Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Шабер И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело № 3а-1357/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействительным постановления Избирательной комиссии Самарской области от 30 июля 2018 года № «Об отказе в регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области ФИО1, выдвинутого органом общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город»,
с участием прокурора Гуляевой Е.С.,
ФИО1,
представителей Избирательной комиссии Самарской области ФИО2, ФИО3,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействительным постановления Избирательной комиссии Самарской области от 30 июля 2018 года №, которым ему отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Самарской области.
Требования обоснованы тем, что выдвижение его кандидатом Органом общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город» соответствовало требованиям статьи 84 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Не представленные им в избирательную комиссию при уведомлении о выдвижении кандидата документы относятся к избирательному объединению. Сведения о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не представлены ввиду того, что он не видит достойных кандидатов, которых можно было бы наделить полномочиями члена Совета Федерации.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представители Избирательной комиссии Самарской области ФИО2, ФИО3 заявленные требования не признали, поддержали позицию, изложенную в постановлении и письменных возражениях, сославшись на то, что в регистрации ФИО1 кандидатом на должность Губернатора Самарской области отказано в соответствии с пунктами 1.1, 2, 3, 6 части 11 статьи 25 Закона Самарской области от 14 июня 2012 года № 55-ГД.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не имеется.
Установлено, что выборы Губернатора Самарской области назначены на 9 сентября 2018 года.
21 июня 2018 года ФИО1 обратился в Избирательную комиссию Самарской области с заявлением о даче согласия Органу общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город» баллотироваться на должность Губернатора Самарской области.
К заявлению ФИО1 приложены документы, перечисленные в подтверждении о получении документов для выдвижения кандидата.
25 июля 2018 года ФИО1 были представлены документы для регистрации его кандидатом на должность Губернатора Самарской области с приложением документов для регистрации.
Постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 30 июля 2018 года № ФИО1 отказано в регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области.
Пунктами 1.1, 2, 3, 6 части 11 статьи 25 Закона Самарской области «О выборах Губернатора Самарской области» от 14 июня 2012 года № 55-ГД предусмотрены основания отказа в регистрации кандидата, в числе которых:
непредставление сведений о представленных кандидатом кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации (пункт 1.1);
несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" ( пункт 2);
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (пункт 3);
недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата ( пункт 6).
Одним из оснований для отказа в регистрации ФИО1 кандидатом на должность Губернатора Самарской области явилось то, что он выдвинут от Органа общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город», который на выборах Губернатора Самарской области не является избирательным объединением.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона Самарской области от 14 июня 2012 года № 55-ГД выдвижение кандидатов избирательными объединениями осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О политических партиях", иных федеральных законов и настоящего Закона.
В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Закона Самарской области от 14 июня 2012 года № 55-ГД избирательным объединением является политическая партия, имеющая в соответствии с Федеральным законом право участвовать в выборах Губернатора Самарской области, а также региональное отделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах Губернатора Самарской области и зарегистрированное на территории Самарской области.
Указанная норма полностью согласуется с положениями пункта 25 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Исходя из положений пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ под региональным отделением политической партии понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Устава Органа общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город» указанный орган является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим объединением граждан в организационно-правовой форме - орган общественной самодеятельности.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ орган общественной самодеятельности является организационно-правовой формой общественного объединения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях, размещают его на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.
Орган общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город» не включен в список политических партий, их региональных отделений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ принимать участие в досрочных выборах Губернатора Самарской области.
В связи с изложенным избирательная комиссия пришла к обоснованному выводу о том, что указанный Орган общественной самодеятельности не является избирательным объединением в том смысле, который ему придается Законом Самарской области, ввиду чего у него отсутствовали правовые основания выдвижения кандидата на должность Губернатора Самарской области.
В силу пункта 2 части 11 статьи 25 Закона Самарской области указанное обстоятельством является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Доводы административного истца о том, что право выдвигать кандидата органу общественной самодеятельности «Центр общественного самоуправления «Чистый город» предоставлено статьёй 84 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
Положениями пункта 1 статьи 84 вышеупомянутого Федерального закона установлено, что на выборах соответствующего уровня, официальное опубликование (публикация) решения о назначении (проведении) которых состоялось (состоялась) до истечения двух лет со дня вступления в силу Федерального закона "О политических партиях", в качестве избирательных объединений наряду с указанными в пункте 25 статьи 2 настоящего Федерального закона вправе участвовать политические общественные объединения, которые созданы и зарегистрированы в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Указанные политические общественные объединения либо вносимые в уставы общественных объединений в целях придания им статуса политических изменения и дополнения должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а при назначении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в орган местного самоуправления в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в уставы политических общественных объединений.
Пункт 1 статьи 84 Федерального закона содержит переходные положения, учитывающие норму пункта 1 статьи 36 Федерального закона "О политических партиях" от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ, согласно которой политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти.
Данная норма вступила в силу через два года со дня официального опубликования Федерального закона "О политических партиях", то есть с 15 июля 2003 года.
Таким образом, с момента вступления в силу пункта 1 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях» действуют положения подпункта 25 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года 67-ФЗ, определяющие понятие "избирательное объединение" как политическую партию, имеющую право участвовать в выборах соответствующего уровня.
В соответствии с частями 7, 10.4 статьи 20 и частью 6 статьи 45 Закона Самарской области от 12 июня 2012 года № 55-ГД в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата на должность Губернатора Самарской области должны быть предоставлены следующие документы: решение съезда политической партии либо конференции ( общего собрания) регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата на должность губернатора Самарской области; нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения; сведения о наименовании избирательного объединения; решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; список уполномоченных представителей избирательного объединения в печатном и машинописном виде; письменные согласия каждого из перечисленных в списке уполномоченных представителей лиц осуществлять указанную деятельность; заявление кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам: копия нотариально удостоверенной доверенности на уполномоченного представителя по финансовым вопросам; письменное согласие лица, назначенного уполномоченным представителем по финансовым вопросам, осуществлять указанную деятельность.
Вопреки вышеприведённым требованиям закона ФИО1 для уведомления о выдвижении кандидата на должность Губернатора Самарской области не были представлены в избирательную комиссию решение съезда политической партии либо конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата на должность губернатора Самарской области, нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, сведения о наименовании избирательного объединения, список уполномоченных представителей избирательного объединения в печатном и машинописном виде; письменные согласия каждого из перечисленных в списке уполномоченных представителей лиц осуществлять указанную деятельность; заявление кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам, копия нотариально удостоверенной доверенности на уполномоченного представителя по финансовым вопросам; письменное согласие лица, назначенного уполномоченным представителем по финансовым вопросам, осуществлять указанную деятельность, что подтверждается подтверждением получения документов для уведомления о выдвижении кандидата на должность Губернатора Самарской области от 21 июня 2018 года.
Согласно части 1 статьи 23 Закона Самарской области выдвинутый избирательным объединением кандидат обязан собрать в поддержку выдвижения подписи депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области, и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области.
Количество подписей, необходимое для регистрации кандидата на должность губернатора Самарской области составляет 169.
При этом в числе подписей должно быть 45 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных районов и городских округов Самарской области. Кандидат на должность Губернатора должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах и действующими главами муниципальных районов, городских округов, находящихся на территории Самарской области, не менее чем в трех четвертях (28) муниципальных районов и городских округов, находящихся на территории Самарской области.
Между тем, ФИО1 представил в избирательную комиссию лист в поддержку кандидата только с 1 подписью депутата представительного органа муниципального образования, которая избирательной комиссией признана достоверной.
Не предоставление необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Самарской области является основанием для отказа в регистрации кандидата по пункту 6 части 11 статьи 25 Закона Самарской области от 14 июня 2012 года № 55-ГД.
Причины, не позволившие ФИО1 собрать необходимое количество подписей депутатов в свою поддержку, не имеют принципиального значения, поскольку федеральный закон не предусматривает вместо предоставления подписей депутатов обоснование причин их не предоставления.
В соответствии с частью 1.1 статьи 25 Закона Самарской области от 14 июня 2012 года № 55-ГД кандидат одновременно с документами, необходимыми для регистрации, предусмотренными частью 1 настоящей статьи, представляет в Избирательную комиссию Самарской области в письменной форме следующие сведения о трех кандидатурах, отвечающих предусмотренным федеральным законом требованиям к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти Самарской области в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Однако, сведения о трех кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации ФИО1 в избирательную комиссию не были представлены, что в соответствии с пунктом 1.1 части 11 статьи 25 Закона Самарской области служит основанием для отказа в регистрации кандидата.
Доводы административного истца о том, что не предоставление таких сведений связано с тем, что он не видит достойных кандидатур, не могут служить основанием для удовлетворения его требований о признании недействительным постановления избирательной комиссии, поскольку предоставление таких сведений предусмотрено законом в качестве одного из обязательных условий для регистрации кандидата.
Принимая во внимание пояснения сторон, изучив представленные документы, суд приходит к выводу о том, что Избирательная комиссия Самарской области при принятии оспариваемого постановления не допустила нарушений действующего законодательства, принятое ею постановление является законным и обоснованным, в связи с этим оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 239 - 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении требований ФИО1 о признании недействительным постановления Избирательной комиссии Самарской области от 30 июля 2018 года № отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней.
Судья: Т.А.Родина