Дело № 3а-135/19 25ОS0000-01-2019-000122-54 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации Приморский краевой суд в составе: судьи Приморского краевого суда Римского Я.А., при секретаре Петровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю и Администрации Приморского края, заинтересованное лицо администрация городского округа Спасск-Дальний Приморского края, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, у с т а н о в и л: ФИО1 обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 25:32:010402:181, площадью 1 319,3 кв.м; назначение: Нежилое здание; наименование: Магазин смешанных товаров «Саша»; адрес: <...>. В обоснование заявленных требований, указала, что она является собственником указанного объекта недвижимости, о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 31 марта 2009 года № 25-25-04/004/2009-276. Постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па «О результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края» (далее – постановление Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па) утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) кадастровых кварталов Приморского края, минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) населённых пунктов, муниципальных районов (городских округов), Приморского края. На основании решения кадастрового органа от 23 июля 2014 года № 25:32:010402 кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была скорректирована. B соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 1 марта 2019 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:32:010402:181 по состоянию на 23 июля 2014 года составляет – 52316524 рубля 87 копеек. Вместе с тем, согласно отчёту об оценке от 24 декабря 2018 года № 18-01.124 выполненному Обществом с ограниченной ответственностью «Геолого-геодезический центр» (далее - ООО «Геолого-геодезический центр»), по состоянию на 23 июля 2014 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:32:010402:181 составляет – 32 400 000 рублей. Поскольку налог на имущество физических лиц исчисляется, в том числе, из кадастровой стоимости недвижимого имущества, несоответствие установленной кадастровой стоимости спорного здания величине его рыночной стоимости нарушает права ФИО1 как плательщика налога на имущество физических лиц. Просила суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:32:010402:181 равной его рыночной стоимости в размере – 32 400 000 рублей. До рассмотрения дела по существу суд привлёк к участию в деле в качестве административного соответчика Администрацию Приморского края. Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал, по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Представитель административного ответчика Администрации Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела был извещён надлежащем образом, суду представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что постановление Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па обосновано и соответствует требованиям действующего законодательства. Администрация Приморского края обладала всеми необходимыми полномочиями для принятия, данного постановления. На сегодняшний день оно является действующим и не оспорено. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения административного дела был извещён надлежащем образом, суду направил ходатайство, в котором просил рассмотреть административное дело в его отсутствие. Административный истец ФИО1, представители Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю и администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения административного дела были извещены надлежащим образом. Выслушав представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований. В силу статьи 399 - 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, плательщиками которого являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Частью 3 статьи 402 НК РФ определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с частью 7 статьи 378.2 кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым части 10 этой же статьи, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения. Часть 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ. Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определённая в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 данного Федерального закона. Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, при этом, основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нём в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьёй. В суде установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости – здания магазина с кадастровым номером 25:32:010402:181, площадью 1 319,3 кв.м; назначение: Нежилое здание; наименование: Магазин смешанных товаров «Саша»; адрес: <...>, о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 31 марта 2009 года № 25-25-04/004/2009-276. Постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) кадастровых кварталов Приморского края и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) населённых пунктов, муниципальных районов (городских округов), Приморского края. Указанный объект недвижимости входит в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 1 марта 2019 года, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:32:010402:181 по состоянию на 23 июля 2014 года составляет – 52 316 524 рубля 87 копеек. Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Так, в обоснование заявленных требований ФИО1 был представлен отчёт об оценке от 24 декабря 2018 года № 18-01.124 выполненный ООО «Геолого-геодезический центр», из которого следует, что по состоянию на 23 июля 2014 года рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:32:010402:181 составляет – 32 400 000 рублей. В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. Суд, оценивая отчёт от 24 декабря 2018 года № 18-01.124 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный ООО «Геолого-геодезический центр», приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством. Указанное заключение выполнено экспертом ООО «Геолого-геодезический центр» имеющей необходимое образование, специальность, стаж экспертной работы, указанное заключение отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Так, экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в Заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтённых экспертом при расчёте итоговой величины рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Также, в заключении объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов. В Заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате её подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверить сделанные выводы и результаты. Исходя из правил распределения бремени доказывания, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, а административными ответчиками не доказано, что отчёт об оценке от 24 декабря 2014 года № 18-01.124 имеет недостатки, которые могли повлиять на результаты итоговой величины оцениваемого объекта недвижимости, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчёта, отсутствуют, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, суд приходит к выводу о том, что итоговая величина рыночной стоимости по состоянию на 23 июля 2014 года объекта недвижимости с кадастровым номером 25:32:010402:181 в размере – 32 400 000 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании представленного отчёта. Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском ФИО1 указала на несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего ей на праве собственности, его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость спорного объекта недвижимости существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении её прав, как плательщика налога на имущество. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 25:32:010402:181 равной его рыночной стоимости в размере – 32 400 000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л: административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить. Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 25:32:010402:181, площадью 1 319,3 кв.м; назначение: Нежилое здание; наименование: Магазин смешанных товаров «Саша»; адрес: <...> равной его рыночной стоимости в размере – 32 400 000 рублей по состоянию на 23 июля 2014 года. Датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 25:32:010402:181 считать 28 декабря 2018 года. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Приморского краевого суда через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Я.А. Римский |