Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 августа 2018 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петуховой В.Г.,
при секретаре судебного заседания Тарарухиной И.Л.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Валеевой Ю.Р.,
с участием: административного истца ФИО1, представителей административного истца – ФИО2, ФИО3, представителей административного ответчика Иркутской городской № 2 территориальной избирательной комиссии (Октябрьский округ) ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-135/2018 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Иркутской городской № 2 территориальной избирательной комиссии (Октябрьский округ) от 3 августа 2018 года № 68/469 «Об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2, выдвинутому в порядке самовыдвижения», возложении обязанности принять решение о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2,
установил:
постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 5 июня 2018 года № 63/2-ЗС «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва» на 9 сентября 2018 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва. Указанное постановление опубликовано в общественно-политической газете «Областная» № 61 (1818) 8 июня 2018 года.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 3 мая 2018 года № 187/1878 «Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва» на Иркутскую городскую № 2 территориальную избирательную комиссию (Октябрьский округ) (далее – избирательная комиссия) возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва.
Решением избирательной комиссии № 68/469 от 3 августа 2018 года ФИО1, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным указанного решения избирательной комиссии и о возложении на избирательную комиссию обязанности принять решение о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
В обоснование административного искового заявления ФИО1 ссылался на то, что для регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 он представил в избирательную комиссию все требуемые документы, включая подписные листы с необходимым числом подписей избирателей в поддержку его выдвижения. При сборе подписей избирателей установленный порядок соблюден. Полагает, что у избирательной комиссии не было законных оснований для вынесения такого решения, поскольку при обоснованном признании недостоверными и (или) недействительными 55 подписей избирателей (менее 4%) у избирательной комиссии отсутствовали основания для признания недостоверными и (или) недействительными 153 описей избирателей. Указывает на отсутствие заключения эксперта.
Административный истец ФИО1, его представители ФИО2, ФИО3 в судебном заседании поддержали заявленные требования, пояснили, что проверка подписей избирателей проведена с нарушением требований действующего избирательного законодательства, указанное в оспариваемом решении окружной избирательной комиссии количество недостоверных (недействительных) подписей является завышенным.
Представители избирательной комиссии ФИО4, ФИО5 в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 просили отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, указав, что действия избирательной комиссии по проверке подписных листов, представленных ФИО1, и отказу в его регистрации кандидатом в депутаты соответствовали требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), Закона Иркутской области от 6 апреля 2011 года № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области № 18-ОЗ).
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской области ФИО6 в судебном заседании не присутствовал, представив письменные пояснения по существу заявленных требований, указав, что оспариваемое решение окружной избирательной комиссии является законным и обоснованным, принятым с соблюдением требований действующего избирательного законодательства. Просил в удовлетворении иска отказать. В письменных объяснениях содержится просьба к суду рассматривать данное дело в отсутствие представителя Избирательной комиссии Иркутской области.
В силу части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав объяснения административного истца ФИО1, его представителей ФИО2 ФИО3, представителей административного ответчика ФИО4, ФИО5, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Иркутский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата в силу положений, установленных подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 этого Федерального закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Согласно пункту 1.2 статьи 37 вышеназванного Федерального закона на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Аналогичное положение закреплено частью 6 статьи 36 Закона Иркутской области № 18-ОЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, частью 2 статьи 40 Закона Иркутской области № 18-ОЗ проверке подлежат не менее 50 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей и соответствующих им данных об избирателях. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия).
Согласно схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области, утвержденной Законом Иркутской области от 28 декабря 2012 года № 163-ОЗ (в редакции Закона Иркутской области от 14 декабря 2017 года № 89-ОЗ) на территории одномандатного избирательного округа № 2 зарегистрировано 94 750 избирателя (л.д. 10-22 том 2).
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 24 мая 2018 года № 190/1901 «О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва» определен порядок проведения случайной выборки подписных листов с подписями избирателей. Названным же постановлением определено, что количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, должно быть не менее 2 843 и не более 3 127 подписей избирателей (л.д. 27-33 том 2).
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 31 мая 2018 года № 191/1911 «О количестве подписей избирателей в соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, подлежащих проверке при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва» количество подписей, подлежащих выборочной проверке (объем случайной выборки), составляет 1 450 подписей (л.д. 34 том 2).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела (л. д. 220-227 том 1), в соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона № 67-ФЗ 25 июля 2018 года ФИО1, представившимо в избирательную комиссию 9 июля 2018 года документы о выдвижении кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва, в избирательную комиссию представлены документы для регистрации кандидатом, в том числе десять папок подписных листов в количестве 807 с 2 971 подписью избирателей, собранными в поддержку его самовыдвижения.
Для проверки рабочей группой избирательной комиссии в присутствии ФИО1 отобрано 1 450 подписей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах. Результаты отбора внесены в протокол случайной выборки (л.д. 224 том 1), это папки 1, 2, 5, 7, 10 с подписными листами.
Как следует из представленных в материалы дела документов, ФИО1 уведомлен о дате и времени проведения проверки подписных листов (л.д. 225-229 том 1). При проведении проверки присутствовали уполномоченные представители ФИО1 и Н.., что не оспаривается сторонами и подтверждается письменными заявлениями И.и Н. (л.д. 243-246 том 1), подлинники которых исследованы в судебном заседании.
Таким образом, выполнение избирательной комиссией требований пункта 6 статьи 34 Федерального закона № 67-ФЗ нашло свое подтверждение.
По результатам проверки подписных листов 1 августа 2018 года избирательной комиссией составлена ведомость проверки подписных листов и итоговый протокол проверки подписных листов, что соответствует требованиям пункта 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Недостоверными и (или) недействительными признаны 208 подписей избирателей, что составило 14% от проверенных 1450 подписей (л.д. 159 -185 том 1).
Из итогового протокола проверки подписных листов, представленных кандидатом ФИО1, следует, что недостоверными (недействительными) признаны подписи по следующим основаниям:
- подпись избирателя выполнена другим лицом – 2;
- подпись лица, не обладающего активным избирательным правом – 1;
- сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета) – 102;
- нет или неполные фамилия, имя, отчество избирателя – 1;
- не указан год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – число и месяц) – 6;
- не указана дата собственноручного внесения избирателем своей подписи – 1;
- неоговоренные исправления в сведениях об избирателе – 21;
- подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей – 2;
- подписи избирателей собраны до дня оплаты изготовления подписных листов – 4;
- неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей – 13;
- неоговоренные исправления в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей – 12;
- неоговоренные исправления в дате внесения подписи кандидатом – 5;
- сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме – 4;
- сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета) – 3;
- заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее заверительной записи кандидата – 8.
Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа кандидату в регистрации (подпункт «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Оспариваемым решением избирательной комиссии № 68/469 от 3 августа 2018 года ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
Административный истец, не оспаривая обоснованность признания избирательной комиссией недостоверными (недействительными) 55 подписей избирателей, приложил к иску перечень подписей в подписных листах, которые, по его мнению, являются достоверными.
Суд, проверил доводы административного истца путем подробного исследования подлинных документов, в том числе: подписных листов, сведений органа регистрационного учета (л. д. 186-219 том 1), ведомостей проверки подписных листов, итогового протокола проверки подписных листов (л. д. 159-185 том 1). Судом установлено, что все папки с подписными листами прошиты и пронумерованы. Административным истцом и его представителями не отрицалось, что суду представлены именно те подписные листы, которые представлены в избирательную комиссию, и которые расположены в соответствующих папках в той последовательности, в какой представлялись в избирательную комиссию.
Исходя из пункта 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена только в пределах подписей, подлежавших проверке. То есть указание в административном исковом заявлении на номера папок, листов и строк, содержащих подписи избирателей, которые, по мнению административного истца, неправомерно признаны недостоверными и (или) недействительными, является условием проведения повторной проверки подписных листов судом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.
Пункт 12 названной нормы Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
В соответствии с пунктом 14 названого Федерального закона № 67-ФЗ при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
Пунктом 6.6. статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами «з», «м» и «о» настоящей статьи.
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 5 статьи 38 названного Федерального закона).
В соответствии статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пункт 6.3).
Пунктом 6.4 названной нормы закона предусмотрено, что недействительными признаются, в том числе:
- подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов (подпункт «а»);
- подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подпункт «б»);
- подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «в»);
- подписи избирателей, без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, своей подписи в подписной лист (подпункт «г»);
- подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «е»);
- все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт «з»);
- подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона (подпункт «к»);
- подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт «л»);
- подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом (подпункт «н»);
- все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата (подпункт «о»).
Аналогичные положения содержаться в статье 40 Закона Иркутской области № 18-ОЗ.
При проверке доводов административного истца, приведенных в приложении к исковому заявлению, судом, с учетом приведенных положений статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, сведений органа регистрационного учета, установлено, что избирательной комиссией обоснованно признаны недействительными следующие подписи избирателей:
Папка № 1:
лист 1 - все 5 подписей избирательной комиссией признаны обоснованно недействительными, поскольку подписной лист удостоверен кандидатом 23 июля 2018 года ранее удостоверения их сборщиком подписи 24 июля 2018. Ссылка в данном случае административного истца и его представителей на техническую описку, допущенную кандидатом в связи с большим объемом удостоверяемых подписных листов является несостоятельной, поскольку противоречит подпункту «о» пункта 6.4 Федерального закона № 67-ФЗ.
лист 5, строка 2 – неверно указана фамилия избирателя «К» вместо «К.»;
лист 7 строка 5 – неоговоренное исправление в месяце «июль»;
лист 13 строка 3 – серия паспорта вместо «(данные изъяты)» указана «(данные изъяты)»;
лист 15 все 3 подписи недействительны, поскольку подписной лист удостоверен кандидатом 25 июля 2018 года, а сборщик подписей дату их удостоверения указал 14 ноября 2018 года;
лист 16 строка 4 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 20 строка 2 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 31 строка 2 – неверно указано имя избирателя «О» вместо «О1»; неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 35 строки 1 и 2 – неверно указана фамилия избирателей Ф2» вместо «Ф»;
лист 52 строка 2 – неоговоренные исправления в номере паспорта избирателя;
лист 52 строка 5 – дата подписи избирателя «15 июня 2018» вне периода сбора подписей и до дня оплаты изготовленных подписных листов;
лист 55 строка 4 – неверно указана фамилия избирателя «П» вместо «Т»;
лист 64 строка 2 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 68 строка 1 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 68 строка 5 – дата подписи избирателя «20 июня 2018» вне периода сбора подписей и до дня оплаты изготовленных подписных листов;
лист 69 строка 3 – неверно указана фамилия избирателя «И.» вместо «И2
лист 70 строка 3 - по сведениям органа регистрационного учета по указанному избирателю нет данных по Иркутской области;
лист 74 строка 5 – неверно указана фамилия избирателя «Л.» вместо «Л1»;
лист 75 строка 5 – неверно указан номер дома места жительства избирателя «(адрес изъят)» вместо «(адрес изъят)»;
Папка № 2:
лист 2 – все 5 подписей признаны недействительными, поскольку имеется неоговоренное исправление в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей.
лист 4 строка 1 – не указан номер квартиры по месту жительства избирателя;
лист 5 строка 5 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 24 строка 1 – не указано число и месяц рождения 18-летнего избирателя, по данным органа регистрационного учета избиратель (дата изъята) года рождения;
лист 31 строка 2 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 36 строка 2 – неверно указана фамилия избирателя «У2» вместо «У1»;
лист 36 строка 5 – неверно указан адрес места жительства избирателя;
лист 37 строка 2 – неверно указан адрес места жительства избирателя;
лист 57 строка 3 - неоговоренные исправления в отчестве избирателя; неверно указана серия паспорта (данные изъяты) вместо (данные изъяты);
лист 57 строка 4 - неверно указан адрес места жительства избирателя;
лист 65 строка 4 – неверно указано имя избирателя «Е» вместо Е1»;
лист 74 строка 3 – неверно указана фамилия избирателя К» вместо «К1»;
лист 79 строка 5 – неверно указана фамилия избирателя Ф1 вместо «Ф
лист 83 строка 4 - неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 84 строка 2 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя.
Папка № 5:
лист 5 все подписи – неоговоренные исправления в дате подписи кандидата;
лист 6 строка 1 – неверно указано отчество избирателя П вместо «П2
лист 10 строка 1 – неверно указан адрес места жительства избирателя;
лист 10 строка 3 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 12 строка 3 – неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя;
лист 13 строка 1 – неверно указано отчество избирателя Ю вместо «Ю1
лист 19 строка 3 – неверно указан адрес места жительства избирателя;
лист 22 строка 5 – неверно указана фамилия избирателя «К» вместо К2»;
лист 24 строка 5 – неверно указана фамилия избирателя «К вместо О.»;
лист 28 строка 4 – неверно указан адрес места жительства избирателя;
лист 28 строка 5 – неоговоренные исправления в дате подписи избирателя;
лист 29 строка 2 – неоговоренные исправления в номере паспорта избирателя;
лист 30 строка 2 – неверно указано отчество избирателя «Ю.» вместо «Ю.1
лист 39 строка 5 – неоговоренные исправления в дате подписи избирателя;
лист 45 строка 4 – неоговоренные исправления в дате подписи избирателя;
лист 56 строка 5 – неверно указан адрес места жительства избирателя;
лист 62 строка 2 - не указано число и месяц рождения 18-летнего избирателя, по данным органа регистрационного учета избиратель (дата изъята) года рождения;
лист 64 строка 5 – неоговоренные исправления в номере паспорта избирателя;
лист 67 строка 1 – неоговоренные исправления фамилии избирателя;
лист 70 строка 2 – неверно указан адрес места жительства избирателя и не указано число и месяц рождения, по данным органа регистрационного учета избиратель (дата изъята) года рождения.
Папка № 7:
лист 9 строка 5 - не указано число и месяц рождения, по данным органа регистрационного учета избиратель (дата изъята) года рождения;
лист 10 строка 5 – дата подписи избирателя «17 июня 2018» вне периода сбора подписей и до дня оплаты изготовленных подписных листов;
лист 14 строка 1 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 21 строка 1 – неверно указана фамилия избирателя Л. вместо «Л1»;
лист 38 строка 1 – неверно указана фамилия избирателя «М. вместо М1
лист 44 строка 1 - не указано число и месяц рождения, по данным органа регистрационного учета избиратель (дата изъята) года рождения;
лист 46 строка 1 – неверно указано имя избирателя Н вместо «Н1
лист 46 строка 4 – неверно указан номер паспорта избирателя;
лист 49 строка 1 – неверно указано отчество избирателя Я вместо ЯЯ
лист 52 строка 5 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 57 строка 1 – не указана полностью дата внесения подписи избирателя;
лист 57 строка 2 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 58 все подписи – неоговоренные исправления в номере паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей;
лист 60 строка 1 - не указано число и месяц рождения, по данным органа регистрационного учета избиратель (дата изъята) года рождения;
лист 61 строка 4 – неверно указан адрес места жительства избирателя;
лист 69 строка 2 – неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя;
лист 77 строка 1 – неоговоренные исправления в номере паспорта избирателя;
лист 80 строки 4, 5 – неоговоренные исправления в дате внесения подписей избирателей.
Папка № 10:
лист 1 строка 5 - дата подписи избирателя «19 июня 2018» вне периода сбора подписей и до дня оплаты изготовленных подписных листов;
лист 2 строка 2 – неверно указана фамилия избирателя Б вместо БА
лист 7 строка 3 – неверно указан адрес места жительства избирателя;
лист 10 строка 4 – неоговоренные исправления в адресе места жительства избирателя;
лист 11 строка 3 – неверно указан адрес места жительства избирателя;
лист 17 все подписи – неоговоренные исправления в дате внесения подписи лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей;
лист 18 строка 1 и 5 – подписи избирателей внесены позднее даты заверения подписей лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей;
лист 21 строка 5 – исправления в годе рождения избирателя;
лист 22 строка 1 – неоговоренные исправления в фамилии избирателя;
лист 23 строка 2 - по сведениям органа регистрационного учета по указанному избирателю нет данных по Иркутской области;
лист 24 строка 5 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателем;
лист 29 строка 2 – неоговоренные исправления в фамилии избирателя;
лист 33 строка 3 – неоговоренные исправления в имени избирателя;
лист 33 строка 5 – неверно указана фамилия избирателя КО вместо К
лист 34 все подписи – неоговоренные исправления в дате внесения подписи лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей;
лист 38 строка 3 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 41 строка 3 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 43 строка 4 – неверно указан адрес места жительства избирателя;
лист 44 строка 5 – неверно указаны имя и фамилия избирателя «ЛШ» вместо «ЛШ1
лист 48 строка 5 – неоговоренные исправления в серии паспорта избирателя;
лист 56 строка 5 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 57 строка 5 – неоговоренные исправления в дате внесения подписи избирателя;
лист 58 строка 5 – неверно указано отчество избирателя В. вместо В2
лист 66 строка 5 все подписи – не указана дата выдачи паспорта лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей;
лист 70 строка 5 – по сведениям органа регистрационного учета по указанному избирателю нет данных по Иркутской области.
Не может быть принят во внимание довод стороны административного лица о том, что имеющиеся описки в именах и фамилиях избирателей, неверное указание в адресе места жительства номера дома, технические описки в указание номера паспорта в совокупности с другими данными об избирателях не препятствуют однозначному толкованию сведений об избирателях.
Необходимость выполнения требований закона, предусмотренных статьей 37 Федерального закона № 67-ФЗ, не зависит от усмотрения участников избирательного процесса. Указанные требования носят строго формальный характер и обязательны для исполнения всеми кандидатами. Иное означало бы нарушение принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 названного Федерального закона.
Неверные сведения об избирателях в указанных строках подписных листов не исправлены в установленном законом порядке до подачи подписных листов в избирательную комиссию, а потому считать их действительными с учетом положений подпункта «в» пункта 6.4. Федерального закона № 67-ФЗ оснований не имеется.
Поскольку при сопоставлении сведений, указанных в документе органа регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, со сведениями об избирателях, указанным в приведенных выше строках подписных листов, судом не установлено их соответствие друг другу, следовательно, перечисленные подписи избирателей не могут быть признаны достоверными.
Не находит суд состоятельным довод представителя административного истца ФИО2 о том, что при отсутствии заключения эксперта не могли быть признаны недействительными подписи избирателей в папке № 1 лист 38 строка 4, папка 2 лист 2 строки 2, 5, лист 63 строка 2.
Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 24, подпунктом «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума.
Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Суд считает, что такая форма экспертного заключения, как подписание экспертом ведомости проверки подписных листов, в которой указаны номер папки, номер листа, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительно приемлема в рамках избирательного законодательства, не предусматривающего возможности опроса лиц на предмет принадлежности им записей и проведения почерковедческой экспертизы, и обусловлена отсутствием образцов, с которыми можно было бы сравнить исследуемый материал.
Это согласуется и с Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 13 июня 2012 года № 128/986-6.
Не может суд принять во внимание и доводы административного истца, его представителей о том, что представленные органом регистрационного учета результаты проверки сведений об избирателях, являются недопустимым доказательством, поскольку проверку проводил сотрудник избирательной комиссии.
Как следует из подробно исследованных в судебном заседании таблиц по результатам проверки на соответствие сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, в них имеется указание, что сведения проверены инспектором отделения № 2 отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области К имеется подпись и дата.
Судом К. допрошена в качестве свидетеля, которая суду пояснила, что исполнением запроса избирательной комиссии о проверке сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, занималась она по поручения руководителя отделения. Все сведения проверены по трем базам данных, поскольку были разночтения. Проверка была в том числе по федеральной базе, где содержатся сканированные формы 1П, содержащие паспортные данные. Часть записей в графу результата проверки были внесены под ее диктовку рукой сотрудника избирательной комиссией. Был момент, когда К оставила свое рабочее место, и она допускает, что сотрудник избирательной комиссией мог смотреть базу данных, но перед тем как подписать результаты проверки, К повторно проверила все сведения уже в отсутствие сотрудника избирательной комиссии и поставила подпись.
У суда оснований не доверять показаниям указанного свидетеля, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, не имеется.
Представленные суду для обозрения незаверенные в установленном законом порядке светокопии по одной странице из паспортов пяти граждан не могут подтвердить недостоверность сведений уполномоченного органа, поскольку не представлены подлинные паспорта или их надлежащим заверенные копии.
Вместе с тем, с учетом установленной в ходе проверки противоречивой части информации относительно сведений об избирателях в представленных результатах проверки сведений в подписных листах об избирателях уполномоченного органа суд не может признать недействительными подписи избирателей:
папка № 1 лист 32 строка 3, папка № 2 лист 22 строка 3, поскольку по первоначальным результатам проверки уполномоченного органа указано на соответствие сведений, затем зачеркнуто слово «соответствует», внесены исправления, которые не оговорены сотрудником регистрационного органа;
папка № 1 лист 38 строка 3. По мнению избирательной комиссии, подпись избирателя выполнена другим лицом, однако суд не может признать это состоятельным, поскольку в этой строке имеются сведения об избирателе П., которая одновременно являлась лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей в этом подписном листе и ее подпись учинена в при заверении подписей избирателей.
Далее, папка № 1 лист 64 – все 3 подписи избирателей признаны недействительными в связи с наличием неоговоренных исправлений в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей. Однако на данном листе нет исправлений. Обведенные буквы «Ир» в слове «г. Иркутск» не препятствуют однозначному толкованию сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей. В данное подписном листе в строке 2 действительно имеется неоговоренное исправления в дате внесения подписи избирателя, а потому подпись избирателя является недействительной.
Папка 2 лист 39 строка 1, лист 45 строка 3, лист 43 строка 1, лист 51 (2 подписи), лист 52 строка 3, лист 66 (3 подписи), лист 78 строка 4, папка 5 лист 12 строка 2, папка 7 лист 14 строка 4, лист 66 строка 1, папка 10 лист 15 строка 1 суд не находит основания для признаний подписей избирателей недействительными (недостоверными), поскольку в сведениях об избирателях в этих подписных листах и о лицах, осуществивших сбор подписей избирателей отсутствует исправления.
Папка № 7 лист 3 строка 5 отчество избирателя ошибочно указана в женском роде, что также не влечет признание данной подписи недействительной, поскольку в совокупности с иными данными об избирателе не препятствует однозначному толкованию сведений о нем.
Папка № 7 лист 9 все 3 подписи признаны недействительными по тому основанию, что сведения о лице, осуществившем сбор подписей избирателей, не соответствуют действительности. Вместе с тем, сборщик подписей указан дату своего рождения (дата изъята) года рождения. Уполномоченный орган по результатам проверки указал в соответствующей графе таблицы (дата изъята) нет регистрации», другие сведения отсутствуют. В судебном заседании свидетель К. не смогла прокомментировать эту запись.
Таким образом, из числа признанных избирательной комиссией 208 недействительных подписей избирателей исключению подлежат 23 подписи избирателей.
Общее количество недействительных подписей 185, что составляет 12,75%.
В соответствии с подпунктом «г.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 6.1 части 7 статьи 41 Закона Иркутской области № 18-ОЗ выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В силу предписания пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией только при наличии предусмотренного избирательным законодательством пакета документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, поэтому выявленные судом факты непредставления заявителем в избирательную комиссию на стадиях выдвижения и регистрации недостаточного количества достоверных подписей избирателей, которые объективно существовали на момент принятия оспариваемого постановления, исключают возможность регистрации заявителя кандидатом в депутаты и препятствуют удовлетворению его требований, несмотря на то, что в оспариваемом решении избирательной комиссии было заложено другое основание отказа в его регистрации. В противном случае решение суда об удовлетворении заявления будет противоречить закону.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-177, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным Иркутской городской № 2 территориальной избирательной комиссии (Октябрьский округ) от 3 августа 2018 года № 68/469 «Об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2, выдвинутому в порядке самовыдвижения», возложении обязанности принять решение о регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области третьего созыва по одномандатному избирательному округу № 2 отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья В.Г.Петухова