ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-134/2023 от 04.12.2023 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

УИД 47OS0000-01-2023-001451-80 Дело № 3а-134/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 4 декабря 2023 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Павловой О.Н.

с участием прокурора Спировой К.В.

при секретаре Выдриной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шпотака Александра Степановича о признании недействующим в части приказа Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области от 24 ноября 2022 года № 01-03/22-250 «Об уточнении сведений об объекте культурного наследия «Быв. форт, где в 1941-44 гг. находилась береговая батарея КБФ, защищавшая «Дорогу жизни» и рубежи обороны советских войск на берегах Ладоги и Невы. Сохранились ж.бет. сооружения» по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, массив Коккорево, сооружение 1Ф (у Детского Оздоровительного Лагеря), о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объектов культурного наследия, входящих в его состав, утверждении границ территории и предмета охраны»,

установил:

24.11.2022 Комитетом по сохранению культурного наследия Ленинградской области принят приказ №01-03/22-250 «Об уточнении сведений об объекте культурного наследия «Быв. форт, где в 1941-44 гг. находилась береговая батарея КБФ, защищавшая «Дорогу жизни» и рубежи обороны советских войск на берегах Ладоги и Невы. Сохранились ж.бет. сооружения» по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, массив Коккорево, сооружение 1Ф (у Детского Оздоровительного Лагеря), о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объектов культурного наследия, входящих в его состав, утверждении границ территории и предмета охраны» (далее также – приказ № 01-03/22-250 от 24.11.2022).

Приказом №01-03/22-250 от 24.11.2022 уточнены сведения об объекте культурного наследия регионального значения «Быв. форт, где в 1941-44 гг. находилась береговая батарея КБФ, защищавшая «Дорогу жизни» и рубежи обороны советских войск на берегах Ладоги и Невы. Сохранились ж.бет. сооружения», 1941-1944 гг., по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, массив Коккорево, сооружение 1Ф (у Детского Оздоровительного Лагеря), путем изменения его наименования на «101-я Отдельная артиллерийская батарея Ладожской Военной флотилии», 1 октября 1933 г. - 1944 г., проектное бюро: Управление начальника инженеров Морских сил Балтморя, строители: 1-й участок УНИ МСБМ под руководством С.К.Рябова, вид объекта – ансамбль;

выявленные объекты культурного наследия «Артиллерийская позиция батареи», «Защищенная котельная», «Командно-дальномерный пост», «Защищенный командный пункт», «Прожекторная вышка», «Защищенная силовая станция», «Защищенный топливный склад», 1 октября 1933 г. - 1944 г., по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, массив Коккорево, сооружение 1Ф (у Детского Оздоровительного Лагеря), включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения, вид объектов - памятник, в составе ансамбля «101-я Отдельная дальнобойная батарея береговой обороны Ладожской Военной Флотилии», 1 октября 1933 г. - 1944 г., проектное бюро: Управление начальника инженеров Морских сил Балтморя, строители: 1-й участок У НИ МСБМ под руководством С.К.Рябова, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, массив Коккорево, сооружение 1Ф (у Детского Оздоровительного Лагеря);

утверждены границы территории и предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «101-я Отдельная дальнобойная батарея береговой обороны Ладожской Военной Флотилии», 1 октября 1933 г. - 1944 г., проектное бюро: Управление начальника инженеров Морских сил Балтморя, строители: 1-й участок УНИ МСБМ под руководством С.К.Рябова, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, массив Коккорево, сооружение 1Ф (у Детского Оздоровительного Лагеря), согласно приложению № 1 и приложению №2, соответственно.

Также приказом №01-03/22-250 от 24.11.2022 признан утратившим силу приказ Комитета по культуре Ленинградской области от 10.09.2019 №01-03/19-384 «Об установлении границ территории и предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Бывший форт, где в 1941-44 гг. находилась береговая батарея КБФ, защищавшая «Дорогу жизни» и рубежи обороны советских войск на берегах Ладоги и Невы. Сохранились ж.бет. сооружения» по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, массив Коккорево, сооружение 1Ф (у Детского Оздоровительного Лагеря)».

Приказ №01-03/22-250 от 24.11.2022 опубликован в сетевом издании «Электронное опубликование документов» http://npa47.ru, 24.11.2022 и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.11.2022.

Шпотак А.С. первоначально обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим приказ № 01-03/22-250 от 24.11.2022 в части уточнения сведений об объекте культурного наследия, касающегося включения в объект культурного наследия земельного участка с кадастровым номером 62, расположенного по адресу: <адрес>, и объекта «Артиллерийская позиция батареи», а также обязать Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области исключить земельный участок с кадастровым номером 62 и объект «Артиллерийская позиция батареи» из оспариваемого приказа.

Определением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 13.06.2023 административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Ленинградский областной суд.

В судебном заседании 29.09.2023 к производству Ленинградского областного суда приняты уточненные административные исковые требования Шпотака А.С. о признании недействующим полностью с момента издания приказа № 01-03/22-250 от 24.11.2022.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 62, общей площадью 5 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего категорию земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для эксплуатации базы отдыха. Шпотак А.С. полагает, что вопреки требованиям ст. 29 Федерального закона 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» границы и координаты характерных (поворотных) точек объекта, указанные в приложении к приказу в части описания границ территории объекта культурного наследия утверждены без достоверности и полноты информации, поскольку осмотр земельного участка производился из-за забора в отсутствие представителей собственника. При этом представленные в оспариваемом приказе и акте государственной историко-культурной экспертизы сведения по определению границ объекта культурного наследия не соответствуют имеющимся архивным материалам, в связи с чем не могли послужить основанием для уточнения сведений об объекте культурного наследия, следовательно, порядок установленный Федеральным законом 25.06.2002 № 73-ФЗ для включения объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в том числе для проведения в этих целях государственной историко-культурной экспертизы, не соблюден. Спорный объект учтен в 1982 году на основании учетной карточки от 10.12.1982, а в дальнейшем лишь утвержден в списках решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 16.05.1988 №189. Административный истец ссылается на отсутствие решения о включении в реестр объекта «Быв. форт, где в 1941-44 гг. находилась береговая батарея КБФ, защищавшая «Дорогу жизни» и рубежи обороны советских войск на берегах Ладоги и Невы. Сохранились ж.бет. сооружения», в отношении которого издан оспариваемый приказ. Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте Министерства культуры РФ, указанный объект включен в реестр на основании решения от 16.05.1988 №189. Между тем государственная историко-культурная экспертиза в отношении этого объекта для внесения о нем сведений в реестр административным ответчиком не представлена, соответствующие сведения на официальном сайте отсутствуют. При этом по мнению административного истца, в силу положений ст. 28 Федерального закона 25.06.2002 № 73-ФЗ экспертиза, обосновывающая пообъектное включение в ансамбль ранее принятого на государственную охрану объекта культурного наследия, законом не предусмотрена. Также административный истец ссылается на то, что в государственном контракте и акте приема-передачи документации, прилагаемых к акту государственной историко-культурной экспертизы, отсутствуют даты подписания документов, подписи и печати заказчика работ (л.д. 39 том 1, л.д. 34-37 том 4).

Административный ответчик Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области, не соглашаясь с заявленными требованиями в письменных возражениях на административный иск указал, что при рассмотрении Комитетом результатов историко-культурной экспертизы нарушений действующего законодательства не выявлено, экспертиза проведена в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 № 569. Государственная историко-культурная экспертиза проведена в целях уточнения сведений об объекте культурного наследия регионального значения на основании государственного контракта от 03.06.2022, заключенного между государственным заказчиком ГКУ ЛО «Дирекция по сохранению объектов культурного наследия» и ООО «Научно-производственное и проектное объединение «Союзстройреставрация». На основании выполненных исследований и по результатам проведенной экспертизы обосновано уточнение сведений об объекте культурного наследия в части его наименования, времени возникновения или даты создания объекта, дат основных изменений (перестроек) и (или) дат связанных с ним исторических событий, обосновано уточнение сведений о составе объекта культурного наследия, обосновано включение и определение категории историко-культурного значения выявленного объекта культурного наследия «Артиллерийская позиция батареи» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с отнесением к категории регионального значения, по виду «памятник», в составе ансамбля «101-я Отдельная артиллерийская батарея Ладожской Военной флотилии», 1 октября 1933 г. - 1944 г., проектное бюро: Управление начальника инженеров Морских сил Балтморя, строители: 1-й участок УНИ МСБМ под руководством С.К.Рябова». В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 15.07.2009 № 569 общественные обсуждения акта государственной историко-культурной экспертизы проведены путем размещения информации на официальном сайте органа охраны объектов культурного наследия http://okn.lenobl.ru/ в разделе «Деятельность. Сохранение объектов культурного наследия. ГИКЭ» 12.10.2022 и 11.11.2022.

Представитель административного истца Шпотака А.С. – Шишова М.С., в судебное заседание явилась, требования административного иска поддержала.

Представитель административного ответчика Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области Коваль И.Н. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Заинтересованное лицо Шпотак Н.А. и ее представитель Попов Ю.С. в судебное заседание явились, требования административного иска поддержали.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Рахьинское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что разрешение вопроса о возможности удовлетворения заявленных требований оставляет на усмотрение суда.

Участвующий в деле прокурор в заключении указал, что оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не усматривается.

Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, выслушав объяснения присутствующих участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Шпотак А.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером 62, общей площадью 5 000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего категорию земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: для эксплуатации базы отдыха.

Оспариваемым приказом № 01-03/22-250 от 24.11.2022, в том числе утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального значения «101-я Отдельная дальнобойная батарея береговой обороны Ладожской Военной Флотилии», 1 октября 1933 г. - 1944 г., проектное бюро: Управление начальника инженеров Морских сил Балтморя, строители: 1-й участок УНИ МСБМ под руководством С.К.Рябова, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, массив Коккорево, сооружение 1Ф (у Детского Оздоровительного Лагеря), в пределах которых находится земельный участок с кадастровым номером 62, а именно: на территории данного участка расположен памятник «Артиллерийская позиция батареи».

Вместе с тем, оспариваемым приказом на территории памятника установлены запреты на строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории объекта культурного наследия объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных работ и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия; на установку рекламных конструкций, распространение наружной рекламы; на осуществление любых видов деятельности, ухудшающих экологические условия и гидрологический режим на территории объекта культурного наследия, создающих вибрационные нагрузки динамическим воздействием на грунты в зоне их взаимодействия с объектами культурного наследия.

Принимая во внимание, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 62 в границах территории объекта культурного наследия, суд приходит к выводу, что Шпотак А.С. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются и могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы.

Согласно частям 2 и 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В порядке реализации указанных конституционных требований принят Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 73-ФЗ), обеспечивающий сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия. Эти задачи, как следует из содержания указанного Федерального закона, достигаются за счет принятия мер, направленных на выявление и учет объектов культурного наследия, а также за счет последующего обеспечения сохранности этих объектов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (часть 1).

К объектам культурного наследия относятся памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, а также ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия (часть 5).

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 этого Федерального закона.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Такой порядок утвержден приказом Министерства культуры РФ от 02.07.2015 №1905 и содержит положения, аналогичные установленным пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, об организации проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, региональными органами охраны объектов культурного наследия, муниципальными органами охраны объектов культурного наследия, а также иными заинтересованными физическими или юридическими лицами.

Из пункта 2 названного Порядка следует, что указанные работы могут осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических или юридических лиц за счет средств заказчика и представляют собой подготовку сведений об историко-культурной ценности объекта, обосновывающих отнесение объекта к объектам, обладающим признаками объекта культурного наследия, включающую в себя:

- визуальный осмотр (натурное обследование) и фотофиксацию объекта;

- сбор документов и материалов (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта;

- изучение и анализ полученных документов и сведений с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

По результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры РФ, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 3 Порядка).

В силу пунктов 7, 8, 9 Порядка государственный учет объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия путем ведения списка объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, включение в который осуществляется на основании заявления, оформленного в соответствии с пунктами 2 - 6 Порядка, основанием для исключения объекта из указанного списка является решение о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия или об отказе во включении объекта в данный перечень.

В силу статьи 18 Федерального закона № 73-ФЗ после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы (пункт 1).

Решение о включении объекта культурного наследия в реестр принимается региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления - объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (подпункт 2 пункта 7).

Согласно п. 1.1. Постановления Правительства Ленинградской области от 24.12.2020 № 850 «Об утверждении Положения о комитете по сохранению культурного наследия Ленинградской области» отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ленинградской области является Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области.

Статьей 4 Областного закона Ленинградской области от 25.12.2015 №140-оз «О государственной охране, сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ленинградской области» предусмотрено, что к полномочиям отраслевого органа исполнительной власти Ленинградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

принятие решения о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр;

утверждение границ территории объекта культурного наследия в случаях и порядке, установленных федеральным законом;

установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

На территории Ленинградской области Порядок принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 27.08.2021 № 550.

Согласно пункту 5 Постановления Правительства Ленинградской области от 27.08.2021 № 550 решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр уполномоченный орган принимает в срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения.

Пункты 10, 12 Постановления Правительства Ленинградской области от 27.08.2021 № 550 предусматривают, что соответствующее решение Комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области принимает в форме нормативного правового акта о включении объекта культурного наследия, расположенного на территории Ленинградской области, в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта культурного наследия в реестр; нормативный правовой акт уполномоченного органа подлежит официальному опубликованию и размещению на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок не более трех рабочих дней со дня его издания.

Исходя из вышесказанного, суд приходит к выводу, что приказ № 01-03/22-250 от 24.11.2022 принят уполномоченным органом - Комитетом по сохранению культурного наследия Ленинградской области, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Материалами дела установлено, что объект культурного наследия регионального значения «Быв. форт, где в 1941-44 гг. находилась береговая батарея КБФ, защищавшая «Дорогу жизни» и рубежи обороны советских войск на берегах Ладоги и Невы. Сохранились ж.бет. сооружения» поставлен на государственную охрану решением Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 16.05.1988 № 189 «Об утверждении списка военно-исторических памятников и памятных мест, подлежащих охране в Ленинградской области», зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 471711246580005, вид – памятник.

Приказом Комитета по культуре Ленинградской области №01-03/19-384 от 10.09.2019 установлены границы территории названного объекта культурного наследия и предмет охраны памятника.

В период с 03.06.2022 по 28.09.2022 на основании государственного контракта, заключенного 03.06.2022 между заказчиком ГКУ ЛО «Дирекция по сохранению объектов культурного наследия» и исполнителем ООО «Научно-производственное и проектное объединение «Союзстройреставрация», проведена государственная историко-культурная экспертиза объекта культурного наследия «Быв. форт, где в 1941-44 гг. находилась береговая батарея КБФ, защищавшая «Дорогу жизни» и рубежи обороны советских войск на берегах Ладоги и Невы. Сохранились ж.бет. сооружения» по адресу: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, массив Коккорево, сооружение 1Ф (у Детского Оздоровительного Лагеря).

Экспертиза проводилась в целях уточнения сведений об объекте культурного наследия в части его наименования, времени возникновения или даты создания, дат основных изменений (перестроек) и (или) дат связанных с ним исторических событий, составе объекта культурного наследия, обоснования включения объекта в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и определения категории историко-культурного значения объекта.

По результатам проведенной государственной историко-культурной экспертизы экспертом Мильчиком М.И. дано положительное заключение по уточнению сведений о составе объекта культурного наследия, включенного реестр, а также о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и определении категории историко-культурного значения выявленных объектов культурного наследия, в том числе объекта «Артиллерийская позиция батареи» с отнесением к категории регионального значения, по виду «памятник», в составе ансамбля «101-я Отдельная артиллерийская батарея Ладожской Военной флотилии», 1 октября 1933 г. - 1944 г., проектное бюро: Управление начальника инженеров Морских сил Балтморя, строители: 1-й участок УНИ МСБМ под руководством С.К.Рябова.

Административный истец указывает на то, что памятник «Артиллерийская позиция батареи» не является вновь выявленным объектом культурного наследия, поскольку процедура по формированию списков вновь выявленных объектов культурного наследия не соблюдена, государственная историко-культурная экспертиза проведена в отношении объекта, который не определён в установленном законом порядке вновь выявленным объектом культурного наследия.

Суд считает такую позицию административного истца несостоятельной в связи с тем, что отсутствие в данном случае предусмотренного ст. 18 Федерального закона № 73-ФЗ решения регионального органа охраны объектов культурного наследия о включении соответствующего объекта «Артиллерийская позиция батареи», обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия не свидетельствует о несоблюдении установленной законодательством процедуры принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, поскольку данная стадия необходима для обеспечения региональным органом охраны объектов культурного наследия проведения государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов культурного наследия и документов, обосновывающих включение объектов культурного наследия в реестр.

Историко-культурная ценность объекта «Артиллерийская позиция батареи» определена на основании выполненных исследований и по результатам проведенной государственной историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия «Быв. форт, где в 1941-44 гг. находилась береговая батарея КБФ, защищавшая «Дорогу жизни» и рубежи обороны советских войск на берегах Ладоги и Невы. Сохранились ж.бет. сооружения».

Выводы эксперта, изложенные в акте по результатам государственной историко-культурной экспертизы, послужили основанием для принятия уполномоченным органом решения о включении выявленного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Следовательно, у Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области по результатам проведенной государственной историко-культурной экспертизы не имелось оснований для принятия решения о включении объекта «Артиллерийская позиция батареи» в перечень выявленных объектов культурного наследия и о повторном проведении государственной историко-культурной экспертизы для его включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Вместе с тем, приходя к данному выводу, суд учитывает, что представленная административным истцом копия учетной карточки Управления охраны памятников Министерства культуры СССР от 10.12.1982 не подтверждает его доводы о несоблюдении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого приказа и необоснованность включения выявленного объекта «Артиллерийская позиция батареи» в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в связи с тем, что содержит сведения об учете памятника «Форт на рубеже обороны Ленинграда» с кратким описанием сведений о нахождении в годы войны на форту артиллерийской дальнобойной батареи КБФ, которая прикрывала трассу Дороги жизни и поддерживала боевые действия Ленфронта в зоне Невы. Сведения об учете объекта «Артиллерийская позиция батареи» в качестве памятника в данном документе не указаны.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 73-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 №569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе, устанавливающее порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, а также порядок назначения повторной экспертизы.

В соответствии с пунктом 6 Положения, экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 6 Положения).

Названным положением определено, что в качестве экспертов привлекаются физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям: высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности, в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности; предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет; знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы (подпункт «а» пункта 7 Положения); юридические лица, в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта (подпункт «б» пункта 7 Положения).

Пунктом 22 Положения о государственной историко-культурной экспертизе установлено, что в случае, если в качестве эксперта привлечено юридическое лицо, заключение экспертизы подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью каждого работника, проводившего исследование, и усиленной квалифицированной электронной подписью этого юридического лица.

В соответствии с государственным контрактом №007/2022-ИКЭ от 03.06.2022, заключенным ГКУ ЛО «Дирекция по сохранению объектов культурного наследия» с ООО «Научно-производственное и проектное объединение «Союзстройреставрация», проведение государственной историко-культурной экспертизы объекта культурного наследия поручено юридическому лицу ООО «Научно-производственное и проектное объединение «Союзстройреставрация».

Вопреки доводам административного истца государственный контракт со всеми приложениями подписан руководителями и скреплен печатями указанных юридических лиц, что подтверждается представленными в материалы административного дела документами (л.д. 204-214 том 4).

Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы утвержден генеральным директором ООО «Научно-производственное и проектное объединение «Союзстройреставрация». При этом заключение экспертизы подписано усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта Мильчика М.И. и усиленной квалифицированной электронной подписью ООО «Научно-производственное и проектное объединение «Союзстройреставрация» (л.д. 53-56 том 4).

Кроме того, к акту государственной историко-культурной экспертизы приложены три трудовых договора ООО «Научно-производственное и проектное объединение «Союзстройреставрация» с экспертами Михайловской Г.В., Штиглиц М.С., Мильчиком М.И.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заключение государственной историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия «Артиллерийская позиция батареи» содержит обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, согласно положениям статей 18 и 32 Федерального закона № 73-ФЗ отвечает принципам научной обоснованности, объективности и законности; презумпции сохранности объекта культурного наследия, соблюдения требований безопасности в отношении объекта, достоверности и полноты информации, независимости эксперта, гласности, соответствует требованиям постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 №569.

Доводы административного истца о необоснованном включении приказом №01-03/22-250 от 24.11.2022 в границы территории объекта культурного наследия земельного участка с кадастровым номером 62, суд считает несостоятельными в силу следующего.

Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью (пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития (статья 3.1 пункт 3 Закона N 73-ФЗ).

Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (статья 3.1 пункт 4 Федерального закона № 73-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 3.1 указанного Закона границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 указанной статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (пункт 7 статьи 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

Таким образом, границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются на основании проекта границ территории выявленного объекта культурного наследия, оформляемого в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Приказом Минкультуры России от 04.06.2015 №1745 утверждены Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия (далее - Требования), в которых предусмотрено, что проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению (пункт 5).

Материалы по обоснованию проекта границ территории объекта культурного наследия формируются по результатам проведенных историко-культурных исследований и могут включать:

1) материалы ранее разработанных проектов границ территорий объектов культурного наследия, в отношении которых проведены историко-культурные исследования;

2) сведения об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия и объектах, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных в границах исследуемой территории;

3) ситуационные планы землепользования с указанием границ современного землепользования;

4) особенности сложившейся структуры землепользования и современной градостроительной ситуации;

5) сведения о существующих зданиях, строениях, инженерных сооружениях и других объектах капитального и временного строительства в соответствии;

6) сведения о существующих природных объектах и территориях (водоемы, холмы, овраги, зеленые насаждения), а также иных природных объектах;

7) иные материалы, необходимые для обоснования проекта границ территории объекта культурного наследия (пункт 5.1.).

Материалы для утверждения проектов границ территорий объектов культурного наследия включают:

1) текстовое описание границ территории объекта культурного наследия;

2) карту (схему) границ территории объекта культурного наследия, включая схему разбивки листов;

3) перечень координат поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

4) режим использования территории объекта культурного наследия (пункт 5.2.).

Абзацем 5 статьи 28 Федерального закона №73-ФЗ предусмотрено проведение государственной историко-культурной экспертизы в целях установления границ территорий зон охраны объекта культурного наследия, особых режимов использования земель в границах зон охраны объекта культурного наследия.

Из материалов административного дела следует, что вышеприведенные требования нормативных правовых актов при принятии приказа № 01-03/22-250 от 24.11.2022 соблюдены.

При проведении государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования установления границ объекта культурного наследия, требований к осуществлению деятельности в его границах и режимов использования земель, представлены достаточные по объему и степени проработанности материалы, выполнен сравнительный анализ всего комплекса данных по объекту культурного наследия, произведено визуальное обследование объекта, имеются графические, текстовые разделы, включающие историко-культурные и натурные исследования объекта культурного наследия, представлены фотографические изображения объекта и описание границ территории объекта культурного наследия, включая текстовое и графическое описание местоположения этих границ, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия (графическое описание) и координаты характерных (поворотных) точек объекта включены в приложение к оспариваемому приказу.

При этом суд критически оценивает довод административного истца о том, что натурный осмотр принадлежащего ему земельного участка в ходе экспертного исследования не осуществлялся, учитывая, что сам по себе факт нахождения в границах земельного участка с кадастровым номером 62 объекта «Артиллерийская позиция батареи» никем не опровергается и подтверждается документами, приложенными к акту государственной историко-культурной экспертизы, включая фотоматериалы.

При обосновании рекомендуемого плана границ объекта культурного наследия экспертом в акте государственной историко-культурной экспертизы указано на то, что границы территории рассматриваемого объекта культурного наследия определены на основании приказа Комитета по культуре Ленинградской области №01-03/19-384 от 10.09.2019, однако в них не были включены непосредственно артиллерийская позиция батареи (капониры и боевые блоки) и защищенные сооружения у прожекторной вышки (силовая станция и топливный склад), кроме того, в приказе координаты характерных точек границы указаны в устаревшей системе координат (МСК-1964); между тем северная граница территории объекта обусловлена, в том числе границами кадастрового участка 62, на котором расположены сами капониры и боевые блоки.

Таким образом, включение в проект границ территории объекта культурного наследия земельного участка с кадастровым номером 62 соответствует положениям пункта 5.1 Требований к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, утвержденных Приказом Министерства культуры РФ от 04.06.2015 №1745.

Доводы административного истца о том, что объект «Артиллерийская позиция батареи» включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и как памятник, и как компонент ансамбля, суд считает несостоятельными, поскольку такая позиция не соответствует содержанию самого оспариваемого приказа и акту по результатам государственной историко-культурной экспертизы. В отношении объекта культурного наследия «101-я Отдельная артиллерийская батарея Ладожской Военной флотилии», 1 октября 1933 г. - 1944 г., проектное бюро: Управление начальника инженеров Морских сил Балтморя, строители: 1-й участок УНИ МСБМ под руководством С.К.Рябова, приказом №01-03/22-250 от 24.11.2022 уточнена его атрибуция, в том числе вид объекта – ансамбль, без повторного включения указанного объекта в реестр, а в отношении объекта «Артиллерийская позиция батареи» определен вид объекта – памятник в составе ансамбля, что соответствует положениям ст. 3 Федерального закона №73-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела и на основании представленных в материалы дела доказательств, суд, принимая во внимание, что приказ № 01-03/22-250 от 24.11.2022 соответствуют иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска о признании недействующим нормативного правового акта в части включения в него земельного участка с кадастровым номером 62 и объекта «Артиллерийская позиция батареи», а также производных требований об обязании Комитета по сохранению объекта культурного наследия Ленинградской области исключить указанные земельный участок и объект из соответствующего приказа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Шпотаку Александру Степановичу в удовлетворении административного искового заявления – отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд.

Судья О.Н. Павлова

В окончательной форме решение изготовлено 22 декабря 2023 года