ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-136/18 от 05.09.2018 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 3а-136/2018

Решение

Именем Российской Федерации

05 сентября 2018 года г.Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего судьи Парфеновой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Воробьевой В.А.,

с участием прокурора Лучкина И.А.,

представителя административного ответчика - Правительства Тверской области – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску колхоза ФИО9 об оспаривании распоряжения Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года № 548-ра «О переводе земель из одной категории в другую»,

установил:

На основании распоряжения Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года № 548-ра «О переводе земель из одной категории в другую», опубликованного в газете «Тверская жизнь» от 28 октября 2017 года № 108, земли общей площадью 37221 га, расположенные на территории Краснохолмского района Тверской области, в границах согласно материалам землеустройства и лесоустройства, в соответствии с приложением к настоящему распоряжению переведены из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель - земли лесного фонда.

В пункте 4 данного перечня указаны земли колхоза ФИО10 площадью 2696 га.

26 июня 2018 года колхоз ФИО11 обратился в суд с административным иском о признании пункта 4 приложения к данному распоряжению недействующим, указав, что переведенная в земли лесного фонда территория является частью принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка с кадастровым номером , предоставленного постановлением Главы администрации Краснохолмского района Тверской области от 14 декабря 1992 года .

Оспариваемое распоряжение принято в нарушение подпункта 5 пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» без уведомления и в отсутствие согласия колхоза «Вперед». О его принятии административному истцу стало известно только в начале 2017 года.

Вследствие состоявшегося изменения категории земель колхоз лишен права на выкуп земельного участка, а также на использование его в соответствии с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

В судебное заседание представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Заинтересованные лица: Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерство сельского хозяйства Тверской области, Министерство лесного хозяйства Тверской области, Администрация Краснохолмского района Тверской области, Территориальное управление Росимущества в Тверской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, ГБУ Тверской области «Лесозащитный противопожарный центр – Тверьлес» своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте его проведения извещены.

Министерством лесного хозяйства Тверской области, Администрацией Краснохолмского района Тверской <адрес> представлены письменные возражения на административные исковые требования.

Представитель Правительства Тверской области - ФИО7 возражала против удовлетворения административного иска по обстоятельствам, приведенным в письменном отзыве.

Выслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора ФИО6 об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании подпунктов 2, 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона Тверской области от 20 марта 2002 года № 2-ЗО «Об Администрации Тверской области», действовавшего на дату принятия оспариваемого распоряжения, Администрация Тверской области являлась постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тверской области.

В соответствии со статьей 44 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» ФИО3 Тверской области переименована в Правительство Тверской области, являющееся правопреемником Администрации Тверской области.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом.

В силу положений, содержащихся в статьях 3, 4, 10 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года, статьях 3, 4, 25, 26 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, все леса, включая леса, находящиеся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование, образовывали единый государственный лесной фонд, состояли в исключительной собственности государства и признавались колхозными лесами.

Ведение лесного хозяйства в колхозных лесах осуществлялось колхозами в соответствии с Положением о колхозных лесах, утверждаемым Советом Министров СССР.

Руководство организацией и ведением лесного хозяйства в колхозных лесах осуществлялось государственными органами сельского хозяйства.

Пунктом 3 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 4 марта 1968года №144, предусмотрено, что лесное хозяйство в колхозах является отраслью общественного хозяйства и служит для дальнейшего развития и подъема сельскохозяйственного производства.

Колхозные леса выполняют полезащитные, противоэрозионные, водоохранные и другие функции. Вместе с тем, они предназначены для удовлетворения потребностей общественного хозяйства колхозов и нужд колхозников в древесине, для осуществления побочных пользований и развития лесных промыслов.

Согласно государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей колхозу ФИО12 постановлением Главы Администрации Краснохолмского района Тверской области от 14 декабря 1992 года предоставлено 5842 га земель, в том числе в собственность 2641 га, бессрочное (постоянное) пользование 3001 га для ведения сельского хозяйства.

Из экспликации земель колхоза ФИО13 следует, что в состав переданных на праве бессрочного (постоянного) пользования земель вошли в том числе леса и кустарники площадью 2696 га.

В соответствии с кадастровой выпиской от 07 мая 2015 года, выпиской из ЕГРН от 16 июня 2017 года предоставленный административному истцу на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 12 октября 2005 года с кадастровым номером с указанием площади 29850116 кв.м, категории земель - сельскохозяйственного назначения, вида разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

15 апреля 1993 года вступили в силу Основы лесного законодательства Российской Федерации от 06 марта 1993 года № 4613-1, статья 10 которых устанавливала, что лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, находится во владении колхозов.

Ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществлялось с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса (статья 35 данных Основ).

На основании статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, передавались им в безвозмездное пользование.

На предоставленных сельскохозяйственным организациям в пользование участках лесного фонда могли осуществляться все виды лесопользования, предусмотренные статьей 80 настоящего Кодекса.

Таким образом, в силу приведенных норм законодательства переданные колхозу «ФИО14 леса, расположенные на указанной в оспариваемом распоряжении площади, учитываемые в государственном земельном кадастре как земли сельскохозяйственного назначения, являлись колхозными лесами, относились к землям государственного лесного фонда и учитывались в его составе, что подтверждено представленными Министерством лесного хозяйства Тверской области копиями планшетов № материалов лесоустройства 2001 года ГУ «Краснохолмский сельский лесхоз».

В целях приведения учета земель лесного фонда в соответствие с федеральным законодательством распоряжением ФИО3 Тверской области от 01 февраля 2006 года № 61-ра «Об отнесении земель к категории - земли лесного фонда» постановлено отнести лесоустроенные участки земель, входящие в состав земель сельхозяйственного назначения под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, к категории земель - земли лесного фонда.

Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 2 той же статьи).

В соответствии с данной нормой Федерального закона постановлением Администрации Тверской области от 24 октября 2006 года -па установлено содержание ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли других категорий и прилагаемых к нему документов, в число которых входили: удостоверенные в соответствии с действующим законодательством копии документов, подтверждающих правоспособность заявителя, материалы, содержащие отображение границ переводимых земель, позволяющие однозначно определить их положение на местности (картографические материалы с нанесением границ переводимых земель и кадастровых кварталов); расчет потерь сельскохозяйственного производства при переводе сельскохозяйственных угодий из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Предоставление согласия правообладателей земельных участков, входящих в состав переводимых земель, данным постановлением не предусмотрено.

13 июля 2006 года Администрация Краснохолмского района Тверской области обратилась в Администрацию Тверской области с ходатайством о переводе лесоустроенных земель, числящихся в составе земель сельскохозяйственного назначения, под лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, в категорию земель лесного фонда согласно прилагаемому к ходатайству перечню, включающему земли колхоза ФИО15 на площади 2696 га.

По результатам рассмотрения данного ходатайства Администрацией Тверской области было принято оспариваемое распоряжение от 27 ноября 2006 года -ра.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Выпиской из государственного лесного реестра от 23 августа 2018 года подтверждено, что лесной участок с кадастровым номером (предыдущий условный ), расположенный по адресу: ФИО1<адрес>, ФИО3 лесничество ФИО1<адрес>, ФИО3 участковое лесничество, кварталы № (леса, ранее находившиеся во владении колхоза ФИО16) площадью 2696 га принадлежит на праве собственности Российской Федерации, предназначен для ведения лесного хозяйства.

Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на данный лесной участок произведена 28 октября 2008 года.

Из содержания уведомления Управления Росреестра по Тверской области № 09-08/286, поступившего в адрес Министерства лесного хозяйства Тверской области 08 августа 2013 года, следует, что в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены изменения в сведения об указанном объекте недвижимого имущества: наименование «лесной участок» изменено на «земельный участок», площадь с «2696 га» на «26960000 кв.м», указан кадастровый .

Таким образом, собственником указанного земельного участка на дату перевода его из категории земель сельскохозяйственного назначения и до настоящего времени является Российская Федерация. В связи с этим, с учетом приведенных обстоятельств, отсутствие согласия административного истца на его перевод из одной категории в другую о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта не свидетельствует.

Ссылка колхоза ФИО17 на невозможность приобретения земельного участка в собственность несостоятельна, поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).

Доводы административного истца о невозможности использования земельного участка для сельскохозяйственного производства также не могут служить основанием для признания недействующим оспариваемого в части распоряжения, поскольку, как указано выше, данный земельный участок всегда относился к землям лесного фонда и его основным назначением являлось ведение лесного хозяйства.

В то же время, часть 1 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность использования лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).

Поскольку по настоящему делу не установлены обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении прав и законных интересов административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска колхоза «Вперед» о признании недействующим распоряжения Администрации Тверской области от 27 ноября 2006 года № 548-ра «О переводе земель из одной категории в другую» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова

Мотивированное решение составлено 10 сентября 2018 года.

Председательствующий Т.В.Парфенова