Дело № 3а-79/2021 (3а-1346/2020)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 24 февраля 2021 года
Брянский областной суд в составе:
судьи областного суда Мариной Ж.В.
при секретаре Скрипиной Г.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Регион ТРЦ» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Регион ТРЦ» (далее – ООО «Регион ТРЦ», Общество) обратилось с указанным иском в суд ссылаясь на то, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества – земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. определена в размере 270 455 536,08 руб.; земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 22 октября 2019 г. определена в размере 483 646 583,51 руб.
Кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости Общество посчитало завышенной, в связи с чем обратилось к ИП ФИО3 для определения рыночной стоимости данных объектов недвижимости. Согласно отчету об оценке №ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 156 110 000 руб. Согласно отчету об оценке №ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым № по состоянию на 20 октября 2019 г. составляет 147 399 000 руб.
В связи с тем, что Общество является плательщиком земельного налога, ООО «Регион ТРЦ» считает возможным установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В ходе рассмотрения дела представителем Общества ФИО1 уточнены исковые требования, в связи с изменением рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в результате проведенной по делу судебной экспертизы.
ООО «Регион ТРЦ» с учетом уточненных исковых требований просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: основной вид – торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, в том числе вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым № в размере его рыночной стоимости, равной 216 731 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.; земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: основной вид – торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, в том числе вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, в размере его рыночной стоимости, равной 220 731 000 руб. по состоянию на 22 октября 2019 г.
Определением Брянского областного суда от 1 октября 2020 г. изменен процессуальный статус Управления Росреестра по Брянской области из заинтересованных лиц в соответчики; изменен процессуальный статус ФГБУ «ФКП Росреестра» из ответчиков в заинтересованное лицо; к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «Сбербанк России».
В судебном заседании представитель ООО «Регион ТРЦ» ФИО1 поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в административном иске. Полагала, что заключение эксперта является надлежащим доказательством по делу.
Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области ФИО2 возражала против удовлетворения иска, поскольку установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области, однако право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной, не оспаривала.
В отзыве на исковое заявление представитель ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» ФИО4 указывает, что кадастровая стоимость указанных объекта недвижимости была установлена в соответствии с действующим законодательством. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не оспаривает.
В возражениях на исковое заявление представитель Управления Росреестра по Брянской области ФИО5 указала, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу. Право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной, не оспаривала, по существу заявленных исковых требований не возражала.
Представителем административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области ФИО6 подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления. Судом данное ходатайство удовлетворено.
Представители административных ответчиков ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», Брянской городской администрации, ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, отсутствия сведений об уважительности причин неявки в соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя Общества ФИО1, Управления имущественных отношений Брянской области ФИО2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Регион ТРЦ» принадлежат объекты недвижимости - земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: основной вид – торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, в том числе вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №; земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: основной вид – торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, в том числе вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым №.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым № составляет 270 455 536,08 руб., дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость – 1 января 2019 г., дата внесения сведений о его кадастровой стоимости в ЕГРН – 26 января 2020 г., реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости – 22 ноября 2019 г. № 1498 (Приказ Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» № 1498 от 22 ноября 2019 г., порядковый №, приложение № 2). Кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым № составляет 483 646 583,51 руб., дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость – 22 октября 2019 г., дата внесения сведений о его кадастровой стоимости в ЕГРН – 18 марта 2020 г., реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости – №-Г (акт ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 24 марта 2020 г.).
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).
Исходя из положений указанного Федерального закона понятие кадастровая стоимость определяется как стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (статья 3).
Согласно ч. 1 и ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В системе действующего правового регулирования кадастровая стоимость используется в основном для целей налогообложения, и законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Брянской области утверждены приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 г. № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области».
В соответствии с ч. 1 ст. 373 НК налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 1).
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса (ч. 2).
Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (абз. 1, 4 п. 15).
В соответствии с п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
В связи с тем, что ООО «Регион ТРЦ» является плательщиком земельного налога, истец вправе пересчитать налоговую базу на спорные объекты недвижимости.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец, оспаривая кадастровую стоимость объекта недвижимости, представил отчеты №ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ, №ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленные ИП ФИО3, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым №, по стоянию на 1 января 2019 г. составляет 156 110 000 руб., земельного участка, с кадастровым №, по стоянию на 22 октября 2019 г. составляет 147 399 000 руб.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству представителя административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области судом назначена экспертиза для определения соответствия представленных отчетов требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство экспертизы было поручено эксперту ООО «РосЭкспертЪ» ПИН
Согласно заключению эксперта ООО «РосЭкспертЪ» ПИН№ от ДД.ММ.ГГГГ отчет об оценке №ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ИП ФИО3 не соответствует п. 5, п.п. «и» п. 8, п. 10, п. 12 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. № 299; п.п. «г» п. 11, п.п. «е» п. 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. № 611. Нарушение пунктов 10,12 ФСО № 3, п.п. «г» п. 11 ФСО № 7 не повлияло на итоговую величину рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым №. Иные допущенные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта недвижимости. Рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: основной вид – торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, в том числе вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым №, по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 216 731 000 руб.
Отчет об оценке №ЗУ от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ИП ФИО3 не соответствует п. 5, п.п. «и» п. 8, п. 10, п. 12 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 г. № 299; п.п. «г» п. 11, п.п. «б», «е» п. 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 г. № 611. Нарушение пунктов 10,12 ФСО № 3, п.п. «г» п. 11 ФСО № 7 не повлияло на итоговую величину рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым №. Иные допущенные нарушения повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта недвижимости.
Стандарты и правила, утвержденные решением Совета Партнерства НП Соморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков (протокол № 78 от 15 августа 2008 г.), с изменениями и дополнениями, утвержденными Решением Совета (протоколы № 184 от 19 октября 2010 г., № 187 от 16 ноября 2010 г., № 190 от 16 декабря 2010 г., № 196 от 18 февраля 2011 г., № 2014/10/23 от 23 октября 2014 г., № 2015/07/09 от 9 июля 2015 г., № 2016/04/21 от 21 апреля 2016 г., № 2016/09/06 от 6 сентября 2016 г.), не выполнены.
Рыночная стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: основной вид – торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, в том числе вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, по состоянию на 22 октября 2019 г. составляет 220 731 000 руб.
Оценивая заключение эксперта ООО «РосЭкспертЪ» ПИН№ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 8 ст. 82 КАС РФ, суд признает его надлежащим доказательством по делу, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения, беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют.
Эксперт ПИН с ДД.ММ.ГГГГ является членом саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков (далее – СРО РАО), что подтверждается свидетельством №, имеет право осуществлять оценочную деятельность на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», является членом Экспертного Совета СРО РАО, имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ по направлению «Оценка недвижимости», необходимые дипломы, имущественные интересы, связанные с риском ответственности ПИН и ООО «РосЭкспертЪ», застрахованы.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание, что рыночная стоимость спорных объектов недвижимости, определенная в экспертном заключении в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» и федеральными стандартами оценки, сомнений в правильности и достоверности выводов эксперта у суда не вызывают, суд считает возможным установить кадастровую стоимость объектов недвижимости - земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, в размере его рыночной стоимости, равной 216 731 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.; земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым № в размере его рыночной стоимости, равной 220 731 000 руб. по состоянию на 22 октября 2019 г.
Довод представителя Управления Росреестра по Брянской области, о том, что Управление не является ненадлежащим ответчиком по административному делу, не может быть принят во внимание ввиду следующего.
Согласно положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации круг лиц, участвующих в деле, определяет административный истец в административном исковом заявлении. Процессуальное положение Управления Росреестра по Брянской области в качестве административного ответчика было определено административным истцом, и данное обстоятельство не повлекло за собой нарушение прав и охраняемых интересов указанного ответчика, так как постановленным по делу решением на него не была возложена какая-либо обязанность.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов административного дела следует, что ООО «Регион ТРЦ» обратилось в суд с указанным административным иском 31 августа 2020 г.
На основании изложенного, суд удовлетворяет административное исковое заявление Общества, устанавливает кадастровую стоимость объектов недвижимости, принадлежащих истцу на праве собственности, в размере их рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Регион ТРЦ», поданное в суд 31 августа 2020 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: основной вид – торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, в том числе вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым №, в размере его рыночной стоимости, равной 216 731 000 руб. по состоянию на 1 января 2019 г.;
земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: основной вид – торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы, в том числе вспомогательный вид – объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым №, в размере его рыночной стоимости, равной 220 731 000 руб. по состоянию на 22 октября 2019 г.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья Брянского областного суда Ж.В. Марина