Дело №3а-5/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2019 года город Пенза
Пензенский областной суд в составе
председательствующего судьи Овчаренко А.Н.,
при секретаре Сюсюкиной Л.В.,
с участием прокурора Ивлиевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козлова Юрия Алексеевича к Комитету местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании недействующим в части решения Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области от 05 декабря 2016 года № 217/47-6 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области» (в редакции решения от 14 апреля 2018 года № 399/79-6),
У С Т А Н О В И Л:
Решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области (далее – Комитет местного самоуправления Засечного сельсовета) от 05 декабря 2016 года № 217/47-6 утвержден Генеральный план муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области, в том числе входящие в его состав приложения № 5 «Карта функциональных зон поселения», № 6 «Карта современного использования территории поселения», № 7 «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения / Карта функциональных зон поселения (фрагмент с. Засечное)» (пункты 2.5, 2.6, 2.7 решения), в соответствии с которыми территория в селе Засечное Пензенского района Пензенской области южнее автодороги Пенза – Шемышейка, где расположен земельный участок с кадастровым номером 58:24:0375106:64, отображена в функциональной зоне сельскохозяйственного использования (том 2 л.д. 1–2, 77-79, 80, 81, 84, 160).
Данным решением признано утратившим силу решение Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 09 февраля 2012 года №297/71-5 «Об утверждении Генерального плана территории поселения Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области в новой редакции» с последующими изменениями (пункт 6 решения).
Решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 14 апреля 2018 года № 399/79-6 в Генеральный план муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области внесены изменения, в соответствии с которыми установлена новая нумерация указанных приложений к Генеральному плану: № 6 «Карта функциональных зон поселения», № 7 «Карта современного использования территории поселения», № 8 «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения / Карта функциональных зон поселения (фрагмент с. Засечное)» (пункты 1.6, 1.7, 1.8 решения). При этом изменения в названные картографические приложения к Генеральному плану в части отображения территории в селе Засечное Пензенского района Пензенской области южнее автодороги Пенза – Шемышейка, в том числе земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:64, в функциональной зоне сельскохозяйственного использования, не вносились (том 5 л.д. 33-34, 129-131).
Козлов Ю.А. обратился в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 05 декабря 2016 года № 217/47-6 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области» в части изменения функциональной зоны земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:64. В обоснование требований административным истцом указано, что на основании договора купли-продажи от 05 октября 2012 года, заключенного с ЗАО «Агрокомплекс Терновский», он и заинтересованное лицо Кострыгин Н.А. являются участниками общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 58:24:0375106:64, площадью 71137 кв.м., находящийся примерно в 1230 м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, ул. Механизаторов, д. 19, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство многоквартирных жилых домов (2-5 этажей), в том числе с встроенно-пристроенными помещениями социально-бытового обслуживания, административного и торгового назначения. Решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 05 декабря 2016 года № 217/47-6 указанный участок отнесен к функциональной зоне сельскохозяйственного использования вместо ранее существовавшей функциональной зоны жилой застройки, что, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет невозможность использования приобретенного для строительства земельного участка в соответствии с целевым назначением, а также значительное уменьшение рыночной стоимости земельного участка. В оспариваемом решении не приведены основания для изменения функциональной зоны в отношении принадлежащего ему земельного участка. Он, как правообладатель объекта недвижимости, не был уведомлен о предстоящих изменениях в Генеральный план и проведении публичных слушаний. Считал, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям Конституции Российской Федерации, нормам земельного и градостроительного законодательства.
В письменном дополнении к административному исковому заявлению от 12 декабря 2018 года представителем административного истца Козлова Ю.А. – Мельниченко Н.П. указано на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта положениям статей 18, 35 Конституции Российской Федерации, статей 40, 56, 56.1, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пунктам 2, 5, 8 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561 (том 2 л.д. 216).
В процессе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области (далее - администрация Засечного сельсовета), Правительство Пензенской области, Департамент градостроительства Пензенской области, Государственное бюджетное учреждение Пензенской области «Аэропорт города Пензы» (далее – ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы»), Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Приволжское МТУ Росавиации) (том 2 л.д. 201, том 3 л.д. 35 оборот).
В судебном заседании представитель административного истца Козлова Ю.А. и заинтересованного лица Кострыгина Н.А. – Мельниченко Н.П. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему, уточнила требования и просила суд признать недействующим со дня принятия решение Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 05 декабря 2016 года № 217/47-6 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области» (в редакции решения от 14 апреля 2018 года № 399/79-6) в части отображения земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:64 в приложениях № 6 «Карта функциональных зон поселения», № 7 «Карта современного использования территории поселения», № 8 «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения / Карта функциональных зон поселения (фрагмент с. Засечное)» к Генеральному плану в функциональной зоне сельскохозяйственного использования (том 5 л.д. 239-239 оборот).
Представители административного ответчика - Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета и заинтересованного лица администрации Засечного сельсовета – Пчелинцев А.В., Кусмарцева С.В., представитель заинтересованного лица ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» - Курто В.В. просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление (том 2 л.д. 152-155, том 3 л.д. 6-7), ссылаясь на то обстоятельство, что установление Генеральным планом функциональной зоны сельскохозяйственного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:64 обусловлено необходимостью обеспечения безопасности полетов воздушных судов и недопустимостью застройки данной территории, расположенной в непосредственной близости от аэродрома.
Представитель заинтересованного лица - Департамента градостроительства Пензенской области – Мурзаева Е.Ю. возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (том 3 л.д. 98-100), пояснив, что оспариваемый Генеральный план муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области прошел процедуру согласования в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации с уполномоченными органами государственной власти Пензенской области.
Представитель заинтересованного лица - Правительства Пензенской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, в письменном отзыве (том 3 л.д. 1-5) возражал против удовлетворения административного иска, считал, что оспариваемый нормативный правовой акт издан органом местного самоуправления с соблюдением порядка его принятия, опубликования и введения в действие.
Представитель заинтересованного лица - Приволжского МТУ Росавиации в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие (том 3 л.д. 109), в письменном отзыве (том 3 л.д. 110-111) указал, что земельный участок с кадастровым номером 58:24:0375106:64 расположен на приаэродромной территории в границах полос воздушных подходов гражданского аэродрома Пенза, в связи с чем, строительство объектов на данном земельном участке должно быть согласовано с Приволжским МТУ Росавиации с учетом мнения ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» и при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Пензенской области.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Ивлиевой Е.В., находившей административное исковое заявление Козлова Ю.А. не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Исходя из положений части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования, содержащим среди прочих сведений карты планируемого размещения объектов местного значения и функциональных зон поселения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 ГрК РФ подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, в том числе внесение в него изменений, утверждаются представительным органом местного самоуправления поселения.
Как следует из положений пункта 20 части 1, частей 3 и 4 статьи 14, части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение генерального плана сельского поселения является вопросом местного значения соответствующего муниципального района, если законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения решение этого вопроса не закреплено за сельским поселением. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключить соглашение с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в муниципальный район, о передачи им осуществления указанных полномочий.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ и на момент издания оспариваемого нормативного правового акта включал в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта генерального плана (предложений о внесении в него изменений); подготовку проекта генерального плана (вносимых в него изменений) в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц; согласование указанного проекта с уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления в случаях, установленных статьей 25 ГрК РФ; рассмотрение проекта генерального плана (вносимых в него изменений) на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 ГрК РФ; направление главой местной администрации проекта генерального плана (вносимых в него изменений) с приложением протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний в представительный орган местного самоуправления; принятие данным органом решения об утверждении генерального плана (внесении в него изменений) либо об отклонении представленного проекта и направлении его на доработку.
Процедура публичных слушаний, проводимых по проекту генерального плана (предложениям о внесении в него изменений) урегулирована статьей 28 ГрК РФ и предусматривает обязательное информирование населения о времени и месте их проведения, содержании проекта генерального плана (вносимых в него изменений), а также официальное опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Согласно части 1 статьи 1 Устава Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области (том 1 л.д. 97-128) (далее - Устав) данное муниципальное образование обладает статусом сельского поселения.
В силу статьи 2 Устава органы местного самоуправления Пензенского района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Засечного сельсовета о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с соглашением о передаче полномочий по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, утвержденным решением Собрания представителей Пензенского района Пензенской области от 09 июня 2016 года № 308-25/3 и решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 17 июня 2016 года №182/39-6, главой администрации района главе администрации поселения переданы полномочия по принятию решения о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план; Собранием представителей района Комитету местного самоуправления поселения переданы полномочия по принятию решения о проведении публичных слушаний по проекту генеральных планов, по внесению в них изменений, а также по утверждению генеральных планов поселения (том 5 л.д. 222, 223, 224-226).
Комитет местного самоуправления Засечного сельсовета является представительным органом данного муниципального образования и состоит из 11 депутатов, избираемых на 5-летний срок полномочий. Основной формой работы Комитета местного самоуправления является сессия, которая считается правомочной, если на ней присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 1 статьи 19, части 1 и 3 статьи 20 Устава).
Порядок деятельности Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета определен его регламентом, утвержденным решением Комитета местного самоуправления от 29 июня 2009 года № 39/8-5 (далее – Регламент Комитета местного самоуправления) (том 1 л.д. 141-160).
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 22 Устава Глава Засечного сельсовета подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Комитетом местного самоуправления.
Решения Комитета местного самоуправления, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Засечного сельсовета, вступают в силу на следующий день после дня их официального опубликования (обнародования), если указанными правовыми актами не установлен иной срок вступления в силу после дня их официального опубликования. Официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов Засечного сельсовета является первая публикация полного текста муниципального правового акта в информационном бюллетене «Поселенческие ведомости» (части 3 и 6 статьи 33 Устава).
Положение об указанном периодическом печатном издании утверждено решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 10 июня 2011 года № 244/54-5 (далее – Положение о периодическом печатном издании) (том 1 л.д. 161-165).
Порядок проведения публичных слушаний на территории муниципального образования регламентирован Положением о публичных слушаниях в Засечном сельсовете Пензенского района Пензенской области, утвержденным решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 18 августа 2015 года № 100/20-6 (далее - Положение о публичных слушаниях в Засечном сельсовете) (том 1 л.д. 129-139).
Как следует из материалов административного дела, на основании договора купли-продажи от 05 октября 2012 года, заключенного с ЗАО «Агрокомплекс Терновский», административный истец Козлов Ю.А. и заинтересованное лицо Кострыгин Н.А. в равных долях являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:64, площадью 71137 кв.м., находящегося примерно в 1230 м. по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Пензенская область, Пензенский район, с. Засечное, ул. Механизаторов, д. 19, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство многоквартирных жилых домов (2-5 этажей), в том числе с встроенно-пристроенными помещениями социально-бытового обслуживания, административного и торгового назначения (том 1 л.д. 9, 10, 11, том 3 л.д. 49-51).
В соответствии с постановлением администрации Засечного сельсовета от 05 апреля 2016 года № 107, опубликованным в информационном бюллетене «Поселенческие ведомости» от 06 апреля 2016 года № 6, размещенным на официальном сайте органа местного самоуправления 05 апреля 2016 года (с учетом изменений, внесенных в него постановлением администрации Засечного сельсовета от 02 ноября 2016 года № 485, опубликованным в информационном бюллетене «Поселенческие ведомости» от 18 ноября 2016 года № 17, размещенным на официальном сайте администрации 02 декабря 2016 года), осуществлена подготовка проекта новой редакции Генерального плана муниципального образования Засечный сельсовет (том 1 л.д. 174-180, 181-187, 196-197, 198-199, том 2 л.д. 235, 236, 239, 240, 241, том 3 л.д. 84-93).
Решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 24 августа 2016 года № 194/42-6 по вопросу утверждения проекта Генерального плана назначены публичные слушания на 16 ноября 2016 года. Данное решение, проект Генерального плана и извещение о проведении публичных слушаний опубликованы в информационном бюллетене «Поселенческие ведомости» от 26 августа 2016 года № 12 и размещены на официальном сайте органа местного самоуправления 25 августа 2016 года (том 1 л.д. 188-189, 191-193, том 2 л.д. 237, 238, том 3 л.д. 125, 208-269).
Проект Генерального плана также 08 августа 2016 года был размещен в электронном виде на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования и в документальном виде располагался в общедоступных местах: в здании ДЦ села Засечное, сельском клубе села Лебедевка, в здании школы и детского сада села Засечное (том 1 л.д. 190, 213).
28 октября 2016 года проект Генерального плана согласован в соответствии с частью 2 статьи 25 ГрК РФ с уполномоченными органами государственной власти Пензенской области, что подтверждается сводным заключением № RU58524309-511/7 от 28 октября 2016 года, утвержденным Правительством Пензенской области (том 1 л.д. 194, 195).
16 ноября 2016 года в населенных пунктах, входящих в состав Засечного сельсовета, с участием жителей муниципального образования и заинтересованных лиц (правообладателей земельных участков) состоялись публичные слушания, по результатам которых проект Генерального плана муниципального образования получил положительную оценку и с учетом поступивших предложений рекомендован к направлению на утверждение в Комитет местного самоуправления Засечного сельсовета, что отражено в протоколах публичных слушаний от 16 ноября 2016 года и заключении по результатам публичных слушаний от 17 ноября 2016 года, которое было опубликовано в информационном бюллетене «Поселенческие ведомости» от 18 ноября 2016 года № 17 и размещено на официальном сайте органа местного самоуправления (том 1 л.д. 202-205, 206-208, 209-212, 213-215, 216-220, том 2 л.д. 240, 241).
01 декабря 2016 года проект Генерального плана вместе с протоколами и заключением по результатам публичных слушаний направлен главой администрации Засечного сельсовета на рассмотрение в представительный орган муниципального образования (том 1 л.д. 221).
Решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 05 декабря 2016 года № 217/47-6, принятым большинством голосов на правомочной сессии депутатов (присутствовало 8 из 11 избранных депутатов, единогласно проголосовавших за принятие решения), утвержден Генеральный план муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области, в том числе входящие в его состав приложения № 5 «Карта функциональных зон поселения», № 6 «Карта современного использования территории поселения», № 7 «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения / Карта функциональных зон поселения (фрагмент с. Засечное)» (пункты 2.5, 2.6, 2.7 решения), в соответствии с которыми территория в селе Засечное южнее автодороги Пенза – Шемышейка, где расположен земельный участок с кадастровым номером 58:24:0375106:64, отнесена к функциональной зоне сельскохозяйственного использования (том 1 л.д. 222, 224-226, том 2 л.д. 1-84, 160).
Данным решением признано утратившим силу решение Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 09 февраля 2012 года №297/71-5 «Об утверждении Генерального плана территории поселения Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области в новой редакции» с последующими изменениями (пункт 6 решения).
Решение Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 05 декабря 2016 года № 217/47-6 подписано Главой Засечного сельсовета Богословом В.Я., вместе с картографическим материалом опубликовано в информационном бюллетене «Поселенческие ведомости» от 05 декабря 2016 года № 19, размещено на официальном сайте органа местного самоуправления 05 декабря 2016 года и вступило в силу на следующий день после его официального опубликования (том 2 л.д. 85-150, 217, 218).
В соответствии с пунктом 4 указанного решения Генеральный план муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области размещен на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (том 2 л.д. 151, 244-246).
Решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета от 14 апреля 2018 года № 399/79-6, согласованным с уполномоченными органами государственной власти Пензенской области, принятым по результатам публичных слушаний на правомочной сессии большинством голосов депутатов, подписанным Главой Засечного сельсовета Богачевым А.В., опубликованным в информационном бюллетене «Поселенческие ведомости» от 28 апреля 2018 года № 9, размещенным на официальном сайте органа местного самоуправления и на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, вступившим в силу на следующий день после его официального опубликования, в Генеральный план муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области внесены изменения, в соответствии с которыми установлена новая нумерация указанных приложений к Генеральному плану: № 6 «Карта функциональных зон поселения», № 7 «Карта современного использования территории поселения», № 8 «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения / Карта функциональных зон поселения (фрагмент с. Засечное)» (пункты 1.6, 1.7, 1.8 решения). При этом изменения в названные картографические приложения к Генеральному плану в части отображения территории в селе Засечное Пензенского района Пензенской области южнее автодороги Пенза – Шемышейка, в том числе земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:64, в функциональной зоне сельскохозяйственного использования, не вносились (том 5 л.д. 12-28, 29, 30-32, 33-132, 133, 134-217, 218, 221).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом – Комитетом местного самоуправления Засечного сельсовета в пределах установленной компетенции, подписан надлежащим должностным лицом, принят с соблюдением формы (вида), процедуры его принятия, в том числе публичных слушаний, порядка его опубликования и введения в действие, с учетом вышеприведенных норм ГрК РФ, а также муниципальных правовых актов – Устава Засечного сельсовета, Положения о публичных слушаниях в Засечном сельсовете, Регламента Комитета местного самоуправления, Положения о периодическом печатном издании.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались в судебном заседании представителем административного истца и другими участниками процесса.
Имеющееся в административном исковом заявлении указание на отсутствие уведомления административного истца, как правообладателя земельного участка, о вносимых изменениях в документ территориального планирования и проведении публичных слушаний, не свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления процедуры принятия оспариваемого решения.
В соответствии с частями 3, 5 статьи 28 ГрК РФ в случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Исходя из положений части 8 статьи 28 ГрК РФ оповещение жителей муниципального образования о времени и месте публичных слушаний должно быть осуществлено в срок не менее одного месяца и не более трех месяцев до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний.
Данные нормы, а также Положение о публичных слушаниях в Засечном сельсовете не устанавливают обязанность органа местного самоуправления по персональному уведомлению граждан и организаций о проекте генерального плана (вносимых в него изменениях) и назначенных публичных слушаниях.
Как следует из обстоятельств дела, необходимая информация о публичных слушаниях и проекте оспариваемого Генерального плана в установленный срок была размещена административным ответчиком для всеобщего сведения в официальном печатном издании, распространяемом на территории муниципального образования в административных, культурных, образовательных учреждениях и библиотеке, а также на официальном сайте в сети «Интернет», в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, иных общедоступных местах; жители Засечного сельсовета и правообладатели объектов недвижимости реализовали свое право на участие в публичных слушаниях и внесение предложений и замечаний по проекту Генерального плана, что свидетельствует о соблюдении вышеприведенных положений законодательства, а также об обеспечении органом местного самоуправления свободы участия граждан и их объединений в градостроительной деятельности, как одного из принципов рассматриваемых правоотношений, предусмотренного пунктом 5 статьи 2 ГрК РФ.
Доводы представителя административного истца о том, что оспариваемое решение после вступления его в силу не было направлено административным ответчиком в районную прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы в соответствии с требованиями пункта 16.6 статьи 16 Регламента Комитета местного самоуправления (том 1 л.д. 160), не могут служить достаточным основанием для удовлетворения административного иска, поскольку указанное обстоятельство не повлияло на законность принятого нормативного правового акта. В процессе рассмотрения судом настоящего дела коррупциогенных факторов, предусмотренных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», в оспариваемых положениях Генерального плана сельского поселения не установлено.
При проверке оспариваемой части решения Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области от 05 декабря 2016 года № 217/47-6 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области» (в редакции решения от 14 апреля 2018 года № 399/79-6) на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Положениями пунктов 1, 2, 8 статьи 2 ГрК РФ предусмотрено, что основными принципами законодательства о градостроительной деятельности являются обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Внесение изменений в генеральные планы является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, которые при регламентации градостроительной деятельности должны обеспечить комфортные и благоприятные условия проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, а также согласование государственных, общественных и частных интересов в данной области, что следует из правовой позиции, приведенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 года № 10-П.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Согласно статье 46 Воздушного кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с оператором аэродрома гражданской авиации или организацией, осуществляющей эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации либо уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, и осуществляться в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 2, 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138 (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) приаэродромная территория представляет собой прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории. Для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория как зона с особыми условиями использования территории отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации.
Указанные требования воздушного законодательства Российской Федерации носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при принятии решений о развитии городских и сельских поселений.
В соответствии с Генеральным планом муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области, утвержденным оспариваемым решением, к основным стратегическим задачам генерального плана относятся, в частности, определение при помощи комплексной оценки и функционального зонирования территорий благоприятных участков для размещения объектов социального, гражданского и производственного строительства; определение комплекса планировочных предложений по использованию территории, взаимному размещению объектов производственного и жилищного хозяйства, транспортных и инженерных сооружений; определение мер по защите окружающих территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (том 2 л.д. 23, том 5 л.д. 40).
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером 58:24:0375106:64 расположен в селе Засечное Пензенского района Пензенской области южнее автодороги Пенза – Шемышейка на приаэродромной территории (в границах 30-километровой зоны от контрольной точки аэродрома) в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы (менее 900 метров), полос воздушных подходов и объектов радиотехнического оборудования аэропорта города Пензы в зонах с повышенным уровнем авиационного шума и ограничения высоты застройки, в связи с чем, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов и исключения их вредного воздействия на здоровье людей указанный земельный участок при утверждении административным ответчиком оспариваемого Генерального плана был отнесен к функциональной зоне сельскохозяйственного использования, которая не предусматривает активную застройку данной территории и проживание населения.
Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета (том 2 л.д. 201 оборот, том 3 л.д. 103, том 5 л.д. 235 оборот), объяснениями представителя ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» (том 5 л.д. 236 оборот - 237), письменным отзывом начальника Приволжского МТУ Росавиации от 28 декабря 2018 года (том 3 л.д. 110-111), картой планируемого размещения объектов местного значения поселения / картой функциональных зон поселения (том 2 л.д. 81, том 5 л.д. 131), картой функциональных зон поселения с указанием места расположения земельного участка 58:24:0375106:64 (том 2 л.д. 160), фрагментом публичной кадастровой карты (том 2 л.д. 161), схемой территориального планирования Пензенской области (схема зон с особыми условиями территории) (том 3 л.д. 30, 31, 120), схемой расположения зон авиационных шумов, поверхностей взлета и захода на посадку аэропорта г. Пенза (том 3 л.д. 28) и другими имеющимися в деле доказательствами.
Установление в оспариваемом Генеральном плане названой функциональной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:64 осуществлено административным ответчиком с учетом позиции оператора аэродрома - ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы», который ранее при осуществлении органами местного самоуправления полномочий в сфере градостроительной деятельности и принятии документов территориального планирования неоднократно заявлял о недопустимости застройки указанной территории, расположенной южнее автодороги Гидрострой – Засечное – Куриловка (участок автодороги Пенза – Шемышейка), и необходимости исключения ее из жилой зоны, что подтверждается письмами ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» от 31 мая 2013 года № 648, от 18 ноября 2013 года № 1563, от 21 января 2014 года № 75 (том 2 л.д. 247, 249, 250), протоколом публичных слушаний от 23 января 2014 года (том 3 л.д. 64-68).
Наличие на указанной территории факторов, оказывающих негативное воздействие на жизнедеятельность человека вследствие полетов воздушных судов, ограничивающих возможность ее развития в качестве селитебной территории, подтверждается также санитарно-эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области от 24 октября 2018 года №58.02.02.000.Т.000492.10.18 и планом границ санитарно-защитной зоны от 07 сентября 2018 года, полученными после утверждения оспариваемого Генерального плана, согласно которым место расположения земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:64 находится в границах санитарно-защитной зоны ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы», где не допускается использование земельных участков в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения, для ведения дачного хозяйства и садоводства и других объектов (том 3 л.д. 8, 9-16).
Как следует из обстоятельств дела, территория в селе Засечное Пензенского района Пензенской области южнее автодороги Пенза – Шемышейка, где находится земельный участок с кадастровым номером 58:24:0375106:64, исторически использовалась для сельскохозяйственных целей, рядом с участком административного истца расположен тепличный комплекс, данная территория свободна от объектов капитального строительства, на ней не располагаются жилые, общественные, производственные, административные здания, объекты социальной инфраструктуры. Из анализа раздела 4.2 Генерального плана и карты планируемого размещения объектов местного значения / карты функциональных зон поселения (том 2 л.д. 49-50, 81, том 5 л.д. 67, 131) можно установить, что развитие жилищного строительства в селе Засечное осуществляется и планируется на иных территориях (город «Спутник», жилые комплексы «Лукоморье», «Петровский квартал», «Семейный», микрорайон «Сурский квартал» и др.), расположенных вдоль реки Суры севернее автодороги Пенза – Шемышейка на большем удалении от комплекса аэропорта города Пензы, чем участок административного истца, путем уплотнения существующей жилой застройки.
Таким образом, оспариваемые положения Генерального плана Засечного сельсовета, отображающие земельный участок с кадастровым номером 58:24:0375106:64 в функциональной зоне сельскохозяйственного использования, согласуются с правовым режимом приаэродромной территории, направлены на обеспечение безопасности полетов воздушных судов и благоприятных условий для проживания граждан, приняты с целью устойчивого развития территории, рационального планирования (зонирования) территории с учетом возможности взаимного размещения объектов транспортной инфраструктуры (аэропорта города Пензы) и гражданского назначения (объектов жилищного строительства), в связи с чем, полностью соответствуют вышеприведенным нормам градостроительного и воздушного законодательства, а также стратегическим задачам генерального плана муниципального образования.
Вопреки доводам представителя административного истца, на органы местного самоуправления законом не возложена обязанность по определению в генеральном плане функциональных зон в соответствии с существующим на момент его утверждения целевым назначением земельных участков. Из системного толкования положений статей 2, 9, 23 ГрК РФ следует, что генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем. При этом приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.
В данном случае при принятии оспариваемых правовых норм Комитетом местного самоуправления Засечного сельсовета соблюдены вышеприведенные положения ГрК РФ, обеспечены комплексный учет потребностей населения, а также баланс публичных и частных интересов.
При этом суд учитывает, что земельный участок с кадастровым номером 58:24:0375106:64 в соответствии с целевым назначением, указанным в его правоустанавливающих документах - под строительство многоквартирных жилых домов (2-5 этажей) с встроенно-пристроенными помещениями социально-бытового обслуживания, административного и торгового назначения), не освоен, разрешение на строительство указанных объектов, в том числе согласование собственника аэродрома не выдавалось.
Письмо ГБУ ПО «Аэропорт г. Пензы» от 12 декабря 2012 года № 1519 (том 3 л.д. 25) и схема генерального плана и благоустройства территории жилого квартала «Засечная поляна», подготовленная ООО «Фундамент» (том 4 л.д. 131), на которые указывалось в ходе рассмотрения дела представителем административного истца, не свидетельствуют об обратном. Данные документы не являются правовыми актами, подтверждающими соответствие проектной документации установленным требованиям и право на возведение объектов капитального строительства на указанном земельном участке.
Оспариваемые положения Генерального плана не прекращают право частной собственности административного истца на земельный участок, не нарушают его права и свободы, гарантированные статьями 18, 35 Конституции Российской Федерации, не ограничивают возможность использования земельного участка в соответствии с установленным функциональным зонированием территории и не противоречат нормам земельного законодательства, приведенным в административном исковом заявлении и дополнении к нему.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом всех вышеприведенных обстоятельств, принимая во внимание соблюдение Комитетом местного самоуправления Засечного сельсовета порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого решения, соответствие оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, отсутствие нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, суд в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ считает необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований Козлова Ю.А.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Козлова Юрия Алексеевича к Комитету местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области о признании недействующим решения Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Пензенского района Пензенской области от 05 декабря 2016 года № 217/47-6 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Засечный сельсовет Пензенского района Пензенской области» (в редакции решения от 14 апреля 2018 года № 399/79-6) в части отображения земельного участка с кадастровым номером 58:24:0375106:64 в приложениях № 6 «Карта функциональных зон поселения», № 7 «Карта современного использования территории поселения», № 8 «Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения / Карта функциональных зон поселения (фрагмент с. Засечное)» к Генеральному плану в функциональной зоне сельскохозяйственного использования, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2019 года.
Судья: А.Н. Овчаренко