ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1367/19 от 23.01.2020 Московского областного суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2020 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Гасимовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № За- 401/20 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным и отмене решения ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе в перерасчете кадастровой стоимости, обязании произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка,

Установил:

ФИО1 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» от <данные изъяты><данные изъяты> об отказе в перерасчете кадастровой стоимости, обязании произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка.

Административный истец пояснил, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020180:419, общей площадью 32 300 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство, расположенного по адресу: <данные изъяты>, участок примерно в 1020 м. по направлению на юго-восток от ориентира, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: с.<данные изъяты>, д. Селевино, <данные изъяты>.

Постановлением Администрации Клинского муниципального района Московской области от 25.11.2008 г. № 2298 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства на разрешенное использование: для дачного строительства.

На основании протеста Клинской городской прокуратуры № 7-2015 от 09.04.2015 г. администрацией Клинского муниципального района было принято Постановление № 532 от 05.05.2015 года «Об отмене постановления Администрации Клинского муниципального района от 25.11.2008г. №2298». На основании указанного постановления спорному земельному участку вернули вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в Арбитражный суд Московской области о признании незаконным Постановления администрации Клинского муниципального района № 532 от 05.05.2015 года «Об отмене постановления Администрации Клинского муниципального района от 25.11.2008г. №2298», в удовлетворении которого было отказано.

После изменения вида разрешенного использования, кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена Государственным бюджетным учреждением Московской области «Центр кадастровой оценки» (далее – ГБУ МО «Центр кадастровой оценки»), утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года № 15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки», где в виде использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020180:419 был присвоен код расчета вида использования 13:011.

ФИО1 обратился в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с заявлением об исправлении описки, допущенной при определении кадастровой стоимости, указав, что спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования - сельскохозяйственное производство, следовательно, присвоен ему должен быть код расчета вида использования из 1 Сегмента «Сельскохозяйственное использование» методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты><данные изъяты>.

Решением ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» <данные изъяты> от <данные изъяты> о пересчете кадастровой стоимости было установлено, что была допущена техническая ошибка, и спорному земельному участку присвоен код расчета вида использования 01:150 «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции» и подгруппа «6.1.1. Производственные объекты с полными характеристиками». В результате пересчета произошло увеличение кадастровой стоимости. В связи с тем, что закон не допускает увеличивать стоимость в сторону повышения, кадастровая стоимость осталась прежней.

Административный истец не согласен с решением ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» № 1063/2019 от 29 июля 2019 г., считает, что код расчета вида использования должен быть выбран из 1 Сегмента «Сельскохозяйственное использование».

Представитель административного ответчика с доводами истца, указанными в административном исковом заявлении не согласен. По итогам рассмотрения обращения административного истца в соответствии с частью 1 статьи 21 ФЗ-237 «О государственной кадастровой оценке» об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» принято решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Представитель административного ответчика считает, что Решение № 1063/2019 от 29 июля 2019 года ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» принято на основании сведений из ЕГРН, Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области, Региональной географической информационной системы Московской области установлено, что земельный участок с кадастровым номером находится в зоне СХ-3, предназначенной для сельскохозяйственного производства, что также подтверждается Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Клин Клинского муниципального района Московской области, утвержденными Решением Совета депутатов Клинского муниципального района от 29 сентября 2017 года № 7/68. Согласно позиции административного ответчика, земельный участок не включен в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается. Таким образом, отнести земельный участок к 1 Сегменту не представляется возможным, так как на землях с Сегментом «Сельскохозяйственное использование» размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции запрещено.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Как установлено судом, при рассмотрении настоящего административного дела и подтверждается письменными доказательствами, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 32 300 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное производство, расположенного по адресу: <данные изъяты>

В связи с принятием Постановления Администрации Клинского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был изменен с разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства на разрешенное использование: для дачного строительства.

На основании Постановления № 532 от 05.05.2015 года Администрации Клинского муниципального района «Об отмене постановления Администрации Клинского муниципального района от 25.11.2008г. №2298», принятого в связи с принесением протеста прокурора Клинской городской прокуратуры, земельному участку с кадастровым номером 50:03:0020180:419 вернули вид разрешенного использования: сельскохозяйственное производство. Решение Арбитражного суда Московской области оставило в силе указанное Постановление № 532 от 05.05.2015 года.

Кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 01 января 2018 г. и утверждена Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27.11.2018 №15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки», где земельному участку был присвоен код расчета вида использования 13:011.

Не согласившись с данным Распоряжением, административный истец обратился в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» с заявлением о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

Административный истец, являясь собственником земельного участка вправе оспорить результаты определения его кадастровой стоимости, поскольку размер такой стоимости в силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации затрагивает ее права и обязанности.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Московской области в 2018 году выполнена в рамках действия Федерального закона от 03.07.2016 № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226 по состоянию на 01 января 2018 года.

Согласно ст. 13 ФЗ № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется органом регистрации прав. Данные сведения использовались при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости Московской области в 2018 году выполнена в рамках действия Федерального закона от 03.07.2016 № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 №226.

Согласно ст. 13 ФЗ № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется органом регистрации прав. Данные сведения использовались при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости.

После изменения вида разрешенного использования, кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена ГБУ МО «Центр кадастровой оценки», утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года № 15ВР-1633 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки», где в виде использования земельного участка с кадастровым номером 50:03:0020180:419 был присвоен код расчета вида использования 13:011 - «ведение дачного хозяйства. Размещение жилого дачного дома, не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трех надземных этажей» и подгруппа «13.2.2.2.2.1.2 СОД использование в СНП. Остальные МР и ГО. Объекты с неполными характеристиками».

В связи с обращением ФИО1 с заявлением об исправлении технической и (или) методологической описки административным ответчиком проведена проверка соответствия вида использования объекта недвижимости и кода расчета вида использования, предусмотренного Приложением 1 к Методическим указаниям, а также характеристик, использованных для определения кадастровой стоимости, и последовательности определения кадастровой стоимости. По результатам проверки на наличие технических и методологических ошибок, уточнено местоположение объекта.

Решение ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» принято на основании сведений из ЕГРН, Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Московской области, Региональной географической информационной система Московской области установлено, что данные объекты недвижимости в зоне СХ-3, предназначенной для сельскохозяйственного производства, что подтверждается Правилами землепользования и застройки территории городского поселения Клин Клинского муниципального района, утвержденными Решением Совета депутатов Клинского муниципального района от 29.09.2017 № 7/68. В соответствии со статьей 33 Градостроительного регламента для зон сельскохозяйственного использования, в состав территориальных зон могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Зона сельскохозяйственного производства СХ-3 установлена для ведения сельскохозяйственного производства, обеспечения деятельности фермерских хозяйств, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе, для размещения объектов капитального строительства, необходимых для сельскохозяйственного производства.

Кадастровая стоимость земельного участка ФИО1 определена по состоянию на 01 января 2018 года с присвоением кода вида использования 01:150 «хранение и переработка сельскохозяйственной продукции в соответствии с решением ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» от 29 июля 2019 года № 1063/2019. Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции», относится к 6 Сегменту «Производственная деятельность» в соответствии с Приложением № 1 к Методическим указаниям «О государственной кадастровой оценке», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 г. № 226.

Оснований для определения земельного участка к 1 Сегменту «Сельскохозяйственное использование» не имеется, а именно для целей: растениеводства в целом - выращивания зерновых, бобовых, кормовых, технических, масличных, эфиромасличных и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство в целом, связанное с производством картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых сельскохозяйственных культур, в том числе с использованием теплиц, овощеводство в открытом грунте, овощеводство тепличное; выращивания тонизирующих, лекарственных, цветочных культур в целом, травы, кустарники; садоводства в целом - выращивание многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур, плодовое, ягодно – кустарниковое, виноградники, ягодники, выращивание льна и конопли; животноводства в целом - с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных; производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции; скотоводства - хозяйственная деятельность, связанная с разведением сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей), сенокошения, выпаса, производства кормов, оленеводства, овцеводства, коневодства, выращивание скота для получения молочной продукции, для получения мясной продукции; пчеловодства в целом - размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых; рыбоводства в целом - разведение и (или) содержание, выращивание объектов рыбоводства (аквакультуры), водные объекты, предназначенные для рыбоводства; научного обеспечения сельского хозяйства в целом - растениеводство, выращивание опытных образцов, животноводство, сенокошение, выпас, производство кормов, ведение личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках; производство сельскохозяйственной продукции без права возведения ОКС; питомники в целом - выращивание и реализация подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян; выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; разведение декоративных и плодовых, ягодных, овощных культур; ведение личного подсобного хозяйства - производство (выращивание) сельскохозяйственной продукции, кормов, выпаса скота; блокированная жилая застройка - разведение декоративных и плодовых, ягодных, овощных культур.

В соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 15.02.2017 № 104/5 «Об утверждении перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается» земельный участок с кадастровым номером 50:03:0020180:419 не включен в перечень особо ценных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается.

Поэтому заявленные требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным и отмене решения ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» от 29 июля 2019 года № 1063/2019 об отказе в перерасчете кадастровой стоимости, обязании произвести перерасчет кадастровой стоимости земельного участка, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Терещенко А.А.