ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1380/2021 от 20.08.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 августа 2021 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Навроцкой Н.А.

при помощнике судьи Зайцеве С.В.

с участием прокурора Галкиной А.Н.

представителя административного истца ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1380/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к Собранию представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области о признании недействующим в части нормативного правового акта, указывая, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Правилами землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденными решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25.12.2013 № 107/47 в отношении т земельного участка установлена подзона Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 12 м». Решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 04.02.2016 № 35/10 в Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области были внесены изменения, в частности в статья 29 Правил изложена в редакции, устанавливающей максимальную высоту зданий, строений, сооружений для подзоны Ж1*-0м», максимальный процент застройки в границах земельного участка -0% площади участка. Считает, что оспариваемый нормативный правой акт противоречит ГрК РФ, пункту 3 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360, поскольку сведения о том, что принадлежащий ему земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны затопления, подтопления, отсутствуют. Оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы на осуществление строительства на принадлежащем ему земельном участке Просил признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года № 107/47 в редакции решения Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 04 февраля 2016 года № 34/10 и решения Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 30 января 2020 № 251/1/69, в части установления подзоны Ж1* зона застройки индивидуальными жилыми домами № 1 с параметрами «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м», максимальный процент застройки в границах земельного участка-0% ко всей площади земельного участка» в территориальной зоне «Ж1 Зона застройки индивидуальными жилыми домами» Ж1 в отношении земельного участка с кадастровым номером

В судебное заседание административный истец не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, согласно которому в соответствии с Генеральным планом сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденным решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч от 09.12.2013 г. № 103/45 кадастровый квартал расположен в границах населенного пункта Власть Труда в функциональной зоне Ж-1 – зоне застройки индивидуальными жилыми домами. С целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством Российской Федерации, Региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению в зоне Ж1 устанавливается подзона Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м». Согласно нормативно-техническим требованиям, территории поселений, расположенные в прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном и от подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалом. Для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми или общественными зданиями, за расчетный горизонт высоких вод следует принимать отметку наивысшего уровня воды повторяемостью 1 раз в 100 лет (вероятность превышения 1%). В настоящее время министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области проводятся работы по постановке на кадастровый учет границ зон затопления. Таким образом, строительство садового или жилого дома на принадлежащем административному истцу земельном участке, расположенном в кадастровом квартале возможно, если по результатам данных работ указанный участок будет исключен из границ зоны затопления либо в Единый государственный реестр недвижимости будут внесены сведения об объекте инженерной защиты от затопления в отношении данной территории.

Заинтересованные лица Администрация и Глава сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, Администрация муниципального района Волжский Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель Администрации сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, аналогичный письменному отзыву, представленному административным ответчиком.

Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явился, предоставил отзыв в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, указал, что согласно данных государственного лесного реестра, спорный участок частично относится к землям лесного фонда и находился в квартале 128 выделе 49 Задельнического участкового лесничества Ново-Буянского лесничества, участок сформирован с нарушением норм действующего законодательства. Министерством на основании предложений городских округов и муниципальных районов Самарской области составлен график установления зон затопления, подтопления. Выполнение работ по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи спорного земельного участка в настоящее время не предусмотрено. Просил в удовлетворении требований отказать.

В силу ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Правила землепользования и застройки утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения. Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ), границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны затопления, подтопления ( часть 4 статьи 1 Градостроительного кодекса).

В соответствии с подпунктом 7 статьи 6 Устава муниципального района Волжский сельское поселение Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, включает в себя поселок Власть Труда, село Курумоч, железнодорожную станцию Курумоч, железнодорожную станцию Мастрюково, с административным центром в селе Курумоч (официальный сайт собрания Представителей муниципального района Волжский Самарской области https://volzh.samgd.ru/info/).

Как следует из пункта 20 части 1, частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

В рамках предоставленных полномочий решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский от 25 декабря 2013 года № 107/47 утверждены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области.

Данный нормативный правовой акт официально опубликован в ежемесячном информационном вестнике «Вести сельского поселения Курумоч» от 27 декабря 2013 года № 32 (74).

Решениями Собрания представителей сельского поселения Курумоч от 21.04.2014 № 133/62/1; от 04.02.2016 № 35/10; от 28.12.2016 № 86/23; от 30.01.2020 № 251/1/69; от 27.08.2020 № 277/79 в Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области внесены изменения.

Судом установлено, что ФИО2. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1 633=/- 14 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>), что подтверждается договором купли-продажи от 23.09.2002 года, свидетельством о государственной регистрации права от 18.02.2004.

На основании Постановлением сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 24.06.2021 № 198 «О присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером » земельному участку присвоен адрес <адрес>. Изменения внесены в ЕГРН, что подтверждается уведомлением о внесении в ЕГРН сведений с порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 09.07.2021 № КУВД-001/2021-27292795/1.

Согласно разрешению Администрации Ставропольского района ФИО2 разрешено строительство (реконструкцию) одноквартирного (1/2 двухквартирного) 2 этажного индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. Окончание строительства 2007 год.

Согласно Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, земельный участок с кадастровым номером расположен в подзоне Ж1* с параметром «Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м», что подтверждается так же ответом администрации сельского поселения Курумоч от 14.07.2021.

Как указано в Правилах землепользования и застройки сельского поселения Курумоч, в зоне Ж1 установлена подзона Ж1* с целью соблюдения требований, установленных земельным, водным законодательством, региональными нормативами градостроительного проектирования Самарской области об ограничении размещения населенных пунктов, строительства объектов капитального строительства на территориях, подверженных затоплению и подтоплению.

Вместе с тем как установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Частью первой статьи 263 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод, в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр.

В целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с ВК РФ обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1 статьи 67.1 названного кодекса).

Решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 3, 5 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившими существование со дня исключения сведений о них из Единого государственного реестра недвижимости.

Как следует из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области на запрос суда по состоянию на 19.08.2021 года в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зонах затопления (потоплении) в границах земельного участка с кадастровым номером

Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 29.06.2021 в отношении земельного участка с кадастровым номером сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия отсутствуют.

Из ответа Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов по Самарской области) от 19.08.2021 № ПМ-10/2713 следует, что по состоянию на август 2021 года карт (планов) объектов землеустройства и Приложений по водным объектам на территории муниципального района в районе указанного земельного участка в адрес отдела от министерства не поступало, сведения о границах зон затопления, подтопления для внесения в Государственный водный реестр в Единый государственный реестр недвижимости не направлялись.

В соответствии с отзывом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области министерством на основании предложений городских округов и муниципальных районов Самарской области составлен график установления зон затопления, подтопления. Вместе с тем, выполнения работ по определению зон затопления и подтопления водных объектов вблизи испрашиваемого земельного участка в настоящее время не предусмотрено.

В силу требований ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.

Между тем Правила землепользования и застройки не устанавливают такие зоны, а только отображают их на соответствующей карте.

Как указывалось ранее границы зон затопления, подтопления определялись уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4 ст. 67.1 ВК РФ в редакции от 21.10.2013), а с момента принятия Положения о зонах затопления, подтопления – Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с требованиями Положения о зонах затопления, подтопления.

Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая, что зоны затопления, подтопления в границах земельного участка с кадастровым номером не разработаны и не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, суд приходит к выводу, что Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области в части установления подзоны Ж1* в отношении земельного участка с кадастровым номером противоречит пункту 16 статьи 1, части 3, пункту 8 части 4 статьи 3, части 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, Положению о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 360 от 18 апреля 2014 года (пунктам 3, 5), и нарушает права административного истца на строительство, требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части, со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт применялся, суд приходит к выводу о признании его недействующим в части с даты вступления решения суда в законную силу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Административные исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать недействующей Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25.12.2013 № 107/47 в части установления подзоны Ж1* с параметрами «Максимальная высота зданий, строений, сооружений – 0 м» в зоне Ж1 в отношении земельного участка с кадастровым номером со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Вести сельского поселения Курумоч» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30.08.2021 года.

Судья Н.А. Навроцкая