ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1356/2021 от 07.12.2021 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-1356/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московской области

Московский областной суд в составе

председательствующего судьи Невейкиной Н.Е.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

при секретаре Овсянниковой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1356/2021 по административному исковому заявлению Павловой В. А. к Совету депутатов городского округа Протвино Московской области о признании недействующим в части решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 29.03.2021 года № 138/33 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов городского округа Протвино Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино от 31.08.2020 № 72/21»; о признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.04.2021 года № 145/34 «О внесении изменений в Порядок принятия решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области о применении мер ответственности к депутату Совета депутатов городского округа Протвино Московской области и Главе городского округа Протвино Московской области, предоставившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.10.2020 № 92/23»,

УСТАНОВИЛ:

Совет депутатов городского округа Протвино Московской области 29 марта 2021 года принял решение N 138/33 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов городского округа Протвино Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино от 31.08.2020 № 72/21», которое опубликовано на официальном интернет-портале органа местного самоуправления городского округа Протвино Московской области http://www.protvino.ru, а также в печатном издании «Протвино сегодня» (общественно-политическая газета) N 16 (791) от 03 апреля 2021 года.

Частью 1 Решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области N 138/33 в Регламент Совета депутатов городского округа Протвино Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино от 31.08.2020 № 72/21, внесены изменения.

Глава 1 «Общие положения» Регламента в новой редакции дополнена статьей 3.1 следующего содержания: «Понятия «установленное число депутатов» и «число избранных депутатов».

Пунктом 1.4 Решения часть 2 статьи 19 Регламента Совета депутатов городского округа Протвино Московской области изложена в следующей редакции: «2. Заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов».

Совет депутатов городского округа Протвино Московской области 26 апреля 2021 года принял решение № 145/34 «О внесении изменений в Порядок принятия решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области о применении мер ответственности к депутату Совета депутатов городского округа Протвино Московской области и Главе городского округа Протвино Московской области, предоставившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.10.2020 № 92/23», которое опубликовано на официальном интернет-портале органа местного самоуправления городского округа Протвино Московской области http://www.protvino.ru, а также в печатном издании «Протвино сегодня» (общественно-политическая газета) N 24 (799) от 29 апреля 2021 года.

Частью 1 Решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области № 145/34 в Порядок принятия решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области о применении мер ответственности к депутату Совета депутатов городского округа Протвино Московской области и Главе городского округа Протвино Московской области, предоставившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.10.2020 № 92/23 внесены изменения: пункт 3.2. Порядка исключен.

Административный истец Павлова В.А., которая на момент принятия оспариваемых Решений являлась депутатом Совета депутатов городского округа Протвино Московской области, обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений в порядке части 1 статьи 46, пункта 1 части 2 статьи 135 КАС РФ с требованиями о признании недействующим в части п. 1.4. решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 29.03.2021 года № 138/33 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов городского округа Протвино Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино от 31.08.2020 № 72/21»; о признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.04.2021 года № 145/34 «О внесении изменений в Порядок принятия решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области о применении мер ответственности к депутату Совета депутатов городского округа Протвино Московской области и Главе городского округа Протвино Московской области, предоставившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.10.2020 № 92/23».

В обоснование заявленных требований административный истец указала на противоречия принятых решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 29.03.2021 года № 138/33 изменений в Регламент Совета депутатов городского округа Протвино Московской области о правомочности заседания Совета депутатов (п.1.4) части 1.1 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу городского округа Протвино Московской области, поскольку согласно внесенным изменениям в регламент, заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов (ч. 2 ст. 19 Регламента), при этом, пункт 8 части 3 статьи 30 Устава содержит указание на то, что заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов. Также Регламент дополнен статьей 3.1 в части «Понятия «установленное число депутатов» и «число избранных депутатов», при том, что согласно внесенным изменениям, заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов, в то время как регламент в прежней редакции устанавливал правомочность заседания Совета, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа депутатов (ч. 2 ст. 19 Регламента в предыдущей редакции).

Также административный истец ссылается на нарушение процедуры принятия оспариваемых решений, которое выразилось в принятии решений неправомочным составом, а именно Решения о внесении изменений в Регламент – в количестве 11 депутатов, Решения о внесении изменений в Порядок – в количестве 12 депутатов, при том, что установленная численность Совета депутатов городского округа Протвино Московской области составляет 20 человек (ч. 1 ст. 29 Устава). Таким образом, для правомочности заседания необходима численность 14 депутатов, следовательно, заседания Совета депутатов в количестве 11 и 12 депутатов являлись неправомочными, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия утвержденных ими нормативных правовых актов.

В судебном заседании административный истец Павлова В.А. административные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить по доводам, изложенным выше.

Представитель административного ответчика Совета депутатов городского округа Протвино Московской области по доверенности Кузьминова О.С., в судебном заседании возражала против заявленных требований, полагая, что нормативные правовые акты приняты с соблюдением действующего законодательства, уполномоченным на то органом и в соответствии с соблюдением процедуры их принятия. Оснований для признания их недействующими не усмотрела. Кроме того, пояснила, что решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 31 мая 2021 года № 154/35 полномочия депутата Павловой В.А. досрочно прекращены в связи с утратой доверия, в связи с чем административный истец не может являться субъектом правоотношений, регулируемых данными нормативными правовыми актами. Пояснила, что решением Совета депутатов от 29.03.2021 года № 138/33 внесены изменения в Регламент Совета депутатов городского округа Протвино Московской области, в том числе в части определения правомочности заседания Совета депутатов. Согласно внесенным изменениям, заседание Совета считается правомочным, если на нём присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов (ч. 2 ст. 19 Регламента Совета депутатов). Также Регламент был дополнен статьей 3.1. «Понятия «установленное число депутатов» и «число избранных депутатов», гласящей, что под установленным числом депутатов Совета понимается число депутатов, установленное пунктом 1 статьи 29 Устава - двадцать депутатов. Под числом избранных депутатов понимается число фактически избранных депутатов, за исключением тех депутатов, чьи полномочия на момент голосования прекращены в установленном законом порядке. Указанные изменения внесены Советом депутатов городского округа Протвино Московской области на основании протеста, принесенного Серпуховской городской прокуратурой от 25.12.2020 года на ч. 2 ст. 19 Регламента Совета депутатов городского округа Протвино Московской области, принятого решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 31.08.2020 года № 72/21 «О регламенте Совета депутатов городского округа Протвино Московской области». Также Серпуховской городской прокуратурой 27.07.2020 года принесен протес на Устав городского округа Протвино Московской области, принятый решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 20.06.2005 года № 40/6, в рамках исполнения которого Советом депутатов 11.10.2021 года был одобрен проект решения Совета депутатов городского округа Протвино «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Протвино Московской области, принятый решением Совета депутатов города Протвино от 20.06.2005 года № 40/6», согласно которому в пункт 8 статьи 30 Устава предлагается внести изменения, изложив его в следующей редакции: «Заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нём присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов» (решение Совета депутатов № 168/39). 09.11.2021 года состоялись публичные слушания по данному проекту. Административный ответчик полагает, что действия Совета депутатов по приведению в соответствие с нормами Федерального закона № 131-ФЗ положений Устава и Регламента в части определения правомочности заседания Совета являются последовательными, принятые решения отражают мнение большинства в представительном органе. Кроме того, кворум на заседаниях Совета депутатов городского округа Протвино Московской области 29.03.2021 года и 26.04.2021 года при принятии решений имелся. Заседание проведено в правомочном составе, в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.

Представители заинтересованных лиц Администрация городского округа Протвино Московской области, Глава городского округа Протвино Московской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены своевременно и надлежащим образом, возражений на иск не представили.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В., полагавшей, что имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно пунктам 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверив в соответствии с частями 7, 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение Советом депутатов городского округа Протвино Московской области компетенции и полномочий при принятии оспариваемого нормативного правового акта, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1).

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

В силу статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 1).

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (пункт 1.1 части 1).

Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Устав городского округа Протвино Московской области, принятый решением Совета депутатов муниципального образования «Город Протвино» Московской области от 20 июня 2005 года N 40/6 (в ред. решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 31.08.2020 N 61/21) (далее - Устав) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Московской области определяет основные положения организации местного самоуправления в городском округе Протвино, его правовые, экономические и финансовые основы, права населения на осуществление местного самоуправления в городском округе.

В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 28 Устава городского округа Протвино Московской области, структуру органов местного самоуправления городского округа Протвино составляют представительный орган городского округа - Совет депутатов городского округа Протвино Московской области, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа (ст. 31 Устава).

Согласно части 1 статьи 29 Устава Совет депутатов состоит из двадцати депутатов, избираемых населением города Протвино на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством Московской области и настоящим Уставом. Совет депутатов может осуществлять полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (ч. 6 ст. 29 Устава).

В силу части 7, 8 статьи 30 Устава, заседания Совета депутатов являются открытыми и проводятся на территории города Протвино. Заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Согласно части 8 статьи 29 Устава порядок организации деятельности Совета депутатов, основные правила его работы устанавливаются Регламентом Совета депутатов, который принимается большинством голосов от общего числа избранных депутатов.

Совет депутатов информирует избирателей о своей деятельности через средства массовой информации в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов (ч. 10 ст. 30 Устава).

Регламент Совета депутатов городского округа Протвино, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино от 31.08.2020 года № 72/21, с изменениями от 29.03.2021 года № 138/33, устанавливает порядок организации работы и обеспечения деятельности Совета депутатов городского округа Протвино Московской области по решению вопросов, находящихся в компетенции представительного округа местного самоуправления, предусмотренных Уставом городского округа Протвино и действующим законодательством, а так же основные правила и процедуры работы Совета, осуществления контрольной деятельности Совета, а также регулирует вопросы организации работы депутатов Совета депутатов с избирателями (преамбула к Регламенту).

Частью 2 статьи 19 Регламента в редакции от 31.08.2020 года № 72/21 установлено, что заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа депутатов.

С учетом измененной редакции решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 29.03.2021 года N 138/33 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов городского округа Протвино Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино от 31.08.2020 № 72/21», заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов (ч. 2 ст. 19 Регламента в новой редакции).

Также глава 1 «Общие положения» Регламента в новой редакции дополнена статьей 3.1 следующего содержания: «Понятия «установленное число депутатов» и «число избранных депутатов».

Решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 29.03.2021 года N 138/33 опубликовано на официальном интернет-портале органа местного самоуправления городского округа Протвино Московской области http://www.protvino.ru, а также в печатном издании «Протвино сегодня» (общественно-политическая газета) N 16 (791) от 03 апреля 2021 года.

Решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.04.2021 года № 145/34 «О внесении изменений в Порядок принятия решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области о применении мер ответственности к депутату Совета депутатов городского округа Протвино Московской области и Главе городского округа Протвино Московской области, предоставившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.10.2020 № 92/23» в Порядок принятия решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области о применении мер ответственности к депутату Совета депутатов городского округа Протвино Московской области и Главе городского округа Протвино Московской области, предоставившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.10.2020 № 92/23 внесены изменения: пункт 3.2. Порядка исключен.

Решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.04.2021 года № 145/34 опубликовано на официальном интернет-портале органа местного самоуправления городского округа Протвино Московской области http://www.protvino.ru, а также в печатном издании «Протвино сегодня» (общественно-политическая газета) N 24 (799) от 29 апреля 2021 года.

Таким образом, оспариваемые решения приняты уполномоченным органом (представительным органом муниципального образования), в пределах имеющихся у него полномочий и компетенции, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к форме нормативного правового акта, а также порядку введения его в действие.

В силу подп. «в» п. 2 ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25 декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы. Например, не может быть признан законным оспариваемый нормативный правовой акт в случаях, когда нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования принят на заседании этого органа, правомочного в соответствии с уставом данного муниципального образования, если на заседании присутствовало менее 50 процентов от числа избранных депутатов (статья 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») (пункт 29).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, решением Совета депутатов городского округа Протвино от 31.08.2020 года № 72/21 утвержден Регламент Совета депутатов городского округа Протвино Московской области.

Частью 2 статьи 19 Регламента в редакции от 31.08.2020 года № 72/21 установлено, что заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Решением Совета депутатов городского округа Протвино от 29.03.2021 года N 138/33 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов городского округа Протвино Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино от 31.08.2020 № 72/21» в Регламент внесены изменения, в части 2 ст. 19 Регламента, а именно заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Также глава 1 «Общие положения» Регламента в новой редакции дополнена статьей 3.1 следующего содержания: «Понятия «установленное число депутатов» и «число избранных депутатов».

Таким образом, внесенными изменениями установлен иной порядок правомочности заседания Совета депутатов, а именно то, что заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов, в то время как ранее был установлен следующий порядок: заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.04.2021 года № 145/34 «О внесении изменений в Порядок принятия решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области о применении мер ответственности к депутату Совета депутатов городского округа Протвино Московской области и Главе городского округа Протвино Московской области, предоставившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.10.2020 № 92/23» в Порядок принятия решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области о применении мер ответственности к депутату Совета депутатов городского округа Протвино Московской области и Главе городского округа Протвино Московской области, предоставившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.10.2020 № 92/23 внесены изменения: пункт 3.2. Порядка исключен.

Пунктом 3.2 Порядка в редакции от 26.10.2020 года предусмотрено, что заседание Совета депутатов по вопросу принятия решения о применении к лицу, указанному в пункте 1.2 настоящего Порядка, меры ответственности считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от установленного числа депутатов.

В силу статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (часть 1). Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов (пункт 1.1 части 1).

При этом, в силу части 8 статьи 30 Устава, заседания Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Поскольку судом установлено несоответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – Федеральному закону № 131-ФЗ, он подлежит признанию недействующим (п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ).

Кроме того, согласно выписке из протокола № 33 заседания Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 29.03.2021 года голосование по проекту решения о внесении изменений в Регламент Совета депутатов городского округа Протвино проходило по пунктам.

По пункту 1.1. решения - проголосовало единогласно 11 депутатов.

По пунктам 1.2. и 1.3. решения - проголосовало 9 депутатов.

По пункту 1.4. решения - проголосовало 10 депутатов.

По пункту 1.5. решения - проголосовало единогласно 11 депутатов.

Согласно выписке из протокола № 34 заседания Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.04.2021 года голосование по проекту решения о внесении изменений в Порядок проголосовало единогласно 12 депутатов, присутствующих на заседании.

При этом, установленная численность Совета депутатов городского округа Протвино Московской области составляет 20 человек (ч. 1 ст. 29 Устава).

Поскольку, для правомочности заседания необходима численность 14 депутатов, следовательно, заседания Совета депутатов в количестве 11 и 12 депутатов являлись неправомочными, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия утвержденных ими нормативных правовых актов.

Таким образом, оспоренные нормативные правовые акты приняты Советом депутатов городского округа Протвино Московской области при отсутствии необходимого для этого кворума и с нарушением процедуры принятия решений.

При этом, суд находит несостоятельными доводы административного ответчика о правомочности заседаний Совета депутатов, в ходе которых были приняты оспоренные решения при присутствии 11 и 12 депутатов, то есть более 50 процентов от установленного числа депутатов, равного 20, с учетом изменений в части: от числа избранных депутатов (на момент проведения заседаний Совета депутатов действовало 16 депутатов) и принятых решений, поскольку в соответствии с приведенными положениями устава муниципального образования эти нормативные правовые акты могли быть приняты на заседании, в котором принимало участие не менее 14 депутатов.

Суд критически относится к доводам ответчика о том, что 11.10.2021 года Советом депутатов был одобрен проект решения Совета депутатов городского округа Протвино «О внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Протвино Московской области, принятый решением Совета депутатов города Протвино от 20.06.2005 года № 40/6», согласно которому в пункт 8 статьи 30 Устава предлагается внести изменения, изложив его в следующей редакции: «Заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нём присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов» (решение Совета депутатов № 168/39) по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом (ч. 6).

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований (ч.2). Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (ч. 3).

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации (ч.1). Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования (ч. 2). Уставу муниципального образования присваивается государственный регистрационный номер (ч. 3). Датой государственной регистрации устава считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации (ч. 4). Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации (ч. 6).

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке.

Таким образом, ссылка административного истца на внесение изменений и дополнений в Устав городского округа Протвино Московской области несостоятельна, поскольку муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом, однако государственная регистрация Устава городского округа Протвино Московской области с изменениями и дополнениями не произведена, в связи с чем данный акт не влечет юридических и правовых последствий и не может регулировать соответствующие правоотношения.

Довод административного ответчика о том, что решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 31.05.2021 года № 154/35 полномочия депутата Павловой В.А. досрочно прекращены в связи с утратой доверия не может быть принят во внимание, поскольку на момент принятия оспариваемых решений административный истец являлась депутатом и, следовательно, субъектом правоотношений, регулируемых данными нормативными правовыми актами.

Учитывая изложенное, административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует иметь в виду, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Павловой В. А. к Совету депутатов городского округа Протвино Московской области о признании недействующим в части решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 29.03.2021 года № 138/33 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов городского округа Протвино Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино от 31.08.2020 № 72/21»; о признании недействующим решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.04.2021 года № 145/34 «О внесении изменений в Порядок принятия решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области о применении мер ответственности к депутату Совета депутатов городского округа Протвино Московской области и Главе городского округа Протвино Московской области, предоставившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.10.2020 № 92/23» - удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 29.03.2021 года № 138/33 «О внесении изменений в Регламент Совета депутатов городского округа Протвино Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино от 31.08.2020 № 72/21», в том числе в части пункта 1.4, которой часть 2 статьи 19 Регламента Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 31.08.2020 № 72/21 изложена в следующей редакции: заседание Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Признать недействующим с момента принятия решение Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.04.2021 года № 145/34 «О внесении изменений в Порядок принятия решения Совета депутатов городского округа Протвино Московской области о применении мер ответственности к депутату Совета депутатов городского округа Протвино Московской области и Главе городского округа Протвино Московской области, предоставившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 26.10.2020 № 92/23».

Сообщение о принятии данного решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Совета депутатов городского округа Протвино Московской области.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е. Невейкина

Дата изготовления мотивированного решения – <данные изъяты> года