ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1379/18 от 23.10.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 октября 2018 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Арсеньевой Н.В.,

с участием прокурора Валюткиной С.Ш.,

представителей ООО «ЭкоРесурсПоволжье» Гаврилина С.А., Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области Ершова Р.В. и Титова Д.А., Главы сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области Никифоровой А.И., Администрации городского округа Тольятти Усановой Е.А., Гирфановой Л.А. и Мубаряковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1379/2018 по административному исковому заявлению ООО «ЭкоРесурсПоволжье» о признании недействующим в части Решения Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 4 мая 2018 года № 22 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области»,

У С Т А Н О В И Л :

Решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 4 мая 2018 года № 22 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области» (далее по тексту – Решение Собрания представителей от 4 мая 2018 года № 22) утверждены Местные нормативы градостроительного проектирования сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области (далее по тексту – Местные нормативы).

Пунктом 1.6 Местных нормативов определены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения сельского поселения в области обработки, утилизации твердых бытовых отходов и показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения Васильевка. При этом, в указанный выше пункт Местных нормативов включено положение следующего содержания: «*- Размещение полигонов бытовых и промышленных отходов, объектов по транспортировке, обезвреживанию и переработке бытовых отходов на территории сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области не планируется.».

ООО «ЭкоРесурсПоволжье» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия Решение Собрания представителей от 4 мая 2018 года № 22 в части включения в пункт 1.6 Местных нормативов указанного выше положения.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что оспариваемое положение Местных нормативов нарушает права административного истца, который является субъектом отношений, регулируемых им, поскольку имеет в собственности земельные участки с кадастровыми номерами , , , , и , находящиеся на территории сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, на которых реализуется инвестиционный проект по строительству межмуниципального комплекса полного цикла обращения с отходами в соответствии с инвестиционным меморандумом от 10 марта 2016 года, заключенным между Правительством Самарской области, Мэрией городского округа Тольятти и ООО «ЭкоРесурсПоволжье».

Оспариваемое положение Местных нормативов противоречит пункту 26 статьи 1, части 4 статьи 29.2 и пункту 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является расчетным показателем и не может быть включено в нормативный правовой акт об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования.

Межмуниципальный отходоперерабатывающий комплекс, инвестором строительства которого является административный истец, относится к объектам регионального значения, предусмотренным пунктом 25 подраздела 2.9 Положения о территориальном планировании Самарской области, входящего в состав Схемы территориального планирования Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2007 года № 261. Размещение в сельском поселении Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области мусороперерабатывающего завода отражено также в Схеме территориального планирования муниципального района Ставропольский Самарской области (пункт 2.10.3 Положения о территориальном планировании муниципального района Ставропольский Самарской области, являющегося приложением № 1 к Решению Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области от 25 февраля 2010 года № 295 «Об утверждении Схемы территориального планирования муниципального района Ставропольский Самарской области»).

Следовательно, Решение Собрания представителей от 4 мая 2018 года № 22 в части оспариваемого положения Местных нормативов не соответствует названным выше нормативным правовым актам.

Также, по мнению административного истца, в нарушение части 6 статьи 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 62 Устава сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, проект Местных нормативов, утвержденный в последующем оспариваемым нормативным правовым актом, не был размещен на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» и не был опубликован в газетах «Ставрополь-на-Волге» или «Васильевские новости» не менее чем за два месяца до их утверждения.

В судебном заседании представитель ООО «ЭкоРесурсПоволжье» Гаврилин С.А. административный иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представители Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области Ершов Р.В. и Титов Д.А. заявленные требования не признали, оспариваемое Решение Собрания представителей от 4 мая 2018 года № 22 полагают законным и не подлежащим признанию недействующим.

Представитель Главы сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области Никифорова А.И. административный иск ООО «ЭкоРесурсПоволжье» не признала, представила письменные возражения, в которых просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представители Администрации городского округа Тольятти Усанова Е.А., Гирфанова Л.А. и Мубарякова А.А. административные исковые требования ООО «ЭкоРесурсПоволжье» поддерживают, представили письменные пояснения, согласно которым полагают, что пункт 1.6 Местных нормативов, утвержденных Решением Собрания представителей от 4 мая 2018 года № 22, в части включения в него положения следующего содержания: «*- Размещение полигонов бытовых и промышленных отходов, объектов по транспортировке, обезвреживанию и переработке бытовых отходов на территории сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области не планируется», не соответствует федеральному законодательству, в связи с чем подлежит признанию не действующим. Более того, административным ответчиком был нарушен установленный законом порядок принятия Местных нормативов, что также является основанием для признания названного нормативного правового акта недействующим.

Представители Правительства Самарской области, Министерства строительства Самарской области, Собрания представителей муниципального района Ставропольский Самарской области и Главы муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, проверив дело, заслушав объяснения представителей административного истца, административных ответчиков и заинтересованного лица, заключение прокурора Валюткиной С.Ш., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, считает, что административное исковое заявление ООО «ЭкоРесурсПоволжье» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы…

…Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта…

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:

- нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

- соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из материалов настоящего административного дела усматривается, что Решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 4 мая 2018 года № 22 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области» утверждены Местные нормативы градостроительного проектирования сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области.

Пунктом 1.6 Местных нормативов определены расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения сельского поселения в области обработки, утилизации твердых бытовых отходов и показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения Васильевка. При этом, в указанный выше пункт Местных нормативов включено положение следующего содержания: «*- Размещение полигонов бытовых и промышленных отходов, объектов по транспортировке, обезвреживанию и переработке бытовых отходов на территории сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области не планируется.».

Отношения в сфере градостроительной деятельности регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

Местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1 статьи 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 22 статьи 7 Устава сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, принятого Решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 3 апреля 2014 года № 121, к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 56 Устава сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, в систему муниципальных правовых актов поселения входят решения Собрания представителей поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения, решения об удалении председателя Собрания представителей поселения в отставку, решения Собрания представителей поселения по вопросам организации деятельности Собрания представителей поселения и по иным вопросам, отнесенным к компетенции представительного органа поселения федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом.

Как усматривается из административного искового заявления и объяснений представителя административного истца, ООО «ЭкоРесурсПоволжье» не оспаривает соблюдение Собранием представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, а также к форме нормативного правового акта.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят Собранием представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных ему полномочий в сфере градостроительной деятельности.

Вместе с тем, согласно части 6 статьи 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения.

В силу пункта 2.3 Порядка подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области и внесения в них изменений, утвержденного решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 13 декабря 2017 года № 32, администрация сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области обеспечивает размещение проекта местных нормативов градостроительного проектирования на официальном сайте администрации сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликование в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за 2 месяца до их утверждения. Администрация сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области осуществляет сбор и обобщение предложений по проекту нормативов градостроительного проектирования, поступивших от заинтересованных лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Устава сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, принятого Решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 3 апреля 2014 года № 121, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, под официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта понимается публикация его полного текста с пометкой «Официальное опубликование» в газете «Ставрополь-на-Волге» или в газете «Васильевские новости», являющихся источниками официального опубликования муниципальных правовых актов поселения.

Однако, в судебном заседании установлено, что проект Местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденный в последующем оспариваемым решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, не был в установленном законом порядке опубликован с пометкой «Официальное опубликование» в газете «Ставрополь-на-Волге» или газете «Васильевские новости» не менее чем за два месяца до его утверждения. Более того, названный выше проект не был официально опубликован вплоть до его утверждения Решением Собрания представителей от 4 мая 2018 года № 22.

Таким образом, из материалов административного дела усматривается, что, в нарушение части 6 статьи 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области не был доведен до всеобщего сведения, вследствие чего не были произведены сбор и обобщение предложений по проекту нормативов градостроительного проектирования, поступивших от заинтересованных лиц, что свидетельствует о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и является основанием для признания его недействующим.

Доводы административных ответчиков о том, что 1 марта 2018 года проект Местных нормативов был в установленном законом порядке размещен на официальном сайте администрации, не имеют правового значения по настоящему административному делу и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, в силу приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Порядка подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области и внесения в них изменений, утвержденного решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 13 декабря 2017 года № 32, проект оспариваемого нормативного правового акта подлежал как размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет», так и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до его утверждения. То обстоятельство, что проект Местных нормативов не был в установленном законом порядке опубликован с пометкой «Официальное опубликование» в газете «Ставрополь-на-Волге» или газете «Васильевские новости» не менее чем за два месяца до его утверждения, свидетельствует о нарушении порядка доведения его до всеобщего сведения, а также сбора и обобщения предложений, поступивших от заинтересованных лиц.

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 26 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования – совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативы градостроительного проектирования поселения, городского округа устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения поселения, городского округа, относящимися к областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса, объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения поселения, городского округа населения поселения, городского округа и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселения, городского округа.

Нормативы градостроительного проектирования включают в себя:

1) основную часть (расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации, муниципального образования);

2) материалы по обоснованию расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования;

3) правила и область применения расчетных показателей, содержащихся в основной части нормативов градостроительного проектирования.

К областям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, относятся в том числе планируемые для размещения объекты местного значения поселения в области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов.

Пункт 1.6 Местных нормативов определяет расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения сельского поселения в области обработки, утилизации твердых бытовых отходов и показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения Васильевка, которые соответствуют Региональным нормативам градостроительного проектирования Самарской области, утвержденным приказом министерства строительства Самарской области от 24 декабря 2014 года № 526-п.

Вместе с тем, в указанный выше пункт Местных нормативов включено положение следующего содержания: «*- Размещение полигонов бытовых и промышленных отходов, объектов по транспортировке, обезвреживанию и переработке бытовых отходов на территории сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области не планируется.».

Данное положение не содержит каких-либо расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения сельского поселения в области обработки, утилизации твердых бытовых отходов и показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения сельского поселения Васильевка, а потому не подлежит включению в Местные нормативы.

Включение оспариваемого положения в Местные нормативы влечет нарушение прав административного истца, являющегося инвестором строительства межмуниципального отходоперерабатывающего комплекса на территории сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, поскольку послужило основанием для отклонения возражений ООО «ЭкоРесурсПоволжье» при проведении публичных слушаний по вопросу проекта Решения Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области «Об отмене Решения Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 31 января 2017 года № 1 «О внесении изменений в Генеральный план сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденный Решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 16 декабря 2013 года № 104» и вынесении проекта на публичные слушания».

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ООО «ЭкоРесурсПоволжье» подлежит удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд учитывает, что Решение Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 4 мая 2018 года № 22 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области» длительное время применялось и на его основании были реализованы права граждан и организаций, а потому полагает, что названный выше нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим в указанной выше части со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ООО «ЭкоРесурсПоволжье» удовлетворить.

Признать не соответствующим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.6 Местных нормативов градостроительного проектирования сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области, утвержденных Решением Собрания представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области от 4 мая 2018 года № 22, в части включения в него положения следующего содержания: «*- Размещение полигонов бытовых и промышленных отходов, объектов по транспортировке, обезвреживанию и переработке бытовых отходов на территории сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области не планируется».

Обязать Собрание представителей сельского поселения Васильевка муниципального района Ставропольский Самарской области опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 октября 2018 года.

Судья: Непопалов Г.Г.