ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1346/20 от 01.09.2020 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 сентября 2020 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Смышляевой О.В.,

при секретаре Дойничко О.И.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1346/20 по административному исковому заявлению Некоммерческого партнерства по управлению эксплуатацией Коттеджного поселка «Барвиха-Клаб» к Совету депутатов Одинцовского городского округа Московской о признании недействующим со дня принятия решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20.12.2019 № 28/12,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческое партнерство по управлению и эксплуатации коттеджного поселка «Барвиха-Клаб» (далее - НП «Барвиха-Клаб») обратилось в суд с уточненным административным иском к Совету депутатов Одинцовского городского округа Московской о признании недействующим со дня принятия решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20.12.2019 № 28/12 в части в части установления в п. 1 Приложения № 2 коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области» для Одинцовского городского округа (Км) – 10 ( т. 1 л.д. 131). В обоснование иска указало, что для размещения принадлежащих гражданам жилых домов НП «Барвиха-Клаб» арендует у Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области пять земельных участков общей площадью 5,7297 га, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, в том числе, земельные участки: с кадастровым номером <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты> кадастровым номером <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, с кадастровым номером <данные изъяты>, который в последующем был разделен на два участка с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>.

20.12.2019 Совет депутатов Одинцовского городского округа Московской области принял Решение №28/12 «Об установлении корректирующего коэффициента и коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области».

Указанным Решением размер арендной платы на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области» определяется как произведение действующей ставки арендной платы и соответствующих коэффициентов.

Согласно п. 1 Приложения № 2 к указанному Решению коэффициент, устанавливающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области», на территории Одинцовского городского округа установлен в размере 10.

На основании указанного Решения 10.01.2020 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района Московской области уведомил НП «Барвиха-Клаб» об изменении размера арендной платы по договорам аренды и применении к существовавшим ставкам арендной платы коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка в размере 10, установленного Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20.12.2019 № 28/12. В результате применения коэффициента Км размер арендной платы на земельные участки, на которых расположены жилые дома членов Партнерства, увеличен в 117,59 раз до 7 142 071,04 руб. в год.

С учетом изложенного, ссылаясь на п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ, Постановление Правительства Российской Федерации принято от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», Закон Московской области № 220/2019, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, истец просил признать недействующим Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20.12.2019 г. № 28/12 «Об установлении корректирующего коэффициента и коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области» в части установления в п. 1 Приложении № 2 коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области» для Одинцовского городского округа (Км) -10.

В судебном заседании представители административного истца требования поддержали, дали пояснения, аналогичные тем, что изложены в иске.

В судебном заседании представитель Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области, иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать, по основаниям, изложенным в возражениях на иск и в экономическом обосновании.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска.

Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона № 23/96-ОЗ порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется по формуле:

Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S,

где Аб - базовый размер арендной платы; Кд – коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка; Пкд – корректирующий коэффициент; Км – коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования; S – площадь арендуемого земельного участка.

В силу ч. 5 ст. 14 Закона № 23/96-ОЗ коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования, (Км) – коэффициент, учитывающий:

1) близость к административным центрам поселений, к объектам производственной деятельности и объектам транспортной инфраструктуры, к коммунальным, инженерным, электрическим и другим линиям и сетям;

2) историческую и ландшафтную ценность территории;

3) состояние окружающей среды;

4) инженерно-геологические условия;

5) рекреационную ценность территории.

Км устанавливается в пределах от 1 до 10.

Для земельных участков, расположенных по результатам кадастровой оценки земель в границах одной оценочной зоны, Км устанавливаются либо равными, либо близкими по значению, но не превышающими установленное значение в 1,2 раза.

На землях, относящихся к землям населенных пунктов, Км определяется по границам оценочных зон, образованных в процессе государственной кадастровой оценки земель.

Согласно ч. 6 ст. 14 Закона МО № 23/96-ОЗ коэффициент Км устанавливается представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков.

Платежи за пользование земельными участками вносятся в соответствии с расчетом арендной платы, который производится по формуле, предусмотренной статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (далее – Закон № 23/96-ОЗ).

Судом установлено, что НП «Барвиха-Клаб» создано гражданами - собственниками жилых помещений коттеджного поселка «Барвиха-Клаб» для управления одноименным коттеджным поселком, а также владения, пользования, распоряжения принадлежащими им жилыми домами и прилегающими земельными участками.

Для размещения принадлежащих гражданам жилых домов НП «Барвиха-Клаб» заключил с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области договоры аренды на пять земельных участков общей площадью 5,7297 га, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

20.12.2019 Совет депутатов Одинцовского городского округа Московской области принял Решение № 28/12 «Об установлении корректирующего коэффициента и коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области».

Данное решение опубликовано в средствах массовой информации – газете Одинцовская неделя, выпуск от 27.12.2019 № 51.

Решение принято уполномоченным органом и по процедуре принятия истцом не оспаривалось.

Указанным Решением размер арендной платы на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области» определяется как произведение действующей ставки арендной платы и соответствующих коэффициентов.

Согласно п. 1 Приложения № 2 к указанному Решению коэффициент, устанавливающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области» (Км), на территории Одинцовского городского округа установлен в размере 10.

На основании указанного Решения 10.01.2020 Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского района Московской области уведомил НП «Барвиха-Клаб» об изменении размера арендной платы по договорам аренды и применении к существовавшим ставкам арендной платы корректирующего коэффициента (Пкд) размере 3,0 и коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка в размере 10, установленных Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20.12.2019 № 28/12. В результате применения спорных коэффициентов размер арендной платы на земельные участки, на которых расположены жилые дома членов Партнерства, увеличен в 117,59 раз или до 7 142 071,04 руб. в год.

Согласно принципу экономической обоснованности, закрепленному в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», размер арендной платы за указанный земельный участок устанавливается в размере, соответствующем его доходности, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.

Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 № 424-О государственным органам надлежит руководствоваться данным принципом при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. По смыслу изложенных положений действие принципа экономической обоснованности распространяется и на отдельные элементы формулы расчета арендной платы, непосредственно влияющие на ее итоговый размер.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем предоставления соответствующих расчетов, показывающих доходность земельных участков, а также документов, содержащих анализ оценочных характеристик земельных участков, а также документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Между тем административным ответчиком в материалы дела не представлены расчеты доходности земельных участков, расположенных в соответствующем кадастровом квартале, из которых бы усматривалось, что оспариваемый размер коэффициента Км действительно соотносится с местоположением земельных участков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 489, от 19 августа 2011 г. N 697, от 26 октября 2011 г. N 868, от 14 января 2014 г. N 23, от 22 февраля 2014 г. N 133, от 30 октября 2014 г. N 1120, от 05 мая 2017 г. N 531, действовавших в период принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Принцип экономической обоснованности, на несоблюдение которого ссылается административный истец, предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вид его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Указанных документов административным ответчиком не представлено.

В качестве экономического обоснования коэффициента 10 административным ответчиком в материалы дела представлено письмо администрации г.о. Одинцово.

Согласно данному письму ответчик при повышении коэффициента учитывал следующее. Одинцовский городской округ Московской области является уникальным. Коттеджный посёлок «Барвиха-Клаб» расположен на территории территориального управления Барвихинское. Названная территория занимает выгодное географическое положение, застроена дачами бывшей советской элиты, фешенебельными коттеджными посёлками и резиденциями высших должностных лиц государства, широко используется в СМИ, кинематографе, художественной литературе и сфере торговли недвижимостью. Указанная территория настолько самобытна, что имеет даже свое «народное» название - «Рублевка», описанная в Википедии, прочно вошедшая в лексикон. Известна данная территория не только на территории Российской Федерации, но и далеко за ее пределами. Учитывая вышеназванный характер исторической и ландшафтной ценности, показатель Ц признан равным 2.

Показатель ОКР - состояние окружающей среды. Одинцовский городской округ Московской области общепризнанно является экологически чистым районом Подмосковья, имеет большую площадь лесных насаждений. На территории округа нет предприятий тяжелой промышленности и металлургии, отсутствуют крематории и иные предприятия, оказывающих большое негативное воздействие на окружающую среду. Большая часть территории Одинцовского городского округа входит в состав зон санитарной охраны и охраняется законодательством. Компоненты геологической среды Одинцовского городского округа Московской области хорошо изучены, на многие участки имеется топосъемка, есть оцифрованная карта инженерных коммуникаций. Также хорошо отлажен механизм подачи заявлений для подключения к инженерным сетям, получения ордеров на земляные работы, На территории округа имеются гостиницы, санатории, SPA-отели, базы отдыха, хостелы, что позволяет отдохнуть человеку с любым уровнем дохода, имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов. Также на территории широко представлены и иные объекты социально-культурной сферы - музеи, рестораны, кафе, кальянные и т.п. заведения. Почти вся территория округа входит в зону доставки различных организаций. Рассматриваемая территория расположена в непосредственной близости от столицы, административных центров, однако, в экологически чистой среде, имеет хорошо развитую сеть различных коммуникаций, развитую сферу бытовых и иных услуг расположена в д. Рождественно. Фактор расположения земель является наиболее важным в ценовом расчете, поскольку именно он определяет, какую именно сумму придется в итоге оплатить за конкретно взятый участок. Средняя цена за одну сотку участка в двадцатикилометровой удаленности от МКАДа выше аналогичного участка, отдаленного на расстояние более 100 км. Подобная взаимосвязь обоснована транспортной доступностью, высоким уровнем развития инфраструктуры, удачным размещением и качественными дорогами, немаловажное значение имеет также фактор социального статуса проживающих рядом жителей.

Кроме того, имеется высокий спрос на земельные участки по результатам проведения торгов. На данные земельные участки продаются права аренды, и их цена доходит до нескольких миллионов в год. На территории Одинцовского городского округа торги всегда проходят в условиях пристального внимания и высокой конкуренции среди потенциальных арендаторов. Стоимость аренды в год всегда увеличивается в несколько раз и, как правило, превышает кадастровую стоимость земельного участка. Таким образом, наличие устойчивого повышенного спроса подтверждает инвестиционную привлекательность земельных участков, расположенных в границах Одинцовского городского округа Московской области.

Поскольку в условиях рыночной экономики спрос рождает предложение, Решением Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20.12.2019 «Об установлении корректирующего коэффициента (Пкд) и коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования (Км), для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области» коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области», был принят равным 10 (за исключением городов Одинцово, Звенигород, Голицыно, Кубинка, рабочих поселков Заречье, Новоивановское, Большие Вяземы, дачного поселка Лесной Городок). Просил также учесть, что пополнение доходной части бюджетов всех уровней является приоритетным направлением, озвученным Президентом Российской Федерации.

Однако данное письмо не может быть признано в качестве доказательства экономического обоснования установления коэффициента в указанном размере, поскольку не отвечает требованиям относимости и допустимости. Письмо не содержит расчетов экономического обоснования установленной величины коэффициента, оно не подтверждено допустимыми доказательствами по делу, по своей сути является мнением администрации Одинцовского района.

Все ссылки ответчика на уникальность места расположения поселка и Одинцовского района с указанием на развитую инфраструктуру, благоприятную экологическую среду, не являются экономическим обоснованием для увеличения коэффициента в 117, 59 раз.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы.

С учетом изложенного суд полагает необходимым признать недействующим решение Совета депутатов суда со дня вынесения данного судебного акта (решения суда) с учетом положений пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ. При этом суд полагает, что таким образом будет соблюден баланс интересов сторон, поскольку процедура обжалования решения суда и вступления его в законную силу может занять длительный период времени, тогда как административный истец будет обязан вносить арендную плату, размер которой установлен оспариваемым решением от 20.12.2019.

При таких обстоятельствах, иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Некоммерческого партнерства по управлению эксплуатацией Коттеджного поселка «Барвиха-Клаб» к Совету депутатов Одинцовского городского округа Московской о признании недействующим решения Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20.12.2019 № 28/12 удовлетворить.

Признать со дня принятия решения суда недействующим Решение Совета депутатов Одинцовского городского округа Московской области от 20.12.2019 № 28/12 «Об установлении корректирующего коэффициента и коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области» в части установления в п. 1 Приложения № 2 коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории муниципального образования «Одинцовский городской округ Московской области» для Одинцовского городского округа (Км) – 10.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в средствах массовой информации Одинцовского городского округа Московской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья О.В. Смышляева

Дата изготовления решения –14.09.2020