ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-136/2023 от 14.07.2023 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-136/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14.07.2023. г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе

председательствующего судьи Лопаткиной Л.А.,

при секретаре судебного заседания Мельник А.А.,

с участием прокурора отдела управления прокуратуры Челябинской области Козиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Минасяна Д.Р. к Челябинской городской Думе о признании недействующим в части решения от 24.06.2008 № 32/7,

установил:

Минасян Д.Р. обратился в суд с административным иском к Челябинской городской Думе с учетом его изменения о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункта 4 Приложения № 1 к решению Челябинской городской Думы от 24.06.2008 № 32/7 «Об арендной плате за землю на территории города Челябинска» (в редакции решения Челябинской городской Думы от 20.12.2022 № 35/8) в части значения коэффициента К1 равном 2,0 (код 4.0) и равном 1,75 (код 4.4).

В обоснование требований указал, что для эксплуатации принадлежащих на праве собственности помещений административный истец на праве аренды использует земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Оспариваемые коэффициенты противоречат Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.

Представитель административного истца Колесников С.И. в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика Власов Ю.В. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал.

Административный истец Минасян Д.Р., представители заинтересованных лиц Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска, Уральского филиала Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» в судебное заседание при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явились.

Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных и не явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора прокуратуры Челябинской области, полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска административному истцу Минасяну Д.Р. предоставлен в пользование на праве аренды земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на период до 01.09.2037, что подтверждается соглашением о внесении изменений в договор аренды УЗ города Челябинска от 01.09.2017 с множественностью лиц на стороне арендатора, заключенным 15.12.2020, расчетом платы за аренду земли к договору долгосрочной аренды земли города Челябинска от 01.09.2017 УЗ за период с 01.01.2023 по 31.12.2027 (Т. 1, л.д. 22-23).

Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска административному истцу Минасяну Д.Р. предоставлен в пользование на праве аренды земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1105 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, на период до 27.03.2069, что подтверждается договором УЗ аренды земельного участка города Челябинска с множественностью лиц на стороне арендатора, заключенным 04.02.2021, актом приема-передачи земельного участка от 04.02.2021, расчетом платы за аренду земли к вышеуказанному договору долгосрочной аренды за период с 01.01.2023 по 31.12.2027 (Т. 1, л.д. 16-21).

По условиям вышеприведенных договоров аренды административный истец обязан уплачивать арендную плату, рассчитанную по формуле, установленной Законом Челябинской области от 24.04.2008 № 257-ЗО «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов» (далее - Закон Челябинской области № 257-ЗО) с учетом коэффициентов, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 24.06.2008 № 32/7 «Об арендной плате за землю на территории города Челябинска» (далее - решение от 24.06.2008 № 32/7).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской, если иное не установлено названным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, на территории Челябинской области установлен Законом Челябинской области № 257-ЗО, который на момент принятия оспариваемого решения действовал в редакции Закона Челябинской области от 30.08.2022 № 653-ЗО.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Челябинской области № 257-ЗО размер годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, определялся по формуле:

Ап = Скад * Сап / 100 % * К1 * К2 * К3, где:

Ап - размер арендной платы;

Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

Сап - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка;

К1 - коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора;

К2 - коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе;

К3 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.

В соответствии с частями 3 и 7 статьи 1 Закона Челябинской области № 257-ЗО значения коэффициента К1 могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,1 до 20 в зависимости от видов разрешенного использования земельных участков согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости. Значения коэффициента К2 могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,5 до 10 в зависимости от территориального расположения земельного участка в границах соответствующего городского округа, муниципального района.

В силу пунктов 1, 3 4 статьи 23 Устава города Челябинска Челябинская городская Дума является представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Челябинск и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения города Челябинска в соответствии с федеральным законами, законами Челябинской области и Уставом. Численность депутатов Челябинской городской Думы составляет 49 человек. Челябинская городская Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов Челябинской городской Думы.

Согласно подпункту 27 пункта 2 статьи 25 Устава города Челябинска Челябинская городская Дума уполномочена устанавливать порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Регламента Челябинской городской Думы, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 20.01.2015 № 5/1 (далее по тексту - Регламент), заседания городской Думы правомочны (кворум), если в них участвуют не менее пятидесяти процентов от числа избранных депутатов городской Думы.

Согласно пункту 1 статье 85 Регламента решение городской Думы принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы, если иное не установлено федеральными законами, Уставом города или названным Регламентом.

В соответствии с абзацем первым пункта 10 статьи 43 Устава города Челябинска муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает город Челябинск, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования, если самим правовым актом и (или) законом не установлен иной порядок вступления его в силу.

Абзацами первым-третьим пункта 11 статьи 43 Устава города Челябинска закреплено, что муниципальные правовые акты города Челябинска, подлежащие официальному опубликованию, публикуются в течение 10 дней после дня их подписания, если иное не установлено федеральным законодательством, Уставом. Официальным опубликованием муниципального правового акта города Челябинска или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете «Вечерний Челябинск». Для официального опубликования правовых актов Челябинской городской Думы, Председателя Челябинской городской Думы, в том числе нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает город Челябинск, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, Челябинская городская Дума также использует сетевое издание «Официальный вестник Челябинской городской Думы» (https://smichelduma.ru, регистрация в качестве сетевого издания: Эл № ФС77-82196 от 26.10.2021). В случае опубликования полного текста правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Подпунктом 1 пункта 2 решения от 24.06.2008 № 32/7 для начисления арендной платы за землю на территории города Челябинска установлены значения коэффициентов К1, учитывающих разрешенное использование земельного участка согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, согласно приложению 1.

Согласно протоколу тридцать второго заседания Челябинской городской Думы третьего созыва на заседании 24.06.2008 присутствовало 32 депутата из 37 избранных депутатов. На заседании седьмым вопросом обсуждался проект решения Челябинской городской Думы «Об арендной плате за землю на территории города Челябинска», все присутствующие 32 депутата проголосовало «за». Решено принять Решение Челябинской городской Думы «Об арендной плате за землю на территории города Челябинска».

Решение от 24.06.2008 № 32/7 опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от 26.06.2008 № 118 (11001), а также в Сборнике нормативных правовых актов Челябинской городской думы третьего созыва № 31 май-июнь 2008 (Т. 1, л.д. 53-73).

Решением Челябинской городской Думы от 20.12.2022 № 35/8 «О внесении изменения в решение Челябинской городской Думы от 24.06.2008 № 32/7 «Об арендной плате за землю на территории города Челябинска» приложение 1 изложено в новой редакции.

Согласно протоколу тридцать пятого заседания Челябинской городской Думы на заседании 20.12.2022 присутствовало 37 депутатов из 49 избранных депутатов. На заседании восьмым вопросом обсуждался проект Решения Челябинской городской Думы «О внесении изменений в Решение Челябинской городской Думы от 24.06.2008 № 32/7 «Об арендной плате за землю на территории города Челябинска», все присутствующие 37 депутатов проголосовали «за». Решено принять Решение Челябинской городской Думы «О внесении изменений в Решение Челябинской городской Думы от 24.06.2008 № 32/7 «Об арендной плате за землю на территории города Челябинска».

Решение Челябинской городской Думы от 20.12.2022 № 35/8, опубликовано в газете «Вечерний Челябинск» от 23.12.2022 № 95 (12599), а также на сайте сетевого издания «Официальный вестник Челябинской городской Думы» https://smichelduma.ru, 23.12.2022 (Т. 1, л.д. 85-94).

Таким образом, решение от 24.06.2008 № 32/7, решение Челябинской городской Думы от 20.12.2022 № 35/8 приняты уполномоченным органом в правомочном составе с соблюдением установленного законом порядка принятия и надлежащим образом опубликовано, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя содержание оспариваемого пункта 4 Приложения № 1 к решению от 24.06.2008 № 32/7, устанавливающего значения коэффициентов К1 для земельных участков с видом разрешенного использования «предпринимательство» (код 4.0) в размере 2,0 и с видом разрешенного использования «магазины» (код 4.4) в размере 1,75, на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.

В силу прямого указания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, пунктом 2 которых установлено, что в целях применения названного принципа рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Таким образом, ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

В этой связи при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

В подтверждение доводов о законности оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком представлен Отчет о научно-исследовательской работе по теме: Финансово-экономическое обоснование и разработка значений коэффициентов К1, учитываемого при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящиеся в муниципальной собственности на территории муниципального образования «город Челябинск», подготовленный 22.11.2022 доцентами кафедры «Экономика, финансы и управление» Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» кандидатами юридических наук ФИО6, ФИО7, ФИО5 (далее - Отчет), на основании муниципального контракта от 12.09.2022 (Т. 1, л.д. 139-227, Т. 2, л.д. 2-9).

Отчет состоит из введения, 7 разделов, заключения и списка литературы.

В разделе 1 Отчета проведен анализ и оценка факторов влияющих на доходность земельного участка, определенную как уровень доходности (рентабельности) землепользователей, осуществляющих определенный вид экономической деятельности на этом участке. Под факторами, оказывающими влияние на доходность земельного участка, разработчики понимают государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, которое ограничивает доходность организаций, осуществляющих деятельность на земельном участке, предоставляемом в аренду, и развитие инфраструктуры, которое учитывается при определении кадастровой стоимости земельного участка.

В разделе 2 Отчета приведен перечень видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 (далее - Классификатор).

В разделе 3 Отчета определен средний уровень рентабельности по видам разрешенного использования земельных участков.

В разделе 4 Отчета приведен сравнительный анализ налоговых ставок в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

В разделе 5 Отчета проанализировано социально-экономическое развитие города Челябинска в разрезе доходов по земельному налогу и доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

В разделе 6 Отчета отражен расчет значений коэффициента К1, учитывающего разрешенное использование земельного участка.

В разделе 7 приведен сравнительный анализ расчета размера арендной платы за земельные участки в субъектах Российской Федерации

В рамках вышеуказанного отчета для расчета коэффициента К1 введены следующие условия:

1) предложена группировка видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с Классификатором;

2) предусмотрено, что значения коэффициента доложены быть установлены в целях определения рыночно-обоснованной платы за аренду земельных участков, расположенных на территории города Челябинска, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования. Предлагаемые значения коэффициента приближены к уровню коммерческой привлекательности, в том числе по уровню рентабельности видов деятельности, коррелирующих с видами разрешенного использования земельных участков, налоговой привлекательности и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов муниципалитетов и арендаторов;

3) значения коэффициента К1 определены с учетом статистических данных о динамике рентабельности продаж организаций (без субъектов МСП) в разрезе видов экономической деятельности, публикуемых УФНС по Челябинской области за 2019-2021 годы.

Для расчета конкретного значения К1 проведен анализ динамики показателей рентабельности продаж за 2019-2021 годы в размере видов разрешенного использования, указанных в Классификаторе. Рентабельность проанализирована по видам экономической деятельности, которые осуществляются на земельных участках с установленным видом разрешенного использования.

Между тем, разработчиками в разделе 3 Отчета при определении среднего уровня рентабельности по видам разрешенного использования земельных участков для анализа использовалась информация по Российской Федерации или Челябинской области.

Как пояснили в судебном заседании ФИО6, ФИО7, при отсутствии информации анализ среднего уровня рентабельности для города Челябинска не проводился, а анализ социально-экономического развития города Челябинска, приведенный в разделе 5 Отчета, в расчете коэффициентов не использовался и приведен справочно.

Рассчитав в разделе 6 коэффициент К1 для объектов торговли в размере 4,86, авторы Отчета безосновательно рекомендовали привести расчетное значение к размеру (1,75) действующего в момент разработки Отчета коэффициента К1 (Т. 1, л.д. 211).

Коэффициент К1 в размере 2,0 для предпринимательства выведен путем получения среднего значения всех входящих в общую группу «Предпринимательство» видов разрешенного использования земельных участков, в том числе, для объектов торговли.

Учитывая изложенное, суд считает, что экономическое обоснование для установления оспариваемым в части нормативным правовым актом размера коэффициента К1 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования «предпринимательство» (код 4.0) и «магазины» (код 4.4) отсутствует.

Установление коэффициента является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельных участков на территории города Челябинска, что противоречит основным принципам определения арендной платы.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о признании не действующим пункта 4 Приложения № 1 к решению от 24.06.2008 № 32/7 в части установления значения коэффициентов К1 для земельных участков с видом разрешенного использования «предпринимательство» (код 4.0) в размере 2,0 и с видом разрешенного использования «магазины» (код 4.4) в размере 1,75.

В разъяснениях, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», отмечено, что, в случае установления противоречия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся, он может быть признан не действующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно требованиям, содержащимся в подпункте 2 части 4 статьи 215 КАС РФ опубликование решения суда или сообщения о его принятии должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете «Вечерний Челябинск» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 Приложения № 1 к решению Челябинской городской Думы от 24.06.2008 № 32/7 «Об арендной плате за землю на территории города Челябинска» в части установления значения коэффициента К1 для земельных участков с видом разрешенного использования «предпринимательство» (код 4.0) в размере 2,0, и с видом разрешенного использования «магазины» (код 4.4) в размере 1,75.

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в газете «Вечерний Челябинск» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.А. Лопаткина

Мотивированное решение изготовлено 27.07.2023.