ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-135/2021 от 16.02.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2021-000161-88

Дело № 3а-20/2022 (3а-135/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 февраля 2022 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Бушманова А.П.,

при секретаре Варанкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области о признании недействующим нормативного правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года №1383-ОД:

- в части отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Иверский» в кварталах 152-154, 156ч, 157ч, 158-159, 162ч, 163 Ледянского участкового лесничества ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество», и лесов, расположенных в границах государственного природного заказника регионального значения «Симоновский» в кварталах 1ч, 4, 5ч, 10ч, 16ч, 25ч, 35- 36ч, 49-52ч, 64-66ч, 105ч, 106ч, 110-114ч, 120-124, 132-134, 144-147ч, 156-158ч, 168, 179, 190ч Загорненского участкового лесничества и кварталы 72ч, 87-88ч, 107-109, 133-136, 158-160, 176, 188 Семёновского участкового лесничества, к эксплуатационным в таблице 1.1.5.1 регламента ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество»;

- в части установления в таблице 1.2.1 п. 1.2 регламента ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество» следующих видов использования лесов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Иверский» и «Симоновский»:

- «Заготовка древесины», «Переработка древесины и иных лесных ресурсов» в квартале 156ч Ледянского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 156ч, 157ч Ледянского участкового лесничества;

- «Заготовка древесины» в кварталах 5ч, 10ч Загорненского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 1ч, 5ч, 10ч, 16ч, 25ч, 36ч:, 52ч, 66ч, 105ч, 106ч, 114ч, 158ч, 190ч Загорненского участкового лесничества;

- «Заготовка древесины» в кварталах 72ч Семёновского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 72ч, 88ч Семёновского участкового лесничества.

В обоснование требований указал, что приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года № 1383-ОД утвержден лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество», на территории которого расположены особо охраняемые природные территории – зоологический заказник регионального значения «Иверский», комплексный заказчик регионального значения «Симоновский». В ходе проверки регламента установлено, что в нарушение статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, положений Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» часть лесных кварталов, включённых в состав государственных природных заказников регионального значения «Инверский» и «Симоновский», являющиеся в силу закона защитными, отнесены к эксплуатационным лесам. При этом фактически допускается их сплошная рубка с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды разрешенного использования лесов, без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для ООПТ, положениями об указанных ООПТ. В этой связи фактически допускаются виды использования лесов без соблюдения ограничений, установленных для особо охраняемых природных территорий.

В судебном заседании представитель Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры ФИО1 на заявленных требованиях с учетом уточнений в части указания конкретных лесных кварталов настаивал.

В письменном отзыве представитель министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО2 с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением установленной процедуры, в пределах предоставленных полномочий. Основой для разработки лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество» явились материалы лесоустройства на территории Свободненского лесничества, проведенного в 2002 году. Согласно материалам лесоустройства (таксационному описанию) леса, расположенные в границах Ледянского участкового лесничества в кварталах 152-154, 156ч, 157ч, 158-159, 162ч, 163 Свободненского лесхоза, в кварталах 1ч, 4, 5ч, 10ч, 16ч, 25ч, 35-36ч, 49-52ч, 64-66ч, 105ч, 106ч, 110-1144, 120-124, 132-134, 144-147ч, 156-158ч, 168, 179, 190ч Загорненского участкового лесничества и кварталы 72ч, 87-88ч, 107-109, 133-136, 158-160, 176, 188 Семёновского участкового лесничества относятся к эксплуатационным лесам. В этой связи указанные леса в таблице 1.1.5.1 лесохозяйственного регламента отнесены к эксплуатационным лесам, оснований для отнесения их к защитным лесам не имеется. Указала, что леса, расположенные в кварталах 107-109, 133-136, 158-160, 176, 188 Семеновского участкового лесничества отсутствуют в виде разрешенного использования лесов «Заготовка древесины». Что касается остальных лесов, по видам разрешённого использования «Заготовка древесины», «Переработка древесины и иных лесных ресурсов» в квартале 156 Ледянского участкового лесничества, «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 156, 157 Ледянского участкового лесничества, «Заготовка древесины» в кварталах 5,10 Загорненского участкового лесничества, «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 1, 5, 10, 16, 25, 36, 52, 66, 105, 106, 114, 158, 190 Загорненского участкового лесничества, «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 72,88Семёновского участкового лесничества – они включены лишь в части, не входящей в границы заказников. При этом, предоставление лесных участков по указанным видам разрешённого использования в приведённых кварталах производится с учётом границ заказников, определяемых на местности по естественным ориентирам в соответствии с пунктом 2.3 Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Иверский» и Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Симоновский», утверждённых постановлением Правительства Амурской области от 09 августа 2019 года №446, и с учётом согласования с управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Амурской области. Из схематической карты Свободненского лесничества Амурской области к лесохозяйственному регламенту ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество» усматривается, что в границы заказников указанные кварталы включаются не полностью, а лишь в части, следовательно, в остальной части леса подлежат использованию в соответствии со статьей 25 ЛК РФ. Оснований для невключения названных кварталов в таблицу 1.2.1 раздела 1.2 главы 1 лесохозяйственного регламента не имелось.

Заинтересованное лицо ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество» о рассмотрении дела было извещено надлежащим образом, в судебное заседание явку представителя не обеспечило.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

В ходе судебного разбирательства установлено, что приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года № 1383-ОД утвержден лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество».

Текст документа опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области www.amurleshoz.ru.

Порядок принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюден.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.

Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Несмотря на то, что в рамках настоящего дела прокурор не ставил под сомнение наличие у министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области полномочий на принятие лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество», в силу части 7 и подпункта «а» пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ указанный вопрос подлежит проверке по инициативе суда.

Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Согласно части 1 статьи 87 названного Кодекса использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (часть 2).

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3).

В силу частей 1 и 2 статьи 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий, в частности, относятся земли особо охраняемых природных территорий.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Из содержания приведенных положений федерального законодательства следует, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к исключительным полномочиям федерального органа исполнительной власти.

В этой связи лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество» в оспариваемой части, которой регламентирован правовой статус отдельных лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий – государственные природные заказники регионального значения «Иверский», «Симоновский», расположенные на территории Ледянского участкового лесничества, Загорненского участкового лесничества, Семёновского участкового лесничества, был принят министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с превышением предоставленных полномочий.

Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания лесохозяйственного регламента ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество» в оспариваемой части недействующим.

Кроме этого, судом установлено противоречие оспариваемых положений регламента иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 ЛК РФ).

Согласно части 1 статьи 120 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, осуществляются в соответствии с целевым назначением таких земель.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

В статье 2 названного Федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники.

Из материалов дела следует, что в структуре лесохозяйственного регламента Свободненского лесничества имеется раздел 1.1.5 с таблицей 1.1.5.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных лесов», согласно которой леса в границах лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.

Согласно п. 1.1.7 Регламента на территории Свободненского лесничества располагаются 2 особо охраняемых природных территории: зоологический заказник регионального значения «Иверский», который расположен на территории Ледянского участкового лесничества в кварталах 152-154, 156ч, 157ч, 158-159, 162ч, 163; комплексный заказник регионального значения «Симоновский», который расположен на территориях двух участковых лесничеств: Загорненское - кварталы 1ч, 4, 5ч, 10ч, 16ч, 25ч, 35-36ч, 48-52ч, 63-66ч, 105ч, 106ч, 109-114, 119-124, 132-134, 144-147ч, 156-158ч, 168, 179, 190ч; Семёновское - кварталы 72ч, 87-88ч, 107-109, 133-136, 158-160, 176-178, 188.

Согласно таблице 1.1.5.1 Регламента кварталы в подразделе таблицы 1.1.5.1 «Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях» отсутствуют.

Напротив, в оспариваемом нормативном правовом акте лесные участки, расположенные на такой территории, отнесены к эксплуатационным лесам.

Так, согласно таблице 1.1.5.1 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» Регламента в Ледянском участковом лесничестве кварталы 152-154, 156ч, 157ч, 158-159, 162ч, 163 отнесены к эксплуатационным лесам.

Согласно таблице 1.1.5.1 Регламента кварталы 1ч, 4, 5ч, 10ч, 16ч, 25ч, 35- 36ч, 49-52ч, 64-66ч, 105ч, 106ч, 110-114ч, 120-124, 132-134, 144-147ч, 156-158ч, 168, 179, 190ч Загорненского участкового лесничества и кварталы 72ч, 87-88ч, 107-109, 133-136, 158-160, 176, 188 Семёновского участкового лесничества отнесены к эксплуатационным лесам.

В силу пункта п. 5.1 Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Иверский», утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 09 августа 2019 года №446, на территории заказника запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред его природным комплексам и их компонентам, в том числе: проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных процессов; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство зданий, сооружений, в том числе временных объектов, линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных сооружений, не связанных с охраной и использованием заказника «Иверский», противопожарной охраной и использованием лесов; нарушение местообитаний видов животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Амурской области или являющихся редкими в заказнике «Иверский»; проведение неконтролируемого выжигания естественной растительности; проведение рубок лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан), за исключением мероприятий по уходу за лесами и санитарно-оздоровительных мероприятий; хранение минеральных удобрений и химических средств защиты растений; использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе и в научных целях; умышленное причинение беспокойства диким животным, их отлов и уничтожение, разорение их гнезд и нор; изменение функционального назначения территории заказника «Иверский» или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс заказника «Иверский»; загрязнение почв, замусоривание территории, захоронение отходов, устройство свалок; проезд транспорта вне дорог, за исключением транспорта, обслуживающего линейные объекты, обеспечивающего режим охраны и функционирование заказника «Иверский»; размещение пасек без уведомления управления.

В силу пунктов пункта 5.1 Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Симоновский», утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 09 августа 2019 года №446, на территории заказника «Симоновский» запрещается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе: проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных процессов; строительство зданий, сооружений, в том числе временных объектов, дорог, линий связи, линий электропередач, дорог, трубо и газопроводов, не связанных с охраной и использованием заказника «Симоновский», охраной государственной границы, противопожарной охраной и сельскохозяйственной деятельностью на землях сельхозугодий; нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Амурской области или являющихся редкими в заказнике «Симоновский»; распашка целинных земель; проведение неконтролируемого выжигания естественной растительности и стерни; проведение рубок лесных насаждений; поиск, оценка и разработка месторождений полезных ископаемых, кроме месторождений углеводородного сырья; хранение токсичных химических веществ за границами населенных пунктов; использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; умышленное причинение беспокойства диким животным, их отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор; осуществление неорганизованной рекреационной деятельности; изменение функционального назначения территории заказника «Симоновский», если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на охраняемый природный комплекс; загрязнение почв, замусоривание территории, устройство несанкционированных свалок, скотомогильников; проезд транспорта вне дорог, за исключением транспорта сельхозпроизводителей, обслуживающего линейные объекты, обеспечивающего режим охраны и функционирование заказника «Симоновский»; размещение пасек без уведомления управления.

В силу части 2 статьи 117 ЛК РФ в эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов, в том числе: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; ведение сельского хозяйства; осуществление рыболовства, за исключением любительского рыболовства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; создание лесных питомников и их эксплуатация; осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.

Таким образом, в отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 111 ЛК РФ). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 112 ЛК РФ.

Однако в результате неправомерного отнесения оспоренным лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав государственных природных заказников регионального значения «Иверский», «Симоновский», к эксплуатационным лесам, на территории последних фактически разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания заказника, природного парка и памятника природы и нарушает права неопределенного круга лиц.

В связи с этим положения лесохозяйственного регламента Свободненского лесничества в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав государственного природного заказника регионального значения «Иверский», «Симоновский», к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 111, 112 ЛК РФ, Федеральному закону от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», имеющим большую юридическую силу, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

В силу пункта 2 части 1 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в сети «Интернет» minlhpb.amurobl.ru.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующей части должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество» в оспариваемой части принят министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области с нарушением компетенции, данный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года № 1383-ОД (в редакции приказа от 02 сентября 2021 года №1284-ОД), в части отнесения в таблице 1.15.1 к эксплуатационным лесов, расположенных в границах следующих особо охраняемых природных территорий:

- государственного природного заказника регионального значения «Иверский» в кварталах 152- 154, 156ч, 157ч, 158-159, 162ч, 163 Ледянского участкового лесничества;

- государственного природного заказника регионального значения «Симоновский» в кварталах 1ч, 4, 5ч, 10ч, 16ч, 25ч, 35-36ч, 49-52ч, 64- 66ч, 105ч, 106ч, 110-1144, 120-124, 132-134, 144-147ч, 156-158ч, 168, 179, 190ч Загорненского участкового лесничества и кварталы 72ч, 87-88ч, 107-109, 133- 136, 158-160, 176, 188 Семёновского участкового лесничества;

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Свободненское лесничество», утвержденный приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года № 1383-ОД (в редакции приказа от 02 сентября 2021 года №1284-ОД), в части отнесения в таблице 1.2.1 п. 1.2 следующих видов использования лесов, расположенных в границах государственных природных заказников регионального значения «Иверский» и «Симоновский»:

- «Заготовка древесины», «Переработка древесины и иных лесных ресурсов» в квартале 156ч Ледянского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейный объектов» в кварталах 156ч, 157ч Ледянского участкового лесничества;

- «Заготовка древесины» в кварталах 5ч, 10ч Загорненского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 1ч, 5ч, 10ч, 16ч, 25ч, 36ч:, 52ч, 66ч, 105ч, 106ч, 114ч, 158ч, 190ч Загорненского участкового лесничества;

- «Заготовка древесины» в кварталах 72ч Семёновского участкового лесничества;

- «Выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождения полезных ископаемых», «Строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» в кварталах 72ч, 88ч Семёновского участкового лесничества.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в сети «Интернет» minlhpb.amurobl.ru.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через суд первой инстанции, т.е. Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 01 марта 2022 года.

Председательствующий А.П. Бушманов

УИД 28OS0000-01-2021-000161-88

Дело № 3а-20/2022 (3а-135/2021)