Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июля 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Родиной Т.А.
При секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1366/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Адонис» об оспаривании нормативного правового акта в части,
с участием прокурора Устиновой Т.А.,
представителя общества с ограниченной ответственностью «Адонис» ФИО1,
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2,
У с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «Адонис» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Требование обосновано тем, что в названный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с административными помещениями и выставочным павильоном, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку объект недвижимости представляет собой выставочный комплекс. Площадь административных (офисных) помещений, включая конфренц-зал, объект общественного питания, составляет менее 20 % от общей площади здания. Основным видом деятельности общества является деятельность по организации конференций и выставок. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере, что влечет нарушение его прав.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2 возражал против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что объект недвижимости включен в Перечень как объект административного, коммерческого, делового назначения, включающий в себя помещения офисного назначения, а также помещение общественного питания, во время проведения ярмарок-выставок осуществляется, в том числе и купля-продажа.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» от 25 ноября 2003 года № 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год /далее Перечень/.
В пункт № указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Адонис» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером: № площадью 5 478,20 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, имеющем разрешенное использование: под здание с административными помещениями и выставочным павильоном.
По сведениям технического учета спорный объект является зданием с административными помещениями и выставочным павильоном, в котором располагаются коридоры, лестничные клетки, санузлы, душевая, парная, котельная, щитовая, компрессорная, венткамера, серверная, гардероб, складские помещения, лифт, подсобные и вспомогательные помещения, касса, выставочный зал, сцена, кладовая,
Помещения под названием кабинеты составляют общую площадь 567,7 кв. м., залы - 81, 5 и 76,6 кв. м. К помещениям общественного питания относится основное помещение (столовая) площадью 230,3 кв. м, кухня площадью 33,9 кв. м., мойки площадью 9, 3 и 11,5 кв. м..
Общая площадь вышеуказанных помещений по сведениям технического учета составляет 1010,80 кв. м, (18,45% от общей площади здания ).
Из акта осмотра, выполненного 9 апреля 2019 года государственным бюджетным учреждением Самарской области <данные изъяты>, следует, что в нежилом здании располагаются офисы составляют 501,3 кв. м, централизованное приемное помещение 76 кв. м, объект общественного питания – 291,2 кв. м, конференц-зал – 158,2 кв. м, выставочный зал 3 141,8 кв. м, комната для приема пищи - 36 кв. м., архив - 2,3 кв. м., склады – 322,5 кв. м., серверная 17,6 кв.м., мастерская по изготовлению рекламной продукции 48,7 кв.м., касса 8,7 кв. м., мойка- 20,4 кв. м., кухонный цех - 43,7 кв.м., лифт 2,3 кв. м, комната охраны 20,1 кв., оружейная комната – 8,7 кв. м, проходная 9,2 кв. м, гардероб 58,3 кв. м, раздевалка 17,4 кв. м, ремонтируемое помещение 20,2 кв. м, санузлы 91,8 кв.м., лестница, коридор, тамбур 534,1 кв. м, котельная, вентиляционная, электрощитовая 84,9 кв. м.
Таким образом, исходя из сведений о фактическом использовании, отраженных в акте осмотра, площадь офисных помещений, в том числе конференц-зала, архива, а также помещений, предназначенных для общественного питания, включая кухонный цех, мойки, объект общественного питания, комнату для приема пищи, составляет 970,9 кв. м (17,72 % от общей площади здания).
Выставочный зал не может быть отнесен к офисным объектам или торговым объектам, поскольку в указанном зале проводятся выставки.
Доводы административного ответчика о том, что выставки-ярмарки подразумевает торговлю, не могут быть приняты судом во внимание.
В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года № 381- ФЗ торговым объектом является здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
В рассматриваемом случае доказательств тому, что в спорном объекте недвижимости имеется специально оснащенное оборудование, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения расчетов, административным ответчиком, на котором в силу закона лежит обязанность доказать обоснованность включения объекта в Перечень, суду не предоставлено.
Суду предоставлен график проведения выставок на 2019 год, из которого следует, что на 2019 год запланировано проведение в здании межрегиональных и международных специализированных выставок, православных выставок-ярмарок, семейного праздника, форума по безопасности и охране труда.
Выставочно-ярмарочная деятельность урегулирована Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения», утверждённым приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года № 512-ст.
Данным стандартом предусмотрено, что выставочно-ярмарочная деятельность – это предпринимательская деятельность сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества. На выставочно-ярмарочном мероприятии, проводимом в установленные сроки и с определённой периодичностью, демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация. По цели проведения проводятся торговые либо просветительно-познавательные выставки, по территориальному признаку - выставки с международным участием. национальные, региональные, межрегиональные; по отраслевому признаку- многоотраслевые, специализированные. В процессе проведения выставочно-ярмарочных мероприятий оказывается большой спектр основных и вспомогательных услуг как ее участникам, так и посетителям. Выставочный комплекс - это специализированная территория с расположенными на ней зданиями и ( или) сооружениями, используемыми для проведения выставок-ярмарок. Выставочная площадь - площадь, постоянно или временно используемая для проведения выставочно-ярмарочных мероприятий.
Исходя из изложенного, помещения, используемые для организации выставочно-ярмарочной деятельности, не могут быть отнесены к торговым или административным объектам.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером № не соответствует критериям офисных помещений, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующими Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2019 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р е ш и л :
Требование общества с ограниченной ответственностью «Адонис» удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом № нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2019 года.