ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-138/18 от 05.10.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-138/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 05 октября 2018 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре Михейкиной М.О.

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия (МУП) «Водоканал Кировского района» о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) от 28.12.2017 №664-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» на 2018 год» в части,

установил:

28 декабря 2017 комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принят приказ №664-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» на 2018 год» (далее-приказ ЛенРТК от 28.12.2017 №664-п).

Пунктом 1 приказа ЛенРТК от 28.12.2017 №664-п утверждены тарифы на питьевую воду и водоотведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» на 2018 год согласно приложению; в пункте 2 названного приказа определено, что тарифы, установленные в пункте 1 настоящего приказа, действуют с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года с календарной разбивкой.

В приложении к приказу ЛенРТК от 28.12.2017 №664-п поименованном как «Тарифы на питьевую воду и водоотведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» на 2018 года» приведены, в том числе тарифы на водоотведение для потребителей муниципального образования «Кировское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области (с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере <данные изъяты> руб./м.3; с 01.07.2018 по 31.12.2018 в размере <данные изъяты> руб./м.3).

Приказ ЛенРТК от 28.12.2017 №664-п размещен на официальном портале администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

МУП «Водоканал Кировского района»(далее-предприятие), являясь гарантирующей организаций в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Кировского городского поселения Кировского муниципального района Ленинградской области, обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просил признать недействующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28.12.2017 №664-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» на 2018 год» в части установления тарифа на водоотведение для потребителей муниципального образования «Кировское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области.

В обоснование указано, что при определении величины необходимой выручки ЛенРТК не в полном объеме учел расходы предприятия на транспортировку сточных вод, осуществляемой сторонними организациями (учтены не в полном объеме расходы на транспортировку сточных вод, переданных АО «ЛОКС»; не учтены расходы на транспортировку сточных вод, переданных ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ»). Несмотря на то, что предприятие не имеет собственных канализационных насосных станций и весь объем принимаемых от абонентов сточных вод передается на транспортировку, из объема принятых товарных стоков 1761,08 тыс.м.3 объем сточных вод, переданных на транспортировку другим организациям, принят в размере 985,17 тыс.м.3.

При этом, согласно утвержденной производственной программе ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2018 год, объем товарных стоков для общества на 2018 год принят в объеме 1769, 03 тыс.м.3(что полностью соответствует утвержденному объему сточных вод на 2018 год для предприятия). По позиции административного истца, при расчете необходимой валовой выручки ЛенРТК необоснованно не учтены экономически обоснованные расходы предприятия в размере <данные изъяты> тыс.руб.

В результате, фактические затраты предприятия за оказанные услуги по транспортировке сточных вод (исходя из выставленных АО «ЛОКС» счетов) более чем в два раза превышают уровень расходов, учтенных ЛенРТК по установлении тарифа.

Согласно позиции административного истца ЛенРТК необоснованно исключило заявленные ремонтные расходы в полном объеме (<данные изъяты> тыс.руб.), несмотря на наличие утвержденной производственной программы, содержащей план ремонтных мероприятий с указанием характера и объема ремонтных работ и их стоимости и плана ремонтных работ, согласованного с администрацией муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области.

В тоже время, до 01.01.2018 те же сети водоотведения (которые в настоящее время переданы предприятию) г.Кировска эксплуатировались ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ». При установлении тарифов для данного общества приказом ЛенРТК от 16.12.2016 №301-п при расчете необходимой валовой выручки ремонтные расходы учтены.

Ссылка ЛенРТК при отказе во включение в расчет необходимой валовой выручки ремонтных расходов на подпункт «н» пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406(далее-Правила регулирования тарифов), является необоснованной, так как предприятию ранее тарифы не устанавливались.

Также, в случае несогласия с заявленным предприятием размером ремонтных расходов орган тарифного регулирования мог определить размер таких расходов иным способом (например, с учетом корректировки операционных расходов ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ»).

В судебном заседании представитель административного истца МУП «Водоканал Кировского района» Гамидов Т.Я. заявленные требования поддержал, отметив, что обоснованность позиции административного истца подтверждается представленной схемой. Относительно обоснованности заявленных расходов на оплату услуг сторонних организаций просил учесть, что договор на транспортировку является публичным, был подписан со стороны административного истца, подлежал применению. При оценке довода о ремонтных расходах просил учесть время создания предприятия, невозможность проведения обследований, считал довод административного ответчика о допущенной ошибке (в части завышения расходов на очистку сточных вод, оказываемых ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ») необоснованным, полагая неправомерно заниженным размер учтенных расходов на транспортировку сточных вод.

В судебном заседании представитель административного истца директор МУП «Водоканал Кировского района» Сойтонен М.В. заявленные требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям.

В возражениях относительно заявленных требований представитель административного ответчика ЛенРТК Рожен Ю.А. в удовлетворении требований просила отказать, указав, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в соответствии с установленной процедурой с соблюдением законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения. На основании подпункта «о» пункта 17 Правил регулирования тарифов, пункта 49 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406(далее-Основы ценообразования) расходы МУП «Водоканал Кировского района» на оплату услуг по транспортировке сточных вод, оказываемых АО «ЛОКС» определены ЛенРТК в необходимой валовой выручке МУП «Водоканал Кировского района» исходя из объема траспортируемых сточных вод, утвержденного в производственной программе АО «ЛОКС» на 2018 год и установленных приказом ЛенРТК от 19.12.2016 №357-п для АО «ЛОКС» тарифов на транспортировку сточных вод. Во включении в необходимую валовую выручку МУП «Водоканал Кировского района» расходов на оплату услуг транспортировки сточных вод, оказываемых ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» было отказано на основании п.п.25, 30 Правил регулирования тарифов в связи с отсутствием установленных в отношении ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» тарифов в сфере водоотведения (транспортировка сточных вод) на 2018 год.

Так как в подтверждение ремонтных расходов не были представлены ни акты обследования объектов водоснабжения и водоотведения, ни дефектные ведомости, не предоставлены копии документов, подтверждающих проведение закупки товаров (работ, услуг) в установленном порядке, копии договоров о выполнении работ сторонними организациями, то в соответствии с п.п. «л», «о» п.17, п.30 Правил регулирования тарифов ЛенРТК пришел к выводу об экономической необоснованности ремонтных расходов.

Аналогичные требования МУП «Водоканал Кировского района» проверены и отклонены ФАС РФ 20.07.2018.

В дополнительных возражениях представитель административного ответчика ЛенРТК Рожен Ю.А. указала, что при расчете суммы расходов МУП «Водоканал Кировского района» на оплату услуг по очистке сточных вод, оказываемых ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ», была допущена ошибка. С учетом объема сточных вод, переданных на очистку другим организациям, указанного в пункте 1.4 калькуляции себестоимости водоотведения предприятия (39,38 тыс.куб.м.) величина названных расходов равна <данные изъяты> тыс.руб.(а не как ошибочно определено органом тарифного регулирования расчетным способом- <данные изъяты> тыс.руб.). На момент рассмотрения ЛенРТК предложения МУП «Водоканал Кировского района» об установлении тарифов на водоотведение на 2018 год, в составе обосновывающих документов был представлен не вступивший в силу договор водоотведения, заключенный МУП «Водоканал Кировского района» и ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ». Допущенная ошибка не привела к нарушению прав административного истца и может быть устранена мерами тарифного регулирования (пункт 15 Основ ценообразования).

В судебном заседании представитель административного ответчика ЛенРТК Зороян С.Г. в удовлетворении требований просил отказать по доводам, изложенным в возражениях, отметив, что ремонтные расходы могут быть учтены в дальнейшем при представлении обосновывающих документов; допущенная органом тарифного регулирования ошибка не привела к нарушению прав административного истца и в последующем будет устранена. На момент рассмотрения на заседании правления ЛенРТК предложения МУП «Водоканал Кировского района» об установлении тарифа действующий договор на водоотведение, заключенный с ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЕ» не был представлен.

Представитель заинтересованного лица ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежащим образом уведомлен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

В заключении прокурор Чигаркина Е.Н. считала, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать; полагала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий. Расходы МУП «Водоканал Кировского района» на оплату услуг по транспортировке сточных вод, оказываемых АО «ЛОКС», учтены ЛенРТК в необходимой валовой выручке МУП «Водоканал Кировского района» и обоснованно исчислены исходя из объема транспортируемых сточных вод, утвержденного в производственной программе АО «ЛОКС» на 2018 год и установленных приказом ЛенРТК от 19.12.2016 № 357-п для АО «ЛОКС» тарифов на транспортировку сточных вод (ввиду отсутствия действующего договора, заключенного между административным истцом и АО «ЛОКС»). Расходы МУП «Водоканал Кировского района» на оплату услуг по транспортировке сточных вод, оказываемых ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» обоснованно не включены в необходимую валовую выручку, так как тарифы в сфере водоотведения для общества не устанавливались. Представленный в составе обосновывающих документов договор водоотведения от 01.01.2018 №9, заключенный между указанными лицами не мог быть учтен, так как на момент заседания правления ЛенРТК от 28.12.2017 не вступил в законную силу. Кроме этого, в судебном заседании представлено два варианта (содержащие различные редакции) названного договора, подписанного обеими сторонами. Заявленные расходы на ремонтные работы правомерно отклонены как экономически необоснованные. Допущенная ошибка ЛенРТК при исчислении расходов МУП «Водоканал Кировского района» на оплату услуг по очистке сточных вод прав административного истца не нарушает и может быть устранена в соответствии с п.15 Основ ценообразования в последующем периоде регулирования. В тоже время выявленные нарушения в деятельности ЛенРТК свидетельствуют о наличии основания для вынесения частного определения в адрес административного ответчика.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетеля, согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере государственного установления цен (тарифов) в области водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее-Федеральный закон №416-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Правила регулирования тарифов), Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 №1746-э об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Методические указания).

Согласно ст.31 Федерального закона №416-ФЗ в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на водоотведение. Расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом экономически обоснованных расходов (ст.32 Федерального закона №416-ФЗ).

Приказом ФТС России от 16.07.2014 №1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которого установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов. Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Расчет тарифов методом экономически обоснованных расходов производится в соответствии с пунктами 37-52 Основ ценообразования и разделом IV Методических указаний.

В соответствии со ст.ст.3, 40 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», п.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденном постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274(далее-Положение), комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области(ЛенРТК) является органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Ленинградской области в пределах своей компетенции.

В силу пункта 2.3.1 Положения комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливает, в том числе тарифы на техническую воду. В пункте 2.11.2 Положения определено, что комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принимает нормативные правовые акты в форме приказов ЛенРТК.

Установлено, что МУП «Водоканал Кировского района» создано 11 октября 2017 года. Постановлением администрации муниципального образования Кировск Кировского муниципального района Ленинградской области от 15.11.2017 №650 МУП «Водоканал Кировского района» наделено статусом гарантирующей организации.

05 декабря 2017 года МУП «Водоканал Кировского района» обратился в ЛенРТК с предложением об установлении тарифов на услуги водоснабжения (питьевая вода) и водоотведения, оказываемых в 2018 году в указанных в заявлении размерах, рассчитанных с учетом метода экономически обоснованных расходов, и отметив, что предприятие осуществляет эксплуатацию централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципальных образований «Кировск», «Город Отрадное», Мгинское городское поселение и Синявинское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на основании распоряжения «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Водоканал Кировского района» от 20.10.2017 №121 и договора аренды от 23.11.2017.

К заявлению МУП «Водоканал Кировского района» приложены: производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения, расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности, документы, необходимые для обоснования производственных программ и расчета расходов на осуществление регулируемых видов деятельности.

28 декабря 2017 года председателем ЛенРТК утверждено экспертное заключение по рассмотрению материалов по расчету уровней тарифов на услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, оказываемые МУП «Водоканал Кировского района» потребителям: «Кировское городское поселение», «Отрадненское городское поселение», «Мгинское городское поселение», «Синявинское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области в 2018 году (далее-экспертное заключение).

Согласно экспертному заключению при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).

В выписке из протокола заседания правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28.12.2017 №51 указано, что МУП «Водоканал Кировского района» дано согласие с предложенными ЛенРТК уровнями тарифов на 2018 год(далее-протокол).

В пункте 9.1 экспертного заключения, пункте 2.1 протокола оговорено, что так как организация впервые обратилась в ЛенРТК с заявлением об установлении тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, оказываемые потребителям Кировского муниципального района Ленинградской области, определение объема отпуска воды абонентам и объема принятых от абонентов сточных вод в соответствии с пунктами 4,5 и 8 Методических указаний не представляется возможным. В нарушение п.17 (м) Правил регулирования тарифов организация не представила в полном объеме исчерпывающий перечень договоров, в связи с чем ЛенРТК принял натуральные показатели на уровне плана организации на 2018 год.

В таблице поименованной как «Водоотведение (Кировское ГП)» (содержащейся в разделе 9.1 экспертного заключения, разделе 2 протокола) указано, что заявленный предприятием объем сточных вод, переданных на транспортировку другим организациям (3443,52 тыс.куб.м.) ЛенРТК скорректирован и принят в объеме-985, 17 тыс.куб.м. В качестве причины корректировки отражено, что в нарушение п.17 (м) Правил, не представлен договор на транзит сточных вод, показатель принят с учетом транспортируемых объемов сточных вод, утвержденных в производственной программе у АО «ЛОКС» филиал Невский водопровод» в соответствии с приказом от 19.12.2016 №357-пп.

В таблице, содержащейся в разделе 9.2 экспертного заключения, в разделе 2.3 протокола указано, что расходы на ремонтные работы (по питьевой воде и водоотведению) исключены на основании п.30 Правил вследствие неподтверждения экономической обоснованности их включения в регулируемом периоде в данную статью по рассматриваемому виду деятельности, нарушение п.17 (л,н,о) Правил; нарушение Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В пункте 2.5 протокола приведены утвержденные уровни тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, оказываемые предприятием в 2018 году.

В судебном заседании свидетель ФИО10 показала, что административный истец был согласен с предлагаемым уровнем тарифов. В нарушение п.п.26,40, 51 Основ ценообразования предприятие не представило акты обследования объектов водоотведения, дефектные ведомости, локальные сметы, договоры. Соответственно, предприятием не подтверждены экономически обоснованные расходы на ремонтные работы в нарушение п.30 Правил регулирования. Поэтому расходы на ремонтные работы не были учтены при расчете необходимой валовой выручки. Расходы предприятия на оплату услуг транспортировки сточных вод, оказываемых АО «ЛОКС» учтены ЛенРТК в необходимой валовой выручке исходя из объема транспортируемых сточных вод, утвержденного в производственной программе АО «ЛОКС» на 2018 год и установленных приказом ЛенРТК от 19.12.2016 №357-п для АО «ЛОКС» тарифов на транспортировку сточных вод. ЛенРТК было отказано МУП «Водоканал Кировского района» во включении в необходимую валовую выручку расходов на оплату услуг транспортировки вод, оказываемых ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» в связи с тем, что в отношении указанного общества тарифы в сфере водоотведения не устанавливались, а заключенный между административным истцом и настоящим обществом договор по транспортировке сточных вод предусматривает, что оплата оказанных услуг осуществляется по установленным государством ценам (тарифам)(пункт 49 Основ ценообразования). Относительно ошибки, допущенной при установлении объема сточных вод, передаваемых на очистку, свидетель сослался на возможность корректировки в последующий период регулирования в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования. Представленный административным истцом чертеж не соответствует его производственной программе.

Установив изложенные обстоятельства, суд руководствуясь Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее-Федеральный закон №416-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, ст.ст.3, 40 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», нормами Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274, приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, в предусмотренной региональным актом форме, опубликован в надлежащем порядке, вступил в силу и является действующим.

Из материалов дела следует, что решением ФАС России от 20.07.2018 отказано в удовлетворении заявления МУП «Водоканал Кировского района» о признании комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункт 7 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункты 38,39,40 Основ ценообразования, пункты 24, 45 Методических указаний; о предписании органу тарифного регулирования устранить нарушения, допущенные при установлении тарифов МУП «Водоканал Кировского района» на 2018 год приказом от 28.12.2017 №664-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» на 2018 год» в части установления тарифа на водоотведение для потребителей муниципального образования «Кировское городское поселение Ленинградской области», учесть средства, подлежащие дополнительному учету в необходимой валовой выручке регулируемой организации по водоотведению, а именно <данные изъяты> тыс.руб. расходов на оплату объемов сточных вод, переданных на транспортировку другим организациям и <данные изъяты> тыс.руб. ремонтных расходов.

Исследовав заявленные административным истцом доводы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 38, 39 Основ ценообразования (подпункт «в»), подпункта 3 пункта 18 Методических указаний при установлении тарифов методом экономически обоснованных расходов в необходимую валовую выручку в составе производственных расходов включаются расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

Поименованные расходы определяются как произведение тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких организаций уполномоченными органами государственного регулирования тарифов, и экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых у них товаров (работ, услуг) для осуществления регулируемых видов деятельности (пункт 49 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов, в том числе прикладываются:

копии документов, подтверждающих проведение заявителем закупки товаров (работ, услуг) в установленном законодательством Российской Федерации порядке (положение о закупках, извещение о проведении закупок, документация о закупке, протоколы проведения закупок, составляемые в ходе проведения закупок) (подпункт «л»);

копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования (подпункт «о»).

Как установлено судом, МУП «Водоканал Кировского района» были заявлены требования по включению расходов на транспортировку сточных вод, осуществляемой сторонними организациями на 2018 года в размере <данные изъяты> тыс. руб. (по Кировскому ГП). Органом тарифного регулирования учтены расходы на транспортировку сточных вод, осуществляемую сторонними организациями на 2018 год в размере <данные изъяты> тыс.руб.

Так, орган тарифного регулирования принял для МУП «Водоканал Кировского района» показатель «прием сточных вод, всего» 1769, 03 тыс. куб.м., из которых товарные стоки составляют 1761,08 тыс.куб.м.; объем сточных вод, переданных на транспортировку другим организациям принят органом тарифного регулирования в размере 985,17 тыс.куб.м.(заявлено 3443,52 тыс.куб.м.).

Соответственно, расходы на оплату объемов сточных вод, переданных на транспортировку другим организациям, учтены органом тарифного регулирования в размере <данные изъяты> тыс.руб. с учетом объемов сточных вод в размере 985, 17 тыс.куб.м. (объем транспортируемых сточных вод утвержден в производственной программе АО «ЛОКС» на 2018 год, утвержденной приказом ЛенРТК от 19.12.2016 №357-пп) и тарифов на транспортировку сточных вод, установленных для АО «ЛОКС» приказом ЛенРТК от 20.12.2017 №610-п.

Учитывая, что предприятие при рассмотрении заявления об установлении тарифов в нарушение подпункта «о» пункта 17 Правил регулирования тарифов не представило договор на транспортировку сточных вод, заключенный с АО «ЛОКС» на 2018 год, то размер расходов на транспортировку сточных вод, осуществляемую сторонними организациями (равно как и объем сточных вод, переданных на транспортировку АО «ЛОКС»), обоснованно определен ЛенРТК изложенным выше способом, что соответствует требованиям пункта 49 Основ ценообразования.

При этом, наличие в обосновывающих материалах договора на транспортировку от 05.12.2017 №2 между МУП «Водоканал Кировского района» и АО «ЛОКС», не подписанного уполномоченным лицом со стороны АО «ЛОКС», не свидетельствует о соблюдении предприятием требований, предусмотренных подпунктом «о» пункта 17 Правил регулирования тарифов.

В указанной части суд также отмечает, что решением Ленинградского областного суда по административному делу отказано в удовлетворении административного иска ООО "Водоканал Кировского городского поселения" о признании недействующими приказов комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2016 г. N 357-пп "Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения (транспортировка сточных вод) акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2017-2019 годы" и N 357-п "Об установлении тарифов на транспортировку сточных вод акционерного общества "Ленинградские областные коммунальные системы" (филиал "Невский водопровод" АО "ЛОКС") на 2017-2019 годы". Решение суда вступило в законную силу 01.03.2018 (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации» №33-АПГ18-4).

Так как из договора по транспортировке сточных вод от 01.01.2018, заключенного между МУП «Водоканал Кировского района» и ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ»(далее-общество), следовало, что оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по установленным государствам ценам (тарифам), однако общество в ЛенРТК с предложением об установлении тарифов в сфере водоотведения (транспортировка сточных вод) на 2018 год не обращалось, названные тарифы для общества не устанавливались, то правовые основания для включения данных расходов в необходимую валовую выручку отсутствовали.

Договор водоотведения №09, заключенный между МУП «Водоканал Кировского района» и ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» 01.01.2018 и представленный в составе обосновывающих документов также правомерно не был учтен органом тарифного регулирования, поскольку на момент рассмотрения предложения об установлении тарифов не вступил в законную силу.

Изложенная позиция органа тарифного регулирования в полной мере соответствует требованиям пункта 49 Основ ценообразования и пунктов 17, 30 Правил регулирования тарифов.

Кроме этого, при рассмотрении настоящего административного дела сторонами по делу, а также заинтересованным лицом представлены копии договора водоотведения №09 от 01.01.2018, заключенного между МУП «Водоканал Кировского района» и ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ», с различным содержанием пункта третьего названного договора.

Так, органом тарифного регулирования представлена копия договора водоотведения №09 от 01.01.2018 (подписанного сторонами), в пункте 3 которого отражено, что местом исполнения обязательств по настоящему договору является <адрес>.

В пункте 3 копиях названного договора, представленных административным истцом и заинтересованным лицом ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» (также подписанных сторонами) отражено, что местом исполнения обязательств по настоящему договору является: <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Представленная административным истцом план-схема сетей канализации, расположенных в г.Кировске Ленинградской области, не свидетельствует о занижения объема сточных вод, переданных на транспортировку другим организациям и соответственно о занижении расходов на транспортировку сточных вод, учтенных органом тарифного регулирования при исчислении необходимой валовой выручки. Кроме этого, как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, представленная план-схема не соответствует производственной программе МУП «Водоканал Кировского района», где часть стоков (39,38 тыс.куб.м.) идет на очистку ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ», а часть на КОС г.Кировска. В указанной части также следует отметить, что в приложении 1 таблицы 1.3 производственной программы МУП «Водоканал Кировского района» отражено, что очистные сооружения находятся на реконструкции и выведены из эксплуатации.

Не могут быть учтены доводы директора МУП «Водоканал Кировского района» Сойтонен М.В. о том, что в орган тарифного регулирования до разрешения вопроса об установлении тарифов был представлен действующий договор водоотведения №9 от 01.01.2018, так как названный договор был фактически ею подписан 30.11.2017, поскольку в названном договоре соответствующая оговорка о вступлении его в силу с даты подписания отсутствует.

Оценив доводы административного истца относительно необоснованного исключения из состава необходимой валовой выручки расходов на ремонтные работы в сумме <данные изъяты> тыс.руб. суд указывает следующее.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов(затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется с учетом планируемых на очередной период ремонтных расходов.

Согласно пункту 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

В подтверждение затрат на ремонтные работы административным истцом в орган тарифного регулирования была представлены: производственная программа в сфере водоотведения на 2018 год МУП «Водоканал Кировского района», содержащая план ремонт мероприятий с указанием характера и объема ремонтных работ и их стоимости; план ремонтных работ согласован с администрацией муниципального образования «Кировск» Кировского муниципального района Ленинградской области.

Кроме этого, МУП «Водоканал Кировского района» в ЛенРТК представлена таблица «Расчет затрат по статье «Ремонтные расходы» по услуге водоотведения, также содержащая названный выше размер планируемых затрат на ремонт на 2018 год без расчетов и приложения каких-либо обосновывающих документов.

Так как, в нарушение п.17 Правил регулирования тарифов, п.п. 26, 51 Основ ценообразования предприятием в целях установления тарифов расходы на ремонт не были подтверждены надлежащими доказательствами, в частности, документами, предусмотренными Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 №437/пр, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденным протоколом Госстроя РСФСР от 01.06.1989 №13-8(акты обследования, дефектные ведомости, локальные сметы), документами, подтверждающими соблюдение порядка закупки товаров (работ, услуг), предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то ЛенРТК правомерно исключил из необходимой валовой выручки по водоотведению расходы на ремонтные работы в размере <данные изъяты> тыс.руб. как экономически необоснованные.

В данной части доводы административного истца о том, предприятие не имело возможности произвести соответствующие мероприятия с учетом времени его создания не свидетельствуют о несоблюдении ЛенРТК требований действующего законодательства в указанной сфере правового регулирования.

Суд не может признать обоснованным и утверждение административного истца о допустимости исчисления ремонтных расходов путем корректировки операционных расходов ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ», как не основанное на положениях действующего законодательства в сфере государственного установления цен (тарифов) в области водоотведения (включая положения пункта 15 Правил регулирования).

Суд считает, что по делу не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением действующего законодательства, что привело к нарушению прав административного истца.

По существу, доводы административного истца не содержат правовых оснований для признания недействующим оспариваемого регионального нормативного правового акта, а сводятся к необоснованному толкованию норм в данной сфере правового регулирования.

Допущенная же органом тарифного регулирования ошибка при определении объема сточных вод, переданных на очистку другим организациям (соответственно допущена ошибка и в размере расходов МУП «Водоканал Кировского района» на оплату услуг по очистке сточных вод: вместо <данные изъяты> тыс.руб. учтено в необходимой валовой выручке <данные изъяты> тыс. руб.) прав административного истца не нарушает и может быть исправлена ЛенРТК в последующем периоде регулирования в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования.

В указанной части суд также отмечает, что административный истец не согласен с вышеназванной позицией ЛенРТК относительно наличия ошибки, допущенной при исчислении расходов на оплату услуг очистки сточных вод.

С учетом изложенного в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28.12.2017 №664-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» на 2018 год» в оспариваемой части недействующим.

Согласно ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При вышеуказанных обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявления прокурора о вынесении частного определения в адрес органа тарифного регулирования по основаниям ст.200 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного предприятия (МУП) «Водоканал Кировского района» о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) от 28.12.2017 №664-п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение муниципального унитарного предприятия «Водоканал Кировского района» на 2018 год» в части установления тарифа на водоотведение для потребителей муниципального образования «Кировское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области, отказать.

В удовлетворении заявления прокурора о вынесении частного определения отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е. Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2018 года.