ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-138/19 от 16.10.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2019 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Орловой Е.Д.,

с участием представителя административного истца прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Румянцевой А.А.

представителя административного ответчика Законодательного Собрания Иркутской области Мехряковой О.Д., действующей на основании доверенности от <дата изъята>. № <номер изъят>,

представителя заинтересованного лица Губернатора Иркутской области Лаврентьевой Т.С., действующей на основании доверенности от <дата изъята> г. № <номер изъят>,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-<номер изъят> по административному исковому заявлению заместителя Прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Законодательному Собранию Иркутской области о признании недействующим Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд в Иркутской области» и статью 2 Закона Иркутской области «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области»,

У С Т А Н О В И Л:

заместитель прокурора Иркутской области обратился в Иркутский областной суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о признании недействующим Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд, и о внесении изменений в статью 2 Закона Иркутской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» и статью 2 Закона Иркутской области «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области» (далее Закон Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз).

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что Прокуратурой Иркутской области при рассмотрении информации Контрольно-счетной палаты Иркутской области выявлены противоречия указанного закона бюджетному законодательству Российской Федерации.

Прокуратурой Иркутской области не оспаривается процедура принятия Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз, порядок опубликования и регистрации.

Поскольку положения областного закона, противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, административный истец считает, что Закон Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз подлежит признанию недействующим в связи со следующим.

Предметом Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз являются отношения, связанные с предоставлением гражданам дополнительной меры социальной поддержки в натуральной форме в виде предоставления лесоматериалов для собственных нужд в Иркутской области, что является расходным публичным обязательством Иркутской области в социальной сфере, подлежащим финансированию за счет средств областного бюджета.

Статьями 2, 3, 4 Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз определены понятие лесоматериалов, получатели меры социальной поддержки, размер меры социальной поддержки.

По мнению административного истца, в нарушение требований абзаца 22 статьи 6, пунктов 1, 2 и 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации Закон Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз не содержит определение источника финансового обеспечения его реализации, устанавливающего дополнительную меру социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде предоставления лесоматериалов для собственных нужд.

Закон Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз, регулируя отношения в социальной сфере в части установления дополнительной меры социальной поддержки, что при условии финансирования за счет средств областного бюджета относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, одновременно регулирует отношения в лесной сфере, связанные с заготовкой древесины вопреки предмету регулирования, предусмотренному статьей 3, пунктом 9 статьи 5 Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз, с превышением полномочий, предоставленных субъектам положениями статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Так, одним из условий предоставления меры социальной поддержки является отказ гражданина от заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, предусмотренного Законом Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области».

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов является платным.

Административный истец полагает, что допуская отказ гражданина от реализации права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд взамен предоставления лесоматериала, Закон Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз нарушает принцип платности использования лесов.

Статьей 7 Закона от 9 января 2019 г. № 1-оз внесены изменения в статью 2 Закона Иркутской области от 7 октября 2009 г. № 67/33-оз «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области», где к исключительным случаям заготовки древесины отнесена заготовка древесины для изготовления лесоматериалов, предоставление и передача в соответствии с федеральным и областным законодательством которых является дополнительной мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренной государственными программами Иркутской области.

По мнению административного истца, в нарушение требований статей 69.2, 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 2, 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Постановления Правительства Иркутской области от 31 декабря 2010 г. № 348-пп «О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» часть 9 статьи 5 Закона от 9 января 2019 г. № 1-оз допускает к участию в правоотношениях по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки областные государственные учреждения в лесной сфере, определяя эти отношения государственным заданием.

В соответствии с положениями Устава областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области» предметом и целями деятельности автономного учреждения является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, иных целей и задач, в том числе направленных на обеспечение мер социальной поддержки не предусматривает.

Кроме того, исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, а также по управлению в области социального развития, включая социальную защиту отдельных категорий граждан и социальное обслуживание граждан, опеке и попечительству, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности на территории Иркутской области, является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, органы лесного хозяйства субъекта Российской Федерации не наделены правом предоставления мер социальной поддержки.

Заместитель прокурора Иркутской области просит суд признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Закон Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд, и о внесении изменений в статью 2 Закона Иркутской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» и статью 2 Закона Иркутской области «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области».

В судебном заседании представитель административного истца прокурор отдела Прокуратуры Иркутской области Румянцева А.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Иркутской области Мехрякова О.Д., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, представила отзыв на исковое заявление, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представитель Губернатора Иркутской области Лаврентьева Т.С., действующая на основании доверенности, после перерыва в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не удаляясь в совещательную комнату, определил: рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы настоящего административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Материалами дела подтверждается, что Закон Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 18 декабря 2018 г. № 8/29а-ЗС, подписан Губернатором Иркутской области 9 января 2019 г., опубликован 10 января 2019 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также в газете «Областная» № 5 от 21 января 2019 г.

Судом установлено, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом, в установленном порядке при соблюдении требований законодательства к форме и порядку его обнародования. Данные обстоятельства судом проверены, никем из лиц, участвующих в деле не оспариваются.

Согласно статье 8 Закон Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз, который вступил в силу с 1 марта 2019 г., за исключением пунктов 2 и 6 статьи 4, которые вступают в силу с момента вступления в силу Закона Иркутской области о внесении изменений в пункты 2 и 6 статьи 3 Закона Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» в части соответствующего увеличения нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

Анализируя положения оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу о его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку он принят с нарушением Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также с превышением полномочий субъекта Российской Федерации в сфере регулирующей лесные правоотношения.

Из содержания Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз следует, что он регулирует общественные отношения как в сфере социального обеспечения отдельных групп населения, так и в сфере лесного законодательства.

Согласно статьям 6, 7 Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз внесены изменения в статью 2 Закона Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз) и в статью 2 Закона Иркутской области от 7 октября 2009 г. № 67/33-оз «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области от 7 октября 2009 г. № 67/33-оз).

Как было указано выше, предметом Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз являются правоотношения, связанные с предоставлением гражданам дополнительной меры социальной поддержки в натуральной форме в виде предоставления лесоматериалов для собственных нужд в Иркутской области, являющиеся расходными публичными обязательствами Иркутской области в социальной сфере при финансировании их за счет средств областного бюджета.

Статьями 2, 3, 4 Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз определены понятие лесоматериалов, получатели меры социальной поддержки, размер меры социальной поддержки.

В соответствии со статьей 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г.№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах предписаний, устанавливающих указанное право.

Согласно абзацу 20 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходным обязательством понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Указанные обязательства одновременно являются публичными обязательствами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в силу абзаца 22 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Кроме того, исходя из положений пунктов 1, 2 и 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, кроме того органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).

Вместе с тем, в нарушение требований абзаца 22 статьи 6, пунктов 1, 2 и 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закон Иркутской области от 9 января 2019 № 1-оз не содержит определение источника финансового обеспечения его реализации, устанавливающего дополнительную меру социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде предоставления лесоматериалов для собственных нужд.

Довод представителя Законодательного Собрания Иркутской области о том, что источник финансирования указанных выше расходных обязательств Иркутской области в данных спорных правоотношениях определен в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в государственной программе Иркутской области «Развитие лесного хозяйства» на 2019-2024 годы», утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области от 27 ноября 2018 г. № 861-пп, согласно которой предоставление гражданам дополнительной меры социальной поддержки в виде предоставления лесоматериалов для собственных нужд в Иркутской области входит в основное мероприятие «Обеспечение использования лесов на территории Иркутской области» на 2019-2024 годы подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов Иркутской области» на 2019-2024 года государственной программы Иркутской области «Развитие лесного хозяйства» на 2019-2024 года, на реализацию которых предусмотрено ресурсное обеспечение в размере <номер изъят> тыс. рублей на 2019 год, не может быть принят во внимание судом, поскольку сама по себе государственная (муниципальная) программа не порождает расходных обязательств, не устанавливает конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов.

Как предусмотрено статьей 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) программы являются документом планирования бюджетных ассигнований во взаимосвязи с ожидаемыми результатами их использования. Параметры ресурсного обеспечения государственных (муниципальных) программ включают объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств, а также предполагаемые объемы бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств (обусловленных законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде).

Доказательств, опровергающих данный вывод суда, материалы дела не содержат административным ответчиком и заинтересованным лицом суду не представлено.

Судом установлено, что оспариваемый Закон Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз осуществляет регулирование правоотношений в двух сферах - в социальной сфере в части установления дополнительной меры социальной поддержки, при условии финансирования за счет средств областного бюджета, что относится к полномочиям субъекта Российской Федерации, а также в лесной сфере, в части осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, связанных с заготовкой древесины.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются законы Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 2 Лесного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты субъектов Российской Федеоации должны ему соответствовать. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, согласно ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют переданные федеральные полномочия в сфере лесных отношений.

В соответствии с подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьями 30, 82 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений утверждают порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд.

Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что заготовка древесины, переработка древесины и иных лесных ресурсов является одним из видов использования лесов.

Согласно части 1 статьи 30, части 4 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации гражданам предоставлено право заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Право граждан на заготовку древесины для собственных нужд, предусмотренное Лесным кодексом, является равным, независимо от категории населения.

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Заготовленную древесину нельзя отчуждать или передавать другому лицу иными способами.

Частями 3 и 5 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Полномочия Иркутской области, предоставленные Лесным кодексом Российской Федерации, по установлению порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд органами государственной власти Иркутской области реализованы путем принятия Закона Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области», им установлены порядок заготовки гражданами древесины для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в том числе порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений, и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в Иркутской области.

Порядок обращения гражданина с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 11.01.2016 № 5-пп «Об утверждении Положения о порядке обращения гражданина с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд».

Законом Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-оз предусмотрено, что граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд для отопления, возведения строений, текущего и капитального ремонта жилых помещений, строительства и ремонта хозяйственных построек, иных собственных нужд. По закону гражданин может осуществлять заготовку самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

Анализируя положения Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз, суд приходит к выводу о принятии его с нарушением полномочий субъекта, предоставленных ему статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

Одним из условий предоставления меры социальной поддержки, категориям лиц, указанным в оспариваемом Законе, является отказ гражданина от заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд предусмотренного Законом Иркутской области от 10 ноября 2011 № 109-оз «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области».

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов является платным.

Исходя из указанных положений Лесного кодекса Российской Федерации право граждан на заготовку древесины для собственных нужд является льготным: договор купли-продажи подлежит заключению на основании заявления (вне конкурсных процедур, определенных для других потребителей леса), по минимальным ставкам.

Учитывая данное обстоятельство, суд приходит к выводу, что допуская отказ гражданина от реализации права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, взамен предоставления лесоматериала, законодатель Иркутской области нарушает принцип платности использования лесов.

Статьей 7 Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз внесены изменения в статью 2 Закона Иркутской области от 7 октября 2009 г. № 67/33-оз «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области Закон Иркутской области», где к исключительным случаям заготовки древесины отнесена заготовка древесины для изготовления лесоматериалов, предоставление и передача в соответствии с федеральным и областным законодательством которая является дополнительной мерой социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренной государственными программами Иркутской области.

В нарушение требований статей 69.2 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 2, 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», постановления Правительства Иркутской области от 31 декабря 2010 г. № 348-пп «О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации», часть 9 статьи 5 Закона Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз, допускает к участию в правоотношениях по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки областные государственные учреждения, осуществляющие деятельность в лесной сфере, определяя эти отношения государственным заданием.

Согласно положениям статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации решением органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, для бюджетных и автономных учреждений формируется Государственное (муниципальное) задание, которое должно содержать: показатели, характеризующие качество и (или) объем оказываемых государственных услуг (выполняемых работ); порядок контроля за исполнением государственного задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного задания.

В силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Исходя из положений абзаца 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» финансовое обеспечение для достижения целей осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

В соответствии с частями 3.12-3.14 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» допускается осуществление автономным учреждением публичных обязательств перед физическими лицами в рамках полномочий государственного органа, являющегося учредителем, только в денежной форме, порядок осуществления которых и их финансовое обеспечение подлежат определению высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Предметом и целями деятельности автономного учреждения является обеспечение выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органа государственной власти в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, иных целей и задач, в том числе направленных на обеспечение мер социальной поддержки на них законодательство не возлагается.

Вместе с тем, исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, а также по управлению в области социального развития, включая социальную защиту отдельных категорий граждан и социальное обслуживание граждан, опеке и попечительству, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности на территории Иркутской области, является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, органы лесного хозяйства субъекта Российской Федерации не наделены правом предоставления мер социальной поддержки.

Доводы представителя административного ответчика, а также отзывов на исковое заявление административного ответчика и заинтересованного лица не ставят под сомнения выводы суда по настоящему делу, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

При указанных выше обстоятельствах оспариваемый Закон Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз следует признать недействующим, поскольку он входит в противоречие с нормами законодательства Российской Федерации, имеющих большую юридическую силу, в частности Бюджетного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела оспариваемый Закон Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз применяется и на его основании реализуются прав и обязанности населения Иркутской области, суд находит возможным признать его недействующим со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

Резолютивная часть решения в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования заместителя прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Закон Иркутской области от 9 января 2019 г. № 1-оз «О дополнительной мере социальной поддержки в Иркутской области граждан, нуждающихся в древесине для собственных нужд в Иркутской области» и статью 2 Закона Иркутской области «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области».

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная», на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а также в официальном печатном издании Законодательного Собрания Иркутской области «Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено <дата изъята> г.