ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-133/2021 от 18.06.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-133/2021

42OS0000-01-2021-000142-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кемерово «18» июня 2021 года

Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,

при секретаре Юргель Е.Е.,

с участием прокурора Роппель О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Колос» о признании недействующими в части Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 года № 62 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы»,

УСТАНОВИЛ:

27 февраля 2008 года Коллегией Администрации Кемеровской области принято Постановление № 62 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово» (далее – Постановление от 27 февраля 2008 г. № 62).

Постановление официально опубликовано в приложении «Официально» к газете «Кузбасс», № 42, 12 марта 2008 года.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 03 мая 2017 года. № 189 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 № 62 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово» (далее –Постановление от 03 мая 2017 г. № 189) заголовок указанного постановления изложен в следующей редакции «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы».

Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово, утвержденный постановлением, изложен в новой редакции, поименован «Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условия и сроки внесения арендной платы».

Постановление от 03 мая 2017 года № 189 опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru (в настоящее время «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» (https://bulleten-kuzbass.ru), 03 мая 2017 года.

Пунктом 1 приложения № 2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы, утвержденного Постановлением от 27 февраля 2008 г. № 62 (в редакции Постановления от 03 мая 2017 г. № 189) (далее – Порядок определения размера арендной платы) установлен коэффициент, учитывающий условия использования земельных участков (Ку), со значением 1,2 – в отношении земельных участков, переданных в субаренду, земельных участков под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц.

Указанный коэффициент входит в формулу, по которой определяется размер арендной платы за использование земельных участков, предусмотренную пунктом 2.8 Порядка определения размера арендной платы: А = УПКС x Кв x Ку x Ки x Кб x S / П, где

А - размер арендной платы;

УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, который представляет собой частное от деления кадастровой стоимости земельного участка на площадь данного земельного участка;

Кв - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;

Ку - коэффициент, учитывающий условия использования;

Ки - коэффициент или произведение коэффициентов, учитывающих уровень инфляции, установленные пунктом 2 настоящего постановления;

Кб - коэффициент базовой доходности (поправочный коэффициент);

S - площадь земельного участка или площадь доли земельного участка;

П - количество периодов внесения арендной платы в году.

Расчет коэффициента базовой доходности (поправочный коэффициент) (Кб) осуществляется по следующей формуле:

, где:

УПКСЗ - среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в разрезе группы видов разрешенного использования;

УПКС - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.

ООО «Колос» (далее - Общество), с учетом уточнения заявленных требований, обратилось в суд с административным иском о признании недействующим с 01.01.2020 пункта 1 приложения № 2 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы, утвержденному Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 года № 62 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы» (в редакциях постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.05.2017 № 189, от 30.10.2017 № 579, от 24.12.2018 № 603, от 17.04.2019 № 248, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 16.12.2019 № 717, от 16.12.2020 №744), в части применения коэффициента, учитывающего особые условия использования - 1,2 за земельные участки под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц; взыскании с Правительства Кемеровской области – Кузбасса в пользу ООО «Колос» расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

В обоснование заявленных требований общество указывает на то, что 31.03.2005 между ним и Комитетом по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее – КУГИ Кузбасса) заключен договор аренды № 00-2111-ю/с земельного участка, находящегося в государственной собственности.

Общество оплачивало арендные платежи на основании уведомления № 3 от 09.03.2011, которые были определены на основании отчета об оценке рыночной величины арендной платы от 28.01.2011 № 13-02-2011. Предупреждением о необходимости возмещения стоимости неосновательного обогащения от 10.12.2020 КУГИ Кузбасса уведомил Общество о необходимости погашения задолженности за период с 01.01.2020 по 10.12.2020. Размер задолженности рассчитан по формуле, установленной Порядком определения размера арендной платы и с применением коэффициента, учитывающего условия использования земельного участка – 1,2. В последующем КУГИ Кузбасса обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением о взыскании задолженности.

Считает, что установленный коэффициент, учитывающий условия использования - 1,2 за земельные участки под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц, нарушает принципы экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Полагает, что введение отдельного коэффициента за земельные участки под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц, является необоснованным. Указывает на фактическое расположение на земельном участке с видом разрешенного использования: для размещения объектов торговли, торгового комплекса – рынок «Колос» и наличие в формуле определения размера арендной платы коэффициента базовой доходности (поправочного коэффициента). Считает, что, устанавливая коэффициенты для вида разрешенного использования в Приложении № 1 к Порядку определения размера арендной платы и применяя в установленной им формуле коэффициент базовой доходности (поправочный коэффициент), уполномоченный орган уже должен был учесть фактор передачи объектов недвижимости в аренду исходя из вида разрешенного использования.

Нарушение принципа необоснованных предпочтений по мнению общества состоит в том, что применение оспариваемого коэффициента арендодателем ставится в зависимость от наличия зарегистрированных в ЕГРН в отношении объекта недвижимости или его части обременениях в виде аренды, в то время как заключенные на срок менее года договоры аренды не подлежат регистрации. По мнению общества, указанное обстоятельство ставит собственников объектов недвижимости, заключающих долгосрочные договоры аренды, в неравное положение по сравнению с собственниками, заключающими не подлежащими регистрации договоры на срок менее года.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Колос» Феклин К.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений, поддержал. Пояснил, что оспаривает пункт 1 приложения № 2 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы, только в части установления коэффициента со значением 1,2 за земельные участки под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц, не оспаривая его установление за земельные участки, переданные в субаренду.

Представитель административного ответчика Правительства Кемеровской области – Кузбасса и заинтересованного лица КУГИ Кузбасса Ищенко К.С., действующая на основании доверенностей, возражала против заявленных требований по основаниям. изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Суду пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт, как и внесенные в него изменения, приняты Коллегией Администрации Кемеровской области в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в пределах компетенции. Считает, что применение оспариваемого коэффициента в случае передачи в пользование объектов недвижимости или временных сооружений, находящихся в частной собственности физических или юридических лиц, обоснованно, поскольку равнозначно субаренде. Оспариваемый коэффициент имеет экономическое обоснование.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Роппель О.Ф., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Положениями подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу подпункта 8 статьи 3 Закона Кемеровской области от 4 июля 2002 года № 49-ОЗ «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере земельных отношений» в редакции действовавшей до 25 июля 2020 года, Коллегия администрации Кемеровской области являлась уполномоченным органом по изданию правовых актов по вопросу установления указанного порядка.

Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 года № 62, от 03 мая 2017 года № 189, приняты в форме, предусмотренной статьей 9 Закона Кемеровской области от 09 марта 2005 года № 43-ОЗ «О Коллегии Администрации Кемеровской области» в редакции, действовавшей до 15 июня 2019 года, и опубликованы в соответствии с требованиями указанного закона.

Вступившим а действие 15 июня 2019 года Законом Кемеровской области от 13.06.2019 № 34-ОЗ «О внесении изменений в Закон Кемеровской области «О Коллегии Администрации Кемеровской области» Закон Кемеровской области «О Коллегии Администрации Кемеровской области» изложен в новой редакции: Закон Кемеровской области от 09.03.2005 № 43-ОЗ «О Правительстве Кемеровской области – Кузбасса».

Таким образом, Приложение № 2 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы принято Коллегией Администрации Кемеровской области (в настоящее время – Правительство Кемеровской области - Кузбасса) в рамках предоставленной компетенции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков.

К числу таких принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 582, относятся в том числе: принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Постановление Правительства Российской Федерации № 582 в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Как указано выше, пунктом 1 приложения № 2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы установлен коэффициент, учитывающий условия использования земельных участков (Ку), со значением 1,2 – в том числе в отношении земельных участков под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц.

В соответствии с положениями части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд проверяет законность положений нормативного правового акта, только в вышеуказанной части.

Так, применение коэффициента, учитывающего условия использования (Ку) с вышеуказанным значением, в отношении земельных участков под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц, влечет для землепользователей увеличение размера арендной платы, поскольку в данном случае его значение составляет более единицы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта наряду с оценкой местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должен проводится анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

В материалы дела стороной ответчика представлено финансово – экономическое обоснование коэффициента, учитывающего условия использования земельных участков, применяемого для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе – городе Кемерово (Ку) к проекту постановления Коллегии Администрации Кемеровской области «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 № 62 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово» (л.д.126-130).

Из содержания вышеуказанного документа следует, что установление коэффициента (Ку) обусловлено только компенсацией риска собственника от вероятных негативных последствий передачи земельного участка или его части в пользование третьим лицам, в том числе без надлежащего оформления факта такой передачи, а рассчитанная надбавка за риск в 20% определила значение коэффициента в размере 1,2.

Вместе с тем расчет надбавки за риск, определившей значение коэффициента в оспариваемой части, не обеспечивает проверяемость изложенных в нем выводов и результатов, поскольку критерии и методика, по которым определялась степень вероятности возникновения риска, не указаны.

Из пояснений представителя административного ответчика и заинтересованного лица, а также формулировки оспариваемого в части нормативного правового акта следует, что в случае передачи в пользование собственником части или всего принадлежащего ему объекта недвижимости или временного сооружения третьим лицам, вне зависимости от площади последних и наличия или отсутствия возмездности такой передачи, вида разрешенного использования земельного участка, коэффициент (Ку) с установленным значением будет применяться ко всей площади арендуемого земельного участка даже в том случае, если последняя значительно превышает площадь переданного в пользование объекта недвижимости или сооружения (их частей).

Однако какого – либо объяснения применения оспариваемого в части коэффициента с установленным значением при исчислении арендной платы к всей площади земельного участка как единого объекта кадастрового учета, вне зависимости от площади расположенного на нем и переданного в пользование здания или временного сооружения, наличия или отсутствия возмездности такой передачи, вида разрешенного использования земельного участка, представленное финансово – экономическое обоснование не содержит.

По запросу суда явку специалиста, составившего представленное финансово – экономическое обоснования для его разъяснения, сторона ответчика не обеспечила.

Доводы стороны ответчика и заинтересованного лица о том, что как при субаренде земельного участка, так и передаче в пользование собственником части или всего принадлежащего ему объекта недвижимости или временного сооружения третьим лицам, арендодатель земельного участка несет равные риски, бездоказательны и не учитывают основания и цели такой передачи, площадь передаваемых в пользование объектов (их частей) относительно площади расположенного под ними земельного участка, как объекта кадастрового учета.

Само по себе применение судебными инстанциями повышающего коэффициента (Ку) при передаче земельного участка в субаренду при разрешении споров о взыскании задолженности, правового значения при разрешения настоящего спора не имеет.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при установлении и определении значения спорного коэффициента в отношении земельных участков под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц, компетентный орган исходил не из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а только из рассчитанной им надбавки за компенсацию риска. Соответственно представленное финансово – экономическое обоснование не может являться надлежащим экономическим обоснованием установления коэффициента в оспариваемой части.

Суд также отмечает, что до принятия Коллегией Администрации Кемеровской области постановления от 03 мая 2017 года № 189 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.02.2008 № 62 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово», пункт 4 приложения № 2 Порядка определения размера арендной платы предусматривал коэффициент к арендной плате, учитывающий особые условия использования земельных участков (Ку) со значением 1,2, в том числе при передаче в пользование объектов недвижимости или временных сооружений, находящихся в частной собственности физических или юридических лиц.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что с момента принятия постановления от 27.02.2008 № 62 до внесения в него изменений постановлением от 03 мая 2017 года № 189, значение коэффициента (Ку) в отношении земельных участков под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц, оставалось неизменным – 1,2.

При этом из пояснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица следует, что экономическое обоснование значения коэффициента (Ку) - 1,2 на момент принятия постановления от 27.02.2008 № 62 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово» отсутствует.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на момент установления в пункте 1 приложения № 2 Порядка определения размера арендной платы коэффициента, учитывающего условия использования земельных участков (Ку), со значением 1,2 – в отношении земельных под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц, Коллегия Администрации Кемеровской области экономическим обоснованием такого установления не располагала.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении установленного Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 принципа экономической обоснованности в части установления коэффициента, учитывающего условия использования земельных участков (Ку), со значением 1,2 – в отношении земельных участков под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц.

Положения пункта 1 Приложения № 2 Порядка определения размера арендной платы, с которыми не согласен административный истец, предполагают применение коэффициента с установленным значением во всех случаях передачи в пользование объектов недвижимости или временных сооружений, находящихся в частной собственности физических или юридических лиц, вне зависимости от наличия или отсутствия государственной регистрации такой передачи, что свидетельствует об отсутствии противоречия оспариваемой части нормативного правого акта принципу запрета необоснованных предпочтений.

Согласно пункту 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, 31.03.2005 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района как арендодателем и ООО «Колос» как арендатором был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности в соответствии с которым арендатор принял в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером по адресу: <адрес> для использования в целях размещения сельскохозяйственного торгово – промышленного комплекса, торговых мест по реализации сельскохозяйственной продукции и товаров народного потребления, а также организации выставок – ярмарок, площадью 5, 78 Га, сроком с 31.03.2205 по 31.03.2015 (л.д.37-41).

Площадь вышеуказанного земельного участка составляет 57 777.5 +/-420, 65 кв.м. и на нем располагается ряд объектов недвижимости, в том числе нежилое здание продуктового павильона торгово – промышленного комплекса «Колос» с кадастровым номером , площадью 1 786, 3 кв.м., нежилое здание торгового центра «Колос» с кадастровым номером , площадью 2 917, 5 кв.м., принадлежащие на праве собственности административному истцу и обремененные арендой (в том числе, субарендой) (л.д.42-44 – кадастровый паспорт, л.д.10-14, 15-25, 26-36 – выписки из ЕГРН).

С 01.01.2011 Общество оплачивало арендные платежи на основании уведомления № 3 от 09.03.2011, которые были определены на основании отчета об оценке рыночной величины арендной платы от 28.01.2011 № 13-02-2011 из расчета 291 995, 33 руб. в месяц (л.д.45).

Предупреждением о необходимости возмещения стоимости неосновательного обогащения от 10.12.2020 № 9-6-12/637 КУГИ Кузбасса уведомил Общество о необходимости погашения задолженности за период с 01.01.2020 по 10.12.2020 в размере 11 329 107, 66 руб. из расчета 1 000 576, 46 руб. в месяц (л.д.46-47).

Согласно протоколу определения величины арендной платы размер задолженности рассчитан по формуле, установленной Порядком определения размера арендной платы, и с применением коэффициента (Ку), учитывающего условия использования земельного участка со значением 1,2 (л.д.48).

В последующем КУГИ Кузбасса обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением о взыскании задолженности по арендной плате с ООО «Колос» с 01.01.2020 по 28.02.2021 в размере 14 082 113, 10 рублей из расчета 1 000 576, 46 руб. в месяц с использованием того же порядка ее определения (л.д.49-51 – иск, л.д.53 - протокол).

В судебном заседании участвующими в деле лицами не оспаривалось, что производство по вышеуказанному иску в Арбитражном суде Кемеровской области приостановлено до разрешения настоящего дела.

Таким образом, к административному истцу нормативный правовой акт в оспариваемой части подлежит применению при разрешении арбитражным судом спора о взыскании арендных платежей.

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд полагает, что пункт 1 приложения № 2 к Порядку определения размера арендной платы в части установления коэффициента, учитывающего условия использования земельных участков (Ку), со значением 1,2 – в отношении земельных участков под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц в оспариваемой части в той мере, в которой он признаны судом противоречащими актам большей юридической силы, подлежат признанию не действующим с момента вступления в силу настоящего решения, поскольку он принят Коллегией Администрации Кемеровской области в пределах компетенции, применялся, на его основе были реализованы права и обязанности граждан и юридических лиц.

Административные исковые Требования административного истца подлежат удовлетворению.

В настоящее время официальным источником опубликования актов высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области – Кузбасса – «Правительства Кемеровской области – Кузбасса» считается, в том числе сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» (https://bulleten-kuzbass.ru) (п.2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса»). Сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

При подаче административного иска директором ООО «Колос» Скрупской О.В., имеющей право действовать от имени юридического лица без доверенности, уплачена государственная пошлина в размере 4 500 рублей, которые подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца, оплатившего государственную пошлину, согласно чек – ордеру от 15.04.2021.

Руководствуясь ст.175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 приложения № 2 к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы, утвержденному Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 года № 62 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе - городе Кемерово и предоставленные в аренду без торгов, условий и сроков внесения арендной платы», в части установления коэффициента, учитывающего условия использования земельных участков (Ку), со значением 1,2 – в отношении земельных участков под переданными в пользование объектами недвижимости или временными сооружениями, находящимися в частной собственности физических или юридических лиц.

Взыскать с Правительства Кемеровской области – Кузбасса в пользу общества с ограниченной ответственностью «Колос» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» (https://bulleten-kuzbass.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

В окончательной форме решение изготовлено 25 июня 2021 года.

Председательствующий Решетняк А.М.