Дело № 3а-134/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 февраля 2018 года г. Ростов-на-Дону
Ростовский областной суд в составе судьи Рудневой О.А.,
при секретаре Борозненко Л.Р.,
с участием:
прокурора Друппова В.В.,
представителя административного ответчика Правительства Ростовской области Пилипеевой Н.Л.,
представителей заинтересованного лица Министерства природы и экологии Ростовской области Новик А.А., Гаевского С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административного дело по административному иску заместителя Южного транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об оспаривании п. 6 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Ростовской области, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 17 мая 2012 года № 387, и п. 1 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от 1 сентября 2016 года № 616,
у с т а н о в и л :
Постановлением Правительства Ростовской области от 17 мая 2012 года № 387 утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Ростовской области (далее по тексту – Правила).
Пункт 6 Правил, действующий в редакции пункта 1 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от 1 сентября 2016 года № 616, предусматривает: «Запрещается движение гидроциклов и маломерных самоходных судов в период нерестовой миграции с 1 апреля по 31 мая по рекам, озерам, водохранилищам и их протокам, за исключением судоходного фарватера реки Дон и Цимлянского водохранилища».
Заместитель Южного транспортного прокурора Пунигов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в котором после уточнения требований в порядке ст. 46 КАС РФ просил суд признать недействующими пункт 6 Правил и пункт 1 приложения к постановлению Правительства Ростовской области от 1 сентября 2016 года № 616 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 17.05.2012 № 387».
По мнению прокурора, пункт 6 Правил в действующей редакции принят Правительством Ростовской области с превышением нормотворческой компетенции, противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе, пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частям 1, 2, 4 статьи 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пунктам 13.4.7, 13.4.8 Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 1 августа 2013 года № 293, пункту 145 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 14 октября 2002 года № 129, пункту 63 Обязательных постановлений в морском порту Ростов-на-Дону, утвержденных приказом Минтранса России от 4 марта 2013 года № 62.
Оспариваемая норма, по утверждению прокурора, нарушает права неопределенного круга лиц на передвижения на маломерных самоходных судах в соответствующий период для целей, не связанных с рыболовством, либо осуществляющих добычу водных биоресурсов в соответствии с имеющимися разрешениями, а также препятствует нормальному функционированию органов, осуществляющих государственные функции, связанные с правоохранительной деятельностью, государственным контролем, надзором, в том числе в области безопасности судоходства, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, безопасности людей на водных объектах.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Друппов В.В. поддержал заявленные требования.
Представитель Правительства Ростовской области Пилипеева Н.Л. и представители Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Новик А.А., Гаевский С.В. просили отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемая норма принята правительством области в пределах предоставленных ему как органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий в сфере водных отношений и в области охраны водных биологических ресурсов, не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Ростовской области являются неотъемлемой частью постановления Правительства Ростовской области от 17 мая 2012 года № 387 (приложением к нему). Названный акт направлен на урегулирование публичных правоотношений, устанавливает обязательные для неопределенного круга лица правила поведения, рассчитан на неоднократное применение, то есть обладает признаками нормативного правового акта.
Постановление от 17 мая 2012 года № 387 действует в редакции постановлений Правительства Ростовской области от 15 мая 2014 года № 349, от 1 сентября 2016 года № 616 и от 2 октября 2017 года № 675 (изменения, внесенные постановлениями № 349 и № 675, не затрагивают редакцию оспариваемого прокурором пункта 6 Правил).
С соблюдением требований, закрепленных в статьях 4, 4.1 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» постановление Правительства Ростовской области от 17 мая 2012 года № 387 официально опубликовано 30 мая 2012 года в газете «Наше время» (№ 274-278 (20930-20934)). В соответствии с пунктом 3 постановления оно вступило в законную силу со официального опубликования.
Изменяющее редакцию пункта 6 Правил постановление Правительства Ростовской области от 1 сентября 2016 года № 616 также официально опубликовано в установленном порядке - 6 сентября 2016 года на интернет-портале www.pravo.gov.ru, номер опубликования 6100201609060010, вступило в силу со дня официального опубликования.
Согласно статьям 52, 58, 61 Устава Ростовской области, утвержденного Областным законом Ростовской области от 29 мая 1996 года № 19-ЗС, Правительство Ростовской области является высшим органом исполнительной власти Ростовской области, который возглавляет Губернатор Ростовской области. Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в виде постановлений Правительства Ростовской области.
Таким образом, нормативный правовой акт, положения которого являются предметом проверки в данном деле, принят правительством области в форме, предусмотренной областным законодательством, подписан уполномоченным на то должностным лицом (губернатором). Порядок опубликования постановления и вступления его в законную силу соблюден.
В соответствии с пунктами «в», «д» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды, водное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу пунктов 2 и 3 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации. Акты указанного органа не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 59 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в сфере водных отношений в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации.
Водное законодательство состоит из Водного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, то есть отношения по использованию и охране водных объектов (части 1 и 6 статьи 2 Водного кодекса Российской Федерации).
Пункт 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относит утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
На основании пункта 5 статьи 3 Областного закона Ростовской области от 29 марта 2007 года № 674-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере водных отношений» утверждение указанных правил входит в компетенцию Правительства Ростовской области.
Таким образом, само по себе постановление от 17 мая 2012 года № 387, утвердившее Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Ростовской области, принято правительством области в пределах предоставленных ему полномочий, во исполнение Водного кодекса Российской Федерации и Областного закона № 674-ЗС.
Изменив с принятием постановления от 1 сентября 2016 года № 616 редакцию пункта 6 Правил, правительство области расширило сферу действия оспариваемой нормы, поскольку установило опосредованно связанную с правилами пользования водными объектами норму, фактически регулирующую правила пользования маломерными судами и отношения по охране водных биологических ресурсов.
С учетом изложенного, соответствие пункта 6 Правил нормам, имеющим большую силу, оценивается судом с точки зрения полномочий правительства области на введение подобной нормы и с точки зрения её непосредственного содержания, исходя не только из норм водного законодательства, но и законодательства, регулирующего правоотношения и полномочия соответствующих органов государственной власти в указанных сферах.
Часть 4 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что на водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из взаимосвязанных положений статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», статьи 7 Областного закона Ростовской области от 11 марта 2003 года № 316-ЗС «Об охране окружающей среды в Ростовской области» следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере окружающей среды, в том числе по вопросам сохранения водных биоресурсов, однако эти акты могут приниматься лишь на основании и во исполнение норм федерального законодательства, законов субъекта Российской Федерации, без вторжения в сферы, урегулированные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. Указанные правила обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную деятельность, связанную с использованием водных биоресурсов (ст. 43.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).
В соответствии с пунктами 13, 13.4, 13.4.7 и 13.4.8 Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна (приложение к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 1 августа 2013 года № 293) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам при осуществлении рыболовства запрещается передвигаться по рекам, озерам, водохранилищам и их протокам на всех видах маломерных и прогулочных судов с применением моторов в запретные сроки (периоды) и в запретных местах, за исключением использования моторных судов и плавучих средств для осуществления рыболовства по разрешениям на добычу (вылов) водных биоресурсов; использовать маломерные и прогулочные суда в запретный период на водных объектах рыбохозяйственного значения (или их участках), указанных в Приложении № 2 к Правилам рыболовства «Перечень водных объектов рыбохозяйственного значения (или их участков), на которых в запретный период запрещается использование маломерных и прогулочных судов», за исключением несамоходных судов, а также других судов, применяемых для осуществления разрешенной деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов. В приложении № 2 к Правилам рыболовства приведен перечень водных объектов рыбохозяйственного значения или их участков на территории Ростовской области, для которых изложенный выше запрет действует с 1 апреля по 31 мая, и перечислены отдельные участки Цимлянского водохранилища и реки Дон с притоками (Донское запретное пространство в устье реки - приложение № 3 к Правилам рыболовства), на которых запрет распространяется в течение года.
Пункт 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 17 мая 2012 года № 387, содержит оговорку о том, что пользование водными объектами для плавания на маломерных судах в целях охоты и рыболовства осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Данный пункт при определении правомерности использования маломерных судов для целей рыболовства в запретный период фактически отсылает к упомянутым выше Правилам рыболовства.
С учетом этого судом отклоняется как необоснованный довод прокурора о том, что оспариваемый им пункт 6 Правил, утвержденных правительством области, вводит противоречащий пунктам 13.4.7 и 13.4.8 Правил рыболовства запрет на использование маломерных самоходных судов для лиц, осуществляющих в соответствующий период рыболовство на основании легально выданных разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Во взаимосвязи с пунктом 9 Правил пункт 6 Правил устанавливает запрет, распространяемый на маломерные самоходные суда, используемые различными лицами в целях, не связанных с рыболовством.
Данный запрет, установленный на период нерестовой миграции, распространен правительством области на все находящиеся на территории Ростовской области реки, озера, водохранилища и их протоки, независимо от того, имеют ли соответствующие водные объекты какое-либо рыбохозяйственное значение и проходят ли по ним пути нерестовой миграции.
Доказательства научной обоснованности введения в области подобного запрета в отношении любых рек, озер, водохранилищ и их протоков административным ответчиком и заинтересованным лицом не представлены.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» единые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации утверждены приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 502.
Согласно п. 3, 5 (пп.18) Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 835, государственная инспекция по маломерным судам МЧС России, осуществляющая свою деятельность в отношении принадлежащих юридическим и физическим лицам маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделена полномочиями по установлению с учетом местных условий дополнительных ограничения в режимах пользования поднадзорными судами по мощности и количеству двигателей, площади парусов и скоростям движения.
Ежегодно издаваемыми распоряжениями Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (от 18 декабря 2015 года № СГ-421-р, от 22 декабря 2016 года № ВО-311-р, от 15 декабря 2017 года № ВО-344-р) устанавливаются перечни судовых ходов, сроки работы гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования в навигацию соответствующего года.
С учетом указанных распоряжений на основании упомянутого Положения, утвержденного постановлением № 835, начальником Главного управления МЧС России по Ростовской области издаются приказы об открытии навигации маломерных судов на водных объектах Ростовской области и устанавливаются соответствующие ограничения.
Приказом начальника ГУ МЧС России по Ростовской области от 24 марта 2017 года № 164 была объявлена дата открытия фактической навигации 2017 года для маломерных судов - 1 апреля 2017 года, дата закрытия 30 ноября 2017 года. Пунктом 2 приказа установлены ограничения по режиму пользования маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, на период двухмесячника (с 1 апреля по 31 мая 2017 года) по охране нерестующихся рыб: предписано осуществлять движение моторных маломерных судов, независимо от мощности установленных двигателей, за кромкой судового хода со скоростью не более 40 км/час; плавание моторных маломерных судов на малых реках, связанное с осуществлением хозяйственной и надзорной деятельности предприятий и организаций, находящихся на них, а также надзорных органов осуществлять на минимальной скорости.
Таким образом, при принятии оспариваемой редакции пункта 6 Правил правительство области вторглось в сферу, регулируемую в соответствии с актами федерального уровня, установив при этом иное регулирование правоотношений.
Исходя из дословного толкования оспариваемой нормы, ежегодно в течение двух месяцев (апрель и май) запрет действует на использование маломерных самоходных судов вне зависимости от их принадлежности и назначения, в том числе в отношении подпадающих под указанную классификацию судов, используемых при осуществлении государственных функций правоохранительными, надзирающими, контролирующими органами, иными органами и организациями, выполняющими работы по обеспечению безопасности судоходства, обслуживанию гидротехнических сооружений как в пределах судоходного фарватера реки Дон и Цимлянского водохранилища, так и за границами судового хода.
Вместе с тем, исполнение ряда функций перечисленных органов и организаций на водных объектах невозможно без использования маломерных самоходных судов. Действие пункта 6 Правил создает препятствия в осуществлении перечисленными органами их функций и реализации полномочий, в том числе в сфере безопасности государства, обеспечения общественного порядка, санитарного контроля, выявления и пресечения правонарушений, предусмотренных статьями 19, 20 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Порядком использования маломерных морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания таможенных органов Российской Федерации для целей таможенного контроля, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2003 года № 747, статьей 30 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», статьями 12, 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», пунктом 8 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 года № 8356, статьями 50-52 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 8.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 43.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В отсутствие каких-либо оговорок в постановлении № 387 запрет на использование маломерных самоходных судов, в силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, распространен правительством области, в том числе и на отрезок реки Дон, её рукава и протоки, на территории Ростовской области, входящие в акватории морских портов Ростов-на-Дону и Азов.
Границы морского порта Ростов-на-Дону установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2010 года № 1160-р. Акватория данного порта, лишь часть которой занимает судовой ход (фарватер), имеет протяженность от 3 121 км реки Дон (устье реки Аксай) по течению до 3 151 км реки (устье реки Койсуг).
Границы морского порта Азов утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2122-р. Морской порт расположен в устье реки Дон от 3151 км реки до буя № 1 Азово-Донского морского канала, включая внешний рейд и рукав Каланча до остановочного пункта Дугино. Основной судовой ход (фарватер) проходит по реке Дон (также занимает лишь часть ширины реки) от нулевого километра устья реки Дон (3 183 км по течению) до границы с морским портом Ростов-на-Дону.
Морские порты Ростов-на-Дону и Азов открыты для навигации круглый год, имеют постоянные грузовые пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Общая протяженность акватории двух названных портов на реке Дон более 60 км.
Осуществление деятельности в морских портах регулируется Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 названного Федерального закона).
Общие правила плавания и стоянки судов (в том числе маломерных) в морских портах и на подходах к ним устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Обязательные постановления в морском порту утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и содержат, в том числе, правила плавания судов в акватории конкретного морского порта и на подходах к нему (статьи 13, 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ).
Отсутствие в тексте постановления Правительства Ростовской области № 387 положений, исключающих распространение пункта 6 Правил на участки реки Дон, относящиеся к акватории морских портов и подходов к ним, правила плавания судов в которых могут устанавливаться только федеральными органами власти, позволяет сделать вывод о противоречии оспариваемой нормы областного уровня перечисленным выше статьям Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ.
Представителем Правительства Ростовской области в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что определенные правоохранительные и надзирающие органы могут использовать маломерные самоходные суда в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе и в запретный период.
С учетом приведенных выше положений нормативных правовых актов Российской Федерации существует неопределенность в вопросе о том, на каких водоемах, их частях и в отношении судов, используемых какими субъектами, может применяться запрет, установленный пунктом 6 Правил, какие органы вправе контролировать соблюдение запрета, введенного данной нормой, что может повлечь возникновение конфликтных ситуаций, срыв выполнения задач, возложенных на те или иные государственные органы в соответствии с законом, нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Пунктами 145, 149, 227 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 года № 129 (действуют на внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судоходства, за исключением устьевых участков рек с морским режимом), предусмотрено, что маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Маломерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу. Маломерным судам запрещается выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости. Использование гидроциклов или аналогичных средств разрешается только днем при хорошей видимости и только в зонах, установленных бассейновым органами государственного управления на внутреннем водном транспорте.
Согласно п. 63 Обязательных постановлений в морском порту Ростов-на-Дону, утвержденных приказом Минтранса России от 4 марта 2013 года № 62, движение маломерных судов на акватории морского порта от устья реки Аксай (3121 км реки Дон) до пристани Усть-Койсуг (3151 км реки Дон) осуществляется с безопасной скоростью за пределами судового хода в зависимости от участка акватории за левой или правой кромкой судового хода; по течению реки Дон вдоль левого берега или вдоль правого берега реки.
Редакция оспариваемой нормы, вводящей запрет на движение гидроциклов и маломерных самоходных судов в определенный период по рекам, озерам, водохранилищам и их протокам, за исключением судоходного фарватера реки Дон и Цимлянского водохранилища, допускает двусмысленность её толкования, поскольку может быть воспринята неопределенным кругом лиц как позволяющая движение в запретный период по судовому ходу (фарватеру) вне зависимости от изложенных выше условий, установленных Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации и Обязательными постановлениями в морском порту. Указанное может поставить под угрозу на безопасность судоходства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 17 июня 2004 года N 12-П, от 21 января 2010 года N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, он признается судом не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
При указанных обстоятельствах суд признает подлежащим удовлетворению требование прокурора о признании недействующим пункта 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 17 мая 2012 года № 387, в редакции постановления Правительства Ростовской области от 1 сентября 2016 года № 616.
Фактически предметом оспаривания в деле являлась одна норма, изложенная в указанной редакции пункта 6 Правил, в связи с чем дополнительное признание недействующим пункта 1 приложения к постановлению № 616, в котором изложена введенная им редакция пункта 6 Правил, не требуется.
С учетом содержания оспариваемой нормы, характера её применения суд признает пункт 6 Правил недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Во исполнение п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ суд возлагает на административного ответчика обязанность в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу опубликовать текст решения в официальном периодическом печатном издании, в котором было опубликовано постановление, часть которого оспаривалась в данном деле, - в газете «Наше время».
Руководствуясь ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление заместителя Южного транспортного прокурора удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 6 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Ростовской области, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 17 мая 2012 года № 387 «Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Ростовской области», в редакции постановления Правительства Ростовской области от 1 сентября 2016 года № 616.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Обязать Правительство Ростовской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать его текст в печатном издании «Наше время».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Руднева
Решение в окончательной форме принято 21 февраля 2018 года
Судья О.А.Руднева