Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 25 марта 2019 года г. Красногорск Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего - судьи Терещенко А.А. при секретаре Аррыковой Л.Д., с участием прокурора Ганцевой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-137/19 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим решения Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 30 мая 2018 года № 244/22 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов» установил: ФИО2 обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 30 мая 2018 года № 244/22 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов» По мнению административного истца данное решение подлежит признанию полностью не действующим, поскольку при принятии оспариваемого Решения Совет депутатов не учел результаты публичных слушаний по вопросу изменения Правил землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области, утв. Решением Совета депутатов Рузского городского округа от 16 октября 2017 года № 131/12, нарушил ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ. Публичные слушания были организованы неправильно: вопрос о принятии изменений не ставился на голосование, что позволило не считать, сколько людей в действительности не согласно с легализацией свалки. В соответствии с ч. 3 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту. В Заключении по результатам публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов (опубликовано 25.05.2018г. на сайте Рузского городского округа, 31.05.2018г. в газете «Красное знамя») отмечено, что жители не согласны с внесением изменений в Правила землепользования и застройки: жители требуют не принимать решение об изменении территориальной зоны с зоны недропользования П-1 на зону объектов обращения с отходами, предоставить документы, на основании которых осуществляется завоз мусора на полигон, прекратить ввоз мусора на полигон, вывезти мусор с территории, предлагают провести совместные публичные слушания с приглашением жителей близлежащих районов, права которых также затрагивает размещение отходов на территории земельных участков <данные изъяты> назначить публичные слушания на выходной день, когда в них могло бы принять участие все желающее трудоспособное население. Присутствуют также предложения установить общественный контроль (создать общественный совет при Главе Рузского городского круга по вопросу строительства и временного размещения отходов при строительстве мусороперерабатывающего завода, организовать инициативную группу, обеспечить круглосуточный доступ населения на полигон для мониторинга отходов). Большинство таких предложений и замечаний отклонено Комиссией по формальным основаниям - они не относятся к предмету публичных слушаний. Отклонение предложений о возможности широкого вовлечения общественности в данные вопросы нарушает ст. 42 Конституции РФ, лишая граждан права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Такие предложения - явный сигнал обеспокоенности населения обсуждаемым на публичных слушаниях вопросом о внесении изменений в Правила землепользования и застройки (создания новой территориальной зоны специально для размещения отходов в непосредственной близости от их жилья). В публичных слушаниях приняли участие 500 человек. Обсуждение длилось 3 час 45 мин (с 11.30 до 15.15). За это время невозможно выслушать всех. Вопрос о принятии или отклонении изменений не ставился на голосование, что позволило не учитывать впоследствии количество несогласных. Оспариваемое Решение нарушило конституционно гарантированное (ст. 42 Конституции РФ) право населения д. Щелканово и окружающей ее территории, и, в частности, мое право, поскольку я проживаю в соседней деревне Покровское, на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии, поскольку его принятие позволило «закрепить» территорию земельных участков <данные изъяты> за мусорным полигоном - уже сейчас мы страдаем от запаха с открытой площадки для накопления отходов, а в будущем ситуация только ухудшится - будет построен полноценный мусорный полигон. Представитель Совета депутатов Рузского городского округа Московской области не согласилась с требованиями, заявленными ФИО1 Пояснила, что в соответствии с п.5 ст. 28 «Закона о местном самоуправлении» по проектам генеральных планов, правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров, … проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок и проведения которых определяется уставом муниципального образования и правовым актом представительного органа муниципального с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии с п. 5 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ процедура проведения публичных состоит из следующих этапов: 1) оповещение о начале публичных слушаний; 2) проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на слушаниях; 4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; 5) оформление протокола публичных слушаний; 6) подготовка и опубликование постановления о результатах публичных слушаний. Уведомление о проведении публичных слушаний было размещено 26 апреля 2018 г. в газете «Красное знамя» и опубликовано на официальном сайте Рузского городского округа Московской апреля 2018 года. Публичные слушания, инициированные Главой городского округа, назначаются постановлением Главы Рузского городского округа, для организации и публичных слушаний формируется Комиссия, лица, желающие принять участие в слушаниях, уведомляют об этом Комиссию не позднее, чем за 5 дней до даты их проведения. Участниками публичных слушаний могут быть жители Рузского городского округа, представители общественных организаций, выборные и иные должностные лица органов местного самоуправления и органов государственной власти, депутаты представительных органов местного самоуправления. Порядок проведения публичных слушаний установлен в разделе 7 Положения о публичных слушаниях, публичные слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который представляет себя и секретаря, информирует о порядке публичных слушаний, об участниках публичных слушаний и о повестке дня. После вступительного слова, председательствующего заслушивается доклад по обсуждаемому вопросу дня, подготовленный на основании письменных обращений (предложений, замечаний), от жителей Рузского городского округа. По окончании выступления участниками слушаний могут быть заданы вопросы. Далее слово для выступлений может быть предложено участникам публичных слушаний в рамках порядка, установленного председательствующим. Согласно Заключению по результатам публичных слушаний в указанных публичных слушаниях приняло участие около 500 человек; всего было рассмотрено 42 замечания, из которых: 14 - не соответствовало предмету Публичных слушаний. Ни действующее федеральное законодательство, ни региональное не содержит норм о необходимости проведения голосования при проведении публичных слушаний, п. 1.5 Положения о публичных слушаниях прямо предусматривает, что мнение населения Рузского городского округа, выявленное в ходе публичных слушаний, носит для органов местного самоуправления городского округа рекомендательный характер, публичные слушания - это открытая площадка, где все заинтересованные лица вправе изложить свои пожелания, рекомендации, замечания и пр. относительно предмета публичных и их организация направлена на эффективное разрешение вопросов местного значения с учетом мнения граждан. По результатам проведения публичных слушаний было рекомендовано одобрить проект изменений в Правила землепользования и застройки территории Рузского городского округа Московской области» в части изменения границ функциональных зон и градостроительных регламентов» (раздел 9 Заключения по публичных слушаний). Подтверждением учета мнения населения при принятии оспариваемого решения является непосредственное указание в его мотивировочной части на то, что это решение принимается Советом депутатов Рузского городского округа принимая во внимание заключение по результатам публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа области» в части изменения границ территориальных зон и градостроительных от 25.05.2018 г.». По результатам публичных слушаний было принято положительное заключение по предмету публичных слушаний, поэтому не было оснований для направления проекта на доработку. Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области не согласилась с требованиями, заявленными ФИО1 Пояснила, что в соответствии со статьей 31 ГрК РФ решение о подготовке правил землепользования и застройки (внесения изменений) принимаются главой местной администрации городского округа. В соответствии со пунктом 1.2. статьи 17 Федерального закона № 131-Ф3 законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014г. № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» Правительство Московской области или уполномоченный им центральный исполнительный орган государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов по подготовке правил землепользования и застройки, а также по внесению в них изменений. Главархитектура Московской области на момент принятия и утверждения оспариваемого нормативного правового акта в соответствии с Положением о Главархитектуре Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области №858/28 от 14.11.2007г., являлась уполномоченным органом по подготовке правил землепользования и застройки (внесению изменений) муниципальных образований Московской области. На основании обращения администрации Рузского городского округа от 02.04.2018г. № 162-01исх-2374 Главархитектурой Московской области принято распоряжение от 13.04.2018г. №30РВ-105 о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов (далее - проект внесения изменений). Проектом внесения изменений предусматривалось установление территориальной зоны СП-2а - зона объектов обращения с отходами и производственной деятельности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> Разработка проекта внесения изменений была одобрена на Градостроительном совете Московской области (протокол от 03.04.2018г. № 12) В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014г. № 1182/51 «Об утверждении порядка подготовки, согласования, направления проекта правил землепользования и застройки поселения, городского округа на утверждение в орган местного самоуправления муниципального района Московской области, в орган местного самоуправления городского округа Московской области» проект внесения изменений согласован центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, в том числе Министерством экологии и природопользования Московской от 07.05.2018 № 24исх-6311, которое на момент согласования и утверждения оспариваемого акта являлось уполномоченным органом. Администрацией Рузского городского округа были проведены публичные слушания. Проведение публичных слушаний по проекту внесение изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области» в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов, осуществлялось на основании постановления главы Рузского городского округа «О назначении публичных слушаний по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области» от 19.04.2018г. № 1386. Указанное постановление было опубликовано в газете «Красное Знамя» №16 от 26.04.2018г. Заключение по результатам публичных слушаний от 25.05.2018г. было опубликовано на официальном сайте Рузского городского округа Московской области 25 мая 2018 года и опубликовано в газете «Красное Знамя» № 21 от 31.05.2018г.С учетом положительного заключения по результатам публичных слушаний проект внесения изменений Градостроительным советом был согласован, дано поручение Главархитектуре Московской области о направлении проекта внесения изменений в Совет депутатов городского округа Руза для принятия решения о его утверждении (протокол от 29.05.2018 № 20). Доводы административного истца о том, что вопрос об изменении территориальной зоны «П-1» на зону «СП-2а» не ставился на голосование при проведении публичных слушаний не состоятелен, так как законодательством не предусмотрено голосование при проведении публичных слушаний. Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 15.07.2010г. № 931-0-0, публичные слушания являются процедурой выявления именно коллективного мнения либо явно выраженных расхождениях во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определённым организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественного значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Согласно заключению по публичным слушаниям большинство зарегистрированных участников публичных слушаний высказались положительно относительно проекта внесения изменений, в связи с чем, при утверждении внесения изменений Советом депутатов городского округа Руза было учтено мнение населения. 30.05.2018г. проект внесения изменений был утвержден решением Совета депутатов Рузского городского округ Московской области № 244/22 от 30.05.2018г. Относительно доводов административного истца о нарушении санитарного законодательства при установлении в правилах землепользования и застройки зоны «СП-2а» Мособлархитектура полагает отметить следующее. Административным истом оспаривалось постановление Главы Рузского городского округа Московской области от 04.05.2018 г. №1630 «О создании открытых площадок для накопления твердых коммунальных отходов» незаконным. Указанным постановлением принято решение о создании на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> открытой площадки для накопления (ОТН) твердых коммунальных отходов (ТКО). Указанный участок вошел в территориальную зону СП-2а в утвержденных изменения в правилах землепользования и застройки. Рузским районным судом Московской области по делу № 2А- 1187/2018 исследовался вопрос о возможном нарушении санитарного законодательства при размещении и эксплуатации ОПН. На основании сведений, представленных Роспотребнадзором по Московской области об отсутствии нарушений Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и санитарного законодательства при размещении ОПН, также экспертного заключения ООО «Столичный центр экспертизы и оценки», подтвердившего, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> возможно размещение площадки ОПН, так как указанная территория не относится к территориям со сложными геологическими и гидрологическими условиями, судом сделан вывод об отсутствии нарушений санитарного законодательства при размещении и эксплуатации ОПН. Решение Рузского районного суда по данному делу вступило в законную силу. По мнению прокурора, требования, заявленные ФИО1 удовлетворению не подлежат. Административным истцом не доказано несоответствие решения Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 30 мая 2018 года нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд находит требования, заявленные ФИО1, не подлежащими удовлетворению. Согласно статье 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса и не противоречащих ему других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные акты, которые не должны противоречить Кодексу. Пунктами 6 и 7 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительным зонированием является зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ). В силу п.1 части 1 статьи 8 ГрК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности. На основании обращения администрации Рузского городского округа от 02.04.2018г. № 162-01исх-2374 Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области принято распоряжение от 13.04.2018г № 30РВ-105 о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов. Решением Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 30 мая 2018 года № 244/22 внесены изменения в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов. Установлена территориальная зона СП-2а - зона объектов обращения с отходами и производственной деятельности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>. Разработка проекта внесения изменений одобрена Градостроительным советом Московской области (протокол от 03.04.2018 № 12). Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции с соблюдением требований к форме нормативного правового акта. Нормативный правой акт опубликован в официальном издании муниципального образования. В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014г. № 1182/51 «Об утверждении порядка подготовки, согласования, направления проекта правил землепользования и застройки поселения, городского округа на утверждение в орган местного самоуправления муниципального района Московской области, в орган местного самоуправления городского округа Московской области» проект внесения изменений согласован центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, в том числе Министерством экологии и природопользования Московской области. В соответствии со ст.ст. 31, 33 Градостроительного кодекса РФ организация и проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки (внесения изменений) относится к полномочиям органа местного самоуправления городского округа. Постановлением главы Рузского городского округа от 19.04.2018г. № 1386 назначены публичные слушания по проекту «Внесение изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области». Указанное постановление опубликовано в газете «Красное Знамя» № 16 от 26.04.2018г. Заключение по результатам публичных слушаний размещено на официальном сайте Рузского городского округа Московской области 25.05.2018 и опубликовано в газете «Красное Знамя» № 21 от 31.05.2018г. С учетом положительного заключения по результатам публичных слушаний проект внесения изменений согласован Градостроительным советом Московской области и направлен на утверждение в Совет депутатов городского округа Руза (протокол от 29.05.2018 № 20). Доводы административного истца о том, что при проведении публичных слушаний не учтено мнение граждан, возражавших против установления территориальной зоны объектов обращения с отходами, являются необоснованными. Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным судом РФ в Определении от 15.07.2010г. № 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо явно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер, публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определённым организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения – выработка рекомендаций по общественного значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Из материалов административного дела следует, что возможность участвовать в обсуждении проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории и представить свои замечания и предложения реализована всеми заинтересованными лицами. Поступившие в ходе проведения публичных слушаний замечания и предложения отражены в протоколах и внесены в итоговое заключение. Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует. Регламентация градостроительной деятельности, как указывает Конституционный Суд РФ в постановлении от 28.03.2017г. № 10-П, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области. Так, согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В этой связи тот факт, что возражения относительно территориального зонирования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> не были учтены, основанием для признания Правил землепользования и застройки недействующими являться не может. Доводы административного истца о нарушении санитарного законодательства при установлении в правилах землепользования и застройки территориальной зоны «СП-2а» также являются необоснованными. Решением Рузского районного суда Московской области от 16.08.2018г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 12.11.2018г., отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к главе Рузского городского округа Московской области, администрации Рузского городского округа Московской области, ООО «Полигон-2004» о признании незаконными действий по организации открытой площадки для накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, возложении обязанности организовать вывоз твердых коммунальных отходов с открытой площадки. В ходе рассмотрения указанного административного дела установлено, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> возможно размещение открытой площадки для накопления твердых коммунальных отходов, так как указанная территория не относится к территориям со сложными геологическими и гидрологическими условиями. Управлением Роспотребнадзора по Московской области предоставлено заключение об отсутствии нарушений Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» при размещении открытой площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Согласно заключению № 10-08/18-СЭ ООО «Столичный центр экспертизы и оценки» на спорном земельном участке возможно размещение площадки для временного хранения твердых коммунальных отходов. Нарушений санитарного законодательства при размещении указанной площадки экспертами не установлено. Таким образом, административным истцом не доказано несоответствие решения Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 30 мая 2018 года № 244/22 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований, заявленных ФИО1 Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Требования ФИО1 о признании недействующим решения Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 30 мая 2018 года № 244/22 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области в части изменения границ территориальных зон и градостроительных регламентов», оставить без удовлетворения. На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд. Судья Терещенко А.А. |