ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-137/2016 от 28.03.2016 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-137/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Шалагиной О.В.

при секретаре Шандрамайло Ю.Н.

с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово

«28» марта 2016 года

административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Кузбасская Сетевая Компания» о признании недействующим в части постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год»,

У С Т А Н О В И Л:

Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление от 31 декабря 2015 года № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год», пунктом 2 которого установлена необходимая валовая выручка для территориальных сетевых организаций Кемеровской области на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно приложению № 2 к постановлению;

пунктом 5 установлены с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области согласно приложению № 5.

Пунктом 12 приложения № 2 установлена необходимая валовая выручка для территориальной сетевой организации ООО «Северо-Кузбасская Сетевая Компания» в размере 4093,68 тыс.руб. на 2016 год.

Пунктами 29, 30 приложения № 5 установлены на 1 и 2 полугодие двухставочные тарифы, включающие ставку за содержание электрических сетей и ставку на оплату технологического расхода (потерь), и одноставочные тарифы для сформированных пар сетевых организаций:

ООО «Северо-Кузбасская Сетевая Компания» - ОАО «СКЭК»:

1 полугодие, двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей 384324,58 руб./МВт.мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) 165,41 руб./МВт.ч.; одноставочный тариф - 1,0686 руб./кВт.ч;

2 полугодие соответственно - 409172,36 руб./МВт.мес., 174,77 руб./МВт.ч. и 1,1519 руб./кВт.ч (пункт 29);

ООО «Северо-Кузбасская Сетевая Компания» - филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС»:

1 полугодие соответственно - 416769,95 руб./МВт.мес., 165,41 руб./МВт.ч. и 1,0686 руб./кВт.ч;

2 полугодие соответственно - 459864,62 руб./МВт.мес., 174,77 руб./МВт.ч. и 1,1519 руб./кВт.ч (пункт 30).

Согласно примечанию 1 к приложению № 5 индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями по Кемеровской области установлен для пары сетевых организаций, при этом сетевая организация, указанная в паре первой, является плательщиком, вторая – получателем платы.

Таким образом, названными пунктами приложения № 5 установлены индивидуальные тарифы, по которым ООО «Северо-Кузбасская Сетевая Компания» должна оплачивать услуги по передаче электрической энергии сетевым организациям ОАО «СКЭК» и филиалу ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС».

Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru, 31 декабря 2015 года.

Общество с ограниченной ответственностью «Кузбасская энергосетевая компания» обратилось в суд с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании недействующим с момента принятия указанного постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в части пункта 15 Приложения № 2 в части установления необходимой валовой выручки в размере 4093,68 тыс.руб. на 2016 год и пунктов 29, 30 Приложения № 5, ссылаясь на несоответствие его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - Федеральному закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178, Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. № 1178 (далее – Основы ценообразования), Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом ФСТ России от 17.02.2012г. № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), поскольку при установлении тарифов регулирующим органом необоснованно уменьшены представленные организацией расходы, уменьшена необходимая валовая выручка, вследствие чего установленные индивидуальные тарифы являются экономически необоснованными, их рост по сравнению с регулируемым периодом 2015 года увеличился в 17 раз, что нарушает права Общества при осуществлении предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Северо-Кузбасская Сетевая Компания» Сосновский К.В., действующий на основании доверенности от 11.01.2016г., заявленные требования поддержал.

Представитель Региональной энергетической комиссии Кемеровской области Бушуева О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. , возражала против заявленных требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Тверикиной Н.Н., полагавшей требования ООО «Северо-Кузбасская Сетевая Компания» подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Согласно п.3 ст.24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 371, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Таким образом, оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.

Во исполнение пункта 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (Правила регулирования № 1178).

Тарифы применяются в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики. Установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел.

Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17, 35 Правил № 1178).

В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Согласно пункту 4 этой же нормы Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 12 Правил регулирования № 1178 установлено, что при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.

В соответствии с п.38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; величина технологического расхода (потерь) электрической энергии; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов: индекс потребительских цен; размер активов; величина неподконтрольных расходов; величина мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; величина полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг территориальной сетевой организации; цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.

Расчет величины расходов, не отнесенных к подконтрольным расходам, производится регулирующими органами в соответствии с перечнем, предусмотренным методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. Аналогичные положения предусмотрены пунктами 5-9 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012г. № 98-э (далее - Методические указания № 98-э).В соответствии с пунктом 6 Методических указаний № 98-э долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются.Перечень статей затрат, учитываемых при расчете базового уровня подконтрольных расходов, приведен в пункте 12 Методических указаний № 98-э. Перечень расходов, учитываемых при расчете неподконтрольных расходов, приведен в пункте 11 Методических указаний № 98-э. Эти показатели определяются методом экономически обоснованных расходов.Из материалов дела следует, что 2016 год является вторым годом долгосрочного периода регулирования для ООО «Северо-Кузбасская Сетевая Компания», оказывающего услуги по передаче электрической энергии. Для целей тарифного регулирования на 2016 год Общество представило в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области заявление об установлении тарифов от 30.04.2015г. и расчетно-обосновывающие документы, в связи с чем было открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии № ОЦО/2016-41 от 28.07.2015г. (л.д.130-131 т.1).По результатам изучения и экспертной оценки представленных материалов РЭК Кемеровской области составлено заключение о составе и объеме необходимой валовой выручки Общества на 2016 год (л.д.130-150), на основании выводов которого правлением РЭК Кемеровской области 31 декабря 2015 года в рамках постановления от 31 декабря 2015 года № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год» оспариваемыми пунктами постановления для ООО «Северо-Кузбасская Сетевая Компания» была установлена необходимая валовая выручка в размере 4093,68 тыс.руб. на 2016 год и индивидуальные тарифы для расчетов за услуги по передаче электрической энергии смежным сетевым организациям.Оспаривая установленные регулирующим органом размеры необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов, ООО «Северо-Кузбасская Сетевая Компания» указывает на необоснованное исключение из электросетевого оборудования 21,71 условных единиц.Величина условных единиц электрооборудования относится к основным технико-экономическим показателям, учитываемым при определении необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей (п.11 Методических указаний № 98-э), и определяется и представляется на тарифное регулирование по формам, установленным таблицами № П2.1 и П2.2 Приложения № 2 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004г. № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).Как следует из материалов дела, предложение Общества по объектам электросетевого оборудования на 2016 год составило 198,4 условных единиц (таблицы № П2.1 и П2.2 – л.д.39-42 т.2). На основании представленных договоров аренды объектов электросетевого оборудования экспертами РЭК Кемеровской области установлено 176,69 условных единиц (на 21,71 меньше), которые и приняты к учету тарифным органом. Различие в указанных цифрах обусловлено тем, что Общество необоснованно включило в подсчет оборудование в количестве 18 штук в п.2 таблицы № П2.2 «Силовые трансформаторы 1-20 кВ». Согласно примечанию к данной таблице Методических указаний № 20-э/2) условные единицы по п.2 «Силовые трансформаторы 1 - 20 кВ» определяются только для трансформаторов, используемых для собственных нужд подстанций 35 - 1150 кВ. Из анализа представленных договоров аренды следует, что подстанций 35 - 1150 кВ у Общества нет, в связи с чем условные единицы по п.2 таблицы № П2.2 не могут быть определены (равны 0).

Следовательно, орган регулирования правильно исключил из общего подсчета 18 условных единиц.

Кроме того, Обществом ошибочно в п.11 таблицы № П2.2 указано на наличие у него 6 однотрансформаторных подстанций, хотя согласно представленным договорам таких подстанций у него 5. Данная ошибка привела к завышению количества условных единиц на 2,3, которые обоснованно исключены органом регулирования из подсчета.

Также РЭК Кемеровской области обоснованно указано на то, что при заполнении таблиц Общество произвело математическое округление при перемножении цифр граф 5 и 6 до целых чисел, что привело к завышению количества условных единиц на 1,41 (например, п.11 – 2,3 х 6 = 14), которые, соответственно, исключены из подсчета.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, показаниями свидетеля Омельченко А.А.

Таким образом, суд полагает, что РЭК Кемеровской области обоснованно принято к учету 176,69 условных единиц.

Из заключения РЭК Кемеровской области следует, что при расчете необходимой валовой выручки не приняты к учету в полном объеме затраты Общества по статье «Материальные затраты - работы и услуги производственного характера» в сумме 8303 тыс.руб. и по статье «Прочие расходы, всего, в том числе Ремонт основных фондов» в сумме 7717 тыс. руб., с чем Общество не согласно, поскольку все документы, подтверждающие эти расходы были представлены.

Применение метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки предполагает ежегодную в течение долгосрочного периода регулирования корректировку базового уровня подконтрольных расходов на коэффициент их индексации, установленный регулирующим органом.

Заключением РЭК Кемеровской области итоговый коэффициент индексации подконтрольных расходов на 2016 год для ООО «СКСК» установлен в размере 24,9419.

Общество находится на втором году периода долгосрочной индексации, поэтому размер подконтрольных расходов на 2016 год определяется путем их увеличения на установленный коэффициент индексации, без учета фактических показателей таких расходов.

Поскольку на первый 2015 год периода долгосрочной индексации размер утвержденных регулирующим органом для Общества расходов по указанным статьям составлял 0,00 руб., то, соответственно, при увеличении этой суммы на повышающий индекс их размер останется прежним 0,00 руб., что и отражено в представленных расчетах (л.д.154-158 т.1).

Таким образом, суд находит необоснованными доводы ООО «СКСК» в указанной части.

Проверяя экономическую обоснованность представленных Обществом расходов по статье «Арендная плата» за аренду имущества электросетевого комплекса в размере 984,00 тыс.руб., входящих в состав неподконтрольных расходов, орган регулирования на основе анализа представленных договоров аренды пришел к выводу об утверждении данных затрат в сумме 552,76 тыс.руб.

В ходе рассмотрения данного дела РЭК Кемеровской области признано, что при подсчете величины арендной платы по договорам экспертами была допущена техническая ошибка – по договору аренды № 8 от 10.06.2015 года с ООО «Сталист» включена сумма 15,71 тыс. руб. без НДС вместо 152,54 тыс. руб., то есть на 136,83 тыс. руб. меньше. Общая сумма расходов по данной статье должна составить 689,59 тыс. руб.

Указанные обстоятельства подтверждаются содержанием заключения РЭК Кемеровской области (л.д.143 т.1), договором аренды (л.д.13-17 т.2), показаниями свидетеля Гусельщикова Э.Б.

Административный истец ООО «СКСК» согласился с общей суммой расходов 689,59 тыс. руб., подлежащих учету в составе расходов на 2016 год.

Таким образом, судом достоверно установлено, что при определении необходимой валовой выручки для ООО «СКСК» органом регулирования не были учтены экономически обоснованные расходы в сумме 136,83 тыс. руб., что свидетельствует о необоснованности установленной на 2016 год суммы НВВ в размере 4093,68 тыс.руб. и, как следствие, необоснованности размера установленных индивидуальных тарифов на 2016 год.

Возражая против заявленных требований, РЭК Кемеровской области ссылается на то, что неучтенная в результате технической ошибки сумма расходов Общества по арендной плате 136,83 тыс. руб. будет учтена при тарифном регулировании на 2017 год.

Однако суд считает эти доводы необоснованными.

Из приведенных положений действующего законодательства в сфере тарифного регулирования следует, что устанавливаемые на очередной год размеры необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов определяются на основе планируемых значений параметров расчета тарифов, в том числе на основе величины неподконтрольных расходов. Вместе с тем принимаемые к расчету показатели величины неподконтрольных расходов должны быть экономически обоснованными. Исключение из расчета подтвержденных в установленном порядке неподконтрольных расходов (независимо от причины) означает нарушение основных принципов государственного регулирования цен (тарифов), влекущее нарушение законных прав субъектов предпринимательской деятельности.

Действующее законодательство предполагает возможность ежегодной корректировки установленных на долгосрочный период регулирования тарифов исходя из фактических изменений экономического положения организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в том числе из фактически понесенных затрат (убытков) за предшествующий год, которые не могли быть учтены при тарифном регулировании за этот год. В данном случае неучтенные органом тарифного регулирования затраты ООО «СКСК» имели место и были подтверждены Обществом на момент установления тарифов на 2016 год.

При таких данных суд находит обоснованными доводы ООО «Северо-Кузбасская Сетевая Компания» о том, что установленные оспариваемым постановлением необходимая валовая выручка и индивидуальные тарифы на 2016 год установлены с нарушением требований действующего законодательства, не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.

Постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года № 1056 в оспариваемой части противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом изложенного постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года № 1056 в оспариваемой части пункта 15 приложения № 2 и в части пунктов 29, 30 Приложения № 5 подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в «Электронном бюллетене региональной энергетической комиссии Кемеровской области».

Руководствуясь ст.ст.175-179 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Кузбасская Сетевая Компания» удовлетворить.

Признать недействующим постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2015 года № 1056 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Кемеровской области на 2016 год» в части пункта 15 приложения № 2 в части установления для территориальной сетевой организации ООО «Северо-Кузбасская Сетевая Компания» необходимой валовой выручки в размере 4093,68 тыс.руб. на 2016 год, и пунктов 29, 30 Приложения № 5 с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд

Председательствующий: (подпись)

В окончательной форме решение принято 1 апреля 2016 года.

"Согласовано" _______________ судья Шалагина О.В.