ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-133/2022 от 29.04.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело №3а-133/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Архангельск 29 апреля 2022 г.

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вершинина А.В.,

при секретаре Быковой Т.А.,

с участием прокурора Кокоянина А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Кокшарева М.А., Кокшаревой К.Н. о признании недействующими пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 15, подпункта 1 пункта 9 статьи 17 закона Архангельской области от 5 декабря 2016 г. № 496-30-ОЗ «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» и пункта 2, подпункта 5 пункта 4, подпункта 3 пункта 11 Порядка регистрации многодетных семей и выдачи им удостоверений, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 30 декабря 2016 г. № 575-пп «О мерах по реализации областного закона «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области»,

установил:

Архангельским областным Собранием депутатов 30 ноября 2016 г. принят и 5 декабря 2016 г. подписан губернатором Архангельской области закон Архангельской области от 5 декабря 2016 г. № 496-30-ОЗ «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» (далее – Областной закон).

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Областного закона многодетная семья ежегодно регистрируется государственным учреждением по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи.

Согласно пункту 1 статьи 15 Областного закона, документом, подтверждающим статус многодетной семьи, является удостоверение установленного образца, которое выдается одному из родителей (усыновителей), приемных родителей государственным учреждением по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи.

Подпунктом 1 пункта 9 статьи 17 Областного закона установлено, что меры социальной поддержки, указанные в подпунктах 1, 2, 2.1, 3 - 9 и 11 - 15 пункта 1, подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 настоящей статьи, не назначаются в следующих случаях:

семья не зарегистрирована государственным учреждением по месту жительства (месту пребывания) в качестве многодетной семьи.

Областной закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 6 декабря 2016 г., а также в издании «Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва», №30, 9 декабря 2016 г.

Впоследствии в Областной закон другими областными законами вносились изменения, которые также официально опубликованы.

Постановлением Правительства Архангельской области от 30 декабря 2016г. № 575-пп «О мерах по реализации областного закона «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» утвержден Порядок регистрации многодетных семей и выдачи им удостоверений (далее – Постановление, Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка многодетная семья регистрируется ежегодно государственным учреждением социальной защиты населения Архангельской области (далее – государственное учреждение) по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи.

Согласно подпункту 5 пункта 4 Порядка для первичной регистрации многодетной семьи родитель представляет в обособленное подразделение государственного учреждения по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи:

копию судебного решения об определении места жительства (места пребывания) ребенка либо об установлении факта проживания (пребывания) родителя или ребенка в определенном жилом помещении, если место жительства (место пребывания) ребенка и (или) родителя определено или установлено указанными решениями.

Подпунктом 3 пункта 11 Порядка установлено, что основаниями для принятия решения, указанного в подпункте «б» подпункта 3 пункта 10 настоящего Порядка, являются следующие обстоятельства:

неподтверждение факта совместного проживания на территории Архангельской области.

Постановление, Порядок опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 3 января 2017 г.

Впоследствии в Порядок другими постановлениями Правительства Архангельской области вносились изменения, которые также официально опубликованы.

Кокшарев М.А., Кокшарева К.Н. обратились в областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных положений Областного закона и Порядка, ссылаясь на то, что они противоречат положениям Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Смысл утверждения административных истцов сводится к тому, что место пребывания или жительства супругов может не совпадать с их регистрацией, тогда как согласно нормам регионального законодательства регистрация в качестве многодетной семьи возможна при наличии регистрации всех членов семьи в одном жилом помещении. Указанные нормы нарушают права административных истцов, поскольку 30 июля 2021 г. было получено удостоверение многодетной семьи, в котором отсутствовало поле отец (по причине отсутствия доказательств, подтверждающих факт совместного проживания).

В судебное заседание административные истцы Кокшарев М.А., Кокшарева К.Н. не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.

В предварительном судебном заседании административный истец Кокшарев М.А., представляющий также интересы Кокшаревой К.Н. требования поддержал. Уточнил, что оспариваемые положения Областного закона и Порядка противоречат федеральному законодательству в части слов «по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи». Факт установления региональными нормами критерия совместного проживания членов семьи для их постановки на учет в качестве многодетной семьи не оспаривал.

Представитель административного ответчика Архангельского областного Собрания депутатов (далее – областное Собрание) Нечаева Е.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась.

Представитель административного ответчика Правительства Архангельской области, заинтересованного лица Губернатора Архангельской области Усова Т.В. в судебном заседании требования не признала.

Представитель Государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения» (далее – ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения») Арюткина Е.В. в судебном заседании требования не признала.

Заинтересованные лица министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, Управление министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу представителей в судебное заседание не направили, о его времени и месте извещены, в письменных отзывах с требованиями не согласились.

Суд вынес определение о рассмотрении дела при имеющейся явке.

Прокурор областной прокуратуры Кокоянин А.Е. дал заключение о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Выслушав объяснения участвующих лиц, заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Административные истцы имеют троих несовершеннолетних детей и являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемыми положениями нормативных правовых актов в аспектах регистрации многодетной семьи и определения ее членов.

Так, решением органа социальной защиты № 4645 от 11 августа 2021 г. семья Кокшаревой К.Н. зарегистрирована в качестве многодетной семьи и определены члены многодетной семьи, включая троих несовершеннолетних детей. Поскольку 11 февраля 2022 г. Кокшаревой К.Н. в адрес органа социальной защиты подано уведомление о снятии с регистрационного учета по адресу регистрации многодетной семьи и ее регистрации отдельно от несовершеннолетних детей, меры социальной поддержки по категории «Многодетная семья» прекращены с 1 февраля 2022 г.

Следовательно, административные истцы являются лицами, имеющими право оспаривать нормы Областного закона и Порядка в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пунктам «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита детства, социальная защита, включая социальное обеспечение находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Областное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области (пункт 1 статьи 20 Устава Архангельской области, пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 184-ФЗ) и осуществляет свои полномочия посредством принятия областных законов по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 и подпункт «б» пункта 1 статьи 23 Устава Архангельской области, подпункт «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 184-ФЗ).

Областной закон принят 30 ноября 2016 г. на тридцатой сессии Архангельского областного Собрания депутатов большинством голосов.

К полномочиям Правительства Архангельской области отнесено осуществление мер по проведению единой государственной политики в области финансов и социального обеспечения (подпункт «а» статьи 31.2 Устава Архангельской области, пункт 1 статьи 19 областного закона от 20 мая 2009 г. №19-3-ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» (далее – Областной закон №19-3-ОЗ)), реализация которых осуществляется им путем принятия нормативных правовых актов в форме постановлений (пункт 2 статьи 22 Областного закона № 19-3-О3).

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты по вопросам, находящимся в компетенции областного Собрания и Правительства Архангельской области, в пределах полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с соблюдением порядка их принятия. Порядок их принятия административными истцами не оспаривается.

По мнению суда, оспариваемые положения нормативных правовых актов иным нормативным правовым актам более высокой юридической силы, не противоречат.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предписано субъектам Российской Федерации определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям в Архангельской области, регулируются Областным законом.

В соответствии с преамбулой Областного закона, он определяет правовые, социально-экономические и организационные основы государственной политики в сфере социальной защиты семьи, воспитывающей детей, устанавливает дополнительные меры социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства на территории Архангельской области.

Согласно пункту 1 статьи 2 Областного закона многодетная семья – семья, имеющая в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных), проживающих совместно с родителями (усыновителями), воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, при условии, что один из родителей (усыновителей) имеет гражданство Российской Федерации;

члены многодетной семьи – родители (усыновители) и дети (усыновленные дети). В случаях, предусмотренных настоящим законом, к членам многодетной семьи относятся также приемные родители и несовершеннолетние дети, принятые на воспитание в приемную семью.

Следовательно, одним из критериев «многодетной семьи» применительно к Архангельской области, является факт совместного проживания всех членов семьи.

Вопрос конституционности пункта 1 статьи 2 Областного закона являлся предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации и получил свое разрешение в его определении от 24 июня 2021 г. № 1304-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Мальцева Вячеслава Евгеньевича и Мальцевой Анастасии Николаевны на нарушение их конституционных прав пунктом 1 статьи 2 Закона Архангельской области «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области».

Согласно указанному определению, Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), под защитой которого находятся семья, материнство и детство (статья 38, часть 1), и, относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), вместе с тем не устанавливает способы и объемы такой защиты. Определение конкретных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, а также условий и порядка их предоставления отнесено к компетенции законодателя.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств своего бюджета (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Законодатель субъекта Российской Федерации может, принимая во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, самостоятельно определять как перечень конкретных мер социальной поддержки, так и круг лиц, имеющих право на такие меры социальной поддержки.

Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель Архангельской области в Законе Архангельской области «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» предусмотрел в том числе меры социальной поддержки многодетных семей (глава V), а также понятие многодетной семьи и ее членов (пункт 1 статьи 2).Такое правовое регулирование направлено на повышение уровня социальной защищенности семей, имеющих в своем составе трех и более несовершеннолетних детей (рожденных, усыновленных), и не может расцениваться как не согласующееся с конституционными предписаниями и принципом равенства, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий и прав лицам, относящимся к разным категориям; равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем (определения от 15 апреля 2008 г. № 263-О-О, от 9 ноября 2010 г. № 1440-О-О, от 29 сентября 2015 г. № 2041-О, от 25 января 2018 г. № 175-О и др.). Следовательно, оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителей.

В целях ведения учета многодетных семей, которым на территории Архангельской области предоставляются меры социальной поддержки в силу пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 15, подпункта 1 пункта 9 статьи 17 Областного закона многодетная семья ежегодно регистрируется государственным учреждением по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи, получает соответствующее удостоверение установленного образца, наличие которого дает право на получение мер социальной поддержки.

Процедура регистрации многодетных семей позволяет предоставлять меры социальной поддержки только тем многодетным семьям, которые отвечают критериям, заложенным в определении «многодетная семья», установленном Областным законом.

Норма, содержащаяся в пункте 2 Порядка направлена на определение конкретного государственного учреждения, которым принимается соответствующее решение.

Порядком (пункт 11) не предусмотрено такого основания для отказа в регистрации многодетной семьи как обращение в обособленное подразделение государственного учреждения не по месту жительства (месту пребывания).

Довод административных истцов, сводящийся к тому, что согласно нормам регионального законодательства регистрация в качестве многодетной семьи возможна при наличии регистрации всех членов семьи в одном жилом помещении основан на неверном понимании Областного закона и Порядка.

В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 4 Порядка для первичной регистрации многодетной семьи родитель представляет в обособленное подразделение государственного учреждения по месту жительства (месту пребывания) многодетной семьи, в том числе копию паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность и гражданство родителя; копию документа, удостоверяющего личность другого родителя (если родитель является гражданином Российской Федерации), либо копию документа, удостоверяющего его личность, копию паспорта гражданина Российской Федерации другого родителя или иного документа, удостоверяющего его личность и гражданство (если родитель не является гражданином Российской Федерации).

Согласно подпункту 1 пункта 5 Порядка родитель вправе по собственной инициативе представить в обособленное подразделение государственного учреждения по месту жительства (месту пребывания) в том числе документ органа регистрационного учета граждан Российской Федерации (далее - органы регистрационного учета граждан) по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении, в котором проживают (пребывают) родитель и ребенок, подтверждающий совместное проживание родителя и ребенка. При этом указанный документ должен быть выдан не ранее чем за 10 календарных дней до дня подачи заявления.

Если из указанных документов нельзя сделать вывод о факте совместного проживания всех членов семьи оспариваемым подпунктом 5 пункта 4 Порядка предусмотрено предоставление родителем копии судебного решения об определении места жительства (места пребывания) ребенка либо об установлении факта проживания (пребывания) родителя или ребенка в определенном жилом помещении, если место жительства (место пребывания) ребенка и (или) родителя определено или установлено указанными решениями.

Оспариваемые нормы не противоречат закону Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I).

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г. № 5242-I определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации – государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания – постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства – постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Архангельской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I, согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Оспариваемая административными истцами норма о возможности предоставления родителем копии судебного решения согласуется с федеральным законодательством – положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.

Таким образом, в качестве правовых последствий установления факта постоянного проживания (места жительства) супруга вместе с другим супругом и несовершеннолетними детьми по определенному адресу на территории Архангельской области является возможность присвоения семье статуса многодетной семьи с целью получения удостоверения многодетной семьи, дающего право на меры социальной поддержки, предусмотренные Областным законом.

Предусмотренный Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации правовой механизм установления фактов постоянного проживания (места жительства) членов семьи по определенному адресу для целей признания членами многодетной семьи в Российской Федерации фактически реализуется гражданами и находит отражения в решениях судов (например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2019 г. № 4-КГ19-10).

В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце одиннадцатом пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разрешая вопрос о соблюдении органом или должностным лицом компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, следует учитывать, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта.

Следовательно, указанная норма не может нарушать права административных истцов, поскольку, являясь нормой разъяснительного характера, не создает иного правового механизма установления фактов имеющих юридическое значение в сравнении с тем, что установлен положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом, Государственные учреждения не наделены полномочиями по внесудебному установлению фактов имеющих юридическое значение – совместного проживания членов многодетной семьи. О наличии иного правового механизма установления таких фактов, который должен быть отражен в замещающих нормах областного законодательства, взамен признанных недействующими (в случае удовлетворения административного иска), административные истцы не сообщают.

Оспариваемые административными истцами нормы не отменяют и не изменяют право многодетной семьи на получение мер социальной поддержки и не создают препятствий в их получении.

В соответствии с положениями частей 4 и 5 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

Поскольку ГКУ АО «Архангельский областной центр социальной защиты населения» Областной закон и Порядок не принимало, то оно является ненадлежащим административным ответчиком вне зависимости от содержания оспариваемых норм.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемые нормы Областного закона и Порядка не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для признания их недействующими и удовлетворения иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Кокшарева М.А., Кокшаревой К.Н. о признании недействующими пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 15, подпункта 1 пункта 9 статьи 17 закона Архангельской области от 5 декабря 2016 г. № 496-30-ОЗ «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» и пункта 2, подпункта 5 пункта 4, подпункта 3 пункта 11 Порядка регистрации многодетных семей и выдачи им удостоверений, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 30 декабря 2016 г. № 575-пп «О мерах по реализации областного закона «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области», оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Мотивированное решение изготовлено 5 мая 2022 г.

Председательствующий:

судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин