Ю.А. в комиссию были представлены все документы, перечень которых определен статьей 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ. Принимая решение о его регистрации кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края, комиссия имела документы, достоверно свидетельствующие о том, что эта кандидатура была выдвинута на конференции регионального отделения политической партии «Справедливая Россия».
Представитель заинтересованного лица политической партии «Справедливая Россия» - адвокат Токарев Е.А. (доверенность от 27.07.2019 года сроком действия три года; регистрационный номер 25/2155 в реестре адвокатов Приморского края), в судебном заседании предъявленные административным истцом требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Исследовав представленные суду документы, заслушав объяснения лиц, принявших участие в судебном заседании, заключение прокурора, считающего, что имеются основания для удовлетворения заявленных требований, суд пришел к следующим выводам.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 33, части1 статьи 35 Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.
Федеральным законом установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией. Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (часть 18 статьи 38 Федеральный закон от 12.06.2002 года № 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Основаниями отказа в регистрации кандидата являются: б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (часть 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ определяют).
Аналогичные требования установлены частью 1 статьи 43, частью 1 статьи 45.1, частями 2, 6 статьи 46, частями 2, 3.1, 7, 9, 11-13 статьи 47 Избирательного кодекса Хабаровского края.
Пунктом 2 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
В статье 25 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях" указано, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии (пункт 2). В случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии (пункт 3.1). Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти принимаются тайным голосованием (пункт 4).
Представленные суду письменные доказательства свидетельствуют, что с заявлением о согласии баллотироваться Рошка Ю.А. 03.07.2019 года представил в окружную избирательную комиссию выписку из протокола конференции регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Хабаровском крае от 30.06.2019 года.
Устав Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ определяет, что региональным отделением партии является структурное подразделение партии, созданное и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 26). Выборными коллегиальными органами регионального отделения являются Конференция (Общее собрание) регионального отделения (часть 1 статьи 27). Конференция (Общее собрание) регионального отделения – высший руководящий коллегиальный орган регионального отделения, правомочный принимать решение по всем вопросам деятельности регионального отделения, к которым относится и вопрос выдвижения тайным голосованием кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 28, подпункт «б» пункта 2 статьи 29). Решение о созыве конференции принимает Совет регионального отделения. Делегаты на конференцию регионального отделения избираются общими собраниями местных отделений Партии. Конференция регионального отделения считается правомочной, если в ее работе принимают участие более половины избранных на нее делегатов, представляющих более половины членов Партии, состоящих на учете в данном региональном отделении. Решения Конференции регионального отделения принимаются большинством голосов от числа присутствующих на правомочной конференции регионального отделения её делегатов. Решения конференции оформляются протоколом (пункты 4, 6, 8, 10 статьи 28).
В ходе судебного разбирательства установлено, что в Едином государственном реестре юридических лиц с 24.06.2004 года зарегистрировано региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Хабаровском крае.
Решением Совета регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Хабаровском крае от 10.06.2019 года № 20СРО созвана конференция регионального отделения партии на 30.06.2019 года, с местом проведения в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края. Норма представительства определена – один делегат от пятнадцати членов партии, исходя из численности местного отделения. В повестку дня конференции включен вопрос о выдвижении тайным голосованием кандидатов в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва, в том числе по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9.
Решением Президиума Центрального совета политической партии Справедливая Россия от 28.06.2019 года № 353ПР кандидатура Рошка Ю.А. согласована для выдвижения кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9.
Из протокола конференции регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Хабаровском крае от 30.06.2019 года следует, что единогласно, путем тайного голосования, участвующие в работе конференции делегаты, приняли решение: «выдвинуть кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9 Рошка Юрия Александровича».
В протоколе конференции от 30.06.2019 года указано, что она проводилась в г.Комсомольске-на-Амуре, в её работе принимало участие 14 делегатов, избранных от 323 членов регионального отделения партии.
Содержание представленных письменных доказательств свидетельствует, что Рошка Ю.А. выдвинут кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9 органом, к компетенции которого отнесено принятие таких решений. Конференция регионального отделения политической партии была правомочной, так как: на ней присутствовало более половины делегатов, подлежащих выдвижению от местных отделений (от 323 состоящих на учете членов партии надлежало избрать на конференцию 21 делегата); присутствующие делегаты представляли более половины состоящих на учете членов партии (14 х 15 = 210); решение принималось тайным голосованием, и за него положительно проголосовали все присутствующие делегаты.
На конференции регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Хабаровском крае, проводимой 30.06.2019 года, присутствовал, в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденными постановлением ЦИК России от 11.06.2014 года № 235/1486-6, представитель избирательной комиссии Хабаровского края – председатель территориальной избирательной комиссии города Комсомольска-на-Амуре. Он 30.06.2019 года составил и представил в окружную избирательную комиссию Кировского одномандатного избирательного округа № 9 справку (отчет) о результатах прошедшей конференции и соблюдения Федерального закона «О политических партиях» при её проведении. Содержание справки подтверждает, что в г.Комсомольске-на-Амуре 30.06.2019 года проходила конференция регионального отделения политической партии, нарушений при её проведении не допущено, тайным голосованием кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9 выдвинут Рошка Ю.А..
Оценив установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу, что при выдвижении Рошка Ю.А. кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9, нарушений порядка выдвижения кандидата, установленного Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, Федеральным законом «О политических партиях» и уставом Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, не допущено.
Доводы административного истца о том, что решение о выдвижении кандидата в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва фактически было принято на конференции (общем собрании) местного отделения политической партии, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, опровергаются исследованными письменными доказательствами, поэтому не принимаются судом во внимание.
Технические опечатки, допущенные в выписке из протокола конференции регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Хабаровском крае от 30.06.2019 года, которую Рошка Ю.А. представил в избирательную комиссию одновременно с заявлением о согласии баллотироваться, были устранены путем представления в избирательную комиссию за день до дня заседания избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата в депутаты Рошка Ю.А., уточненного текста протокола. Такие действия избирательного объединения и кандидата в депутаты Рошка Ю.А. соответствуют положениям пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.
Суд также не принимает во внимание довод административного истца о том, что обращаясь с заявлением в избирательную комиссию Рошка Ю.А., в нарушение части 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, сообщил противоречивые сведения о месте работы, так как они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
В части 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ указано, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указывается основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Рошка Ю.А. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва указал, что имеет основанное место работы – Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию», и занимает должность руководителя регионального исполкома Общероссийского Народного Фронта. Одновременно с заявлением он представил справку от 11.06.2019 года № ОНФ/2-33ОК/2019, выданную Всероссийским общественным движением «Народный Фронт «За Россию», в которой указано, что Рошка Ю.А. работает по основному месту работы в обособленном структурном подразделении Исполкома Общероссийского Народного Фронта – региональном исполкоме Общероссийского народного фронта в Хабаровском крае в должности руководителя регионального исполкома с 18.02.2019 года по настоящее время.
В судебном заседании Рошка Ю.А. представил трудовой договор № 1072, заключенный 14.02.2019 года между ним и работодателем Всероссийским общественным движением «Народный Фронт «За Россию». В договоре указано, что работа по данному договору является для работника основной, он принят на полный рабочий день, трудовые отношения начинаются с 18.02.2019 года. В трудовой книжке, выданной на имя Рошка Ю.А. 22.04.1980 года (приобщенной к материалам дела) указано, что с 01.04.2014 года по 30.06.2014 года, с 01.07.2014 года по 29.11.2018 года, с 18.02.2019 года по настоящее время он работает в обособленном структурном подразделении исполкома Общероссийского Народного Фронта – региональном исполкоме Общероссийского Народного Фронта в Хабаровском крае в должности руководителя регионального исполкома.
Наличие у Рошка Ю.А. с 13.04.2018 года трудовых отношений с иными организациями, в частности с ООО «Крайзооветснаб», на что ссылается административный истец, не опровергает, с учётом положений статей 56, 57, 60.1 Трудового кодекса РФ (предоставляющих гражданину право работать по основному месту работы у одного работодателя и по совместительству у другого), того факта, что его основным местом работы является место, которое он указал в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.
В частях 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ указано, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидат в депутаты указывает сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации. Вместе с заявлением представляется заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копия документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об образовании.
Рошка Ю.А. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва указал, что имеет профессиональное образование, окончил в 1992 году Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», диплом № выдан 30.03.1992 года. Диплом (его копия) в избирательную комиссию не предоставлен.
В подтверждение наличия высшее профессионального образования Рошка Ю.А. одновременно с заявлением представил справку № 3377 от 03.07.2014 года и справку № 5746 от 29.12.2008 года, выданные Дальневосточным институтом управления –филиалом ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». В справках указано, что Рошка Ю.А. является выпускником Дальневосточного социально-политического института (приказ от 29.03.1992 года № 33), ему 31.03.1992 года выдан диплом АТ 040056 (регистрационный № 478). Дальневосточный социально-политический институт является правопреемником Хабаровской ВПШ (преобразована 01.04.1991 года). ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» не является правопреемником не Дальневосточного социально-политического института.
В уставе ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.05.2012 года № 473, указано, что академия образована путем реорганизации в форме присоединения к ГОУВПО «Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации» (г. Москва). Академия является правопреемником ГОУФПО «Дальневосточная академия государственной службы».
В справках, представленных Рошка Ю.А. в подтверждение полученного профессионального образования, указано, что ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» с 01.01.2012 года является правопреемником ГОУФПО «Дальневосточная академия государственной службы», которое в свою очередь с 26.04.1995 года стало правопреемником Дальневосточного кадрового центра, созданного 18.01.1991 года Постановлением Правительства РФ от 18.01.1992 года № 37.
В судебном заседании Рошка Ю.А. пояснил, что диплом АТ 040056, выданный ему 31.03.1992 года Дальневосточным социально-политическим институтом, он утерял в 2014 году. В ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», и в учебных заведениях, правопреемником которых оно является, он никогда не учился.
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет (части 1, 2, 4, 7 статьи 60), что в Российской Федерации выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации. Такие документы оформляются на государственном языке Российской Федерации, и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, в подтверждение получения профессионального образования определенного уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, выдается: о высшее образовании – диплом. Образцы документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 года № 112 утвержден Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, в соответствии с которым дубликат выдается на основании личного заявления обладателя диплома в месячный срок после подачи указанного заявления, в случае утраты или порчи диплома и (или) приложения к нему либо утраты или порчи дубликата. В случае реорганизации организации дубликат выдается ее правопреемником. В случае ликвидации организации дубликат выдается учредителем организации, а в случае его отсутствия - государственным органом или органом местного самоуправления, в ведении которого находится (структурным подразделением которого является) государственный или муниципальный архив, в который переданы на хранение личные дела выпускников организации.
Таким образом, получение профессионального образования может быть подтверждено только дипломом или выданным, в случае его утраты или порчи, дубликатом. Иными документами получение такого образования не подтверждается. Поэтому справки, выданные ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», и представленные Рошка Ю.А. в подтверждение полученного высшего профессионального образования, не могли быть приняты избирательной комиссией. Кроме того, данное учебное заведение не вправе выдавать такие справки, поскольку Рошка Ю.А. в нем образование не получал, и правопреемником учебного заведения, в котором он учился, также не является.
Оценивая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства и исследованные судом доказательства, с учетом приведенных положений материального права, суд считает, что подавая в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва Рошка Ю.А. не выполнил требования частей 2, 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, - не указал сведения о профессиональном образовании, об организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не представил копию диплома, в подтверждение сведений об образовании. Эти недостатки не были им устранены и на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Поэтому, в силу положений пунктов «в», «в1» части 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» у избирательной комиссии не имелось оснований для регистрации Рошка Ю.А. кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва. При таком положении постановление окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 9 от 12 июля 2019 года № 4/10 «О регистрации Рошка Юрия Александровича кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9» не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает решение, действие (бездействие) избирательных комиссия незаконными, в случае, если установит наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения.
Учитывая, что доводы административного истца о несоответствии решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Рошка Ю.А. законодательству, регулирующему правоотношения в области избирательного права, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд признает требования Богомяковой А.П. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175, 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Богомяковой А.П. удовлетворить.
Постановление окружной избирательной комиссии Кировского одномандатного избирательного округа № 9 от 12 июля 2019 года № 4/10 «О регистрации Рошка Ю.А. кандидатом в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Кировскому одномандатному избирательному округу № 9» признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.
Решение в окончательной форме принято 26 июля 2019 года.
Судья краевого суда: Е.А.Бузыновская