ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-137/20 от 25.02.2020 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2020 года

66OS0000-01-2019-000674-89

3а-137/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

25 февраля 2020 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Ивановой Д.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 об изменении кадастровой стоимости земельных участков в связи с выявлением недостоверных сведений об объектах оценки, использованных при определении их кадастровой стоимости,

установил:

ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами , , , .

Земельные участки с кадастровыми номерами , , в соответствии с распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – ТУ Росимущества в Свердловской области) от 11 апреля 2018 года № 162-р были образованы путем выделения из земельного участка с кадастровым номером , с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Вновь образованные земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет 06 июня 2018 года. Ранее учтенный земельный участок с кадастровым номером имел площадь ... кв.м., его кадастровая стоимость по состоянию на 14 мая 2015 года была установлена решением Свердловского областного суда от 13 апреля 2018 года в размере 13001000 руб.

По мнению административного истца, поскольку происходило выделение земельных участков с кадастровыми номерами , , из земельного участка с кадастровым номером , то все вновь созданные земельные участки и ранее учтенный земельный участок (в изменившихся границах), должны иметь кадастровую стоимость, соотносящуюся с кадастровой стоимостью исходного земельного участка, которая была установлена решением суда.

В связи с чем, с учетом уточнения заявленных требований, административный истец просит определить кадастровую стоимость спорных земельных участков пропорционально изменению площади объектов недвижимого имущества по состоянию на 06 июня 2018 года в отношении:

- земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв.м. в размере 5162664,36 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв.м. в размере 465199,05 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв.м. в размере 381875,60 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером , площадью ... кв.м. в размере 6991260,99 руб.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки суду не сообщила, направила в суд своего представителя по доверенности ФИО1

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования уточненного административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержал доводы письменных возражений на административное исковое заявление (л.д. 167-168), указав, что кадастровая стоимость в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , , определена в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явился, направил письменный отзыв (л.д. 104-108), в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать, рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, заинтересованного лица ТУ Росимущества в Свердловской области в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со статей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) и статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в судебном порядке.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (статья 24.18 Закон об оценочной деятельности и статья 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

С учётом разъяснений, изложенных в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости допускается предъявление требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки.

К недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешённое использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчёте кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель до 31 декабря 2018 года определяли Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года № 316 (далее - Правила).

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

При проведении государственного кадастрового учёта вновь образуемых земельных участков определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13).

Минэкономразвития России во исполнение названных Правил приказом от 12 августа 2006 года № 222 утвердило Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее – Методические указания) (действовали до 01 марта 2019 года).

Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка, либо изменения вида разрешённого использования земельного участка. Допускается определение кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждением (на территории Свердловской области – филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области). Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков отражаются в акте определения кадастровой стоимости земельных участков. При определении кадастровой стоимости данные Методические указания устанавливали следующие правила.

В случае образования новых земельных участков путём разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путём умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка (пункт 2.1.17).

В случае изменения вида разрешённого использования земельного участка в составе земель населённых пунктов его кадастровая стоимость определяется путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешённого использования, соответствующего изменённому виду, для кадастрового квартала населённого пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (пункт 2.3.2).

Иных способов определения кадастровой стоимости для вновь образуемых земельных участков, либо для земельных участков в случае изменения вида разрешённого использования (например, на основании ранее выносившегося судебного акта) ни Правила, ни Методические указания, не допускают и не предусматривают.

Как следует из материалов дела, сведения о земельном участке с кадастровым номером , из которого впоследствии были образованы земельные участки с кадастровыми номерами , , были внесены в государственный кадастр недвижимости 19 февраля 2014 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» актом определения кадастровой стоимости от 19 февраля 2014 года в соответствии с пунктом 2.1.7 Методических указаний с применением удельного показателя кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером (преобразуемый объект) в размере 1117,33 руб./кв.м. и составила 74889043,25 руб. (1117,33 руб./ кв.м.*67025 кв.м.).

14 мая 2015 года в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета внесены изменения в сведения о характеристике земельного участка с кадастровым номером значение площади изменено с «67025 кв.м.» на «46029 кв.м.».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была определена в соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1117,33 кв.м. и составила 51429582,57 руб. (1117,33 руб./ кв.м.*46029 кв.м.).

Дата внесения кадастровой стоимости в размере 51429582,57 руб. в государственный кадастр недвижимости – 14 мая 2015 года, дата по состоянию, на которую определена кадастровая стоимость – 14 мая 2015 года.

Кадастровая стоимость в размере 51429582,57 руб. оспорена арендодателем в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 13 апреля 2018 года по административному делу № 3а-97/2018 была установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 13001000 руб. по состоянию на 14 мая 2015 года.

08 июня 2018 в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) внесены изменения в сведения о характеристике земельного участка с кадастровым номером значение площади изменено с «46029 кв.м.» на «24752 кв.м.».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была определена в соответствии с пунктом 2.2 Методических указаний с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1117,33 кв.м. и составила 27656152,16 руб. (1117,33 руб./ кв.м.* 24752 кв.м.).

Дата внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости – 08 июня 2018 года, дата по состоянию, на которую определена кадастровая стоимость – 08 июня 2018 года.

На основании решения о постановке на кадастровый учет объектов недвижимости от 06 июня 2018 года, принятого по результатам рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости от 31 мая 2018 года № 66-0-1-223/3001/2018-1849 и представленного межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трех земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , с сохранением исходного земельного участка с измененных границах, в ЕГРН были внесены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами: , , .

При расчете величины кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , , было применено значение удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером в размере 1117,33 руб./кв.м.

В строгом соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по состоянию на 06 июня 2018 года была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , в размере 20422557,74 руб., 1840242,51 руб. и 1510630,16 руб. соответственно.

После внесения 06 июня 2018 года в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , , государственный кадастровый учет изменений количественных и (или) качественных характеристик, влекущих за собой изменение кадастровой стоимости не осуществлялся.

Таким образом, при расчете величины кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , образованных из земельного участка с кадастровым номером , филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО было верно применено значение удельного показателя кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка с кадастровым номером в размере 1117,33 руб.

Иного порядка определения кадастровой стоимости для вновь образуемых земельных участков действующими нормативными актами не предусмотрено.

При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

В связи с оставлением без удовлетворения административного искового заявления, оснований для возмещения административному истцу судебных расходов не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО3 об изменении кадастровой стоимости земельных участков в связи с выявлением недостоверных сведений об объектах оценки, использованных при определении их кадастровой стоимости - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Председательствующий

С.И. Жейнова