Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Самара 06 октября 2023 года Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Щетинкиной И.А., при секретаре судебного заседания Лязиной А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1370/2023 по административному исковому заявлению ФИО5 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной стоимости, у с т а н о в и л: Административный истец ФИО6 обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости - здания с кадастровым номером №, площадью 7 211,3 кв.м, назначение – нежилое, наименование – здание цехов № 2,4, расположенного по адресу: <адрес>, зд. 255П, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 с учетом уточнений в размере 57 949 687 рублей; - земельного участка с кадастровым номером №, площадью 7 518 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использование – занимаемый нежилыми зданиями (литера А-А5, ББ1Б2Б3Б4Б5, ВВ4В5, ФФ1Ф2, Э1) и прилегающей территорией, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 с учетом уточнений в размере 8 021 706 рублей. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником здания с кадастровым номером № кадастровой стоимостью по состоянию на 01.01.2021 в размере 75 835 00, 43 рублей и земельного участка с кадастровым номером № кадастровой стоимостью по состоянию на 01.01.2020 в размере 13 910 179, 5 рублей. Установленная кадастровая стоимость объектов не соответствует рыночной стоимости, что подтверждается отчетами об оценке ООО «Статус-Эксперт». Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку налоги исчисляются исходя из кадастровой стоимости объектов, в том числе архивной кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2020, но актуальной для расчета земельного налога за 2022 год. В судебное заседание административный истец, административные ответчики Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, а также заинтересованные лица администрация г.о. Самара, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области представителей не направили, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ). До судебного заседания от представителя административного истца ФИО4, действующего по доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии и уточнении требований по выводам судебной экспертизы. В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что определенная в заключении эксперты стоимость рассматриваемых объектов, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому они относятся. Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ). В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года. Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 7 518 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использование – занимаемый нежилыми зданиями (литера А-А5, ББ1Б2Б3Б4Б5, ВВ4В5, ФФ1Ф2, Э1) и прилегающей территорией, расположенного по адресу: <адрес>, и здания с кадастровым номером №, площадью 7 211,3 кв.м, назначение – нежилое, наименование – здание цехов № 2,4, расположенного по адресу: <адрес>, зд. 255П. Административный истец оспаривает кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением Правительства Самарской области № 935 от 27.11.2020 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области» по состоянию на 01.01.2020 в размере 13 910 179, 50 рублей, о чем сведения в ЕГРН внесены 16.01.2021. При этом, согласно выпискам из ЕГРН действительная кадастровая стоимость объекта утверждена приказом министерства имущественных отношений Самарской области № 2181 от 25.11.2022 по состоянию на 01.01.2022 в размере 14 950 369, 98 рублей. Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством. Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ), ст. 24.18, абзац пятый ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). Исходя из представленных материалов, а именно об изменении в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам очередной кадастровой оценки, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости на 01.01.2020 являются архивными. Суд полагает, что права и законные интересы административного истца затрагиваются оспариваемыми кадастровой стоимостью здания и архивной кадастровой стоимостью земельного участка, как плательщика на имущество юридических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество юридических лиц является кадастровая стоимость объектов недвижимости, что подтверждается материалами административного дела. Установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество. Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании. Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 18.04.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд. В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным. Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость. Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 224/11-22 (2) от 01.12.2022 и № 244/11-22 (10) от 19.12.2022 оценщика Пестовой Е.А. независимой оценочной компании ООО «Статус-Эксперт» об определении величина рыночной стоимости здания с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 в размере 19 718 348 рублей и земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 в размере 5 466 791 рубля. Определением суда от 31.05.2023 по делу назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимость спорного объекта на дату кадастровой оценки. Заключением эксперта № 0660-К/23 от 15.09.2023 ООО «СБД «Эскорт» определена рыночная стоимость объектов оценки: здания с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 в размере 57 949 687 рублей и земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 в размере 8 021 706 рублей. Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы от участников процесса не поступило, административный истец уточнил требования по выводам эксперта. Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что при оценке объекта недвижимого имущества эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта основывается на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответы на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности. Суд полагает, что заключение эксперта о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества является полным и аргументированным, отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, будучи предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заинтересованность в исходе дела не установлена. При таких обстоятельствах, суд принимает в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости рассматриваемых объектов заключение эксперта № 0660-К/23 от 15.09.2023 ООО «СБД «Эскорт». Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объектов, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка и здания равной их рыночной стоимости в размере, определенном заключением эксперта, подлежат удовлетворению. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 18.04.2023, что следует отразить в резолютивной части решения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л : административный иск ФИО7» удовлетворить. Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, площадью 7 211,3 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 57 949 687 (пятьдесят семь миллионов девятьсот сорок девять тысяч шестьсот восемьдесят семь) рублей. Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 7 518 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 в размере 8 021 706 (восемь миллионов двадцать одна тысяча семьсот шесть) рублей. Датой подачи заявления в суд считать 18.04.2023. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 18.10.2023. Судья И.А. Щетинкина |