ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-135/2016 от 11.11.2016 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело а-135/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2016 года г. Брянск

Брянский областной суд в составе:

судьи областного суда Перминова П.В.,

при секретаре Евдокимовой Т.И.,

с участием представителя административного истца Колосова И.Г. – Явленичева Д.В., представителя Управления имущественных отношений Брянской области Хвалевой О.А., представителя Управления Росреестра по Брянской области Бобарыкиной Ю.В., представителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области Осиповой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Колосов И.Г., Павельева Н.И. к Управлению имущественных отношений Брянской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Колосову И.Г. на праве аренды (договор аренды от 01.04.2016г.) принадлежат:

-земельный участок с кадастровым номером *******, категория земель: земли промышленности, разрешенное использование: для строительства АЗС контейнерного типа, площадью 10 000 кв.м., адрес объекта: *******, принадлежащий на праве собственности Обществу с ограниченной ответственностью «Бизнес Актив».

-земельный участок с кадастровым номером *******, категория земель: земли промышленности, разрешенное использование для строительства объектов придорожного сервиса, общей площадью 9792 кв.м. адрес: ******* принадлежащий на праве собственности Трофимовой Ж.В.

Колосову И.Г. на праве собственности принадлежат:

- 1/2 доля в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером *******, категория земель: земли промышленности, разрешенное использование для размещения объектов транспорта, общей площадью 25930 кв.м. адрес: ******

-земельный участок с кадастровым номером ****** категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов придорожного сервиса, для размещения склада временного хранения с объектами придорожного сервиса, расположенный по адресу: ******, общей площадью 110002 кв.м.

-земельный участок с кадастровым номером ****** категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: СТО, АЗС, автостоянки, расположенный по адресу: ****** общей площадью 24 784 кв.м.

Павельевой Н.И. на праве собственности принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером *******, категория земель: земли промышленности, разрешенное использование для размещения объектов транспорта, общей площадью 25930 кв.м. адрес: ******.

В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области №1886 от 26.11.2015г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Брянской области по состоянию на 01.01.2015г.

В соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области №1852 от 26.11.2015г. утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на территории Брянской области по состоянию на 01.01.2015г.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** составляет 4 275 000 рублей, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 12.05.2016 г.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** составляет 3 855 893 рублей 76 копеек, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 04.05.2016 г.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** составляет 8 907 214 рублей 30 копеек, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 04.05.2016 г.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** составляет 56 501 427 рублей 28 копеек, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 28.07.2016 г.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** составляет 7 355 395 рублей 52 копейки, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от 04.05.2016 г.

Колосов И.Г. и Павельева Н.И. обратились в суд с административным иском, ссылаясь на то, что по отчету № ******* от ******., выполненному ООО «Правовая оценка», кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административных истцов как плательщиков земельного налога, с учетом уточненных требований просят суд установить кадастровую стоимость:

- земельного участка, с кадастровым номером ******, категория земель: земли промышленности, разрешенное использование: для строительства АЗС контейнерного типа, площадью 10 000 кв.м., адрес объекта: ****** в размере его рыночной стоимости — 702 308 рублей 13 копеек по состоянию на 01.01.2015г.;

- земельного участка с кадастровым номером ******, категория земель: земли промышленности, разрешенное использование для строительства объектов придорожного сервиса, общей площадью 9792 кв.м. адрес: ****** в размере его рыночной стоимости - 896 018 рублей 71 копейку по состоянию на 01.01.2015г.;

- земельного участка с кадастровым номером ******, категория земель: земли промышленности, разрешенное использование для размещения объектов транспорта, общей площадью 25930 кв.м. адрес: ****** в размере его рыночной стоимости - 1 846 596 рублей 68 копеек по состоянию 01.01.2015г.;

- земельного участка с кадастровым номером ****** категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов придорожного сервиса, для размещения склада временного хранения с объектами придорожного сервиса, расположенный по адресу: ******, общей площадью 110002 кв.м. в размере его рыночной стоимости 6 816 274 рублей 96 копеек по состоянию на 23.12.2015г.;

- земельного участка с кадастровым номером ****** категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: СТО, АЗС, автостоянки, расположенный по адресу: ****** общей площадью 24 784 кв.м. в размере его рыночной стоимости - 1 772 119 рублей 85 копеек по состоянию на 01.01.2015г.

Кроме того, административные истцы просят обязать административного ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость вышеуказанных земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца Колосова И.Г. по доверенности Явленичев Д.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области Хвалева О.А. исковые требования не признала, право административных истцов на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной не оспаривала. Замечаний на представленный административными истцами отчет независимого эксперта не имела.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области Бобарыкина Ю.В. просила разрешить заявленный спор на усмотрение суда, пояснив суду, что претензий к представленным доказательствам по иску не имеет.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области Осипова О.С. просила разрешить заявленный спор на усмотрение суда, пояснив суду, что претензий к представленным доказательствам по иску не имеет.

Колосов И.Г., Павельева Н.И., надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, суду представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представители Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, администрации Брянского района Брянской области, администрации Навлинского района Брянской области, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились об уважительных причинах неявки не сообщили.

Представитель Севского района Брянской области надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился об уважительных причинах неявки не сообщил, представил отзыв, в котором просил исковые требования Колосова И.Г., Павельевой Н.И. оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что земельные участки с кадастровыми номерами: ****** и ****** на протяжении нескольких лет используются не по своему разрешенному использованию. Установление кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в размере рыночной стоимости приведет к снижению налоговой базы муниципального района и урезанию финансирования социально значимых программ района.

На основании статьи 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно положениям ст.3 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах проведения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 настоящего Федерального закона.

Статьей 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

По результатам государственной оценки земли:

-кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** составляет 4 275 000 рублей, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 12.05.2016 г.

-кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** составляет 3 855 893 рублей 76 копеек, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 04.05.2016 г.

-кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** составляет 8 907 214 рублей 30 копеек, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 04.05.2016 г.

-кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ******* составляет 56 501 427 рублей 28 копеек, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 28.07.2016 г.

-кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ****** составляет 7 355 395 рублей 52 копейки, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 04.05.2016 г.

Согласно отчету об оценке № ****** от ******., выполненному ООО «Правовая оценка», рыночная стоимость указанных земельных участков составляет:

земельного участка с кадастровым номером ****** по состоянию на 01.01.2015 г. - 702 308 рублей 13 копеек,

земельного участка с кадастровым номером ****** по состоянию на 01.01.2015 г. - 896 018 рублей 71 копеек;

земельного участка с кадастровым номером ****** по состоянию на 01.01.2015 г. - 1 846 596 рублей 68 копеек;

земельного участка с кадастровым номером ******* по состоянию на 23.12.2015 г. - 6 816 274 рублей 96 копеек;

земельного участка с кадастровым номером ******* по состоянию на 01.01.2015 г. - 1 772 119 рублей 85 копеек.

На отчет ООО «Правовая оценка» дано положительное экспертное заключение № ****** Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация «Южно-Сибирская Организация Профессиональных Оценщиков и экспертов» от 26.08.2016 года.

Административные истцы просят установить кадастровую стоимость указанных земельных участков равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.

Результат определения кадастровой стоимости названных земельных участков влияет на права и обязанности Колосова И.Г. и Павельевой Н.И. как плательщиков земельного налога и арендных платежей, поэтому административные истцы вправе требовать установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Административными истцами в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, были представлены отчет об оценке, подготовленный независимым оценщиком ООО «Правовая оценка» №******* от ******., а также положительное экспертное заключение №****** Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация «Южно-Сибирская Организация Профессиональных Оценщиков и экспертов» от 26 августа 2016г. на данный отчет.

Проверяя представленный административными истцами отчет на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд, исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Как следует из материалов дела, содержание отчета свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; оценщиком проанализирован рынок земельных участков, предназначенных под разрешенный вид использования, идентичных району расположения объектов оценки.

Суд также находит представленный в материалы дела отчет в полной мере соответствующим требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Так, оценка стоимости спорного объекта произведена оценщиком, являющимся членом Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации» Южно-Сибирская Организация Профессиональных Оценщиков и Экспертов», имеющим диплом о профессиональной переподготовке ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» серия ПП №******, и профессиональная деятельность которого застрахована.

Таким образом, каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, с учетом представленных административными истцами пояснений и исследованных материалов дела, у суда не имеется.

Мотивированных возражений относительно установленной в указанном отчете рыночной стоимости земельных участков, а также доказательств иного размера рыночной стоимости спорных участков административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.

В свидетельствах о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ****** указан адрес земельного участка: ******, разрешенное использование: для размещения объектов транспорта.

В отзыве ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области от 26.10.2016 года адрес земельного участка с кадастровым номером ******* указан: *******, вид разрешенного использования – для строительства объектов придорожного сервиса.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области Осипова О.С. пояснила, что указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 12.11.2008 года. Адрес и вид разрешенного использования для строительства объектов придорожного сервиса данного земельного участка были указаны на основании сведений, содержащихся в представленном описании земельного участка кадастрового инженера. Правоустанавливающих документов, подтверждающих адрес и вид разрешенного использования этого земельного участка, не имеется.

Представитель Управления Росреестра по Брянской области Бобарыкина Ю.В. пояснила, что земельный участок с кадастровым номером *******, адрес земельного участка: *******, с разрешенным использованием для размещения объектов транспорта, зарегистрирован на основании соответствующих правоустанавливающих документов.

Адрес земельного участка с кадастровым номером ******, ******, вид разрешенного использования для размещения объектов транспорта, подтвержден правоустанавливающими документами.

Поэтому оценка рыночной стоимости указанного земельного участка была обоснованно произведена исходя из вида разрешенного использования для размещения объектов транспорта.

С учетом изложенного, административное исковое заявление Колосова И.Г., Павельевой Н.И. в части установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

Административными истцами заявлено требование о возложении на административного истца обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.

На момент обращения административных истцов в суд с данным иском их права в части внесения изменений в государственный кадастр недвижимости административными ответчиками не нарушены, в связи с чем основания для удовлетворения иска в указанной части отсутствуют.

В силу абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Руководствуясь ст. ст. 175 -180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Колосов И.Г., Павельева Н.И. к Управлению имущественных отношений Брянской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, о возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, поданное в суд 13 сентября 2016г. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *******, общей площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства АЗС контейнерного типа, адрес объекта: ******* в размере его рыночной стоимости равной 702308 руб. 13 коп. по состоянию на 01 января 2015г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *******, общей площадью 9792 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства объектов придорожного сервиса, расположенный по адресу: ******* в размере его рыночной стоимости равной 896 018 руб. 71 коп. по состоянию на 01 января 2015г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *******, общей площадью 25930 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование для размещения объектов транспорта, расположенный по адресу: ******* в размере его рыночной стоимости равной 1 846 596 руб. 68 коп. по состоянию на 01 января 2015г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ******* общей площадью 110002 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов придорожного сервиса, для размещения склада временного хранения с объектами придорожного сервиса, расположенный по адресу: ******, в размере его рыночной стоимости равной 6 816 274 руб. 96 коп. по состоянию на 23 декабря 2015г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ******, общей площадью 24 784 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: СТО, АЗС, автостоянки, расположенный по адресу: *******, в размере его рыночной стоимости равной 1 772 119 руб. 85 коп. по состоянию на 01 января 2015г.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 250-ФЗ).

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 14 ноября 2016 года.

Председательствующий

судья Брянского областного суда П.В. Перминов