ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1378/2021 от 27.01.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело №3а-3/2022

22OS0000-01-2021-001050-93

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2022 года г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе

председательствующего судьи Бакланова Е.А..

при секретаре Степаненко Е.Н.,

с участием прокурора Игнатьевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Тальменский технологический техникум» к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об оспаривании в части решения от 20 мая 2020 года №48 «Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Каскад» потребителям Тальменского района Алтайского края, на 2020-2029 годы»,

УСТАНОВИЛ:

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тальменский технологический техникум» (далее – Учреждение, КБПОУ «Тальменский технологический техникум») обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее – Управление, Управление по тарифам, орган регулирования, тарифный орган), требуя с учетом уточнения признать недействующим пункты 3,4 и 5 решения от 20 мая 2020 года №48 «Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Каскад» потребителям Тальменского района Алтайского края, на 2020-2029 годы». В обоснование административных исковых требований указано, что оспариваемым нормативным правовым актом установлен тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Каскад (далее – ООО «Каскад», регулируемая организация, Общество) потребителям Тальменского района Алтайского края. Являясь потребителем услуг по холодному водоснабжению, оказываемых Обществом, Учреждение полагает, что данное решение принято регулирующим органом без учета положений пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", так как рост тарифа по сравнению с предыдущим составил 88% (т.1 л.д. 6,т.2 л.д.109).

В судебном заседании представитель административного истца Розбах Т.С. поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Колегова О.А. в судебном заседании возражала против заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на административные исковые заявления и дополнительных письменных возражениях (т.1 л.д.44-51).

Представитель заинтересованного лица министерства образования и науки Алтайского края Гринева М.С. в судебном заседании указала, что если установлен соответствующий тариф, то министерство его не оспаривает и под сомнение не ставит. Источниками финансирования КБПОУ «Тальменский технологический техникум» являются не только субсидии, выделяемые из краевого бюджета, но и внебюджетные источники.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении административного дела не явились и об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.

Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив письменные материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения по установлению тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года N 1746-э (далее по тексту - Методические указания)

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: 1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; 2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; 3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; 5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; 6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; 7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; 8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения (часть 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 416-ФЗ установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положением об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года №695, Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги.

Как усматривается из материалов административного дела, 24 апреля 2020 года в Управление по тарифам поступило заявление об установлении цен (тарифов) на 2020-2029 годы на холодную воду, поставляемую ООО «Каскад», методом индексации (т.2 л.д.133-134).

Решением органа регулирования открыто дело по установлению тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую регулируемой организацией потребителя Тальменского района Алтайского края (т.2 л.д.135).

Решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20 мая 2020 года №48 «Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Каскад» потребителям Тальменского района Алтайского края, на 2020-2029 годы» (далее также Решение №48) утверждена производственная программа ООО "Каскад", осуществляющего холодное водоснабжение (питьевая вода), на 2020 - 2029 годы согласно приложению 1 к настоящему решению (пункт 1); установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения для ООО "Каскад" на 2020 - 2029 годы согласно приложению 2 к настоящему решению (пункт 2); установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую ООО "Каскад" потребителям Анисимовского, Казанцевского, Кашкарагаихинского, Курочкинского, Ларичихинского, Луговского, Лушниковского, Новоозерского, Новоперуновского, Новотроицкого, Озерского, Среднесибирского, Староперуновского, Шадринцевского, Шишкинского сельсоветов, Тальменского поссовета Тальменского района Алтайского края, с календарной разбивкой согласно приложению 3 к настоящему решению (пункт 3); долгосрочные параметры регулирования, установленные в пункте 2 настоящего решения, и тарифы, установленные в пункте 3 настоящего решения, действуют со дня вступления в силу настоящего решения по 31.12.2029 (пункт 4); признано утратившим силу решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 10.12.2019 N 440 "Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую муниципальным унитарным предприятием "Новая Эра" муниципального образования Тальменский район Алтайского края потребителям Тальменского района Алтайского края, на 2020 - 2022 годы" (пункт 5).

Оспариваемый нормативный правовой акт принят органом исполнительной власти Алтайского края, уполномоченным в соответствии с пунктом 4.45.2 Положения об управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года №695, на установление тарифов в сфере холодного водоснабжения; при наличии необходимого кворума правления Тарифного органа, с соблюдением установленных законом требований к его форме, процедуре принятия и порядка опубликования, и по этим основаниям не оспаривается (т.1 л.д.56-140).

Проверив вышеуказанное решение органа регулирования в оспариваемой части на предмет соответствия требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере водоснабжения, имеющих большую юридическую силу, с учетом представленных в ходе рассмотрения дела доказательств, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона N 416-ФЗ в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифы на водоотведение.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

В силу требований пунктов 29, 74 Основ ценообразования тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой деятельности, и расчетного объема отпуска воды. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

В соответствии с пунктами 58, 75, подпунктом "а" пункта 79 Основ ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, к которым в том числе относится базовый уровень операционных расходов, включаемых в текущие расходы регулируемой организации.Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования.

К числу таких расходов отнесены расходы на плату труда и отчисления на социальные нужды производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала (пункты 39 - 41 Основ ценообразования).

Согласно пункту 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования.

В составе производственных, ремонтных и административных расходов учитываются, в том числе расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды соответственно основного производственного персонала, ремонтного персонала, административно-управленческого персонала (подпункт "г" пункта 39, подпункт "в" пункта 40, подпункт "б" пункта 41 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

Из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что в расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.

Из материалов дела следует, что ООО "Каскад" осуществляет регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Тальменского района Алтайского края.

23 апреля 2020 года между муниципальным образованием Тальменский район Алтайского края и Обществом заключено концессионное соглашение (далее – Концессионное соглашение), по условиям которого последнее обязуется осуществлять деятельность по холодному водоснабжению и водоотведению с использованием объектов холодного водоснабжения и водоотведения, принадлежащих данному муниципальному образовании и расположенных на его территории (т.2 л.д.1-95).

Согласно пункту 31 (1) Основ ценообразования для регулируемых организаций, владеющих централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основании значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных конкурсной документацией, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды, либо с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения, и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования тарифов, значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора). В случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования тарифов в порядке, установленном указанными Правилами регулирования тарифов.

На основе анализа представленных с заявлением от 22 апреля 2020 года ООО "Каскад" документов специалистами Управление по тарифам подготовлено экспертное заключение, соответствующее требованиям пунктов 25,26 Правил регулирования тарифов, согласно которому базовый уровень операционных расходов определен для Общества в размере 21760,40 тыс.руб. на основании базового уровня операционных расходов, являющихся долгосрочным параметром концессионного соглашения; необходимая валовая выручка на 2020 год – 27832,76 тыс. руб. (т.2 л.д.136-155).

Данное экспертное заключение наряду с протоколом заседания Правления и иными доказательствами, свидетельствуют о том, что произведенные тарифным органом расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, определяющих тарифное регулирование.

Правомерность включения в цены (тарифы) расходов по отдельным статьям (группам расходов) лицами, участвующим в деле, не оспаривается, каких-либо конкретных нарушений, допущенных при определении Управлением по тарифам необходимой валовой выручки ООО «Каскад» административным истцом также не приведено.

Несогласие КБПОУ «Тальменский технологический техникум» с оспариваемым решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов основано лишь на убеждении, что оно не соответствует положениям пункта 13 Основ ценообразования.

Действительно в силу приведенного пункта Основ ценообразования, органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в таком размере, чтобы рост тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов.

Вместе с тем, в силу пункта 19 статьи 2 Федерального закона N416-ФЗ предельные индексы изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - предельные индексы) - индексы максимально и (или) минимально возможного изменения действующих тарифов на питьевую воду и водоотведение, устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации на год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и выраженные в процентах. Указанные предельные индексы устанавливаются и применяются до 1 января 2016 года.

В силу требований части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Однако административный истец не относится к числу субъектов правоотношений, урегулированных данной нормой жилищного законодательства, следовательно, ссылки КБПОУ «Тальменский технологический техникум» на индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги также безосновательны.

Следует отметить, что дополнительные меры социальной поддержки потребителей коммунальных услуг, которые были приняты органами местного самоуправления, в частности постановление администрации Тальменского района от 15 мая 2020 года N351 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате коммунальных услуг (водоснабжения, водоотведения) потребителям ресурсоснабжающей организации ООО "Каскад", направлены на получение потребителями компенсаций в случае превышения фактического роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги над установленным предельным индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, соответствуют принципу соблюдения баланса экономических интересов регулируемой организации и интересов потребителей.

Суд не оставляет без внимания и то обстоятельство, что приказом Федеральной антимонопольной службы от 26 июля 2021 года №723/21 отказано в удовлетворении требований КБПОУ «Тальменский технологический техникум» об отмене решения управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20 мая 2020 года №48 «Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Каскад» потребителям Тальменского района Алтайского края, на 2020-2029 годы» (т.2 л.д. 165-172).

Федеральный антимонопольный орган исходил из того, существенный рост необходимой валовой выручки произошел в результате роста операционных расходов, учитываемых при установлении тарифов в отношении ООО «Каскад» на 2020 год. Базовый уровень операционных расходов на 2020 года принят органом регулирования согласно долгосрочным параметрам Концессионного соглашения. Данные долгосрочные параметры согласованы в установленной порядке.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При разрешении настоящего публичного спора судом установлено, что оспариваемое в части Решение N48 по своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административных исковых требований краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Тальменский технологический техникум» к управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов об оспаривании в части решения от 20 мая 2020 года №48 «Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Каскад» потребителям Тальменского района Алтайского края, на 2020-2029 годы».

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.

Судья Е.А. Бакланов

Мотивированное решение составлено 11 февраля 2022 года.