ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-135/19 от 24.07.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-135/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2019 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Ноготковой М.А. с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Чиж Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лебедева Александра Васильевича об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Челябинской области,

у с т а н о в и л :

Лебедев А.В. обратился в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Челябинской области, выразившегося в отсутствии контроля за соблюдением избирательных прав граждан, просил обязать Избирательную комиссию Челябинской области оказать правовую и методическую помощь территориальным избирательным комиссиям г. Челябинска в части внесения изменений в схему избирательных округов на выборах депутатов в Советы депутатов внутригородских районов г. Челябинска с соблюдением требований статьи 18 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее – Закон об основных гарантиях).

В обоснование указано, что административный истец обладает активным и пассивным избирательными правами на территории Челябинской области. После образования в 2014 году избирательных округов в районах г. Челябинска по прошествии времени в связи со строительством новых многоквартирных домов и микрорайонов изменилось число избирателей в округах, в результате чего к выборам 2019 года оказались нарушенными требования вышеуказанной нормы о необходимости соблюдения примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов. Решение территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) Ленинского района г. Челябинска о внесении изменений в утвержденные в 2014 году схемы округов было обжаловано Лебедевым А.В. в Ленинский районный суд г.Челябинска, который в связи с отменой этого решения ТИК отказал в удовлетворении иска. Остальные территориальные избирательные комиссии г.Челябинска также отменили решения о внесении изменений в ранее утвержденные схемы округов, изготовленные с существенным нарушением норм представительства. Между тем нарушение конституционных прав граждан на участие в выборах сохраняется, поскольку жители новых микрорайонов, появившихся после выборов 2014 года, не смогут принять участие в выборах депутатов внутригородских районов г. Челябинска. Полагает, что данная проблема возникла из-за бездействия Избирательной комиссии Челябинской области по защите избирательных прав граждан, которая не оказывает правовую и методическую помощь территориальным избирательным комиссиям, не заслушивает органы местного самоуправления по избирательным вопросам, не выполняя тем самым требования статьи 23 Закона об основных гарантиях.

В судебном заседании административный истец Лебедев А.В. заявленные им требования поддержал, настаивая на системности допущенного нарушения, ставящего под сомнение результаты предстоящих выборов.

Представитель административного ответчика Избирательной комиссии Челябинской области Кашнова В.В. против удовлетворения административного иска возражала, считая, что незаконного бездействия Избирательной комиссией области допущено не было. Схемы избирательных округов для проведения выборов депутатов Советов депутатов районов города Челябинска были утверждены ТИК в соответствии с частью 2 статьи 18 Закона об основных гарантиях сроком на 10 лет, а предусмотренные частью 7.1 этой статьи основания для утверждения новых схем ранее истечения этого срока отсутствуют. Полагает, что поскольку схемами образования избирательных округов утверждены их границы, жители вновь построенных домов будут отнесены к этим избирательным округам и смогут реализовать свои избирательные права, в том числе и в порядке части 4.1 статьи 4 Закона об основных гарантиях.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Челябинской области Чиж Л.В., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Решениями Советов депутатов Калининского, Курчатовского, Ленинского, Металлургического, Советского, Тракторозаводского и Центрального районов города Челябинска первого созыва от 14.06.2019 №56/1, №61/2, №44/4, от 17 июня 2019 года №44/1, от 19 июня 2019 года №45/1 выборы депутатов Советов депутатов соответствующих района города Челябинска второго созыва назначены на 08 сентября 2019 года.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (далее – Закон об основных гарантиях).

Статьей 20 Закона об основных гарантиях установлены система и статус избирательных комиссий. Так, согласно части 1 этой статьи в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

- избирательные комиссии муниципальных образований;

- окружные избирательные комиссии;

- территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

- участковые комиссии.

Статьей 18 Закона об основных гарантиях установлен порядок образования (определения) избирательных округов.

В соответствии с частью 2 указанной статьи одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Новая схема избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.

Требования, с соблюдением которых должны образовываться одномандатные избирательные округа, перечислены в части 4 статьи 18 Закона об основных гарантиях, в том числе: соблюдение примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов.

Согласно части 7 статьи 18 Закона об основных гарантиях опубликование (обнародование) схемы одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти, представительным органом муниципального образования, организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через пять дней после ее утверждения.

В соответствии с частью 7.1 статьи 18 Закона об основных гарантиях в случае, если схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не может быть применена при проведении выборов в связи с изменением положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, устанавливающих соответственно число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования и (или) вид избирательной системы, применяемой на соответствующих выборах, а также в связи с изменением границ муниципального образования, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования вправе по представлению организующей выборы избирательной комиссии утвердить новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу соответствующих положений конституции (устава) субъекта Российской Федерации, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования не утвердит новую схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов в указанный срок, в том числе в связи с отсутствием законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, такая схема утверждается организующей выборы избирательной комиссией не позднее чем через 10 дней по истечении указанного срока.

Как установлено судом, следует из материалов дела и по существу не оспаривается сторонами, схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Советов депутатов Калининского, Курчатовского, Ленинского, Металлургического, Советского, Тракторозаводского и Центрального районов города Челябинска и их графические изображения были утверждены решениями территориальных избирательных комиссий соответствующих районов города Челябинска от 17 июня 2014 года №49/734, №161/136, №37/2, №56/323, №58/602, №55/200, №61/2 и опубликованы в спецвыпуске газеты «Южноуральская панорама» №24/1 от 19 июня 2014 года вместе с решениями этих же ТИК о назначении на 14 сентября 2014 года выборов в Советы депутатов этих районов г.Челябинска первого созыва.

Решения ТИК Калининского, Курчатовского, Ленинского, Советского и Центрального районов города Челябинска от 14 июня 2019 г. №95/855-4, от 18 июня 2019 г. №69/351-4, №83/502-4, от 19 июня 2019 г. №107/749-4, №79/546-4, которыми были внесены изменения в схемы одномандатных избирательных округов, утвержденные вышеуказанными решениями ТИК, решениями этих же ТИК от 04 июля 2019 года № 98/887-4, №72/371-4, №88/533-4, №110/765-4 были отменены (изменены путем исключения из них ряда положений).

Таким образом, поскольку схемы одномандатных избирательных округов были утверждены территориальными избирательными комиссиями для проведения выборов депутатов Совета депутатов соответствующих районов города Челябинска, образование этих избирательных округов в силу части 2 статьи 18 Закона об основных гарантиях не относится к компетенции административного ответчика - избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, которая данные выборы не организует.

Вышеуказанные решения территориальных избирательных комиссий 2014 года являются действующими; вопрос проверки соблюдения требований закона, в частности положений части 2 статьи 18 Закона об основных гарантиях, при утверждении этими решениями схем одномандатных избирательных округов в силу положений статей 20, 19 КАС РФ к подсудности областного суда не относится; сведений о том, что эти решения ТИК были оспорены в установленном порядке с соблюдением требований подсудности, материалы дела не содержат; сам административный истец на такие обстоятельства не ссылался.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснено, что к решениям избирательной комиссии исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Закона об основных гарантиях, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.

Под бездействием избирательной комиссии следует понимать неисполнение комиссией обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия комиссии.

Под уклонением от принятия решения, являющимся одной из форм бездействия избирательной комиссии, следует понимать случаи, когда избирательная комиссия в силу закона обязана была рассмотреть вопрос на своем заседании в коллегиальном составе и принять по нему решение, облеченное в соответствующую форму или закрепленное в соответствующем протоколе, однако свою обязанность не выполнила.

Настаивая на своих доводах о бездействий Избирательной комиссии Челябинской области, административный истец Лебедев А.В. полагал, что ответчиком не соблюдаются предписания пунктов «а, в, ж, л» части 10 статьи 23 Закона об основных гарантиях, в силу которых избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет на территории субъекта Российской Федерации контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, изданием необходимой печатной продукции; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей и в осуществлении этой регистрации (учета).

Между тем, положения указанной нормы в системном толковании с положениями статьи 18 этого же закона не свидетельствуют о возложении ими на избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обязанности руководить либо каким-либо иным образом вмешиваться в деятельность избирательных комиссий, представительных органов муниципальных образований, организующих выборы соответствующего уровня, по утверждению (изменению) схем избирательных округов, к компетенции которых отнесен данный вопрос.

При этом суд учитывает, что 13 ноября 2018 года на имя председателя Избирательной комиссии Челябинской области поступил запрос Совета депутатов Центрального района г.Челябинска о разъяснении возможности внесения изменений в действующую схему избирательных округов в связи с увеличением числа избирателей в одном из округов в связи со строительством многоквартирных домов за последние два года и уменьшением числа избирателей по другим округам.

Избирательной комиссией Челябинской области 20 ноября 2018 года был направлен запрос на имя члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации № 01-14/1375 Шапиева С.М. о возможности внесения изменений в утвержденную схему избирательных округов до истечения десятилетнего срока с момента её утверждения в связи с существенным изменением численности избирателей и несоблюдением примерного равенства одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства.

На этот запрос дан ответ № 05-15/27075 от 12 декабря 2018 г. о том, что возможность внесения изменений в утвержденную схему избирательных округов, в том числе в связи с изменением численности избирателей в избирательных округах, Федеральным законом не предусмотрена; разъяснено право представительных органов муниципального образования в случаях, предусмотренных пунктом 7.1 статьи 18 Закона об основных гарантиях, утвердить новую схему избирательных округов.

На запрос Избирательной комиссии Челябинской области от 12 марта 2019 года №01-14/237 по вопросу включения в состав сформированных в 2014 году сроком на 10 лет избирательных округов новых улиц и домов, членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Шапиевым С.М. 12 апреля 2019 года был дан ответ № 04-07/1710, в котором подтверждена позиция, ранее изложенная в письме № 05-15/27075 от 12 декабря 2018 г.

При таких обстоятельства суд приходит к выводу о том, что указываемого Лебедевым А.В. бездействия Избирательной комиссией Челябинской области допущено не было, поскольку действующее законодательство не возлагает на неё обязанность принять какое-либо решение либо совершить какие-либо действия в связи с тем, что после утверждения территориальными избирательными комиссиями схем округов численность избирателей в этих округах изменилась, в результате чего допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей оказалось превышенным.

Указанное обстоятельство является основанием к отказу в удовлетворении заявленных административным истцом требований об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Челябинской области.

Разрешение вопроса о том, обязаны ли территориальные избирательные комиссии и представительные органы муниципальных образований до истечения 10-летнего срока вносить в рассматриваемом случае соответствующие изменения в ранее утвержденные схемы округов, в силу положений ст. 19, 20 КАС РФ не относится к предмету спора по настоящему делу. Предусмотренные частью 3 статьи 15 КАС РФ основания для направления запроса в Конституционный суд Российской Федерации, как о том ходатайствовал административный истец, и приостановления производства по настоящему делу отсутствуют, поскольку у суда нет оснований считать положения статьи 18 Закона об основных гарантиях несоответствующими Конституции Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении требований Лебедева Александра Васильевича о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Челябинской области, выразившегося в отсутствии контроля за соблюдением избирательных прав граждан, возложении на Избирательную комиссию Челябинской области обязанности оказать правовую и методическую помощь территориальным избирательным комиссиям г. Челябинска в части внесения изменений в схему избирательных округов на выборах депутатов в Советы депутатов внутригородских районов г. Челябинска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения суда через Челябинский областной суд.

Председательствующий: