ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-135/2023 от 27.12.2023 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 декабря 2023 года № 3а-135/2023

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Михайлова Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части нормативных правовых актов,

установил:

ФИО1 является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, назначение - нежилое, номер этажа, на котором расположено помещение - этаж № 3, расположенного по адресу: <адрес>.

Также ФИО1 является собственником ... доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости - помещение с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, назначение - нежилое, номер, тип этажа, на котором расположено помещение - антресоль, этаж № 3, расположенный по адресу: <адрес>.

Другими правообладателями являются ФИО2 (... доли), ФИО3 (... доли), ФИО4 (... доли), ООО «СОРУС» (... доли), ФИО5 (... доли), ФИО6 (... доли), ФИО7 (... доли), ООО «Луч» (ИНН <***>, ... доли), ФИО8 (... доли), ФИО9 (... доли), ООО «Луч» (ИНН <***>, ... доли), ФИО10 (... доли), ФИО11 (... доли), ФИО12 (... доли).

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, в который под номерами ..., ... включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №... соответственно. Приказ подписан начальником Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov.ru 21 ноября 2018 года, опубликован в газете «Красный Север» № 132 от 24 ноября 2018 года, № 133 от 27 ноября 2018 года.

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, в который под номерами ..., ... включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №... соответственно. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov.ru 19 ноября 2019 года, опубликован в газете «Красный Север» № 132 от 23 ноября 2019 года.

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года № 98-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, в который под номерами ..., ... включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №... соответственно. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov.ru 25 ноября 2020 года, опубликован в газете «Красный Север» № 132 от 24 ноября 2020 года, № 134 от 28 ноября 2020 года.

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года № 102-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, в который под номерами ..., ... включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №... соответственно. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov.ru 18 ноября 2021 года, опубликован в газете «Красный Север» № 132 от 27 ноября 2021 года, № 133 от 30 ноября 2021 года.

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года № 101-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, в который под номерами ..., ... включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №... соответственно. Приказ подписан исполняющим обязанности начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области, размещён на официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области http://www.pravo.gov.ru 18 ноября 2022 года, опубликован в газете «Красный Север» № 133 от 26 ноября 2022 года, № 134 от 29 ноября 2022 года.

Административный истец ФИО1 обратилась в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов указанных выше Перечней, в которые включены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., ссылаясь на их противоречие в оспариваемой части положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации ввиду того, что помещения с кадастровыми номерами №..., №... не обладают признаками объекта налогообложения, предусмотренного указанной статьей.

Указанные объекты недвижимости не используются для размещения офисов, торговых помещений, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Согласно техническому паспорту тип площади - производственная, наименование помещений - коридоры, тамбур, лифт, лестничная клетка, санузел, туалет, венткамера, подсобное.

Здание, в котором расположены помещения, не является административно-деловым и торговым центром, было построено как объект производственного назначения, ранее в нем располагались производственные цеха и иные помещения завода «Луч».

Сам по себе вид разрешенного использования земельного участка, измененный не ФИО1, а постановлением Администрации города Вологды от 16 мая 2014 года, не влечет вывода о том, что в помещениях заявителя размещены офисы, торговые помещения, объекты общественного питания и бытового обслуживания

Неправомерное включение принадлежащих истцу помещений в оспариваемые Перечни возлагает на неё обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Административный истец с учетом уточнения требований просила суд признать не действующими со дня принятия пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н; пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н; пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года № 98-н; пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года № 102-н; пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года № 101-н (заявление об уточнении требований т.2,л.д.141).

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности адвокат Кузнецова С.Г. уточненные требования административного искового заявления поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Вологодской области по доверенности ФИО13 исковые требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в отзыве и дополнительном отзыве на административное исковое заявление. Полагала, что спорные объекты недвижимости правомерно включены в оспариваемые Перечни, поскольку объекты недвижимости расположены в здании, находящемся на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования «объекты розничной торговли». Земельный участок находится в неразграниченной государственной собственности и передан ФИО1 в аренду. Департамент, включая объекты недвижимости, принадлежащие ФИО1, в Перечни располагал необходимой информацией о виде разрешенного использования земельного участка. Полагала, что отсутствие на тот момент привязки здания к земельному участку по сведениям ЕГРН не имеет значения, поскольку, исходя из комплексного исследования имеющейся информации, можно было сделать вывод, что объекты недвижимости, расположены в здании с кадастровым номером №.... Согласно сведениям публичной кадастровой карты это здание находится на земельном участке с кадастровым номером №.... Публичная кадастровая карта ведется Росреестром и содержит сведения, которые находятся также в ЕГРН.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Вологды по доверенности ФИО14 возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что постановлением Администрации города Вологды от 16 мая 2014 года № 3491 «О земельном участке с кадастровым номером №...» вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... изменен с вида «для эксплуатации и обслуживания здания корпуса № 1» на вид «объекты розничной торговли». Указанное постановление издано по инициативе Администрации города Вологды в целях приведения вида разрешенного использования в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренными Правилами землепользования и застройки города Вологды. Вид разрешенного использования был выбран исходя из того, что по имеющейся в Администрации информации в используемых помещениях фактически осуществлялась торговля.

Представитель заинтересованного лица ООО «Луч» (ИНН <***>) по доверенности адвокат Кукушкин П.О. требования административного истца поддержал. Пояснил, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... «объекты розничной торговли» установлен с нарушением требований Правил землепользования и застройки городского округа города Вологды, градостроительного регламента, предъявляемым к предельным максимальным размерам земельных участков, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В связи с чем полагает неправильным ссылаться на вид разрешенного использования земельного участка, для включения в Перечни необходимо было определить фактическое использование объектов недвижимости, что Департаментом не было сделано.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представители заинтересованных лиц ООО «СОРУС», ООО «Луч» (ИНН <***>), заинтересованные лица ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Михайлова Н.С., полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, которая к таким объектам, в частности, относит здания, строения, сооружения, помещения.

Исчисление и уплата налога на имущество физических лиц регулируются главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 января 2021 года, было установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) была возложена обязанность установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно Закону Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-03 «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такой датой является 1 января 2016 года.

Пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в действующей редакции предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих приведенные в этом пункте значения, в частности, 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года № 1046 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества» установлено, что Департамент имущественных отношений Вологодской области является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Вологодской области на определение вида фактического использования объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость; определение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и направление перечня в электронной форме в налоговый орган; размещение перечня на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статьей 60 Устава Вологодской области предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Вологодской области образуют Правительство области и органы исполнительной государственной власти области.

В соответствии со статьёй 1.4. Положения о Департаменте имущественных отношений Вологодской области (утверждено постановлением Правительства Вологодской области от 24 июля 2012 года № 874) Департамент является органом исполнительной государственной власти области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящемся в собственности Вологодской области, и земельных отношений. Пунктом 3.1.7. Положения предусмотрено, что Департамент определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в Управление Федеральной налоговой службы России по Вологодской области и размещает на сайте Департамента. Для реализации установленных функций (полномочий) Департамент принимает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, а также правовые акты по вопросам деятельности Департамента (пункт 3.2.1.Положения).

Согласно статье 3 Закона Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» органы исполнительной государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказа.

Статьей 5 закона Вологодской области от 2 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области» предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Как усматривается из материалов дела, приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

21 ноября 2018 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете «Красный Север», выпуск № 132 от 24 ноября 2018 года (приказ, начало приложения, пункты таблицы 1-8616), № 133 от 27 ноября 2018 года (окончание таблицы, пункты таблицы 8617-14182).

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

19 ноября 2019 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете «Красный Север», выпуск № 132 от 23 ноября 2019 года.

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года № 98-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.

25 ноября 2020 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете «Красный Север», выпуск № 132 от 24 ноября 2020 года (приказ, начало приложения пункты таблицы 1-10315), № 134 от 28 ноября 2020 года (продолжение приложения пункты таблицы 10316-15098).

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года № 102-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.

18 ноября 2021 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете «Красный Север», выпуск № 132 от 27 ноября 2021 года (приказ, приложение пункты таблицы 1-120), № 133 от 30 ноября 2021 года (приказ, приложение пункты таблицы 121-15188).

Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года № 101-н определён Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год.

18 ноября 2022 года указанный приказ размещён на Официальном интернет-портале правовой информации Вологодской области (http://www.pravo.gov.ru), опубликован в газете «Красный Север», выпуск № 133 от 26 ноября 2022 года (приказ, начало приложения пункты таблицы 1-8427), № 134 от 29 ноября 2022 года (продолжение приложения, пункты таблицы 8428-15688).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции. Соблюдены форма, в которой Департамент имущественных отношений Вологодской области вправе принимать нормативные правовые акты и порядок их опубликования, что не оспаривалось административным истцом.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что на основании договора дарения от <ДАТА> ФИО1 является собственником ... доли в праве общей долевой собственности на объект недвижимости - нежилые помещения №№ 20,27,28,30-33,41,42,43а третьего этажа, №№ 1?-7? между III-IV этажами, назначение - нежилое, общая площадь ... кв.м, этаж 3, адрес объекта: <адрес>. Право собственности зарегистрировано <ДАТА> (том 1, л.д. 25).

Также на основании договора дарения от <ДАТА> ФИО1 является собственником объекта недвижимости - помещения № 21 и № 22, находящихся на 3-м этаже четырехэтажного с техническим этажом кирпично-железобетонного здания корпуса № 1, назначение - нежилое, общая площадь ... кв.м, этаж 3, адрес объекта: <адрес>. Право собственности зарегистрировано <ДАТА> (том 1, л.д. 26).

Как следует из ответа филиала ППК «Роскадастр» по Вологодской области от 15 сентября 2023 года (том 1,л.д.102), помещение с кадастровым номером №... поставлено на государственный кадастровый учет 14 марта 2014 года с наименованием «нежилые помещения №№ 20,27,28,30-33,41,42,43а третьего этажа, №№ 1?-7? между III-IV этажами», назначением - «нежилое».

04 июля 2016 года наименование помещения с кадастровым номером №... приведено в соответствии с технической документацией, исключены сведения о номерах помещений, дублирующие сведения о номерах на поэтажном плане. Откорректированы сведения на наименовании данного помещения с «нежилые помещения №№ 20,27,28,30-33,41,42,43а третьего этажа, №№ 1?-7? между III-IV этажами» на «помещение».

Помещение с кадастровым номером №... поставлено на государственный кадастровый учет 18 марта 2014 года с наименованием - «помещения № 21 и № 22, находящиеся на 3-м этаже четырехэтажного с техническим этажом кирпично-железобетонного здания корпуса № 1», назначением - «нежилое».

13 июля 2020 года наименование помещения с кадастровым номером №... приведено в соответствии с технической документацией, исключены сведения о номерах помещений, дублирующие сведения о номерах на поэтажном плане. Откорректированы сведения о наименовании данного помещения с «помещения № 21 и № 22, находящихся на 3-м этаже четырехэтажного с техническим этажом кирпично-железобетонного здания корпуса № 1» на «нежилое помещение». 30 декабря 2020 года исключены сведения о наименовании данного помещения в соответствии с технической документацией.

В Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером №... имеет наименование - помещение, назначение - нежилое, номер, тип этажа, на котором расположено помещение - антресоль, этаж №3, площадь ... кв.м; объект недвижимости с кадастровым номером №... имеет назначение - нежилое, данные о наименовании отсутствуют, номер, тип этажа, на котором расположено - этаж №3, площадь ... кв.м.

Названные объекты недвижимости расположены в здании с кадастровым номером №..., наименование - здание корпуса № 1, назначение - нежилое, площадь - ... кв.м, количество этажей 5, в том числе подземных - 0, год завершения строительства - 1981 год, адрес объекта: <адрес> (том 2, л.д.182).

Земельный участок с кадастровым номером №... расположен по адресу: <адрес>.

Согласно ответу филиала ППК «Роскадастр» по Вологодской области от 29 сентября 2023 года (том 1, л.д.169) по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №... поставлен на государственный кадастровый учет 02 февраля 2009 года с разрешенным использованием - «для эксплуатации и обслуживания здания корпуса № 1».

<ДАТА> между Департаментом земельных отношений Вологодской области и ОАО «Вологодский оптико-механический завод» заключен договор аренды №... земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением со множественностью лиц на стороне арендатора. Предметом договора аренды являлся земельный участок с кадастровым номером №..., местоположение: <адрес>, площадью ... кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации и обслуживания здания корпуса № 1 (л.д. 173174, том 1).

Постановлением администрации города Вологды от <ДАТА>№... изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... по <адрес>, площадью ... кв.м с вида разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания здания корпуса № 1» на вид разрешенного использования «объекты розничной торговли» (том 1,л.д. 172).

Дополнительным соглашением №... к договору аренды №... от <ДАТА>, заключенным между Администрацией города Вологды и ОАО «Вологодский оптико-механический завод», ФИО8, к Администрации города Вологды перешли права и обязанности арендодателя по договору аренды №..., пункт 1.1 договора изложен в новой редакции: «арендодатель передает за плату во временное владение и пользование, а арендаторы принимают земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, занятый зданием, строением, сооружением, с правом вступления в договор иных лиц - собственников помещений, находящихся в здании по адресу: <адрес>: кадастровый номер №..., площадь ... кв.м, местоположение: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - объекты розничной торговли» (том 1, л.д. 175).

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от <ДАТА> на ФИО1 возложена обязанность заключить с Администрацией города Вологды дополнительное соглашение № 22 к договору аренды №... земельного участка, занятого зданием, строением, сооружением со множественностью лиц на стороне арендатора на условиях, предложенных Администрацией города Вологды (том 2, л.д.139-140). Решение не обжаловано, вступило в законную силу 28 декабря 2017 года.

Дополнительным соглашением №... к договору аренды №... от <ДАТА> ФИО1 с <ДАТА> включена в состав арендаторов договора аренды №... земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, кадастровый номер №..., площадь ... кв.м, местоположение: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - объекты розничной торговли (том 1, л.д. 176).

Дополнительное соглашение №... после его подписания ФИО1 зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области <ДАТА>.

Как следует из ответа филиала ППК «Роскадастр» по Вологодской области от 15 сентября 2023 года (том 1, л.д.102), в настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером №... с разрешенным использованием - «объекты розничной торговли». Сведения об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка в период с 2018 года и по настоящее время в ЕГРН отсутствуют.

В ходе судебного разбирательства по делу судом установлено и усматривается из материалов дела, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №... включены Департаментом в оспариваемые пункты Перечней исходя из их расположения в здании с кадастровым номером №..., находящемся на земельном участке с кадастровым номером №..., имеющим вид разрешенного использования «объекты розничной торговли».

Как следует из ответа филиала ППК «Роскадастр» по Вологодской области от 06 декабря 2023 года (том 2, л.д.185), в ЕГРН отсутствуют сведения в пределах какого земельного участка расположено здание с кадастровым номером №... местоположение: <адрес>.

Из ответа филиала ППК «Роскадастр» по Вологодской области от 07 декабря 2023 года (том 3, л.д.3), следует, что в сведениях ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером №... отсутствует информация об объектах капитального строительства (зданиях), расположенных в пределах данного участка.

Сведения о расположении здания с кадастровым номером №... в границах земельного участка с кадастровым номером №... были внесены в ЕГРН только 19 декабря 2023 года на основании сведений о местоположении данного объекта недвижимости имеющихся в распоряжении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в технических документах на объект капитального строительства и межевых документах на земельный участок, что подтверждено сведениями Управления Росреестра по Вологодской области, изложенными в ответе от 20 декабря 2023 года № 09-08/000415@ на запрос суда (том 3, л.д.52).

Таким образом, на момент принятия оспариваемых приказов в ЕГРН не имелось сведений о расположении здания с кадастровым номером №... на земельном участке с кадастровым номером №....

Земельный кодекс Российской Федерации установил, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 ноября 2020 года № П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Ранее действовал Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540.

Такой вид разрешенного использования земельного участка как «объекты розничной торговли» прямо не предусмотрен вышеназванными Классификаторами видов разрешенного использования земельных участков. Предусмотрены виды разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2), рынки (4.3), магазины (4.4).

В соответствии с правилами землепользования и застройки городского округа города Вологды, утвержденными решением Вологодской городской Думы от 29 июня 2009 года № 72, на даты <ДАТА> (регистрация права собственности ФИО1 на объекты) и <ДАТА> (включение ФИО1 в состав арендаторов) земельный участок с кадастровым номером №... располагался в территориальной зоне П-3 «Промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V классов опасности», ЦС-5 (т.2, л.д.111-112), на момент включения помещений с кадастровыми номерами №..., №... в оспариваемые Перечни земельный участок с кадастровым номером №... располагался в территориальной зоне «О1. Зона застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения» (т.2, л.д.109).

Такой вид разрешенного использования земельного участка как «объекты розничной торговли» территориальной зоны «О1. Зона застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения» также не поименован ни в качестве основного вида разрешенного использования, ни в качестве условно разрешенного или вспомогательного вида. В указанной территориальной зоне предусмотрен вид разрешенного использования: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2), рынки (4.3), магазины (4.4).

В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

На дату принятия постановления администрации города Вологды от <ДАТА>№..., которым был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №...,площадью ... кв.м с вида разрешенного использования «для эксплуатации и обслуживания здания корпуса № 1» на вид разрешенного использования «объекты розничной торговли» Правилами землепользования и застройки городского округа города Вологды в территориальных зонах: П-3 «Промышленные предприятия и коммунально-складские организации IV-V классов опасности», ЦС-1 «Зона общественного, делового и коммерческого назначения», ЦС-5 «Зона рыночной и оптовой торговли» был предусмотрен вид разрешенного использования «объекты розничной торговли» и установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а именно максимальная этажность - 3 этажа.

Здание корпуса №1 с кадастровым номером №... имеет 5 этажей.

Земельный участок с кадастровым номером №... имеет площадь <ДАТА> кв.м, которая превышает предельный максимальный размер земельных участков.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... был изменен с нарушением градостроительных регламентов в части установленных в нем предельных максимальных размеров земельного участка и максимальной этажности, максимальной высоты объекта капитального строительства.

В настоящее время Правилами землепользования и застройки городского округа города Вологды в территориальной зоне О1 «Зона застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения» предусмотрен основной вид разрешенного использования «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а именно максимальная этажность - 2 этажа, предельный размер земельного участка 2500 кв.м.

Оценивая правомерность включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №... в оспариваемые Перечни на основании вида разрешенного использования земельного участка, суд исходит из того, что установленный вид разрешенного использования «объекты розничной торговли» не тождественен указанным в подпунктах 1 пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации видам разрешенного использования земельного участка: для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

С учётом предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 стати 3 Налогового кодекса Российской Федерации) указанные объекты не могли быть включены в оспариваемые Перечни исключительно по виду разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации здание признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В техническом паспорте объект недвижимости с кадастровым номером №... имеет наименование - здание, корпус 1, <адрес> (лит.В-В9). Исчислена площадь здания (литера В-В9 корпус 1) - ... кв.м, число этажей- 5.

Наименование помещений 1 этажа, указанных в техническом паспорте: помещения, тамбуры, лестничные клетки, тепловой узел, туалеты, санузлы, коридоры, трансформаторная подстанция, склад, венткамера, щитовая; тип площади - производственная.

Наименование помещений 2 этажа, указанных в техническом паспорте: помещения, складские помещения, тамбуры, лестничные клетки, лифты, санузлы, коридоры, венткамеры; тип площади - производственная.

Наименование помещений 3 этажа, указанных в техническом паспорте: помещения, склады, тамбуры, лестничные клетки, лифты, туалет, санузел, коридоры, венткамеры; тип площади - производственная.

Наименование помещений 3-4 этажа, указанных в техническом паспорте: лестничная клетка, санузел, коридоры, венткамера, подсобное помещение; тип площади - производственная, вспомогательная.

Наименование помещений 5 этажа, указанных в техническом паспорте: помещения, лестничные клетки, лифты, коридоры; тип площади - производственная.

В экспликации к поэтажному плану здания поименованы части помещений: участки, инструментальная кладовая, участок шлифования, остекление двойное, венткамера, участок блокировки, склады, остекление, вакумный участок, участок центровки, участок ультразвуковой проливки, участок проливки, участок шлифовки, химлаборатория, участок упаковки.

На момент рассмотрения дела в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о наименовании объекта недвижимости с кадастровым номером №... - здание корпуса № 1, назначение - нежилое, площадь ... кв.м, количество этажей - 5, 1981 год завершения строительства, что подтверждено выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости по состоянию на дату 27 декабря 2023 года.

В извлечении из технического паспорта и экспликации к поэтажному плану от 02 ноября 2006 года на принадлежащее административному истцу помещение с кадастровым номером №... (л.д. 58, 60-61, том 2) поименовано назначение - производственное, помещения №№ 20,27,28,30-33,41,42,43а третьего этажа, №№ 1?-7? (III-IV) имеют производственное назначение, тип площади производственная. Как следует из экспликации к поэтажному плану здания (строения) вышеуказанное помещение включает 8 коридоров, 2 тамбура, 2 лифта, 2 лестничные клетки, 2 санузла, туалет, венткамера, подсобное.

В извлечении из технического паспорта и экспликации к поэтажному плану от 02 ноября 2006 года на принадлежащее административному истцу помещение с кадастровым номером №...(том 1, л.д.27-29) поименовано назначение - промышленное, помещения №№ 21, 22 третьего этажа имеют промышленное (производственное) назначение, тип площади производственная.

Как следует из экспликации к поэтажному плану здания (строения) вышеуказанное помещение включает два помещения.

Таким образом, ни в сведениях ЕГРН, ни в документах технического учета и иных представленных в дело доказательствах не имеется сведений о помещениях здания с кадастровым номером №..., назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическое использование объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №... на момент их включения в оспариваемые Перечни в соответствии с требованиями пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений пункта 5 данной статьи, не устанавливалось, что административный ответчик не оспаривал.

Судом установлено, что помещения с кадастровыми номерами №..., №... с момента регистрации права собственности (<ДАТА>) и в настоящее время истцом не используются.

В рамках рассмотрения административного дела № 3а-118/2021 по иску ФИО1 об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №... оценщиком был подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта от 11 декабря 2020 года, был проведен осмотр объекта, которым установлено, что объект не используется длительное время, коммуникации находятся в неудовлетворительном состоянии, полная потеря эластичности изоляции электропроводки, частичное отсутствие приборов, следы протечек, ржавчина. Состояние объекта неудовлетворительное, без отделки, остекление местами отсутствует, беспрепятственно попадают осадки. Системы отопления, водоснабжения, канализации - разморожены, лифты не действуют, система вентиляции не действует, часть труб снята. Все коммуникации отключены. Ранее в здании находилось производственное предприятие «Луч», с момента ликвидации предприятия назначение помещений 3 этажа (производственное) не менялось.

В рамках рассмотрения административного дела № 3а-232/2021 по иску ООО «Сорус», ФИО11 об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №... оценщиком был подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта от 26 октября 2020 года, был проведен осмотр объекта, которым установлено, что объект не используется, состояние объекта неудовлетворительное, остекление отсутствует. Системы отопления, водоснабжения, канализации - разморожены. Все коммуникации отключены.

Департаментом имущественных отношений Вологодской области осмотр помещений с кадастровыми номерами №..., №... был проведен только на основании обращения ФИО1 от 03 мая 2023 года.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4 и 5 поименованной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Вологодской области от 07 декабря 2015 года № 1046 утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Департаментом имущественных отношений области (далее - уполномоченный орган) ежегодно с учетом положений: пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; законов области, устанавливающих особенности определения налоговой базы отдельных категорий объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.

Определение вида фактического использования объектов осуществляется уполномоченным органом на основании: информации о назначении объектов; информации о видах разрешенного использования земельных участков, на которых располагаются объекты; результатов осмотра объектов (пункт 3 Порядка).

В соответствии с пунктом 4 Порядка осмотр объектов проводится комиссиями, создаваемыми уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с даты принятия решения уполномоченным органом о необходимости осмотра объектов. При осмотре проводятся выезд членов комиссии и визуальный осмотр по местонахождению объектов.

На основании заявления ФИО1 от 03 мая 2023 года об исключении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №... из Перечней на 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы Департаментом имущественных отношений Вологодской области 12 мая 2023 года издано распоряжение № 857-р о проведении осмотра объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., утвержден состав комиссии, установлены сроки проведения осмотра - с 24 мая по 16 июня 2023 года включительно.

Комиссией произведён осмотр объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., в ходе проведения которого установлено, что помещения фактически не используются. По результатам осмотра объектов недвижимости составлены справки об осмотре по состоянию на 26 мая 2023 года (том 1,л.д. 129-130).

28 июня 2023 года Межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения принято решение не исключать объекты недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., расположенные по адресу: <адрес>, из Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы.

Обследований помещений с кадастровыми номерами №..., №... в целях определения вида их фактического использования до момента утверждения Перечней на 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы не проводилось, что подтверждено представителем административного ответчика в судебном заседании.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения здания в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Между тем Департаментом имущественных отношений Вологодской области относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания и помещений в нем условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в Перечень, не представлено.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 ноября 2020 года № 46-П «По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

При этом Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Если в статусе собственника земельного участка, на котором расположен налогооблагаемый объект недвижимости, собственник не лишен законной возможности инициировать указанное изменение, с тем, чтобы его недвижимое имущество не относилось к объектам, облагаемым налогом по кадастровой стоимости, то арендующий землю налогоплательщик в такой возможности ограничен.

Административный истец ФИО1 обращалась в Администрацию города Вологды по вопросу установления дополнительного вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым с кадастровым номером №....

В ответе Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 07 декабря 2023 года № 12-0-16/16392/15460 на обращение истца указано, что установление дополнительно одного из основных видов или условно разрешенных видов использования не представляется возможным в отношении земельного участка с кадастровым с кадастровым номером №..., поскольку площадь данного земельного участка превышает предельный максимальный размер земельных участков с видами разрешенного использования, предусмотренными градостроительным регламентом указанной территориальной зоны.

Учитывая вышеизложенное суд, проанализировав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к выводу о том, что данные объекты недвижимости не могли быть включены в оспариваемые Перечни исключительно по виду разрешенного использования земельного участка.

Условием для включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №... в оспариваемые Перечни являлось установление его фактического использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем, как установлено судом и подтверждается материалами дела, обследование этих объектов в целях определения вида его фактического использования до издания оспариваемых Перечней в установленном порядке не проводилось.

Фактическими обстоятельствами по делу правовых оснований для включения объектов недвижимости в оспариваемые Перечни не установлено. Доказательств соответствия спорных объектов недвижимости критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимым для включения в оспариваемые Перечни, по делу не представлено.

При таких обстоятельствах по делу суд приходит к выводу о наличии оснований для признания не действующими: пунктов ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н; пунктов ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н; пунктов ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года № 98-н; пунктов ...... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года № 102-н; пунктов ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года № 101-н.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Определяя момент, с которого оспариваемый в части нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество и признание оспариваемого в части нормативного правового акта не действующим с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней не действующими со дня их принятия.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете «Красный Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

уточненные требования административного искового заявления ФИО1 об оспаривании в части нормативных правовых актов удовлетворить.

Признать не действующими со дня его принятия пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 20 ноября 2018 года № 67-н.

Признать не действующими со дня его принятия пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 15 ноября 2019 года № 87-н.

Признать не действующими со дня его принятия пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 19 ноября 2020 года № 98-н.

Признать не действующими со дня его принятия пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утверждённого приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 18 ноября 2021 года № 102-н.

Признать не действующими со дня его принятия пункты ..., ... Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 17 ноября 2022 года № 101-н.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Вологодской области газете «Красный Север» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 17 января 2024 года