ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1363/2021 от 28.09.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Самара 28 сентября 2021 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Саблиной М.В.,

с участием представителя заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1363/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рынок-Агро» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Рынок-Агро» (далее также ООО «Рынок-Агро», административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного в г. Тольятти, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 36 146 351,23 рублей, а также кадастровую стоимость данного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 29.03.2021 в размере 36 021 629,59 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого здания, расположенного на спорном земельном участке, кадастровая стоимость которого, установленная по результатам государственной кадастровой оценки, существенно превышает размер его действительной рыночной стоимости, определенной в Отчетах об оценке, тем самым затронуты права и обязанности общества, как лица, обязанного к уплате денежных средств за пользование участком из его кадастровой стоимости, а также имеющего преимущественное право выкупа участка по рыночной стоимости.

С учетом изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в судебном порядке.

Представитель административного истца ФИО3 в судебное заседание не явилась. Представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Уточнила административный иск, просила установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости в соответствии с результатами судебной экспертизы: по состоянию на 01.01.2020 - в размере 36 150 820 рублей, по состоянию на 29.03.2021 – в размере 36 723 550 рублей.

Представитель заинтересованного лица Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании не возражала против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы по состоянию на 01.01.2020 и на 29.03.2021.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованное лицо – администрация г.о. Тольятти Самарской области не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В письменных пояснениях филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области оставляет разрешение требований на усмотрение суда.

Относительно заявленных требований администрацией г.о. Тольятти Самарской области представлен письменный отзыв, в котором просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.

В соответствии со ст. ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица ГБУ СО «ЦКО», исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», часть 2 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 23 256 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешенного использования: для размещения стоянки бахчевыми культурами, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию городской округ Тольятти. По состоянию на 13.01.2021 площадь земельного участка с кадастровым номером составляла 23 026 кв.м, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 26.05.2021, 13.01.2021.

На спорном земельном участке расположено нежилое здание с кадастровым номером , принадлежащее на праве собственности административному истцу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 09.03.2021, в связи с чем, в силу ч. 3 ст. 35 Земельного кодекса РФ, ООО «Рынок-Агро» имеет преимущественное право выкупа земли по рыночной стоимости.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также лица, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, и иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ), (ст. 39.20 ЗК РФ, п.п. 1 и 2 ст. 2, п. 2, 2-2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Таким образом, административный истец имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости.

Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 в размере 74 731 343,52 рублей, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 07.06.2021.

Актом Государственного бюджетного учреждения Самарской области «Центр кадастровой оценки» № АОКС-63/2021/000090 от 09.04.2021 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 29.03.2021 в размере 75 434 789,52 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 26.05.2021, а также письменными пояснениями филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области.

Таким образом, кадастровая стоимость спорного земельного участка, установленная по состоянию на 01.01.2020, является архивной.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Поскольку административный истец обязан нести расходы за пользование земельным участком, на котором расположен принадлежащий ему объект капитального строительства, исходя из кадастровой стоимости участка, с учетом положений п. 1.1 ст. 391 ЗК РФ, суд полагает, что права и законные интересы ООО «Рынок-Агро» затрагиваются ранее установленной кадастровой стоимостью земельного участка, которая в настоящее время является архивной.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 37-1/21-02 от 05.07.2021, № 37-1/21-01 от 28.06.2021, подготовленные оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Центр оценки и судебной экспертизы» ФИО1., согласно которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 составляет 36 146 351,23 рубля, по состоянию на 29.03.2021 - 36 021 629,59 рублей.

В ходе судебного разбирательства удовлетворены ходатайства заинтересованного лица – администрации городского округа Тольятти и административного истца о назначении судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2020 и на 29.03.2021.

Из заключения эксперта, подготовленного ООО «<данные изъяты>» от 07.09.2021, следует, что по состоянию на 01.01.2020 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером составляет 36 150 820 рублей, по состоянию на 29.03.2021 - 36 723 550 рублей.

Оценивая заключение эксперта по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что при оценке земельного участка эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на результатах осмотра и достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельного участка, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающие ответы на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности.

Таким образом, заключение судебной экспертизы отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, в исходе дела не заинтересован.

Возражений относительно выводов эксперта административным истцом не заявлено.

Представитель административного истца, уточнив административные исковые требования, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером на дату оценки равной его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.

Таким образом, уточненные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца с заявлением в суд является 20 июля 2021 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Рынок-Агро» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 23 026 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 36 150 820 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 23 256 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 29.03.2021 в размере 36 723 550 рублей.

Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «Рынок-Агро» с заявлением в суд считать 20.07.2021.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30.09.2021.