ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-134/2022 от 16.06.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД 34OS0000-01-2021-000458-17

Дело № 3а-134/2022

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Камышниковой Н.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобровской Е.А., рассмотрев 16 июня 2022 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное исковое заявление Соболевой Валентины Викторовны, Нечаевой Алии Абдулхаевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

установил:

13 августа 2021 года административные истцы, являющиеся арендаторами земельного участка с кадастровым номером <.......> обратились в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование своих требований указали, что кадастровая стоимость названного участка установлена по состоянию на 1 января 2020 года Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №79-н в размере 9531040,61руб., существенно превышает рыночную стоимость земельного участка согласно представленному отчету оценщика, в связи с чем, по их мнению, необоснованно увеличен размер арендной платы, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости земельного налога.

С учетом уточненных требований просили установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной, определенной экспертом по состоянию на 1 января 2020 года в сумме 5046 223 руб.

Представитель административных истцов Лекомцев К.А. в письменном заявлении просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по проведенной повторной экспертизе в размере 5046223 руб., рассмотреть дело в свое отсутствие

Представители административных ответчиков: комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, УФРС по Волгоградской области в письменных отзывах возражений относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не заявили, полагались на усмотрение суда, просили рассмотреть дело без участия представителя.

Представитель ГБУ Волгоградской области «Центр кадастровой оценки» Лопатюк О.В. просила рассмотреть дело без ее участия, замечаний к заключению повторной судебной экспертизы эксперта ФБУ Волгоградская ЛСЭ «Минюста России» не представила.

Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены, объяснений по заявленным требованиям не представили.

Учитывая, что участие административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, предусматривает право истца на определение кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, равной их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Из материалов дела следует, что согласно договору аренды №11850 от 30 апреля 2021 года административным истцам как арендаторам пользуются земельным участком с кадастровым номером <.......>, площадью 2093+/-16, категория земель –земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание, расположенного в <адрес> Согласно условиям договора аренды и приложенному к договору расчету, арендная плата за пользование земельным участком исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (л.д.10-21 том 1).

Следовательно, истец вправе обратиться в суд с настоящим иском, поскольку его права затрагиваются оспариваемыми результатами кадастровой оценки.

Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №79-н утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области по состоянию на 1 января 2020 года, согласно которому, а также данным кадастровой справки и сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> площадью 2093+/-16, категория земель –земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание, расположенного <адрес> установлена указанным выше приказом в результате государственной кадастровой оценки на 1 января 2020 года в размере 9531040,61 руб.

Однако, согласно сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области на дату 3 сентября 2021 года определена кадастровая стоимость земельного участка с учетом изменения вида разрешенного использования с «для размещения объектов торговли» на «коммунальное обслуживание» внесена на основании Акта об определении кадастровой стоимости № АОКС -№ <...> от 8 сентября 2021 года ГБУ Волгоградской области «Центр ГКО» в сумме 2449103, 02 рубля. Дата начала применения данной кадастровой стоимости – 3 сентября 2021 года.

В части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу статья 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

На территории Волгоградской области таким бюджетным учреждением является Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки».

Согласно статьи 7 названного закона полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются:

1) определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации публично-правовой компанией бесплатно на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, размещенном в фонде данных государственной кадастровой оценки (часть 1 статьи 13 Федерального закона № 237-ФЗ).

Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Таким образом, датой, по состоянию на которую определена оспариваемая истцом кадастровая стоимость спорного земельного участка – 1 января 2020 года –это дата формирования перечня земельных участков подлежащих государственной кадастровой оценки на основании Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №79-н, которым утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Волгоградской области

Согласно положениям части 1 статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В силу требований части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При этом рыночная стоимость объекта недвижимости в силу прямого указания цитируемого Федерального закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельного участка, административные истцы представили отчет, подготовленный ООО <.......> №210715/06-ЗУ, согласно которому по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 4446 000 руб.

Определением суда от 9 сентября 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Экспертная компания «Ника».

Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной экспертом ООО «Экспертная компания «Ника» ФИО1 №Н-304 от 22 ноября 2021 года отчет, составленный ООО <.......> об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 2093+/-16, категория земель –земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание, расположенного <адрес>, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, рыночная стоимость земельного участка, определена экспертом по состоянию на 1 января 2020 года в размере 4699 000 руб.

Ввиду наличия противоречий в выводах эксперта и сомнений в обоснованности экспертного заключения определением суда от 22 декабря 2021 года по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФГБУ ЛСЭ Минюста России.

Согласно повторной судебной экспертизы, проведенной экспертом ФГБУ ЛСЭ Минюста России №9105/5-4 от 22 апреля 2022 года ФИО2. отчет, составленный ООО <.......> об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 2093+/-16, категория земель –земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание, расположенного <адрес> имеет несоответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, оценщиком допущено не соответствие Федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость земельного участка, определена экспертом по состоянию на 1 января 2020 года в размере 5046 223 руб.

Каких-либо конкретных данных о несоответствии названного экспертного заключения государственного экспертного учреждения Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной по делу судебной экспертизы, участвующие в деле лица суду не представили.

Давая оценку заключению судебной экспертизы, суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения, в нем указана необходимая общая информация, идентифицированы объекты оценки, приведены анализ рынка объектов оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при оценке, итоговая величина стоимости объектов оценки.

Суд находит экспертные заключения, представленные по результатам проведенной первоначальной и повторной судебной оценочной экспертизы, достоверными и допустимыми доказательствами.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в экспертном заключении выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, а потому уточненные исковые требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, датой подачи искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в суд – 13 августа 2021 года.

Установленная судом кадастровую стоимость подлежит применению до 3 сентября 2021 года, поскольку с 3 сентября 2021 года применяется кадастровая стоимость в размере 2449103, 02 рубля.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление Соболевой Валентины Викторовны, Нечаевой Алии Абдулхаевны об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым № <...>, площадью 2093+/-16, категория земель –земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – коммунальное обслуживание, расположенного в <адрес> равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 5046223 рубля.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 августа 2021 года.

Установленную кадастровую стоимость применять до 3 сентября 2021 года.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.

Судья подпись Камышникова Н.М.

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2022 года.

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>