ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-135/2021 от 29.06.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-135/2021

42OS0000-01-2021-000134-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кемерово 29 июня 2021 года

Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,

при секретаре Юргель Е.Е.,

с участием прокурора Роппель О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Ресурсоснабжающая компания» о признании недействующими в части Постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», Постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее также РЭК Кузбасса, тарифный орган) от 31 декабря 2020 года № 844 внесены изменения в Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области».

Пунктом 9 таблицы 3 приложения № 1 указанного постановления Обществу с ограниченной ответственностью «Ресурсоснабжающая компания» (далее также ООО «Ресурсоснабжающая компания», Общество), как территориальной сетевой организации, установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год в размере 8, 325 млн. руб. (том 1 л.д.199 - 208).

Пунктом 10 приложения № 2 указанного постановления Обществу, как территориальной сетевой организации, установлена необходимая валовая выручка на 2021 год в размере 12 923, 04 тыс. руб., на 2022 год в размере 13 016, 86 тыс. руб., на 2023 год в размере 13 139, 21 тыс. руб. (без учета оплаты потерь) (том 1 л.д.199 - 208).

31.12.2020 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса принято постановление № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2021 год», пунктом 12 таблицы 2 приложения № 1 для ООО «Ресурсоснабжающая компания» установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области-Кузбассе на 2021 год (том 1 л.д.209 – 223).

Постановления опубликованы на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru 31 декабря 2020 года.

Постановлением РЭК Кузбасса от 25 февраля 2021 года № 83 внесены изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год», создавшие действующую редакцию нормативного правового акта.

ООО «Ресурсоснабжающая компания» с учетом уточнения заявленных требований обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», Постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2021 год» в приведенной выше части, по причине не соответствия их Федеральному закону «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 № 35-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом ФСТ России от17.02.2012 № 98-э.

Административный истец считает, что органом регулирования занижен базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год, что привело к необоснованному занижению необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования и повлекло нарушение прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.

Указывает, что регулирующим органом необоснованно не учтены заявленные расходы на аварийно – страховой запас, который в соответствии с законодательством регулируемая организация обязана иметь в составе объема своего оборудования. Расходы на аренду транспортных средств определены по минимальной стоимости услуг, в то время как необходимо было применять среднерыночные цены.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности от 28.12.2020, заявленные требования по основаниям, изложенным в иске и с учетом их уточнений, поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что оспаривает расчет подконтрольных расходов только в части исключения из них материальных затрат на аварийно – страховой запас по статье: «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо», поскольку считает, что необходимые документы для его расчета были представлены. Также не согласен с применением при расчете расходов на аренду транспортных средств минимальной, а не среднерыночной стоимости аренды, которая была указана в информационной справке Союза Кузбасской торгово-промышленной палаты, поскольку расходы на аренду, заявленные обществом, превышали минимальную стоимость.

Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО2, действующая на основании доверенности от 11.11.2020, в судебном заседании возражала против заявленных требований, указывая на то, что нормы действующего законодательства в сфере тарифного регулирования нарушены не были. Расходы на аварийно – страховой запас не были приняты регулирующим органом, поскольку они надлежащим образом обоснованы не были. При расчете расходов на аренду транспортных средств, из представленной административным истцом справки, регулирующим органом в соответствии с пунктами 7 и 29 Основ ценообразования была взята рыночная стоимость. Положения указанных пунктов предписывают соблюдать баланс интересов потребителей и производителей электрической энергии и не содержат такого понятия как среднерыночная стоимость.

Свидетель ФИО7 суду пояснила, что при расчете затрат на аренду транспортных средств тарифный орган руководствовался пунктом 29 Основ ценообразования и взял рыночную стоимость арендной платы из представленной справки Союза «Кузбасская торгово – промышленная палата». Расходы на аварийно – страховой запас были исключены, поскольку необходимые документы для их обоснования представлены не были, а самостоятельно рассчитать его невозможно.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы административного и тарифного дел, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Роппель О.В., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).

Согласно пункту 3 статьи 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится в том числе установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, оспариваемые постановления приняты Региональной энергетической комиссией Кузбасса в пределах предоставленных полномочий.

Проверив форму и вид, в которых РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правила введения их в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.

По процедуре и порядку принятия вышеуказанные нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.

Проверяя доводы административного истца о необоснованности установленной оспариваемыми нормативными правовыми актами размера необходимой валовой выручки, в связи с исключением заявленных обществом расходов на формирование аварийно-страхового запаса и уменьшением расходов на аренду транспортных средств, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

При этом Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» предусмотрено, что при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.

Согласно пункту 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по перечисленным в данной норме видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

Согласно пунктам 16 – 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 30 настоящего документа (пункт 24 Основ ценообразования).

Согласно пункту 25 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств учитываются: 1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации 2) цены, указанные в пункте 30 настоящего документа.

Как указано в пункте 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Как следует из пункта 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания), расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV Методических указаний необходимой валовой выручки.

Согласно пунктам 5 и 9 Методических указаний, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования, при этом необходимая валовая выручка регулируемой организации подлежит ежегодной корректировке.Необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования определяется по формуле, приведенной в пункте 11 Методических рекомендаций.

Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Таким образом, необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования определяется как сумма подконтрольных расходов, неподконтрольных расходов и результатов деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации.

Судом установлено, что ООО «Ресурсоснабжающая компания» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области.

2021 год для Общества является первым годом первого периода долгосрочного регулирования (2021 – 2023 годы) в связи с чем, для определения величины необходимой валовой выручки на 2021 год экспертами применен метод экономически обоснованных расходов (т.1 л.д.132 – 4 абзац страницы 14 экспертного заключения).

29 апреля 2020 года ООО «Ресурсоснабжающая компания» обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2021 год и предоставило обосновывающие материалы (том 1 л.д. 61).

Согласно экспертному заключению тарифного органа по материалам, представленным ООО «Ресурсоснабжающая компания», экспертами признана экономически обоснованной необходимая валовая выручка регулируемой организации на 2021 год (без учета расходов на оплату потерь и услуг сетевых организаций) в размере 12 923, 04 тыс. руб., в том числе: подконтрольные расходы – 8 324, 89 тыс. руб., неподконтрольные расходы – 4 598, 15 тыс. руб.(т.1 л.д.119-198 – страница 68 экспертного заключения).

Исключая в полном объеме из подконтрольных расходов, а следовательно и из необходимой валовой выручки на 2021 год, материальные расходы на формирование аварийно-страхового запаса в заявленном Обществом размере 1 260 тыс. руб. (страницы 16-17 экспертного заключения), тарифный орган исходил из того, что обществом не представлены акты расследования аварийных инцидентов, акты списания материалов на устранение аварий, локальные сметные расчеты на техническое и ремонтное обслуживание электрооборудования (ТОиР), организационно – распорядительная документация, к которой относятся документы по планированию, подготовке и выполнению ТОиР, а также учеты и отчетности (планы, графики, программы ремонта, ведомости, протоколы, акты, годовые графики ремонта, разрабатываемые собственником и иным законным владельцем объектов электроэнергетики, утверждаемые субъектом электроэнергетики и (или) организацией – исполнителем ремонта и пересматриваемые с учетом опыта эксплуатации).

Действительно, Пунктом 7 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных Приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 года № 1013 (далее – приказ Минэнерго № 1013), предусмотрено техническое обслуживание оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, которое состоит в выполнении комплекса технологических операций и организационных действий по поддержанию их работоспособности или исправности при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. Организация технического обслуживания оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики должна осуществляться в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности, о безопасности зданий и сооружений и в соответствии с ремонтной документацией, указанной в пункте 17 настоящих Правил.

Пунктом 17 приказа Минэнерго № 1013 предусмотрено, что ремонтная документация должна включать организационно-распорядительную документацию, к которой относятся документы по планированию, подготовке и выполнению ТОиР, а также учета и отчетности (планы, графики, программы ремонта, ведомости, протоколы, акты, годовые графики ремонта, разрабатываемые собственником и иным законным владельцем объектов электроэнергетики, утверждаемые субъектом электроэнергетики и (или) организацией - исполнителем ремонта и пересматриваемые с учетом опыта эксплуатации (далее - годовые планы-графики).

Из пункта 42 вышеуказанного приказа следует, что состав и объем оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийный запас, должен устанавливаться субъектом электроэнергетики самостоятельно в утверждаемом им локальном нормативном акте на основании анализа данных по авариям и повреждаемости оборудования, имевших место в процессе его эксплуатации.

В обоснование расходов на аварийно – страховой запас, административным истцом был представлен перечень необходимого оборудования, изделий и материалов (т.2 л.д.105 – 135, Предложение в РЭК том 2 л.д.11-16, 17-57), договор поставки (т.2 л.д.136-139, Дополнения к Предложению в РЭК т.2 л.д.3-6), расчет аварийно – страхового запаса с ценами (т.2 л.д.140-145, Дополнения к Предложению в РЭК т.2 л.д.7-12), приказ «О создании комиссии по осмотру объектов электросетей и составлению дефектных актов» (т.2 л.д.146, т.2 л.д.13 Дополнения к Предложению в РЭК), дефектные акты и протоколы измерения (т.2 л.д.147-173, Дополнения к Предложению в РЭК т.2 л.д.14-40).

Локальный нормативный акт, утверждающий состав и объем оборудования, запасных частей и материалов, включаемых в аварийный запас, как и организационно-распорядительная документация административным истцом тарифному органу представлены не были.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что ранее органом регулирования в необходимую валовую выручку административного истца средства для формирования аварийного запаса материалов не включались.

Данное обстоятельство также следует из заключения региональной энергетической комиссии Кемеровской области по материалам, представленным обществом для определения необходимой валовой выручки и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2020 год (т.3 л.д.159-217 – страница 18 экспертного заключения).

Вместе с тем передача (транспортировка) электроэнергии представляет собой непрерывный технологический процесс, объекты электросетевого хозяйства работают (эксплуатируются) круглосуточно (непрерывно).

В соответствии с пунктом 5.7.24 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229, в целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на высоковольтных линиях (ВЛ) в организациях, эксплуатирующих электрические сети, должен храниться неснижаемый аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

Таким образом, законодателем предусмотрена обязанность создания регулируемой организацией аварийно-страхового запаса, в связи с чем органом регулирования по статье расходов «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» необоснованно, без учета обязанности создания регулируемой организацией аварийного запаса материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ и запланированных ремонтов, закрепленной пунктом 5.7.24 ПТЭЭП, исключены из необходимой валовой выручки в полном объеме заявленные Обществом расходы на создание аварийного запаса материалов.

Кроме того, Министерством энергетики Российской Федерации ежегодно осуществляется оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, которая направлена на предупреждение нарушения энергоснабжения потребителей электрической энергии при функционировании объектов электроэнергетики. При этом проверке подлежит в том числе выполнение субъектами электроэнергетики условий готовности «Противоаварийная и аварийно-восстановительная деятельность», к которым среди прочего относится наличие аварийного запаса оборудования и необходимых материалов для выполнения аварийно-восстановительных работ (пункт 23 Порядка оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 543).

Суд также учитывает, что 2021 год для административного истца является первым (базовым) годом первого периода долгосрочного периода регулирования, в связи с чем невключение в необходимую валовую выручку общества расходов на создание аварийно – страхового запаса, обязанность по созданию которого предусмотрена законодательством, повлечет невозможность ее выполнения в течение всего периода долгосрочного регулирования.

При этом, по мнению суда, регулирующий орган не был лишен возможности как истребовать дополнительные документы, так и определить экономически обоснованный объем расходов в ином размере на основании положений пунктов 29 и 31 Основ ценообразования.

Заявляя о расходах на аренду транспортных средств, ООО «Ресурсоснабжающая компания», предоставив в регулирующий орган однолетний план график работ по обслуживанию объектов ЭСХ (т.2 л.д.82-104, Дополнения к Предложению в РЭК т.1 л.д.151-173), определение пробега автомобилей (т.3 л.д.124-126, Дополнения к Предложению в РЭК т.1 л.д.133-136), договоры аренды транспортных средств с экипажем (т.3 л.д.128-136, Дополнения к Предложению в РЭК т.2 л.д.99-107), информационную справку о величине средней рыночной стоимости аренды транспортных средств (т.3 л.д.137, Дополнения к Предложению в РЭК т.1 л.д.231-232), предложило согласно представленному расчету включить в необходимую валовую выручку за аренду двух грузовых фургонов и легкового автомобиля 6 780, 748 тыс. руб. (т.3 л.д.127, Дополнения к Предложению в РЭК т.2 л.д.136).

Расходы на аренду транспортных средств входят в состав неподконтрольных расходов и обоснованно учтены регулирующим органом по статье: «Плата за аренду имущества и лизинг».

Проверяя заявленный размер расходов, регулирующий орган учел пробег транспортных средств за год, время в пути, время работы на объекте, минимальную стоимость услуг по аренде данных транспортных средств исходя из данных, указанных в информационной справке № 5/363-1 Союза «Кузбасская торгово – промышленная палата» о величине средней стоимости арендной платы транспортного средства, представленных обществом, и принял заявленные расходы в размере 2 527, 72 тыс. руб.(т.1 л.д.119-198 – страницы 39-43 экспертного заключения).

Доводы административного истца о том, что при включении в необходимую валовую выручку расходов за аренду транспортных средств, регулирующий орган должен был исходить из указанной в предоставленной информационной справке среднерыночной стоимости такой аренды, а не из минимальной, поскольку заявленные расходы превышали последнюю, суд первой инстанции отклоняет.

Величина расходов на аренду транспортных средств на 2021 год учтена регулирующим органом в соответствии с требованиями абзаца 5 пункта 29 Основ ценообразования, с учетом рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах в размере 1000 рублей для грузового фургона и 1900 рублей для легкового автомобиля.

Положения вышеуказанного пункта не ставят использование регулирующим органом рыночных цен в зависимость от цены, установленной договором между регулируемой организацией и ее контрагентом, поскольку стороны свободны в заключении договора и определении его цены. Вместе с тем в соответствии с положениями Закона об электроэнергетике и Основ ценообразования, регулирующий орган должен исходить из баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивая защиту последних от необоснованного повышения цен, путем исключения экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

При таких обстоятельствах, органом регулирования обоснованно использованы рыночные цены, указанные в предоставленной регулируемой организацией информационной справке № 5/363-1 Союза «Кузбасская торгово – промышленная палата» о величине средней стоимости арендной платы транспортного средства грузового фургона УАЗ 390995 в размере 1000 рублей и легкового автомобиля Лада Приора в размере 1900 рублей.

Суд также учитывает, что исходя из представленных административным истцом документов, время использования и стоимость ежемесячной аренды грузовых фургонов L200 и УАЗ 390995 является равной.

В остальной части расчет расходов на аренду транспортных средств и взятые для него показатели, а также расчет по статье расходов «Плата за аренду имущества и лизинг», административным истцом не оспариваются.

Учитывая изложенное, суд полагает, что базовый уровень подконтрольных расходов регулирующим органом был необоснованно занижен.

Необоснованное занижение регулирующим органом базового уровня подконтрольных расходов, влияющих на величину необходимой валовой выручки, привело к ее необоснованному снижению на 2021, и соответственно на 2022, 2023 года.

Таким образом, определенный органом регулирования размер базовых подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки регулируемой организации является экономически необоснованным и не соответствует порядку ценообразования по статье «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» относительно затрат на создание аварийно-страхового запаса и повлек нарушение экономических интересов административного истца.

Ввиду допущенных органом регулирования нарушений при расчете подконтрольных расходов, повлиявших на величину необходимой валовой выручки, утвержденные для Общества постановлением № 844 от 31 декабря 2020 года базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 год в размере 8, 325 млн. руб. и необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) на 2021 год в размере 12 923, 04 тыс. руб., на 2022 год в размере 13 016, 86 тыс. руб., на 2023 год в размере 13 139, 21 тыс. руб., а также утвержденная постановлением № 845 от 31 декабря 2020 года необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год, являются необоснованными.

Таким образом, суд приходит к выводу, что постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области № 844, 845 от 31 декабря 2020 года в оспариваемой части противоречат Закону об электроэнергетике, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и нарушают в связи с этим права и законные интересы административного истца.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого Постановления № 844, 845 в оспариваемой части должны быть признаны недействующими, суд учитывает, что оспариваемые в части нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем признание их недействующими со дня принятия достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, отмена с 1 июня 2021 года приказом ФАС России от 23 апреля 2021 г. № 394/21 постановления РЭК Кузбасса от 31 декабря 2020 г. № 845 основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о признании последнего недействующим в части, не является (т.2 л.д.6-15).

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействующими со дня принятия:

постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 844 «О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2016 № 753 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области», в части:

установления пунктом 9 таблицы 3 приложения № 1 для территориальной сетевой организации ООО «Ресурсоснабжающая компания» базового уровня подконтрольных расходов на 2021 год в размере 8, 325 млн. руб.;

установления пунктом 10 приложения № 2 для территориальной сетевой организации ООО «Ресурсоснабжающая компания» необходимой валовой выручки (без учета потерь) на 2021 год в размере 12 923, 04 тыс. руб., на 2022 год в размере 13 016, 86 тыс. руб., на 2023 год в размере 13 139, 21 тыс. руб.;

постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2020 года № 845 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год» в части:

пункта 12 таблицы 2 приложения № 1 (Необходимая валовая выручка сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области – Кузбасса на 2021 год).

Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативные правовые акты, заменяющие названные выше постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса, признанные не действующими в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.

В окончательной форме решение изготовлено 9 июля 2021 года

Председательствующий А.М. Решетняк