ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-137/2023 от 12.01.2024 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2023-000193-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2024 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ларичевой И.В.,

при секретаре судебного заседания Моисеевой Т.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Вегеры А.А.,

представителей административных истцов СНТ «Надежда», СНТ «Надежда-2» - Третьяковой Л.В., административного ответчика Думы города Иркутска - Сибиряковой Т.А., административного ответчика мэра г. Иркутска и заинтересованных лиц администрации г. Иркутска, Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска - Полодухиной О.Е., заинтересованного лица администрации г. Иркутска - Лоховой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-6/2024 по административному исковому заявлению СНТ «Надежда», СНТ «Надежда-2» к Думе города Иркутска, мэру города Иркутска Болотову Руслану Николаевичу, заинтересованные лица - администрация города Иркутска, Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска, о признании недействующими в части Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденные решением Думы города Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3, возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование административных исковых требований с учетом уточнений административные истцы СНТ «Надежда», СНТ «Надежда-2» указали, что между СНТ «Надежда» (Ссудополучатель) и администрацией г. Иркутска (Ссудодатель) заключен договор безвозмездного пользования земельным участком № 5571 от 27.02.2020, согласно п. 1.1 которого Ссудодатель обязуется предоставить Ссудополучателю в безвозмездное пользование земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят> Между СНТ «Надежда-2» (Ссудополучатель) и администрацией г. Иркутска (Ссудодатель) заключен договор безвозмездного пользования земельным участком № 5885 от 27.06.2022, согласно п.1.1, которого Ссудодатель обязуется предоставить Ссудополучателю в безвозмездное пользование земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>

Согласно п. 6.2 договора № 5571 от 27.02.2020 СНТ «Надежда» обязано обеспечить в отношении Объекта подготовку планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Данная обязанность корреспондирует с требованием п. 4 ст. 39.10 ЗК РФ в редакции, действующей на момент заключения договора.

Протоколом № 11 общего собрания членов СНТ «Надежда» от 13.09.2021 принято решение о подготовке документации по планировке территории СНТ «Надежда», а именно проекта планировки территории и проекта межевания территории, о чем администрация г. Иркутска уведомлялась письмом № 11 от 14.09.2021. Протоколом № 12 общего собрания членов СНТ «Надежда» от 15.02.2022 принято решение об одобрении проекта планировки территории и проекта межевания территории, подготовленных в отношении территории СНТ «Надежда».

Согласно п. 3.4.18 договора № 5885 от 27.06.2022 СНТ «Надежда-2» обязано обеспечить подготовку в отношении земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Данная обязанность, как и в случае СНТ «Надежда», также корреспондирует с требованием п. 4 ст. 39.10 ЗК РФ в редакции, действующей на момент заключения договора. СНТ «Надежда-2» направляло уведомление мэру г. Иркутска письмом № 2/22 от 08.12.2022. СНТ «Надежда-2» велась работа по разработке документации, однако ее утверждение невозможно по причине отсутствия в правилах землепользования и застройки земель общего назначения, что аналогично, как и в случае с СНТ «Надежда», нарушает права СНТ «Надежда-2».

Указывают, что они неоднократно обращались в администрацию г. Иркутска с заявлениями об утверждении документации по планировке территории. Замечания администрации г. Иркутска носили устранимый характер. Заявители исправляли недочеты и сдавали документацию вновь. Письмом № 945-70-2630/3 от 19.06.2023 комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска уведомил СНТ «Надежда», что документация по планировке территории не соответствует ч. 10 ст. 45 ГрК РФ: образуемый земельный участок с условным номером «ЗУ:1», с видом разрешенного использования «Земельные участки общего назначения (13.0)» расположен в территориальной зоне «СХЗ-402». Градостроительным регламентом в указанной зоне «СХЗ-402» вид разрешенного использования «Земельные участки общего назначения (13.0)» не предусмотрен. Аналогичный ответ получило СНТ «Надежда-2» - письмо комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска письмом № 945-70- 2632/3 от 19.06.2023.

Земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В состав территории садоводства входят садовые земельные участки, а также земельные участки общего назначения (ч.1 ст. 4.1. 217-ФЗ).

Законодательством установлены требования к площади земельных участков общего назначения в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным п. 7 ст. 39.10 ЗК РФ.

Административные истцы в документации по планировке территории предусмотрели земельные участки общего назначения, в частности, для сторожки с правлением СНТ, для площадки для мусоросборников, для противопожарных резервуаров. Разработка документации по планировке территории без земельных участков общего назначения, нарушает требование закона, а также сделает невозможным эксплуатацию, владение земельными участками, так как при распределении земли членам СНТ возникнет ситуация, при которой на участке члена СНТ будет располагаться мусорный контейнер или здание для исполнения обязанностей правлением СНТ, что в свою очередь будет нарушать права члена, вызовет споры, поставит в преимущественное положение одних членов СНТ перед другими.

Согласно ч. 3 ст. 46 ГрК РФ заинтересованные лица, указанные в ч. 1.1 ст. 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в ч. 10 ст. 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения или в орган местного самоуправления городского округа. Во исполнение требований ст. 46 ГрК РФ СНТ «Надежда» направило в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска документацию по планировке территории СНТ «Надежда» для утверждения. В силу ч. 13.1 ст. 46 ГрК РФ основанием для отклонения документации по планировке территории, подготовленной лицами, указанными в ч. 1.1 ст. 45 настоящего Кодекса, и направления ее на доработку является несоответствие такой документации требованиям, указанным в ч. 10 ст. 45 настоящего Кодекса. В иных случаях отклонение представленной такими лицами документации по планировке территории не допускается.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Аналогичное положение содержится в Решении Думы г. Иркутска от 21.10.2004 № 004-20- 040012/4 «О Положении о муниципальных правовых актах города Иркутска» (ч. 2 ст. 2). Проекты правовых актов, принимаемых городской Думой, подлежат юридико-технической экспертизе (ч. 1 ст. 29(3) Положения). Так, согласно ч. 1 ст. 67.1. Регламента Думы г. Иркутска проекты решений, рассматриваемые в городской Думе, подлежат юридико-технической экспертизе. Юридико-техническая экспертиза проектов решений проводится аппаратом Думы г. Иркутска.

Полагают, что Правила землепользования и застройки, утвержденные в 2016 г., равно как и Правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск, утвержденные решением Думы г. Иркутска от 30.06.2023 № 007-20- 053687/3, действующие на момент обращения с данным административным иском, не предусматривают вид разрешенного использования «Земельные участки (территории) общего назначения», что противоречит ст. 39.10 ЗК РФ, ст. 30 ГрК РФ, как нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Административные истцы лишены возможности самостоятельно привести в соответствие Правила землепользования и застройки требованиям ЗК РФ, одновременно запрещено передавать на утверждение документацию по СНТ без указания (выделения) территории общего назначения для нужд СНТ (например, для размещения контейнерных площадок, трансформатора). Вместе с тем, согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении Классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 № 61482) земельные участки общего назначения - это земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) для размещения объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования.

Договоры безвозмездного пользования заключены с СНТ с целью осуществления мероприятий по подготовке в отношении земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведения кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Правилами землепользования и застройки нарушаются права, свободы и законные интересы СНТ «Надежда» и СНТ «Надежда-2», так как они лишены возможности реализовать свои права в отношении земельных участков, предоставленных по договорам безвозмездного пользования, и обязанности, предусмотренные п. 4 ст. 39.10 ЗК РФ и договора, что в дальнейшем исключает предоставление членам СНТ земельных участков в собственность или аренду.

Указывают, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом - Думой города Иркутска, с соблюдением установленной формы, в которой данный орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры принятия, правил официального опубликования и введения нормативных правовых актов в действие.

Просят суд с учетом уточнений признать недействующими со дня принятия Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденные решением Думы города Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3, в части территориальной зоны СХ3-402 в части отсутствия в статье 65 главы 7 вида разрешенного использования «земельные участки общего назначения» (13.0), со следующими требованиями к минимальным и максимальным размерам указанных участков: в размере от 20 % до 25 % площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества; возложить на Думу города Иркутска обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим в части в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

В судебном заседании представитель административных истцов СНТ «Надежда», СНТ «Надежда-2» - Третьякова Л.В., действующая на основании доверенностей, административные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила суд административные исковые требования с учетом уточнений удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Думы города Иркутска - Сибирякова Т.А., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление и уточнениях к нему, просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований с учетом уточнений в полном объеме. Считает, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своих полномочий, процедура принятия и опубликования соблюдены, соответствует требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель административного ответчика мэра г. Иркутска, заинтересованных лиц администрации г. Иркутска, комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска - Полодухина О.Е., действующая на основании доверенностей, поддержала доводы, изложенные в возражениях администрации г. Иркутска на административное исковое заявление и дополнениях к ним, просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований с учетом уточнений в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации г. Иркутска - Лохова Е.Ю., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к ним, просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований с учетом уточнений в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что обжалуемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, также на Думу г. Иркутска необходимо возложить обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ).

Часть 2 ст. 62 КАС РФ закрепляет, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно п. 2 ст. 20 КАС РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 и п. 3 ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 24 и ч. 1 ст. 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки поселений относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 1.2 ч. 1 ст. 28 Устава города Иркутска Дума города Иркутска является представительным органом города Иркутска.

Пунктами 28, 29 ч. 3 ст. 31 Устава города Иркутска предусмотрено, что Дума города Иркутска утверждает генеральный план города Иркутска, а также утверждает правила землепользования и застройки города.

Судом установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят представительным органом - Думой города Иркутска, обладающей статусом юридического лица, следовательно, административный иск предъявлен к надлежащему ответчику и дело подлежит рассмотрению Иркутским областным судом в качестве суда первой инстанции.

В данном административном деле СНТ «Надежда» и СНТ «Надежда-2» оспаривают положения Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденные решением Думы города Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3.

Указанное решение принято управомоченным представительным органом муниципального образования - Думой города Иркутска (Дума города Иркутска имеет полномочия на принятие оспариваемого нормативного правового акта), в нем содержатся положения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, поэтому он является нормативным правовым актом.

При рассмотрении данного спора и решении вопроса о том, вправе ли административные истцы оспаривать законность указанного нормативного правового акта, следует исходить из того, что СНТ «Надежда» и СНТ «Надежда-2» являются участниками (субъектами) отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом. Так, в судебном заседании установлено, что между СНТ «Надежда» и администрацией г. Иркутска заключен договор безвозмездного пользования земельным участком № 5571 от 27.02.2020 в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят сроком на 5 лет. Основанием для заключения данного договора является п.п. 11 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от 01.11.2019 № 504-02-3601/19 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка», заявление СНТ «Надежда»; 27.06.2022 между СНТ «Надежда-2» и администрацией г. Иркутска заключен аналогичный договор № 5885 в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят. При этом следует исходить из того, что СНТ, согласно его Уставу, выполняет функцию защиты прав своих членов и действует от их имени и в их интересах, защищая нарушенные права своих членов на формирование и получение земельных участков. Более того, на момент принятия оспариваемого акта и в настоящее время именно административным истцам - СНТ были предоставлены указанные земельные участки для подготовки планировки территории и проекта межевания территории, а также проведения кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 6.2 договора № 5571 от 27.02.2020; п. 3.4.18 договора № 5885 от 27.06.2022).

Кроме того, в отношении СНТ указанный акт был применен Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска. Так, письмом № 945-70-2630/3 от 19.06.2023 Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска уведомил СНТ «Надежда», что документация по планировке территории не соответствует ч. 10 ст. 45 ГрК РФ: образуемый земельный участок с условным номером «ЗУ:1», с видом разрешенного использования «Земельные участки общего назначения (13.0)» расположен в территориальной зоне «СХЗ-402». Градостроительным регламентом в указанной зоне «СХЗ-402» вид разрешенного использования «Земельные участки общего назначения (13.0)» не предусмотрен. Аналогичный ответ получило СНТ «Надежда-2» - письмо Комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска № 945-70-2632/3 от 19.06.2023. Поскольку ссылка на указанный акт - Градостроительный регламент (именно в этой части оспариваются Правила землепользования и застройки) имеется в тексте этих писем, как на основание для отклонения представленной документации и возвращения документов, указанный акт в настоящее время регламентирует спорные правоотношения, при том, что административные истцы - СНТ «Надежда» и СНТ «Надежда-2» предпринимают меры для подготовки необходимых документов по оформлению прав на указанные участки, следовательно, оспариваемый ими нормативный правовой акт был применен в отношении административных истцов (ч. 1 ст. 208 КАС РФ).

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые административными истцами положения Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденные решением Думы города Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3, непосредственным образом затрагивают права и законные интересы административных истцов, а также препятствуют в достижении цели создания указанных СНТ - удовлетворения потребности членов в ведении садоводства (не могут оформить земельные участки), в связи с чем, доводы представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, что оспариваемый нормативно-правовой акт не затрагивает права административных истцов являются необоснованными.

При этом суд учитывает, что представленная администрацией г. Иркутска выписка из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости от 10.01.2024 не свидетельствует о прекращении в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят государственной регистрации ограничения прав (обременения) - безвозмездное (срочное) пользование земельным участком сроком действия с 27.02.2020 на 5 лет в пользу СНТ «Надежда», в связи с отсутствием в указанной выписке раздела 2. Полная выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в которой отражены все сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости, администрацией г. Иркутска не представлена. Оснований для запроса такой выписки суд не усматривает, поскольку, действительно, администрация г. Иркутска направила в адрес СНТ «Надежда» предупреждение от 30.11.2023 № 505-71-7215/23, которым администрация г. Иркутска в одностороннем порядке отказалась от продолжения договорных отношений по договору безвозмездного пользования земельным участком № 5571 от 27.02.2020, заключенного в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (в связи с невозможностью утверждения материалов документации по планировке территории СНТ «Надежда»). Согласно данному предупреждению СНТ «Надежда» предложено в срок до 30.12.2023 передать занимаемый участок представителю администрации; по истечении указанного срока администрацией г. Иркутска будет осуществлена подача заявления в Управление Росреестра по Иркутской области о прекращении права безвозмездного пользования на указанный земельный участок. После получения данного предупреждения СНТ «Надежда» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к администрации г. Иркутска, КУМИ администрации г. Иркутска о признании недействительным данного предупреждения и о признании недействительным договора в части; данный иск принят к производству суда. Более того, определением Арбитражного суда Иркутской области от 22.12.2023 по делу № Номер изъят заявление СНТ «Надежда» об обеспечении иска удовлетворено. Суд запретил Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области осуществлять регистрацию прекращения права безвозмездного пользования СНТ «Надежда» в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят

Таким образом, в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят сохраняется ограничение прав (обременение) - безвозмездное (срочное) пользование земельным участком сроком действия с 27.02.2020 на 5 лет в пользу СНТ «Надежда».

Также в судебном заседании установлено, что администрация г. Иркутска направила в адрес СНТ «Надежда-2» предупреждение от 21.12.2023 № 505-71-7658/23, которым администрация г. Иркутска в одностороннем порядке отказалась от продолжения договорных отношений по договору безвозмездного пользования земельным участком № 5885 от 27.06.2022, заключенного в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят (в связи с невозможностью утверждения материалов документации по планировке территории СНТ «Надежда»). Согласно данному предупреждению СНТ «Надежда» предложено в срок до 22.01.2024 передать занимаемый участок представителю администрации; по истечении указанного срока администрацией г. Иркутска будет осуществлена подача заявления в Управление Росреестра по Иркутской области о прекращении права безвозмездного пользования на указанный земельный участок. Таким образом, на момент рассмотрения дела в отношении СНТ «Надежда-2» договор безвозмездного пользования земельным участком действует. Согласно сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер изъят зарегистрировано ограничение прав (обременение) - безвозмездное (срочное) пользование земельным участком сроком действия с 27.06.2022 на 5 лет в пользу СНТ «Надежда-2».

Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы административных истцов.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что административные истцы предпринимали меры для урегулирования данного вопроса - неоднократно обращались в администрацию г. Иркутска с заявлениями об утверждении документации по планировке территории, а также в комиссию с предложениями о внесении изменений в Правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят, однако документация по планировке территории им возвращалась, а предложения о внесении изменений в ПЗиЗ отклонялись. Как указывает администрация г. Иркутска в возражениях на административное исковое заявление, 14.07.2023 в комиссию поступили обращения от СНТ «Надежда» и СНТ «Надежда-2» с предложениями о внесении изменений в Правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят, расположенных по адресу: <адрес изъят> в планировочном элементе П-04-08 в территориальной зоне ведения садоводства (СХЗ-402) предусмотреть вид разрешенного использования земельного участка «Земельные участки общего назначения 13.0» со следующими требованиями к минимальным и максимальным размерам: в размере от 20 % до 25 % площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Данные предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки были рассмотрены комиссией, которая рекомендовала отклонить предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск, утвержденные решением Думы г. Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3. 10.08.2023 в комиссию повторно поступили обращения от СНТ «Надежда» и СНТ «Надежда-2» с предложениями о внесении изменений в Правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск, в отношении указанных земельных участков, в планировочном элементе П-04-08 в территориальной зоне ведения садоводства (СХЗ-402) предусмотреть вид разрешенного использования земельного участка «Земельные участки общего назначения 13.0» со следующими требованиями к минимальным и максимальным размерам: в размере от 20 % до 25 % площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества. Данные предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки были рассмотрены комиссией, которая рекомендовала отклонить предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск, утвержденные решением Думы г. Иркутска от 30.06.2023 № 007-20- 053687/3.

Проверяя соблюдение формы, в которой уполномоченный орган вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия, правила официального опубликования и введения нормативных правовых актов в действие суд приходит к следующему выводу.

Проект решения Думы г. Иркутска «Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» направлены мэром г. Иркутска в Думу г. Иркутска в соответствии с требованиями ст. ст. 56-58, 64-65 Регламента Думы города Иркутска, утвержденного решением городской Думы г. Иркутска от 04.06.2004 № 003-20-440543/4.

Проект решения прошел необходимые стадии публичных слушаний, а также согласован Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области (письмо от 10.05.2023 № 02-76-3803/23) и Министерством культуры Российской Федерации (письмо от 26.05.2023 № 11720-12-02@).

На основании ч. 1 ст. 10 Положения о муниципальных правовых актах г. Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 21.10.2004 № 004-20-040012/4, городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Иркутской области, Уставом города Иркутска, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Иркутска, решение об удалении мэра города Иркутска в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности городской Думы и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Иркутской области, Уставом города Иркутска.

В силу ч. 4 ст. 32 Устава г. Иркутска решения Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города (нормативные правовые акты Думы), принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Устава города Иркутска городская Дума состоит из тридцати пяти депутатов.

Вопрос о принятии решения Думы г. Иркутска «Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» рассмотрен на 53-м заседании Думы города Иркутска седьмого созыва. Результаты голосования: «за» - 28 депутатов, «против» - 4 депутата.

Решение Думы г. Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3 «Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» подписано мэром города Иркутска и Председателем Думы города Иркутска в установленные сроки (с. ст. 72-73 Регламента Думы) и направлено в администрацию г. Иркутска для официального опубликования (обнародования).

В соответствии с ч. 7 ст. 32 Устава города Иркутска официальным опубликованием решения городской Думы, соглашения, заключенного между городской Думой и иными органами местного самоуправления, признается первая публикация его полного текста в газетах «Иркутск», «Иркутск официальный» либо в «Ведомостях органов местного самоуправления города Иркутска».

Для официального опубликования (обнародования) решений Думы города Иркутска и соглашений, заключенных между Думой города Иркутска и иными органами местного самоуправления, органы местного самоуправления города Иркутска вправе также использовать сетевое издание «ИРКУТСКИНФОРМ.РФ». В случае опубликования (размещения) полного текста решения Думы города Иркутска в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в газетах «Иркутск», «Иркутск официальный» либо в «Ведомостях органов местного самоуправления города Иркутска» могут не приводиться.

Решение Думы г. Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3 «Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» опубликовано в газете «Иркутск официальный» № 27 от 05.07.2023, полный текст решения размещен в сетевом издании «ИРКУТСКИНФОРМ.РФ» также 05.07.2023.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом, с соблюдением установленной формы, в которой данный орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры принятия, правил официального опубликования и введения нормативных правовых актов в действие.

Компетенция, соблюдение процедуры принятия и опубликования нормативного правового акта административным истцом не оспариваются.

Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему выводу.

Административные истцы, оспаривая Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденные решением Думы города Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3, в части территориальной зоны СХ3-402 в части отсутствия в статье 65 главы 7 вида разрешенного использования «земельные участки общего назначения» (13.0) указывают, что данные положения противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - ст. 39.10 ЗК РФ, ст. 30 ГрК РФ.

В судебном заседании установлено, что по результатам проверки представленная СНТ «Надежда» и СНТ «Надежда-2» документация по планировке территории была отклонена Комитетом, поскольку она не соответствует требованиям ч. 10 ст. 45 ГрК РФ, а именно согласно представленной документации по планировке территорий СНТ на территории садоводства предусмотрено образование земельного участка общего назначения. Вместе с тем, в зоне СХЗ-402 не предусмотрен вид разрешенного использования «земельные участки общего назначения (13.0)» (земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) для размещения объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования).

Главой 7 части 2 Правил землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск, утвержденных решением Думы г. Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3, утверждены градостроительные регламенты, устанавливаемые для территориальных зон.

Спорные земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят, расположенные по адресу: г<адрес изъят> относятся к планировочным элементам П-04-08 в территориальной зоне ведения садоводства (СХЗ-402).

Данная территориальная зона регламентирована ст. 65 ПЗиЗ - зоны ведения садоводства (СХЗ-402). В части первой данной статьи предусмотрены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в данной зоне: ведение садоводства 13.2 (вид разрешенного использования: осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома); предоставление коммунальных услуг 3.1.1; запас 12.3. Согласно ч. 2 ст. 65 ПЗиЗ условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства - нет. Частью 3 данной статьи предусмотрен вспомогательный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства - хранение автотранспорта 2.7.1.

При этом в данной статье отсутствует вид разрешенного использования «земельные участки общего назначения» (13.0), таким образом, в соответствии с Правилами землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск, утвержденными решением Думы г. Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3, в зоне ведения садоводства (СХЗ-402) не предусмотрены земельные участки общего назначения. Иными нормами Правил землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск, утвержденных решением Думы г. Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3, зона ведения садоводства не предусмотрена.

Как следует из ст. 3 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (ч. 3 ст. 4 ГрК РФ).

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, является Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 217-ФЗ).

Земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования (п. 6 ст. 3 Федерального закона № 217-ФЗ).

В состав территории садоводства входят садовые земельные участки, а также земельные участки общего назначения (ч.1 ст. 4.1. 217-ФЗ).

Законодательством установлены требования к площади земельных участков общего назначения в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным п. 7 ст. 39.10 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 217-ФЗ образование садовых земельных участков и огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В целях образования таких земельных участков подготовка и утверждение проекта планировки не требуются.

Согласно положениям ст. 24 Федерального закона № 217-ФЗ образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Для образования таких земельных участков подготовка и утверждение проекта планировки не требуются.

Земельные участки общего назначения используются для газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, накопления и сбора твердых коммунальных отходов, охраны территории ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, а также для занятий физической культурой и спортом, отдыха и укрепления здоровья граждан.

Кроме того, в силу ст. 39.10 ЗК РФ договор безвозмездного пользования земельным участком, заключаемый с садоводческим некоммерческим товариществом, должен предусматривать обязанность этого товарищества обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и площади земельных участков общего назначения.

В целях определения предельного размера земельного участка, указанного в п. 6 ст. 39.10 ЗК РФ, площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанными нормами закона установлена прямая обязанность садоводческого некоммерческого товарищества при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образовать (выделить) земельные участки общего назначения.

Более того, согласно письму кадастрового инженера ФИО12 от 01.11.2023 между СНТ «Надежда», а также СНТ «Надежда-2» и ФИО13 заключен договор на разработку документов планировки территории садоводства СНТ «Надежда», СНТ «Надежда-2». В состав территории садоводства входят садовые земельные участки, а также земельные участки общего назначения (ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона № 217-ФЗ). Местоположение границ территории садоводства или огородничества определяется проектом межевания территории (ч. 3 ст. 4.1. Федерального закона № 217-ФЗ). Законодательством установлены требования к площади земельных участков общего назначения в размере от 20% до 25% площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным п. 7 ст. 39.10 ЗК РФ. Соответственно, подготовка документов планировки территории без земельных участков общего назначения является нарушением закона и условий договора. В дальнейшем заказчиком могут быть предъявлены претензии в части несоответствия проекта требованиям закона и невозможности ведения деятельности СНТ. Подготовить документы планировки территории СНТ без включения в состав территории земельных участков общего назначения невозможно.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что отсутствие в оспариваемой части нормативного правового акта такого вида разрешенного использования земельного участка и его описания как земельные участки общего назначения (код 13.0) противоречит действующему законодательству и не позволяет уполномоченному органу местного самоуправления принять положительное решение об утверждении проекта межевания территории в случае обращения к нему садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденные решением Думы города Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3, в части территориальной зоны - зона ведения садоводства (СХ3-402) в части отсутствия в статье 65 главы 7 вида разрешенного использования «земельные участки общего назначения» (13.0) противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - ст. 39.10 ЗК РФ, ст. 30 ГрК РФ, в связи с чем, административные исковые требования СНТ «Надежда», СНТ «Надежда-2» о признании недействующими в части Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденные решением Думы города Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Довод административного ответчика, что граждане имеют возможность реализовать свои права лично, а не через СНТ, правового значения не имеет, поскольку в соответствии с действующим законодательством граждане сами вправе выбирать - каким образом им осуществлять свои права. Более того, администрация г. Иркутска заключила договоры безвозмездного пользования земельными участками именно с СНТ, а не лично с гражданами.

Доводы административного ответчика, что ст. 65 главы 7 ПЗиЗ применима только для физических лиц, не обоснован, поскольку Градостроительным регламентом ПЗиЗ выделена зона ведения садоводства (СХЗ-402), требования к которой предусмотрены только ст. 65 главы 7 ПЗиЗ. Данная статья не предусматривает каких-либо разграничений для физических и иных лиц, которым в безвозмездное пользование предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе СНТ. Кроме того, иными нормами Правил землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск, утвержденных решением Думы г. Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3, зона ведения садоводства не предусмотрена. Более того, суд учитывает, что при таком подходе административного ответчика возникает правовая неопределенность, так как в ПЗиЗ не урегулирован вопрос о земельных участках в зоне ведения садоводства (СХЗ-402) для всех иных лиц, кроме физических лиц.

Довод заинтересованного лица, что СНТ «Надежда», СНТ «Надежда - 2» не обращались в суд за защитой своих прав путем обжалования ответов Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, правового значения также не имеет, поскольку административные истцы вправе самостоятельно определить способ защиты своих прав.

Довод заинтересованного лица, что в соответствии с Генеральным планом г. Иркутска в редакции решения Думы г. Иркутска от 05.07.2016 № 006-20-230375/6 спорные земельные участки были расположены в зоне рекреационного назначения, при этом согласно письму (данные изъяты) от 14.06.2023 № 245-23, которое являлось разработчиком проекта внесения изменений в Генеральный план г. Иркутска в 2018 году, в последующем утвержденного решением Думы г. Иркутска от 03.12.2018 № 006-20-510812/8, при подготовке проекта была допущена техническая ошибка, поскольку отсутствовали основания для установления функциональной зоны сельскохозяйственного использования в отношении спорных земельных участков, правового значения для рассмотрения данного административного дела не имеет, поскольку до настоящего времени соответствующие изменения в действующие Генеральный план и Правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми спорные земельные участки расположены в функциональной зоне сельскохозяйственного использования, не внесены. При этом суд учитывает, что согласно оспариваемому нормативному правовому акту спорные земельные участки расположены в территориальной зоне ведения садоводства (СХЗ-402), планировочный элемент П-04-08. В соответствии с действующим Генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от 28.06.2007 № 004-20-390583/7 (в редакции от 03.12.2018), спорные земельные участки расположены в функциональной зоне сельскохозяйственного использования, которая включает в себя зоны сельскохозяйственного использования и зоны ведения садоводства.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Разрешая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт следует признать не действующим, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которому, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что он подлежит признанию не действующим со дня вступления в законную силу решения суда по данному административному делу.

Рассматривая требования административных истцов о возложении на Думу г. Иркутска обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим в части, в течение 3 месяцев с момента вынесения решения, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 4 ст. 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (ч. 4 ст. 216 КАС РФ, ч. 5 ст. 3 АПК РФ). Следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.

Поскольку обязанность по утверждению правил землепользования и застройки в соответствии с действующим законодательством возложена на представительный орган местного самоуправления, признание судом оспариваемого нормативного правого акта недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу может повлечь правовую неурегулированность в этих правоотношениях и нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд считает необходимым возложить на Думу г. Иркутска обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим в части.

При этом, учитывая, что суд, действуя в рамках представленных законом полномочий, не подменяет уполномоченный орган власти, оснований для определения содержания заменяющего акта в виде требований к минимальным и максимальным размерам указанных участков: в размере от 20 % до 25 % площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, не находит.

Учитывая сроки принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки - были приняты в течение 3 месяцев (с момента принятия постановления администрацией г. Иркутска от 12.04.2023 № 031-06-281/23 «О проведении общественных обсуждений по проектам правил землепользования и застройки частей территории города Иркутска» до дня опубликования оспариваемого решения Думы г. Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3 «Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск» было в установленном порядке опубликовано в газете «Иркутск официальный» - 05.07.2023), сроки действий договоров безвозмездного пользования земельными участками, а также действия администрации г. Иркутска, направленные на расторжение заключенных в 2020 г. и в 2022 г. договоров, для соблюдения баланса прав, как административных истцов, так и административных ответчиков, суд считает необходимым установить срок принятия нового нормативного правового акта, заменяющего нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим в части - три месяца со дня вступления решения суда в законную силу. При недостаточности указанного срока, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочки исполнения решения суда в указанной части с соответствующим обоснованием.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии судебного акта подлежит опубликованию на официальном интернет-портале нормативных правовых актах Иркутской области, а также в печатных изданиях «Иркутск официальный», «Ведомости органов местного самоуправления города Иркутска» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 175-176, 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования СНТ «Надежда», СНТ «Надежда-2» удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденные решением Думы города Иркутска от 30.06.2023 № 007-20-053687/3, в части территориальной зоны СХ3-402 в части отсутствия в статье 65 главы 7 вида разрешенного использования «земельные участки общего назначения» (13.0).

Возложить на Думу города Иркутска обязанность принять в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим в части настоящим решением суда.

Сообщение о принятии судебного акта опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актах Иркутской области, а также в печатных изданиях «Иркутск официальный», «Ведомости органов местного самоуправления города Иркутска» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Судья И.В. Ларичева

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2024 г.