ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1340/2021 от 12.08.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-1340/2021

УИД 23OS0000-01-2021-000724-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2021 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Кириченко М.Б.

при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.

с участием прокурора Клетного В.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Агрокомплекс Рис» об оспаривании отдельных положений нормативных правовых актов,

установил:

АО «Агрокомплекс Рис» обратилось в суд с административным иском о признании недействующими Приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края:

- от <Дата ...><№...> в части утверждения пунктов «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на <Дата ...>»:

пункт <№...> - здание правления, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№...>, с кадастровым номером <№...>, площадью 1335,5 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№...>, с кадастровым номером <№...>, площадью 28,6 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, примерно в 200 м от ориентира по направлению на юго-восток, с кадастровым номером <№...>, площадью 274,1 кв. м.;

пункт <№...> - здание мехмастерских, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 1977,8 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 189,9 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 9,4 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...> площадью 686,5 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>," <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 75,2 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 273,3 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 313 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго-восток, с кадастровым номером <№...>, площадью 69 кв. м.

- от <Дата ...><№...> в части утверждения пунктов «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на <Дата ...>»:

пункт <№...> - здание правления, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№...>, с кадастровым номером <№...>, площадью 1335,5 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом<№...>, с кадастровым номером <№...>, площадью 28,6 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, примерно в 200 м от ориентира по направлению на юго-восток, с кадастровым номером <№...>, площадью 274,1 кв. м.;

пункт <№...> - здание мехмастерских, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 1977,8 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 189,9 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 9,4 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 686,5 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 75,2 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 273,3 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 313 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго-восток, с кадастровым номером <№...>, площадью 69 кв. м.

- от <Дата ...><№...> в части утверждения пунктов «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год»:

пункт <№...> - здание правления, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№...>, с кадастровым номером <№...>, площадью 1335,5 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№...>,с кадастровым номером <№...>, площадью 28,6 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, примерно в 200 м от ориентира по направлению на юго-восток, с кадастровым номером <№...>, площадью 274,1 кв. м.;

пункт <№...> - здание мехмастерских, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 1977,8 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 189,9 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 9,4 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 686,5 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 75,2 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...>, площадью 273,3 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, с кадастровым номером <№...> площадью 313 кв. м.;

пункт <№...> - нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, примерно в 100 м от ориентира по направлению на юго-восток, с кадастровым номером <№...>, площадью 69 кв. м.

Административный истец обосновывает свои требования тем, что принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, их включение вышеназванными пунктами (соответственно) в Перечень на 2019-2021 годы не согласуется с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Агрокомплекс Рис» – Сторчоус А.И. просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее по тексту – ДИО КК) – Буренков Д.Л. в судебном заседании просил вынести законное и обоснованное решение по заявленным требованиям.

Прокурор Клетной В.Б. в заключении указал, что данное административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, так как основанием для включения спорных объектов недвижимости в перечни являлось их наименование как нежилое помещение, вместе с тем исследованными документами установлено, что данные помещения не обладают признаками необходимыми для включения в данные перечни.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив доводы административного иска и отзыва на него, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 КАС РФ в полном объеме.

Проверяя полномочия ДИО КК на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.

<Дата ...> принят приказ ДИО КК <№...>, <Дата ...> принят приказ ДИО КК <№...>, <Дата ...> принят приказ ДИО КК <№...>, которыми утверждены перечни объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019-2021 годы, согласно приложениям к данным приказам.

Пунктами <№...> Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от <Дата ...><№...> «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год» в Перечень на 2019 год включены принадлежащие административному истцу объекты недвижимости с кадастровыми номерами <№...>, (соответственно).

Пунктами <№...>, Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от <Дата ...><№...> «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год» в Перечень на 2020 год включены принадлежащие административному истцу объекты недвижимости с кадастровыми номерами <№...>, (соответственно).

Пунктами <№...> Приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от <Дата ...><№...> «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год» в Перечень на 2021 год включены принадлежащие административному истцу объекты недвижимости с кадастровыми номерами <№...>, (соответственно).

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

В силу подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в перечень подлежат включению следующие виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение, в том числе, торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее – Закон КК № 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 НК РФ устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона КК № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из пункта 3.52 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее по тексту – Положение о ДИО КК), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от <Дата ...><№...>, ДИО КК в пределах своей компетенции, в том числе, определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу ДИО КК является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.

Административным ответчиком в соответствии с требованиями части 9 статьи 213 КАС РФ представлены доказательства соблюдения порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, и указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Административные дела по административным искам об оспаривании приказов ДИО КК, которыми утверждены Перечни на 2019-2020 годы, неоднократно были предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации и Третьим апелляционным судом общей юрисдикции в качестве судов апелляционной инстанции. В соответствующих апелляционных определениях (например, апелляционные определения Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2019 года № 18-АПА19-27, от 11 января 2019 года № 18-АПГ18-52, от 29 января 2020 года № 18-АПА19-98; апелляционные определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 3 марта 2020 года № 66а-220/2020, от 17 марта 2020 года № 66а-318/2020, от 4 августа 2020 года по делу № 66а-836/2020, от 1 сентября 2020 года по делу № 66а-915/2020) Верховный Суд Российской Федерации и Третий апелляционный суд общей юрисдикции отмечали, что суд первой инстанции (Краснодарский краевой суд) пришел к верному выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий ДИО КК с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

В силу положений части 2 статьи 64 КАС РФ суд учитывает названные обстоятельства, как имеющие преюдициальное значение.

Оспариваемый Приказ от <Дата ...><№...> принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата ...><№...>, а также Приказом ДИО КК от <Дата ...><№...> «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» и внесенных в него изменений на основании приказа ДИО КК <№...> от <Дата ...>.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов ДИО КК от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...>.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 НК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона КК № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказами ДИО КК от <Дата ...><№...>, от <Дата ...><№...> утверждены Положение об официальном сайте ДИО КК; Регламент информационного наполнения официального сайта ДИО КК; Перечень информации о деятельности ДИО КК, размещаемой на официальном сайте ДИО КК. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт ДИО КК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.krasnodar.ru.

Согласно представленным административным ответчиком документов, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте ДИО КК, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов ДИО КК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы ДИО КК являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованных в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 указанной статьи НК РФ определено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В пункте 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, предусмотрела, что для включения объекта налогообложения в соответствующий перечень достаточно, чтобы он отвечал хотя бы одному из перечисленных в ней условий, то есть соответствия такого объекта совокупности всех критериев одновременно не требуется.

Как следует из материалов административного дела АО «Агрокомплекс Рис» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:

с кадастровым номером <№...> - имеющее наименование «здание мехмастерских», назначение – «нежилое здание», расположенное по адресу: Краснодарский край <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, площадью 1977,8 кв. м;

с кадастровым номером <№...> - имеющее наименование «нежилое здание», назначение – «нежилое здание», расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, площадью 189,9 кв. м;

с кадастровым номером <№...> - имеющее наименование «нежилое здание», назначение – «нежилое здание», расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, площадью 9,4 кв. м;

с кадастровым номером <№...> - имеющее наименование «нежилое здание», назначение – «нежилое здание», расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, площадью 686,5 кв. м;

с кадастровым номером <№...> - имеющее наименование «нежилое здание», назначение – «нежилое здание», расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, площадью 75,2 кв. м;

с кадастровым номером <№...> - имеющее наименование «нежилое здание», назначение – «нежилое здание», расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, площадью 273,3 кв. м;

с кадастровым номером <№...> - имеющее наименование «нежилое здание», назначение – «нежилое здание», расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы, площадью 313 кв. м,

которые расположены на земельном участке с кадастровым номером <№...>, площадью 76988 +/- 2428 кв.м, имеющем вид разрешенного использования «для размещения здания мехмастерских, мастерской комбайнов, гаража, здания аккумуляторной, здания электроцеха, проходной, материально-технического склада, склада запчастей, склада электроцеха, обмоточного цеха», расположенном по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок <№...> вблизи станицы;

с кадастровым номером <№...> - имеющее наименование «здание правления», назначение – «нежилое здание», расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№...>, площадью 1335,5 кв. м;

с кадастровым номером <№...> - имеющее наименование «нежилое здание», назначение – «нежилое здание», расположенное по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, дом <№...>, площадью 28,6 кв. м;

которые расположены на земельном участке с кадастровым номером <№...>, площадью 8455 +/- 64,37 кв.м, имеющем вид разрешенного использования «размещение правления», расположенном по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>;

с кадастровым номером <№...> - имеющее наименование «Административное здание», назначение – «нежилое здание», расположенное по адресу: <Адрес...>, площадью 274,1 кв. м, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером <№...>, площадью 15033 +/- 1072,83 кв.м, имеющем вид разрешенного использования «для размещения зданий и сооружений лесосклада», расположенном по адресу: <Адрес...>

с кадастровым номером <№...> - имеющее наименование «нежилое здание», назначение – «нежилое здание», расположенное по адресу: <Адрес...> площадью 69 кв. м, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером <№...>, площадью 13889 +/- 1031 кв.м, имеющем вид разрешенного использования «для размещения зданий и сооружений нефтебазы», расположенном по адресу: <Адрес...>.

Названные виды разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные объекты недвижимого имущества, размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения не предусматривают.

Других документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования данного земельного участка в периоды включения указанных зданий в оспариваемые Перечни, в материалах административного дела не содержится.

Документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорные объекты недвижимого имущества подлежали включению в Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений.

Сведений о внесении каких-либо изменений в документы технического учета (инвентаризации) об объектах недвижимости в юридически значимые периоды не имеется.

Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, объектам коммерческого назначения, объектам общественного питания в материалах административного дела также не содержится.

Как следует из позиции административного ответчика, объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> были включены в проекты Перечней на 2019-2021 годы на основании вида их фактического использования «объекты административно-делового назначения», установленного приказом департамента от <Дата ...><№...>, объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> – на основании сведений ЕГРН об их назначении (наименовании) «здание правления» и «административное здание» соответственно, как административно-деловые центры.

Следовательно, для того чтобы признать принадлежащие административному истцу объекты недвижимости соответствующим условиям, определенным в статье 378.2 НК РФ, более 20 процентов общей площади этого здания должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.

Доказательств тому, что 20 и более процентов от общей площади названного здания предусматривают размещение для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используются в этих целях, административный ответчик не приводит и на указанные обстоятельства в обоснование своей правовой позиции не ссылается.

При рассмотрении указанного дела суд по результатам оценки доводов административного ответчика, доказательств представленных в их обоснование аналогичных имеющимся в настоящем деле, исходит из того, что в государственном кадастре недвижимости, Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах и документах технического учета (инвентаризации) зданий не содержится сведений, которые позволяли бы отнести спорные объекты к объектам в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, а также к иным видам объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что одного лишь наименования объектов с кадастровыми номерами <№...> без установления иных критериев, определенных в статье 378.2 НК РФ, недостаточно для отнесения их к административно-деловым центрам. Фактическое использование спорных объектов административным ответчиком на момент их включения в оспариваемые Перечни на 2019-2021 годы не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра недвижимости, документов технического учета, а также вид разрешенного использования земельного участка под ними, не позволяли однозначно отнести их к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем ДИО КК относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие объектов с кадастровыми номерами <№...> условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения их в оспариваемые Перечни на 2019-2021 годы, не представлено.

Указанное свидетельствует о том, что у административного ответчика не имелось правовых оснований, предусмотренных действующим на периоды формирования оспариваемых Перечней на 2019-2021 годы для отнесения объектов с кадастровыми номерами <№...> к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ. Включение объектов недвижимости в оспариваемые Перечни противоречит закону, нарушает права административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов установлен НК РФ.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя дату признания приказа ДИО КК не действующими в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день его принятия, не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление АО «Агрокомплекс Рис» об оспаривании нормативных правовых актов в части – удовлетворить.

Признать не действующими со дня принятия:

пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>) приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <Дата ...><№...> «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»;

пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...> пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>) приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <Дата ...><№...> «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»;

пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>) пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>), пункт <№...> (объект капитального строительства с кадастровым номером <№...>) приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <Дата ...><№...> «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья

Краснодарского краевого суда М.Б. Кириченко

Решение суда в окончательной форме изготовлено <Дата ...>.