ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-134/2017 от 07.05.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-7/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 07 мая 2018 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

при секретаре Рожелюк А.Я.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СИМА» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

ООО «СИМА» обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А, в размере равном его рыночной стоимости – <данные изъяты> руб. по состоянию на 29.04.2010 указав, что является собственником вышеуказанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб. Согласно отчету № 1605/2017-01 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 29.04.2010 составляет <данные изъяты> руб. Кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости и нарушает права истца, так как ведет к увеличению налога.

С учетом заключения повторной судебной экспертизы представитель административного истца уточнил предмет иска и просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере равном рыночной стоимости, определенной экспертом.

В письменном отзыве административного ответчика Правительства Ленинградской области указано, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии со ст.24.19 Федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности». Вопрос об удовлетворении заявленных требований оставляется на усмотрение суда. Обращено внимание на то, что представленный отчет об оценке рыночной стоимости содержит противоречия, не позволяющие пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и проверить расчет стоимости (т.2 л.д.16).

В письменном отзыве Управления Росреестра по Ленинградской области указано, что в состав единого землепользования с кадастровым номером входят обособленные земельные участки с кадастровыми номерами , . Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 499 кв.м. составляет <данные изъяты> руб. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 20917 кв.м. составляет <данные изъяты> руб. Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (единое землепользование) составляет <данные изъяты> руб. Дата внесения (определения) кадастровой стоимости в ЕГРН 29.04.2010. Представленный административным истцом отчет № 1605/2017-01 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером на дату 29.04.2010 соответствует дате внесения (определения) кадастровой стоимости объекта недвижимости (т.2 л.д.51).

В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО1, представители административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области и заинтересованного лица администрации МО «Гатчинский муниципальный район», будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Присутствующие в судебном заседании представители административного истца ФИО2 и ФИО3 поддержали доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Просили удовлетворить заявленные требования с учетом выводов повторной судебной экспертизы.

Представители административных ответчиков Правительства Ленинградской области ФИО4 и ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО5 в судебном заседании сообщили, что разрешение требований административного истца оставляют на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица ФИО1 – ФИО6 настаивала на удовлетворении административного искового заявления.

Выслушав объяснения представителей административных истцов, административных ответчиков и заинтересованного лица, исследовав материалы дела и оценив собранные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как указано в ст.66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно ст.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.

В ст.24 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» указано, что государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности).

Согласно ст.24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Постановлением Правительства Ленинградской области № 356 от 29.12.2007 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области по состоянию на 1 января 2007 года.

Согласно п.2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Как указано в ст.24.20 Закона об оценочной деятельности, в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 21416 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения торгово-развлекательного комплекса, на праве общей долевой собственности принадлежит: ООО «СИМА» - доля в праве 7/10 и ФИО7 – доля в праве 3/10 (т.3 л.д.157).

Из выписки ЕГРН от 15.05.2017 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 11.05.2017 составляет <данные изъяты> руб. Датой утверждения кадастровой стоимости является 29.04.2010. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости – 29.04.2010. Сведения о дате определения кадастровой стоимости отсутствуют (т.1 л.д.173).

21.06.2017 комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области сообщила, что заявление ООО «СИМА» от 19.06.2017 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером к рассмотрению комиссии не принимается (т.1 л.д.183).

Из представленного административным истцом в суд отчета об оценке от 24.05.2017 № 1605/2017-01 следует, что по состоянию на 29.04.2010 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет <данные изъяты> руб.

По ходатайству представителя административного истца судом назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка (т.4 л.д.174, 193).

Согласно заключению эксперта № 20180202-1 от 02.02.2018 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 29.04.2010 составляет <данные изъяты> руб. (т.5 л.д.83).

Экспертиза выполнена М.К.А,, членом СРО Ассоциация оценщиков «Сообщество профессионалов оценки», который предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (т.4 л.д.4,9).

В результате исследования судом указанного заключения эксперта установлено, что в таблице с исходными данными для построения расчетной модели в рамках сравнительного подхода дата оценки указана как 26.06.2012. При этом, экспертом подобраны 73 объекта-аналога, объявления о продаже которых, в том числе, относятся и к 2012 году

Фактически в экспертном заключении содержится вывод эксперта о размере рыночной стоимости земельного участка на дату оценки 26.06.2012.

Принимая во внимание наличие сомнений в обоснованности представленного М.К.А, экспертного заключения, судом удовлетворено ходатайство представителя административного истца о назначении по делу повторной судебной экспертизы (т.5 л.д.164, 191).

Согласно заключению эксперта № 38/18 от 10.04.2018 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 29.04.2010 составляет <данные изъяты> руб. (т.6 л.д.68).

Экспертиза выполнена Л.И.В,, членом СРО НП «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет»», которая предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (т.4 л.д.2,7).

В соответствие со ст.59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Суд, исследовав заключение эксперта № 38/18 от 10.04.2018 и сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности и соответствует законодательству об оценочной деятельности, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы, и ответы на поставленные судом вопросы.

Как следует из заключения судебной экспертизы, расчет рыночной стоимости земельного участка проведен сравнительным подходом. Экспертом применен комбинированный метод оценки (метод построения регрессионных моделей и метод квалиметрической оценки). В качестве аналогов отобрано шесть объектов. Произведено кодирование объектов и присвоены веса на основании моделирования по методу наименьших квадратов.

Изложенная в заключение судебной экспертизы информация об объектах-аналогах является достоверной, поскольку подтверждена сведениями об источнике размещения, который указан в заключении и в приложении.

Таким образом, представленное экспертом заключение содержит подробное описание проведенных исследований. В заключении указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Объект оценки в полной мере идентифицирован. Использованные аналоги объекта соответствуют объекту оценки по основным экономическим, материальным и техническим характеристикам. Заключение содержит обоснование выбора объектов, используемых для сравнения. Имеются основания полагать, что при выборе объектов - аналогов, экспертом учтены все ценообразующие факторы, оказывающие влияние на выводы о рыночной стоимости объекта оценки.

Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером административными ответчиками не представлено, ходатайство о проведении повторной или дополнительной судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости земельного участка ими не заявлено, суд приходит к выводу о возможности установления кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка в размере равном рыночной стоимости определенной повторной судебной экспертизой.

При таких обстоятельствах заявленное административным истцом требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной <данные изъяты> копейки по состоянию на 29 апреля 2010 года, на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «СИМА» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером считать 19 июня 2017 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Ленинградского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Г. Ночевник

Решение в окончательной форме изготовлено 14 мая 2018 г.