ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-134/2015 от 21.01.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-5/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2016 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Гришиной С.А.,

при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области о ликвидации общественной организации Тверская областная Ингушская Община «Магас»,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области обратилось в суд с требованием ликвидировать общественную организацию Тверская областная Ингушская Община «Магас» и обязать председателя правления ФИО1 совершить действия по ее ликвидации в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленного требования Управление указало, что в результате проведения плановой документарной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в деятельности организации были выявлены нарушения действующего законодательства, в частности, Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее Федеральный закон «Об общественных объединениях»), Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон «О некоммерческих организациях»), Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» наименование Организации не содержит указание на ее характер деятельности.

В нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» оттиск печати не содержит полное наименование организации на русском языке.

В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Устав не содержит описания используемой символики.

Пункт 2.4 Устава, регламентирующий цели деятельности, в частности оказание платных юридических услуг, не соответствует пункту 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о видах экономической деятельности, которыми вправе заниматься Организация, что является нарушением подп. «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Подпункт 2 пункта 2.7 Устава, в соответствии с которым Организация обязана ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, не соответствует части 4 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях».

В нарушение 4.2 Устава и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» общим собранием членов не рассмотрены вопросы об определении приоритетных направлений деятельности организации, утверждении годовых отчетов, бухгалтерских балансов.

Исключительная компетенция высшего органа управления организации, определенная абз. 1 п. 4.2 Устава, не соответствует положениям пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Положения абз. 2 пункта 4.2 Устава, устанавливающего порядок принятия решения Общим собранием членов по вопросам исключительной компетенции, не соответствует пунктам 6.1 и 7.3 Устава.

В нарушение абз. 3 пункта 4.3 Устава и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в проверяемый период организацией не проводились заседания Правления.

В нарушение пункта 4.4 Устава и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в проверяемый период организацией не проводилась ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

В нарушение абз. 2 пункта 3.1 Устава и пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об общественных объединениях» в организации не ведется учет членов.

Управлением в адрес общественной организации Тверская областная Ингушская Община «Магас» было вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, которое было получено председателем Правления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку по истечении указанного в предупреждении срока – ДД.ММ.ГГГГ организация выявленные нарушения не устранила, Управлением в адрес общественной организации Тверская областная Ингушская Община «Магас» было вынесено письменное представление от ДД.ММ.ГГГГ, которое было направлено по месту нахождения организации, однако было возвращено в Управление по истечении срока хранения.

Поскольку по истечении указанного в представлении срока – ДД.ММ.ГГГГ организация выявленные нарушения не устранила, распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ ее деятельность была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ.

Представление и уведомление о приостановлении деятельности с копией распоряжения направлялись по адресу организации, однако были возвращены в Управление по истечении срока хранения.

В судебное заседание представители административного истца - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области, заинтересованного лица – Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области, заинтересованные лица ФИО2 и ФИО3, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились. Управлением представлено заявление о рассмотрении дела без участия его представителя. ФИО3 также представлено заявление о рассмотрении дела без его участия, будучи учредителем организации, не возражает против ее ликвидации.

Административный ответчик - общественная организация Тверская областная Ингушская Община «Магас» явку своего представителя в суд не обеспечил. Направленные по указанному в ЕГРЮЛ адресу организации судебные извещения о месте и времени настоящего и предыдущих судебных заседаний возвращены с отметками «истек срок хранения».

Административный ответчик - председатель правления ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежаще. Ранее в судебном заседании с указанными недостатками согласился полностью.

На основании положений статей 150, 152, части 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ решением собрания граждан г. Твери принято решение о создании организации и утверждении Устава.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Тверской области принято распоряжение об осуществлении государственной регистрации создания организации.

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации юридического лица при его создании, ОГРН .

Организация осуществляет свою деятельность на основании собственного Устава, принятого в редакции ДД.ММ.ГГГГ.

Решением внеочередного общего собрания ДД.ММ.ГГГГ на должность председателя правления избран ФИО1

В рамках осуществления полномочий по контролю за соблюдением некоммерческими организациями требований действующего законодательства Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области была проведена плановая документарная проверка общественной организации Тверская областная Ингушская Община «Магас» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой выявлены нарушения организацией действующего законодательства.

В нарушение части 1 статьи 28 Федерального закона «Об общественных объединениях» наименование организации не содержит указание на ее характер деятельности.

В нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» оттиск печати не содержит полное наименование организации на русском языке.

В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Устав не содержит описания используемой символики.

Пункт 2.4 Устава, регламентирующий цели деятельности, в частности оказание платных юридических услуг, не соответствует пункту 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют сведения о видах экономической деятельности, которыми вправе заниматься организация, что является нарушением подп. «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В нарушение пункта 4.2 Устава и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» общим собранием членов не рассмотрены вопросы об определении приоритетных направлений деятельности организации, утверждении годовых отчетов, бухгалтерских балансов.

Исключительная компетенция высшего органа управления организации, определенная абз. 1 п. 4.2 Устава, не соответствует положениям пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Положения абз. 2 пункта 4.2 Устава, устанавливающего порядок принятия решения Общим собранием членов по вопросам исключительной компетенции, не соответствует пунктам 6.1 и 7.3 Устава.

В нарушение абз. 3 пункта 4.3 Устава и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в проверяемый период организацией не проводились заседания Правления.

В нарушение пункта 4.4 Устава и пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в проверяемый период организацией не проводилась ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

В нарушение абз. 2 пункта 3.1 Устава и пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об общественных объединениях» в организации не ведется учет членов.

По результатам проверки Управлением в адрес общественной организации Тверская областная Ингушская Община «Магас» было вынесено письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ, которое было получено председателем правления ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку по истечении указанного в предупреждении срока – ДД.ММ.ГГГГ организация выявленные нарушения не устранила, Управлением в адрес общественной организации Тверская областная Ингушская Община «Магас» было вынесено письменное представление от ДД.ММ.ГГГГ, которое было направлено по месту нахождения организации, однако было возвращено в Управление по истечении срока хранения.

Поскольку по истечении указанного в представлении срока – ДД.ММ.ГГГГ организация выявленные нарушения не устранила, распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ ее деятельность была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ.

Представление и уведомление о приостановлении деятельности с копией распоряжения направлялись по адресу организации, однако были возвращены в Управление по истечении срока хранения.

Доказательств отсутствия возможности своевременно представить уполномоченному территориальному органу государственной регистрации необходимую документацию и вины в нарушении приведенных выше требований законодательства суду не представлено.

Доказательств принятия мер к устранению выявленных нарушений либо наличия препятствующих тому объективных обстоятельств суду не представлено, несмотря на то, что такие доказательства суд предлагал организации представить в определении от 09 октября 2015 года о подготовке дела к судебному разбирательству.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям, а также неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения являются основаниями ликвидации общественного объединения.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что организацией допущены неоднократные и грубые нарушения федерального законодательства, в связи с чем имеются основания для ее ликвидации. Данная мера реагирования допущенным организацией нарушениям соразмерна.

В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица, обязаны совершить за счет имущества юридического лица действия по ликвидации юридического лица.

При таких обстоятельствах обязанность по осуществлению ликвидации организации может быть возложена на руководителя постоянно действующего руководящего органа - председателя правления ФИО1

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тверской области удовлетворить.

Ликвидировать общественную организацию Тверская областная Ингушская Община «Магас».

Обязанность по осуществлению ликвидации возложить на руководителя постоянно действующего органа – председателя правления общественной организации Тверская областная Ингушская Община «Магас» ФИО1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий: С.А. Гришина

Мотивированное решение составлено 25 января 2016 года

Председательствующий: С.А. Гришина